Бесплатный автореферат и диссертация по биологии на тему
Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи, 5 - 7 классы средней школы
ВАК РФ 03.00.02, Биофизика
Содержание диссертации, кандидата педагогических наук, Миронова, Наталия Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
Р ГЛАВА I: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В АСПЕКТЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ.
1.1. Природа художественного образа.
1.2. Особенности взаимодействия литературы и живописи.
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
2.1. Исследование проблемы восприятия художественного образа в психологии.
2.2. Проблема восприятия художественного образа в методической науке. Анализ констатирующего эксперимента.
2.3. Интегрированный урок литературы как эффективная форма углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения.
ГЛАВА III: УГЛУБЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 5-7Х КЛАССАХ.
3.1. Анализ фольклорных образов-персонажей в условиях взаимодействия литературы и живописи на примере сказок «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», былин, изучаемых в 5
7х классах.
3.2. Изучение образа-персонажа рассказов И.С. Тургенева на интегрированных уроках в 5-7х классах.
Введение Диссертация по биологии, на тему "Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи, 5 - 7 классы средней школы"
В связи с возрастающей ролью гуманитарных дисциплин в современном образовательном процессе возникает множество проблем, связанных с повышением эффективности уровня литературного образования школьника. Особую значимость на рубеже веков приобретают исследования, способствующие духовному обогащению ученика в аспекте гуманистической направленности, и среди них - углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи в 5-7х классах средней школы.
Актуальность исследования по проблеме углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения определяется: во-первых, возрастающим интересом современной школы к личности ученика, проникновением в особый мир школьника, формированием разносторонней, духовно развитой личности; во-вторых, повышением значения методов преподавания, акцентирующих особое внимание на проблеме интеграции различных видов искусств в учебном процессе.
Актуальность проблемы углубления восприятия художественного образа в методической науке неоднократно подчеркивалась учеными, обращавшимися в своих исследованиях к различным ее аспектам. Еще В.В. Голубков говорил о тесной связи художественного восприятия и эстетического чувства: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой.» (4LC.211) В психологической науке JI.C. Выготский считал, что в основе художественного восприятия заложены моменты творчества: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». (38,С.21 )
Научная литература, в которой ставились вопросы углубления восприятия художественного образа, весьма обширна. Прежде всего имеются в виду труды ведущих психологов и методистов (работы JI.C. Выготского, Л.И. Божович, П.Н Беркова, Л.Г. Жабипкой, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Л.С. Салямона, Д.Н. Узнадзе, П.М Якобсона, В.В. Голубкова, О.Ю. Богдановой, О.Н. Никифоровой, A.M. Левидова, Л.Н. Рожиной, Н.О. Корста, В.Г. Маранцмана, С.Х. Раппопорта, С.Л. Рубинштейна и др.), в которых исследуется особенность восприятия произведений искусства и художественного образа; отличие данного восприятия от обычной перцепции.
Характеризуя сущность восприятия художественного образа, психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Н Берков, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.) видят его целью прежде всего не получение некоей информации, хотя информационный момент, конечно, присутствует, а постижение той идеальной модели действительности, которую создал автор произведения, осмысливая множество явлений, связей, отношений окружающего мира.
Проблема углубления восприятия художественного образа является одной из ключевых в психологии и методике. В работах западноевропейских психологов начала-середины XX в. (Бедсалла, Д.Гибсона, Свет-са, Тэннера и др.) отмечается целостность художественного восприятия, подробно исследованная впоследствии в работах отечественных психологов.
Реальная ценность художественных произведений, как отмечал А.Н. Толстой, обнаруживается именно в восприятии и оценке их теми, для кого они создаются. Художественное восприятие выходит за рамки непосредственного контакта читателя с произведением. П.М. Якобсон отмечал, что «художественное восприятие творений художника делает наше общение с произведением искусства источником обогащения нашего духовного мира, основой развития нашего более тонкого понимания людей и их внутреннего мира». (16LC.69)
В методической науке проблему восприятия художественного образа соотносят с проблемой анализа. Процесс анализа художественного образа строится в единстве формы и содержания, чтобы учащиеся, исходя из позиции О.Ю. Богдановой, не просто перечисляли изолированно приемы автора, а видели, как то или иное качество героя раскрывается писателем. В методике при анализе художественного образа используется как литературоведческий анализ данного персонажа, так и учитывается авторская позиция, эстетический опыт школьника и т.д.
Различным аспектам избранной нами проблемы углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи: роли других видов искусства для восприятия художественного образа, межпредметным связям, взаимодействию литературы и изобразительного искусства, интегрированному уроку литературы и т.д. - посвящены работы методистов - В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Т.Г. Браже, Г.Г. Розенблата, Г.И. Беленького, Н.А Демидовой., С.А. Леонова, Е.Н. Колокольцева, Е.А. Кобелевой, С.А. Гу-ревича, М.Г. Качурина, Н.И. Кудряшева, A.M. Левидова, В.Г. Маранц-мана, Н.Д. Молдавской, Л.А. Мосуновой, Т.К. Молчановой, В.В. Неверова, З.А. Митяевой, С.А. Смирнова, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, и др.
Базовой литературоведческой и философской основой нашей работы явились труды по исследованию природы художественного образа (работы Аристотеля, Г.Э. Лессинга, Г.В.Ф. Гегеля, В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, Н.А. Дмитриевой, А.А. Потебни, Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, Д.С. Лихачева, В.Ф. Асмуса, Б.С. Мейлаха, М.Б. Храпченко, В.Е. Хализева и др.).
Учитывая накопленный психологией и методикой преподавания литературы опыт изучения проблемы восприятия художественного образа, мы обратились к наименее исследованным вопросам: принципы, критерии, уровни, теоретическая модель углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-6х классах в условиях взаимодействия литературы и живописи и на интегрированных уроках по литературе в 7х классах.
Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах происходит благодаря взаимодействию искусств на уроках литературы (в частности, живописи и литературы). В этом многостороннем процессе в сознании школьника ведущее место принадлежит литературе как вербальной основе художественной культуры. По мнению В.В. Голубкова: «Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем». (41,С.46) Оказывая огромное воздействие на все виды искусства, литература одновременно чутко усваивает их достижения. В свою очередь живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, являясь значимой для реципиента и тем самым обогащает методику школьного изучения литературы.
Современный школьник живет в сложном мире, и поэтому актуальным становится взаимодействие различных образов: живописных и словесных, которое является особенно важным на уроках литературы при восприятии художественного текста.
Цель исследования - на основе теоретического и экспериментального исследования разработать методику формирования представлений о художественном образе, используя взаимодействие литературы и живописи в процессе обучения.
Гипотеза исследования: углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах будет эффективным, если:
- сочетать анализ образа-персонажа эпического произведения и образов живописи;
- осуществлять интегрированный подход к изучению образа-персонажа (интеграция литературы и живописи);
- максимально использовать положительную мотивацию и стимулы к познанию художественного образа;
- использовать формы работы, требующие творческого подхода к освоению художественного образа.
Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1. На основе данных современного литературоведения, психологии, культурологии и методической науки; анализа накопленного педагогического опыта уточнить особенности восприятия школьниками художественного образа.
2. Провести анализ восприятия учащимися 5-7х классов образа-псрсонажа эпического произведения.
3. Уточнить условия углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах.
4. Проверить в ходе экспериментального исследования методические рекомендации по углублению восприятия школьниками 5-7х классов образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи.
Объект исследования: процесс углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах.
Предмет исследования: взаимосвязь и интерпретация произведений литературы и изобразительного искусства на уроках литературы по изучению восприятия образа-персонажа эпического произведения.
Методологической основой исследования явились труды по философии, психологии, искусствоведению, литературоведению и методакс преподавания литературы; теория установки на художественное восприятие.
Методы исследования:
1. методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, литературоведческой, культурологической, психологической, педагогической и методической литературы; учебных и методических пособий:
2. методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, беседа с учителями, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, анализ работ учащихся, обобщение педагогического опыта.
Этапы исследования:
На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы, изучались философские, литературоведческие, искусствоведческие, психологические, методические труды по данной проблеме; проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты.
На втором этапе (1999-2001 гг.) - проводился формирующий эксперимент, вырабатывались критерии и уровни углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах в условиях взаимодействия литературы и живописи.
На третьем этапе (2001 г.) - были проанализированы результаты контрольного эксперимента, подведены итоги работы, сформулированы выводы, определены возможные перспективы исследования.
Научная новизна и теоретическое значение исследования:
- уточнены методические основы (принципы, критерии, уровни) углубления восприятия художественного образа эпического произведения на уроках литературы в 5-7х классах средней школы;
- выявлены условия углубления восприятия учащимися образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах средней школы;
- предложена теоретическая модель, в основе которой лежит постепенный переход от взаимодействия литературы и живописи на уровне межпредметных связей к интеграции различных видов искусств на уроке литературы;
- раскрыта структура и содержание материала, на основе которого происходит углубление восприятия литературного героя в условиях взаимодействия литературы и живописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что показаны особенности и условия углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах; разработаны методические рекомендации по изучению литературного персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи в 5-6х классах, а также вследствие проведения интегрированных уроков в 7х классах средней школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учет условий углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения на уроках литературы в 5-7х классах средней школы способствует эффективности формирования представлений учащихся о художественном образе.
2. Углублению восприятия образа-персонажа эпического произведения способствует разработанная нами теоретическая модель преподавания, включающая в себя взаимодействие литературы и живописи в 5-6х классах, а в 7ом классе - проведение интегрированных уроков.
3. Анализ художественного образа будет эффективным при интеграции различных видов искусств в учебном процессе.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (Москва, март 2000, 2001гг.), на Научной конференции в г. Ульяновске (май 2001г.), на 2-ой Международной Шолоховской конференции (май 2001г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 129, 1155, 251 г. Москвы и № 1, 2 пос. Фряново Щелковского района Московской области.
Структура и основное содержание работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Заключение Диссертация по теме "Биофизика", Миронова, Наталия Александровна
Заключение
Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах происходит благодаря взаимодействию искусств на уроках литературы (в частности, живописи и литературы).
Становление русской живописи было теснейшим образом связано с развитием отечественной литературы. Многочисленные примеры сотворчества поэтов и художников (описанные в главе №1) свидетельствуют о взаимопроникновении словесного и изобразительного искусства. Тесное взаимодействие литературы как искусства слова с живописью является основой для поисков новых путей преподавания литературы в школе. В главе № 1 была проанализирована литература по культурологии и искусствоведению, а также сама природа художественного образа, которая рассмотрена в философском и литературоведческом аспектах.
Взаимодействие на уроках литературы словесного искусства и живописи, обладающей вещественностью линий, цвета, питает эмоции и воображение учащихся конкретными живописными образами и тем самым восполняет восприятие словесных художественных образов. В познании ученика, отталкивающегося от конкретных образов в восприятии отвлеченных понятий, происходит соединение конкретного и абстрактного, что позволяет школьнику преодолеть естественные трудности в постижении художественного текста. При углублении восприятия образа-персонажа эпического произведения, проводя взаимодействие искусств, учитываются особенности восприятия школьниками литературного произведения и живописного полотна. Тем самым необходимо было говорить о психолого-педагогической проблеме восприятия художественного образа (данная проблема рассмотрена в главе №2). В главе №2 проанализирована психологическая, методическая литература по проблеме художественного восприятия, были уточнены критерии и уровни восприятия образа-персонажа эпического произведения на этапе констатирующего эксперимента.
Опытно-экспериментальное обучение подтвердило верность цели и гипотезу данного диссертационного исследования: во-первых, на основе теоретического и экспериментального исследования разработана методика формирования представлений о художественном образе, использующая взаимодействие литературы и живописи в процессе обучения в 5-7х классах средней школы; во-вторых, углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах средней школы эффективно за счет сочетания анализа образа-персонажа эпического произведения и образов живописи, осуществления интегрированного подхода к изучению образа-персонажа (интеграция литературы и живописи), максимального использования положительной мотивации и стимулов к познанию художественного образа, использование форм работы, требующих творческого подхода к освоению художественного образа.
Опытно-экспериментальное обучение доказало, что взаимодействие живописи и литературы в школьном изучении обогащает анализ художественного произведения, позволяет разнообразить пути и приемы разбора художественного текста, ведет учеников к глубокому пониманию специфики литературы как искусства слова.
Данное исследование доказало необходимость поисков различных условий для углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах. В данном диссертационном исследовании в качестве такого условия приводится взаимодействие литературы и живописи, благодаря которому восприятие художественного текста учениками стало более осмысленным, более полным. Обращение на уроках литературы к другому виду искусства (живописи) позволило увидеть ребятам уникальность словесного искусства, заставило их внимательнее относиться к слову, помогло увидеть красоту и неповторимость художественного слова.
Перспективу дальнейшего исследования мы видим в возможности интерпретации художественного текста средствами других искусств, а также в совершенствовании интегрированного урока литературы как одной из эффективных разновидностей урока литературы. Так при изучении образов драматического произведения целесообразно осуществлять различными способами взаимодействие пьесы с искусством театра; при изучении поэтических образов лирического произведения - взаимодействие лирики с музыкой. Данное взаимодействие позволит расширить представление о видах и жанрах литературных произведений, углубить восприятие художественных образов в различных художественных произведениях, даст возможность интерпретировать литературный текст средствами других видов искусства.
Проблема углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах в условиях взаимодействия литературы и живописи является началом последующего исследования и изучения интеграции различных видов искусств в учебном процессе.
Библиография Диссертация по биологии, кандидата педагогических наук, Миронова, Наталия Александровна, Москва
1. Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Гослитиздат, 1957.-183 с.
4. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. Методика: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, Учеб. лит., - 1996. - 150 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (пер. с англ. В.Н. Самохиной), М., Изд. «Прогресс», 1974. 114 с.
6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Худож. лит., 1984.-571 с.
7. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа. Авто-реф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1971. 20 с.
8. Бараненкова А.Ф. Ассоциативность художественного образа. Вопр. филос., 1978, №12, С. 123-131.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., Искусство, 1975. -444 с.
10. Ю.Беленький Г.И. Интерпретация? / /Лит-ра в школе, 1998, №8, С.86-91.
11. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.- 165 с.
12. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1983 - 256 с.
13. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. М.: Моск. рабочий. 1971. - 464 с.
14. Беляева Л.И. Психологический анализ восприятия художественной литературы. М., Просвещение, 1973. 91 с. (Сер. «Книга и чтение в жизни небольших городов», вып. 4-й).
15. Берков П.Н. Об эстетике творчества и эстетике восприятия/Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. - С. 66-68.
16. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 400 с.
17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
18. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: Наука, 1962.-370 с.
19. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Перевод с английского К.И. Бабицкого. М.: изд. «Прогресс», 1977.-412 с.
20. Бурлаченко О.Ю. Методика работы по формированию навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы: Дис. канд. пед. наук, М., МГПИ им. В.И. Ленина, 1959.
21. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
22. Ванслов В. Изображение и выражение в искусстве. // журн. Искусство, 1965, №4, С. 13-17.
23. Верейский О.Г. Статьи. М.: Сов. художник, 1987,- 92 с.
24. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. Сб. ст./Отв. ред. Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1966.- 111 с.
25. Взаимодействие и синтез искусств. (Сб.)- Ленинград: Наука, 1978. -210 с.
26. Взаимодействие литературы с другими видами искусств. Вопр. лит. 1975, №12, С. 148-185.
27. Взаимодействие наук при изучении литературы (под ред. Бушмина). -Ленинград: Наука, 1981. С.74-92.
28. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России 2ой половины XIX в. М.: - Наука, 1982.-С. 5, 12-18, 144-148, 192.
29. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. - 45 с.
30. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.-24 с.
31. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 154 с.
32. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988.- 300 с.
33. Воробьев П.Г. Рассказы И.С.Тургенева в школе. М.: Дет. лит., 1982,-С.48-54.
34. Восприятие и действие / Под ред. А.В.Запорожпа, М., Просвещение, 1967.-322 с.
35. Восприятие и изучение литературного произведения в школе. Под ред. Н.И. Кудряшева. М.: Педагогика, 1973.- С.268-272.
36. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. Пособие для учителей. Под ред. A.M. Докусова. М., «Просвещение», 1974. 192 с.
37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 572 с.
39. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., Искусство , 1981.-246 с.
40. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В. 4 т. -М.: Искусство, 1968. Т. 1. -312 с.
41. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.:Учпедгиз, 1962.-495 с.
42. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. М.: Учпедгиз, 1960. - 228 с.
43. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М.: Просвещение, 1959. - 68 с.
44. Грачева И.В. Поэт и художник. Пушкин и Брюллов. // журн. Литература в школе. 1999, №2. - С. 11 -19.
45. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение,- Нижний Новгород, 1997. 129 с.
46. Гризова И.А. Художественное мышление и художественный образ: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Л., 1970.
47. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. -М.-Л.: Просвещение, 1966. -266 с.
48. Гуральник У.А. «Адаптируя» классику.//Вопр. лит., 1980, №8, С.84-123.
49. Гуральник У.А. Статьи. М.: Просвещение, 1988.-163 с.
50. Гуревич С.А. Организация чтения в старших классах. М.: Учпедгиз, 1956.- 128 с.
51. Демидова Н.А. Введение в курс литературы второй половины XIX века // Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под. Ред. А.Д. Жижиной. М., 1982.
52. Джеймс У. Психология //Под ред. Л.А. Петровской, М.: Изд-во «Педагогика», 1991. 386 с.
53. ДмитриеваН.А. Изображение и слово. М.: Иск-во, 1962 125 с.
54. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Просвещение, 1971, Т. 19.- С. 150,356.
55. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л.: Наука, 1979, Т.19. -С. 314-319.
56. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л.: Наука, 1979, Т.21. - С. 75.
57. Ефимова Е.М. И.С.Тургенев. Семинарий. - JL: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1958. - 155 с.
58. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности // Под ред. О.И. Никифоровой, Изд-во «Штиинца», Кишинев, 1974. 134 с.
59. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: «Искусство», 1970,- 98 с.
60. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Сост. Н.И. Якушин. -М.: Искусство, 1983.
61. М.: Искусство, 1969 106 с. 66.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Поэтика былин. // журн. Литература в школе.- 2000, №2. С.5-17.
62. Изучение учащихся в процессе преподавания литературы (Из опыта работы) ГСб. статей. Под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 160 с.
63. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Браже.- М.:Просвещение, 1971 .-238 с.
64. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. Опыт эстетико-искусствоведческого исследования. Л.: Наука, 1985.-46 с.
65. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -173 с.
66. Качурин М.Г. Русская литература: Учебник для 10-го класса школы с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. М.: Просвещение, 1997. - 410 с.
67. Киселева А.Ф. Знакомство с живописью на уроках литературы. -М.: Учпедиз, 1954.-191 с.
68. Ключевский В.О. Собр. соч. Т.З. М.: Просвещение, 1968.- С. 871.
69. Кобелева Е.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению: Дис. канд. пед. наук: Спец. 13.00.02 МПГУ, М, 1997.-223 с.
70. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы: Дис. док. пед. наук. М., 1993.
71. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Киев: Радянъ-ска школа, 1991. - 250 с.
72. Колокольцев Е.Н. Онегин или Веневитинов? // журн. Литература в школе. 1999, №6. - С.45-50.
73. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.:Учпедгиз, 1964.-280 с.
74. Крамской И.Н. Письма, статьи: В 2-х т. М.: Искусство, 1965-1966, Т.1.-627 с.
75. Крамской И.Н. Письма. Л.: Наука, 1937.-220 с.
76. Краткая литературная энциклопедия. Под ред. А.А.Суркова. М.: Сов. энциклопедия, 1968, Т.5.- С. 184.
77. Кудряшев Н.И. За творческое изучение литературы в школе. Вып. 12. М., 1963-1968.
78. Кузьмин Н.В. Искусство живописи.//журн. Литература в школе. -1997, №3.-С. 74-79
79. Курдюмова Т.Ф. Тургенев в школе(пособие для учителя). М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
80. Левидов A.M. Автор-образ-читатель, 2-е изд., дополненное. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1983. - 350 с.
81. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М.: Совет. худ-к, 1985. - 127 с.
82. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся М.: МПГУ, 1999. - 170 с.
83. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении /Пособие для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 1997. -160 с.
84. Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения искусст-вом.//журн. «Вопросы литературы», 1973, №6,- С.31-39.
85. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения(в 2х томах), I т. М.: Педагогика, 1983,- 311 с.
86. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения(в 2х томах), II т. М.: Педагогика, 1983.- 450 с.
87. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Общая ред., вступит. Статья, с.7-62, и примеч. Г.М. Фридлендера. М.: Гослитиздат, [Ленингрд. отд.] 1957. - 519 с.
88. Лилов А. Природа художественного творчества: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1981,-479 с.
89. Литература. 5 кл. Учеб. хрестоматия для обшеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1998. - С. 130-170, 209-241, 42-52.
90. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. -750 с.
91. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, гл. 3; 4, Теория литературы (кн. 1). 1962.-520 с.
92. Лосскии Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
93. Лук А.Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982.- 175 с.
94. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи.//журн. Литература в школе. 1998, №3, С. 148-157.
95. Макарова Н.С. Мир картины.//журн. Литература в школе. 1998, №1. - С. 153-159.
96. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология обшения с искусством // Лит-ра в школе, 1998, №8, С.91-99.
97. Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Л., Изд-во: «Проев.», 1974, 111с.
98. Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу. М.: Просвещение, 1986. -124 с.
99. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Собр. соч. в 8ми т. - М.: Худ. литература, 1968-1972, Т.7.- 639 с.
100. Маппсовцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. Исследования, Очерки. Статьи. М.: Совет, худ-к, 1982. - 310 с.
101. Мейлах Б.М. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества. //Вопр. лит., 1964, №3, С. 3-16.
102. Мейлах Б.М. Информация и художественность/Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. - С. 19-22, 148.
103. Методика преподавания литературы(под ред О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана). В 2 ч. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.
104. Миф фольклор - литература. - Л.: Наука, 1978. - 250 с.
105. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / Гос. музей изобр. иск-ва им. А.С. Пушкина: Авт. текста и сост. Р.И. Русакова и Г.И. Шрамкова. -М.: Изобр. иск-во, 1994. 206 с.
106. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
107. Молчанов В. В. Изучение психологии художественного творчества в США //Вопр. психологии, 1972, №3, С. 171-175.
108. Молчанова Т.К., Зельманова Л.М. Оборудование кабинета русского языка и литературы: Метод. Пособие / Л.М. Зельманова, Т.К. Молчанова. М.: Высшая школа, 1977. - 80 с.
109. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 классах: Дис. канд. пед. наук: Спец. 13.00.02 МПГУ. М., 1997. 183 с.
110. Неверов В.В. Подвиг, героика, время: Из опыта работы. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982. 191 с.
111. Нечкина М.В. Загадки художественного образа. М.: Искусство, 1972.-175 с.
112. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М. МГУ, 1972. -196 с.
113. Петров С.М. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. М.: Худож. лит., 1984.- 170 с.
114. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. -М.: Искусство, 1972. 287 с.
115. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов Н.Н. Исследования проблем психологии творчества.// Вопр. психологии, 1979, №3, С. 182185.
116. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М.: Искусство, 1960. - 204 с.
117. Потебня А.А. Слово и миф / Сост., подгот. и примеч. А.Л. Топоркова; отв. ред. А.К. Байбурин. -М.: Правда, 1989. -623 с.
118. Потебня А.А. Эстетика и поэтика: Сб./А.А.Потебня; (Сост., вступительная ст., примеч. И.В.Иваньо, А.И.Колодной).-М.: Искусство,! 976. -614 с.
119. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. М. Прометей, 1997. - 253 с.
120. Преподавание литературы в старших классах. М.: Педагогика, 1966. -410 с.
121. Прозоров В. В. Художественный текст и читательское восприятие: (К теории вопроса). Науч. докл. высшей школы. Филол. науки, 1978, №1, С. 11-17.
122. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев художник слова. - М., 1987. - 250 с.
123. Рабус К. Несколько слов о состоянии живописи в Москве: (из дневника художника)//Москвитянин, 1851, №3. -260 с.
124. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978. 176 с.
125. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. М.: Просвещение, 1977. - 311 с.
126. Ротенберг B.C. Слово и образ: проблемы контекста. И Вопр. философии, 1980, №4, С. 152-155.
127. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т./АПН СССР. -М: Педагогика, 1989. Т. 1. - С. 171, 268-269.
128. Рунин Б.М. Информация и художественность./Художественное восприятие. J1.: Наука, 1971.-С. 131-132.
129. Русская художественная культура 2ой половины XIX в.(социально-эстетические проблемы, духовная среда). М.: Наука, 1988.-275 с.
130. Русская художественная культура 2ой половины XIX века; картина мира. М.: Наука, 1991. - 375 с.
131. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985.- 288 с.
132. Салямон Л.С. Элементы физиологии и художественное восприятие. М.: Наука, 1986. - 172 с.
133. Сапаров М.А. О понятии «художественное восприятие». М.: Просвещение, 1991. - 105 с.
134. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Туряев. -М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
135. Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. М.: Учпедгиз, 1962.-208 с.
136. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л., Наука, 1973.- 182с.
137. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Б.Ф. Егорова и др.- Л.: Наука, 1978. 276 с.
138. Толстой Л.Н. Избранные статьи. М.: Худож. лит., 1985. - 276 с.
139. Толстых А.В. Психология зрителя. М.: Искусство, 1986.- 112 с.
140. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5,6,7, классах. М.: Русское слово, 1996. - 127 с.
141. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под редакцией Ш.А. Надираш-вилли и В.К. Цаава. М.: «Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.-448 с.
142. Урок литературы. М.: Просвещение, 1983. - 260 с.
143. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. Л.: Наука, 1992. - 560 с.
144. Философский энциклопедический словарь / 2-е изд. М.: Сов. эн-циклоп., 1989. - 815 с. /Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - С. 728-729.
145. Фортунатов Н.М. Вопросы восприятия в теориях творчества. М.: Наука, 1968.-297 с.
146. Хализев В.Б. Теория литературы. Учеб. М.: Высш. шк., 1999. -398 с.
147. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа- М.: Худ. литература, 1982,- 334 с.
148. Храпченко М.Б. Сквозь призму восприятия.// Вопр. лит., 1981, №10, С. 124-151.
149. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 3. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1981.- 408 с
150. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976, -366 с.
151. Христиансен Б. Философия искусства. СПб, 1911. 320 с.
152. Чалмаев В. А. Иван Тургенев. М., Просвещение, 1986.- 112 с.
153. Человек в мире художественной культуры. М. . Сов. Россия, 1982. -210 с.
154. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: Просвещение, 1963. -95с.
155. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: Наука, 1979.- 170 с.
156. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964,- 86 с.
157. Ярославцева Н.А. Божественный гонец (к 150-летию В.М. Васнецова) Н Лит-ра в школе, 1998, №5. с. 82-86.
- Миронова, Наталия Александровна
- кандидата педагогических наук
- Москва, 2001
- ВАК 03.00.02
- Техногенное разрушение почв на горных предприятиях юга Дальнего востока России в их рекультивация
- Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0-7,5 лет
- Влияние учебных занятий в режиме динамических ПОЭ на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста
- Физиологическая адаптация подростков к учебной деятельности в классах с углубленным, нормальным и компенсирующим уровнями обучения
- Характеристика параметров саморегуляции функциональных систем психологического уровня в норме и при патологических состояниях