Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах pукописи

Гарсия Медина Карлос

Социально- географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики.

Специальность 25.00.24- Экономическая, социальная и политическая география

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

Caнкг - Петербург 2004

Работа выполнена на кафедре экономической и социальной географии факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель - доктор географических наук,

профессор Анатолий Александрович Анохин. Официальные оппоненты - доктор географических наук,

профессор Эрнест Львович Файбусович - кандидат исторических наук, доцент Лазарь Соломонович Хейфсц

Ведущая организация - Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Зашита состоится "23" ноября 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.20 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199178. г. Санкт-Петербург. 10-я линия В.О.. д.ЗЗ. ауд. 74.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербург

государственною университета по адресу: Санкт-Петербург. В.О.. Университетская набережная, д. 7/9.

Автореферат разослан октября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат географических наук Ятманова В.В

2

ит

1. Общая характеристика работ ы

Актуальность темы исследования. Проблема исследования этнических групп индейцев в последнее время приобретает всё большую значимость в снят с ростом социальною и экономического неравенства между этими и другими группами населения Мексики. Общины индейцев активно добиваются сохранения культуры и языка, защищают свои права и добиваются самоуправления в собственных муниципалитетах. В то же время политика государства продолжает быть ориентированной на ассимиляцию индейцев. Недопонимание между государством и этническими группами является главной причиной ухудшения экономических, социальных и культурных условий в тех районах, где проживают общности индейцев.

Проблема этнических групп индейцев оказывает влияние на всё мексиканское общество. Районы проживания индейцев относятся к депрессивным. Во всех сферах развития общества ситуация критическая: самые низкие доходы населения, плохие жилищные условия, низкий уровень образования и медицины, острая проблема территориального разграничения и т.п. Из-за экономической отсталости мест проживания индейцы лишены возможности постоянного заработка. Поэтому они вынуждены мигрировать в другие штаты Мексики и США. На чужих территориях индейцы не имеют социальной и правовой защиты, работают нелегально на низкоквалифицированных и низкооплачиваемых местах: в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, на строительстве, но и такая работа приносит им большую прибыль, чем работа в родных общинах. Поэтому в общинах остаются только дети, женщины и пожилые люди, но и их число резко сокращается. Правовая защита индейцев закреплена только в законодательствах на уровне штатов, а Конституция Мексики пока не включает в себя соответствующих статей.

Исследование затрагивает период с 1990 по 2000 г. Это время интересно тем, что к середине 90-х г. активизировалась борьба самих индейцев за свои права. Ярким примером является движение сапатистов в штате Чьяпас. Индейцы стали привлекать внимание мировой общественности к своим проблемам для того, чтобы повлиять тем самым на правительство Мексики. Главными их требованиями остаются: право на защиту культурных традиций, социальную защищённость и экономическую поддержку регионов. Активизация этнических групп в борьбе за свои права к середине 90-х г. привела к некоторым изменениям в государственной политике. В законодательствах на уровне штатов были закреплены статьи в защиту прав этнических групп индейцев. На федеральном уровне стали разрабатываться программы развития индейских регионов с учётом интересов государства и самих регионов. Все эти изменения в государственной

РОС НАЦИ!

БМБЛИ С Пете ОЭ №

начальной стадии, и говорить о кардинальных переменах и результатах и оного курса пока не время.

В качестве объекта исследования избран штат Оахака - район локализации этнической группы михе.

Предметом исследования является социально-экономическое положение названной этнической группы штата Оахака.

Цель диссертации состоит в том, чтобы определить условия и факторы сохранения и возрождения народности михе.

Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:

- определить степень изученности социально-экономического положения этнических групп индейцев.

- показать особенности методологических подходов научных школ России и Мексики к исследованию малочисленных этнических популяций,

- выявить причины и особенности дифференциации экономического и социального развития штатов Мексики.

• установить экономические и социальные особенности развития муниципалитетов штата Оахака.

- раскрыть историко-географические, экономические, социально-политические условия и особенности социально-духовной трансформации этнической группы михе.

- определить основные направления экономической и социальной политики, ориентированной на сохранение и защиту этнических групп индейцев.

Теоретической основой исследования являются научные труды российских и мексиканских учёных, посвящённые вопросам географии, культуры и истории Мексики в целом, её регионов и этнических групп в частности.

В диссертации использованы следующие методы исследования: сравнительно-географический, картографический, а также статистико-экономический, статистико-социальный и др. Исследование проводилось на разных уровнях иерархии административно-территориальной структуры Мексики: страны, штатов и муниципалитетов.

Информационную основу исследования составили данные Национального Института статистики, информатики и географии за 1990 -2000 гг., Национального Института индихенизма, а также результаты переписи населения Мексики в 1990 и 2000 гг., литературные источники и фондовые материалы, данные полевых исследований автора.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- на основе системы показателей определены тенденции социально-экономического

развития штатов Мексики,

- установлены основные параметры экономических и социальных условий

жизнедеятельности индейцев в муниципалитетах штата Оахака.

- выявлены историко-географические, социально-политические и экономические

предпосылки сохранения этнической общности михе.

Практическая значимость заключается в том, что выводы диссертации могут быть использованы для разработки программ по развитию этнических групп индейцев в штатах Мексики с разным уровнем социально - экономического развития.

Основные положения диссертации апробированы в докладах на научных конференциях: 10-ой Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург. 2001) «Курорты, экология, образование», 4-ой международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2002) «Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия». Опубликованы 2 статьи.

Структура и содержание диссертации, её объём. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы 240 страниц, список литературы включает 171 наименование, 24 приложения, 36 таблиц и 39 карт-схем.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, излагаются цели и задачи работы, показана научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе анализируются история изучения индейских общин, территориальная дифференциация демографических и этнических процессов, а также региональные особенности социально-экономического развития штатов Мексики. Проведён сравнительный анализ экономических и социальных показателей в штатах Мексики за 1990 и 2000гг..

Во второй главе раскрываются социально-экономические особенности развития муниципалитетов штата Оахака: социально-политическая организация штата Оахака, экономические особенности и социальное развитие муниципалитетов штата Оахака. Исследуются историко-географические условия жизнедеятельности этнических групп индейцев михе, экономические особенности жизни михе, их социально-политическая организация и социально-духовная трансформация. Проведён сравнительный анализ экономических и социальных показателей в муниципалитетах штата Оахака за 1990 и 2000гг.

В третьей главе определены основные направления по улучшению условий жизнедеятельности коренных народов Мексики. Предложены программы интеграции этническнх групп в мексиканское общество, правовой защиты индейцев, дана оценка правительственных программ, программы организации социально-экономической поддержки населения религиозными и международными организациями.

В заключении сформулированы теоретические и практические выводы по результатам исследования, предложены рекомендации по изменению условий жизнедеятельности этнической группы михе.

II Основные положения и результаты исследования.

I. В течение долгого времени исследования этнических групп в Мексике сводились к/ лингвистической проблеме, к изучению языков индейских общин. По сути, исследования языка мексиканских индейцев, начатые в XVI - XVII вв., проводились не из-за лингвистического интереса, а в целях более быстрой христианизации индейцев. Знание этнических культур было для монахов эффективным средством воздействия на индейцев.

С XVI в. начинают издаваться работы, описывающие жизнь коренных народов Мексики. В XVIII - XIX вв. начинаются научные исследования, активизируется сбор и издание антропологических источников хронистов. В это время были обнаружены рукописи индейцев. В XX в. появляются исследовательские институты, такие, например, как Национальный Музей Мехико (в настоящее время Национальный Музей антропологии), его сотрудниками собраны сведения о коренных жителях Мексики и издается специализированная литература. Стоит выделить, прежде всего, исследования, которые проводятся Летним Лингвистическим институтом (США) в содружестве с мексиканским Национальным Институтом индихенизма.

Особое место занимают труды советских антропологов. Основная исследовательская работа проводилась Институтом этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде. Исследования в этой области также велись в других городах СССР- в Кишиневе и Киеве. В работах советских авторов 1970-1980 гг. большое внимание уделялось освещению социальных вопросов в развитии мексиканского общества.

Этногеографические исследования были малочисленны. Поэтому степень изучения многих аспектов жизнедеятельности этнических групп остаётся поверхностной и не даёт полного представления о традиционных формах хозяйства, культуры, быта, управления, религии. Необходимость исследования традиционного уклада жизни индейцев

обуславливается тем, что многие из традиций постепеннс> утрачнваютя, сами индейские общины становятся малочнсленней. а некоторые совсем исчезли.

2. Мексика-- самая крупная из нспаноязычных стран мира По данным 1-й переписи 1895 г. в Мексике проживало 12.6 млн чел . в 1921 - 14.3 млн. в 1950 - 26.3 млн. в 2000 -97.3 млн. в 2004 г - 104.8 млн.чел.

С начала 50-х гг по темпам роста населения, превышающим 3% в год. Мексика занимает одно из первых мест в мире Быстро увеличивается население орошаемых районов северной части страны В то же время огромные пространства пустынь, полупустынь и тропических лесов мало заселены К 2000 г. почти 50% населения концентрировалось в цен тральном регионе, как это было и в доколумбовые времена Этот регион всегда оставался политическим, экономическим и культурным ядром Мексики Остальное население распределялось по четырем регионам в следующей пропорции Северный - 16%. Северный Тихоокеанский - 9%. Южный Тихоокеанский - 11% и регион Мексиканского залива - 15% Несмотря на значительный прирост населения к 2000 г. процентное соотношение по регионам не претерпело заметных изменений

По данным Национального Института статистики, информатики и географии в 1990 I насчитываюсь 9.1 млн.индейцев в 2000 г -10 млн. В 2003 г представители белой расы имеющие в большинстве своем испанское или другое европейское происхождение, составили 15% всего населения. индейцы - 29 %, представители смешанной расы - 55% и I % - представители других этнических групп. В ходе переписи населения было установлено, что в стране говорят в обшей сложности на 62 языках

Коренные народы Мексики, представляющие собой особый социальный сегмент. характеризуются наивысшими показателями нищеты и маргинализации. Штаты, где проживает большое количество этнических групп, имеют самый низкий уровень развития

Индейское население отправляется на поиски работы в США и Канаду, а также мигрирует внутри штатов Мексики; Федеральный округ, Мехико, Веракрус. Южная Калифорния, Кампече. Синалоа Пуэбла, Халиско, Тамаулипас и Габаско. Миграция индейского населения имеет ряд причин рост населения, загрязнение окружающей среды стихийные бедствия, безработица, частичное отсутствие электричества, питьевой воды, школ и медицинского обслуживания

3 Для определения экономике социального положения штатов Мексики был использован следующий метод.Все показатели в диссертации приведены в процентом выражении. Затем взят самый высокий показатель из всех данных, и он принят за 100% Далее все

значения показателей были разделены на пять групп, каждой из которых был придан порядковый номер. Это позволило ранжировать штаты по совокупности экономических и социальных показателей и проследить их динамику за 1990 - 2000гг..

Согласно проведённому анализу показателей экономическою развития (ВВП в различных секторах экономики, число занятых в сферах деятельности, уровень доходов. число безработных), штаты Мексики с известной условностью можно разделить на три группы (карта-схема 1). Отчетливо видно, что те регионы, где процент коренного населения высокий, значительно отстают в развитии от остальных штатов. Штат Оахака - район проживания индейцев михе - относится к числу самых отсталых в экономическом плане

Мексиканское общество заинтересовано в эффективном использовании ресурсов всех регионов, так как наличие отсталых территорий порождает негативные социальные и экономические последствия. Эколого-географическое, природно-ресурсное, культурно-историческое своеобразие разных регионов создает благоприятные предпосылки для успешного социально-экономического развития. Такая позиция снижает вероятность развития одних районов за счёт других, она выгодна и самим регионам, и государству в целом. Лучшее понимание интересов индейских обшин может помочь в решении проблемы их развития в рамках федерации без утраты своей самобытности.

Показатеям социального развития (электричество, водоснабжение, образование, миграция) штаты Мексики можно разделить на три группы. К относительно стабильным штатам можно отнести Северную Калифорнию, Южную Калифорнию. Чиуауа, Халиско, Куинтанароо. Штаты Агуаскалиентес, Кампече, Коауила. Колима. Федеральный округ. Дуранго. Идальго. Мехико. Мичиокан, Морелос, Наярит, Нуэво - Леон. Керетаро, Сан Луис Потоси. Синалоа, Сопора, Табаско, Тамаулипас, Тласкала составляют группу штатов со средними показателями. Низкими показателями развития социальной сферы характеризуются штаты Чияпас, Оахака, Пуэбла, Гуанохуато, Геррсро. Веракрус, Юкатан. Сакатекас. Данные социального развития штатов Мексики также свидетельствуют о том. что регионы с высоким процентом коренного населения значительно отстают от остальных штатов. Штат Оахака относится к числу самых отсталых.

Большинство индейских общин лишено элементарных коммунальных удобств, они удалены от населённых пунктов с развитой инфраструктурой. В некоторых индейских деревнях слабо развита система водоснабжения и система энергообеспечения. Огромное количество индейских поселков характеризуется антисанитарными условиями, отсутствием

Карта-схема № 1

Дифференциация экономического развития штатов Мексики и районы компактного расселения индейцев

Северная Капифор!

~ Высокий уровень •ЩНП Средний уровень ДДу Низкий уровень Т1П1Ш Рзйоны проживания индейцев

Федеральный округ

Масштаб 1 14 80

или низким уровнем медицинского обслуживания. Наибольшая социальная уязвимость наблюдается в сфере предоставления социальных услуг, прежде всего в области образования, здравоохранения и страхования (несмотря на рост социальных затрат в 90-е годы). Недостаточное медицинское обслуживание и плохое питание индейцев приводят к прогрессируюей детской смертности. Около половины индейского населения безграмотно. В массе своей индейцы едва владеют испанским языком. Одна из основных задач государственной политики - ликвидация неграмотности, особенно среди индейского населения.

Активно эксплуатирующиеся природные ресурсы регионов влекут за собой весьма негативные последствия для коренных народов. Промышленная вырубка лесов, добыча нефти, строительство плотин и водохранилищ приводят к снижению качества окружающей среды, потере или сокращению родовых земель.

4. Штат Оахака характеризуется низким уровнем урбанизации, высокой занятостью в аграрном секторе - 41% (2000 г.) и преобладанием нетрудоспособных жителей в составе населения - 54%. Весьма показателен социальный состав занятого населения. свидетельствующий о низком уровне социально-экономического развития. Самозанятость (уличная торговля, реализация дешёвых товаров в общественных местах) хотя и сократилась с 1990 г. по 2000 г. с 47% до 39%, но остается все же высокой. Доля рабочих и служащих составляла 32% (2000 г.) Большинство населения имело доход в пределах прожиточного минимума -75% (2000 г.).

Можно отметить заметный рост количества электрифицированных домов с 1990 г. по 2000 г. с 76% до 87%. В тоже время остается достаточно низким процент домов, в которых имеется водоснабжение - 26% (2000 г.). Количество домов без водопровода и канализации хотя и сократилось, но все же остается высоким 54% (2000 г.).

В штате Оахака по сравнению с другими штатами Мексики отмечается достаточно большой процент неграмотного населения - 21% (2000 г.). За последнее десятилетие не произошло существенных изменений ни в экономической, ни в социальной сферах жизнедеятельности регионов с индейским населением.

5. Местность проживания народности михе представляет собой горный район, расположенный на высоте от 500 до 3000 м над уровнем моря, площадью 4 668,55 км2 Лесные массивы занимают 90% территории, 7% занято под пахотные земли и 3% -пастбищами.

Район Михе образовался как историко-географическос, языковое и культурное единство. Михе называет себя группа ауук. Первые сведения о данной этической группе

относятся к периоду появления в Мексике испанцев. В начале конкисты район Михе мало интересовал испанцев: его считали небогатым ресурсами. По положение пешей изменилось в XVI в.когда испанцы начали использовать природные богатста региона. Михе постепенно начали терять свои обширные земли, леса и поля. Жестокость, с которой испанцы относились к михе, используя их земли, отрицая их права собственности, принудительная работа на полях, привели к тому, что индейцы покидали свои селения и уходили в горы. Их считали дикими мятежниками, но именно благодаря этому они сохранили свои обычаи и традиции.

Экономическую основу жизнедеятельности михе составляют традиционные занятия: ручное подсечно-огневое (местами пашенное) земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, сладкий маниок, помидоры, хикама, ананас, папайя, агава, ачиоте), производство кофе. охота, рыболовство, пчеловодство, животноводство и разведение домашней пгицы.

Система землепользования в районе проживания михе характеризуется сохранением ряда традиционных особенностей. Земля исторически является общинной собственностью.

Традиционная религия михе была и остается политеистической, обожествляются явления и предметы окружающего мира. Природа для михе -центр и самая важная часть Вселенной. Природа наблюдает, знает, понимает, говорит и может иметь хорошее настроение или выражать недовольство. Сверхъестественные существа бывают разных видов: имеющие и неимеюшие душу, имеющие и не имеющие дух. Одухотворяются растения, животные, птицы, насекомые, громы и молнии, наркотические вещества и т.п.

Муниципалитет Михе характеризуется высокой занятостью в аграрном секторе - 77% (2000 г.) и преобладанием нетрудоспособного населения - 51%. Социальный состав занятого населения можно охарактеризовать следующим образом. Большой процент самозанятых -53% (2000 г.). Наблюдается заметный рост числа надомных рабочих (низко оплачиваемая домашняя прислуга) - 18% (2000 г.). Большинство населения имело доход в пределах прожиточного минимума - 88% (2000 г.).

Можно отметить заметный рост количества электрифицированных домов с 1990 г. по 2000 г. с 54% до 72%. В тоже время остается достаточно низким процент домов, в которых имеется водоснабжение - 3% (2000 г.) и высокая доля домов, не имеющие водоснабжения и канализации - 82% (2000 г.). Сохраняется высокий уровень неграмотного населения - 35% (2000 г.).

Ситуацию в данном регионе можно охарактеризовать как крайне депрессивную (карта-схема 2).

Карта-схема № 2

Дифференциациа экономического и социального развития муниципалитетов штата Оахака

6. Одной из важнейших сфер влияния на индейское сообщество стала католическая религия. Именно посредством поощрения её распространения среди индейцев испанское правительство воплощало в жизнь политику аккультуризации местного населения, насаждения европейской культуры. Процесс культурной фансформании злронул всё коренное население, по интенсивность этого процесса была неодинакова в разных штатах. Практически всегда он связан с утратой традиционных особенностей культуры, в том числе и языка.

На этническую группу индейцев михе начала распространяться Новая культура, а культура индейцев михе, в свою очередь, начала смешиваться с испанской. Миссионеры католики стали главными действующими лицами в изменении Нового Света. В это время завоеванным народам навязывали мировоззрение, которое не

соответствовало традиционным представлениям об окружающем мире. Миссионеры обучали индейцев новым традициям, используя Библию, Катехизис и церковный Устав, а также объясняли им испанские законы. Всё это привело к большим изменениям в культуре михе. к синкретизму новых и старых традиций и появлению новых устных традиций. Процесс культурного видоизменения продолжался, и к XX в. традиции михе стали имен. ВСЁ меньшее и меньшее значение. Местные праздники, вера в потусторонний мир и шаманов, уважение к старшему поколению утратили свою первоначальную значимость.

С 60-х годов XX в. проводятся государственные кампании по касгилизации (распространению испанского языка) и обучению грамоте индейского населения. Обучение на испанском языке в школе стало препятствием для употребления языка михе. Этому же способствуют средства массовой информации.

Однако говорить об абсолютном духовном завоевании индейцев, в том числе михе, протестантами и католиками не приходится. Как в середине XX в. так и сейчас совершаются ритуалы, в которых сочетаются христианские и языческие элементы. Продолжают существовать обряды, связанные с сельским хозяйством и с природными явлениями, со здоровьем и процветанием коллектива или отдельного человека. Это далеко не католические обряды и, тем не менее, они прекрасно сохранились. После принятия католицизма индейцы михе стали верить в догмы католиков, но интерпретировали их согласно своему мировоззрению. Индейцы пытаются сохранить свою культуру, свой язык и традиции, но вынуждены отступать от них для того, чтобы выжить.

Па примере индейцев михе видно, что в результате длительною процесса католизации произошла существенная трансформация традиционного мировоззрения и

традиционных форм религии индейцев. Однако господств католическои религии в духовной жизни индейцев всё же назвать абсолютным нельзя. Взрослое поколение индейцев по-прежнему вилит мир и общается с окружающей его реальностью через призму традиционных языческих представлений. А молодое поколение, которому новые религиозные секты и организации обещают социальную поддержку, всё больше склонно отказаться от традиций, оставить прежний образ жизни, покинуть родной дом и мигрировать в более развитые регионы.

Подобная ситуация требует контроля со стороны федерального правительства. Сами индейцы не в силах препятствовать активному вмешательству в жизнь своих сообществ зачастую из-за правовой безграмотности и часто оказываются в конфликтных ситуациях, спровоцированных внешними силами. Индейцы должны сами определять дальнейшие направления своей жизни, зная свое прошлое и настоящее, укрепляя самосознание и рассчитывая на солидарность с другими народами. Обращение в христианство не может быть уничтожением этноса, то есть оно не должно разрушать культуру и дух народа, его предысторию, называя все это язычеством.

7. На данный момент в отношении индейского вопроса в Мексике существует несколько позиций, выражающих разные взгляды на решение этой проблемы. Основные принципы реализации политических, экономических и социальных программ по отношению к этническим группам представлены в двух оппозиционных группах. Одна из них выступает за активную интеграцию всех этнических групп в современное сообщество, за соответствующие реформы и преобразования, которые бы затронули все сферы жизнедеятельности как индейцев, так и всего государства в целом. Сторонники этой позиции считают, что интеграция и достижение национальной идентичности должны сочетаться с присутствием этнических групп и иметь поддержку социальных структур страны и мира.

Группа, придерживающаяся политики невмешательства, полагает, что сохранение этнических групп сообществ возможно лишь при условии их максимальной изоляции. Только так. по мнению сторонников данной позиции, эти сообщества будут иметь возможность, оставаясь самими собой, сохраняя свой культурно-социальный, юридический, политический и экономический уклад жизни, удачно вписываться в национальный контекст современного общества.

Высказывается также точка зрения, что проблемы отсталости индейских peгионов -это вина исключительно самих индейцев, которые просто не желают принять протянут)ю

им руку помощи. По подобная позиция не учитывает того факта, что протянутая правительством рука помощи не всегда считалась с интересами самих индейцев, а потому не сулила им гарантии на развитие без ломки и искоренения привычных форм жизнедеятельности. Как показывают исследования в этой работе, в течение долгого времени политика относительно индейских поселений сводилась к насильственному навязыванию новых форм хозяйствования и культуры, что постепенно разрушало традиционный уклад жизни индейцев, которые до прихода конкистадоров имели богатейшую культуру и стабильное экономическое развитие. Отказ подчиняться испанским властям карался уничтожением, поэтому часть индейских общин исчезла из этнического многообразия, а часть в борьбе за сохранение себя как единицы общества была вынуждена принять новые формы жизнедеятельности и отказаться от традиционных. Но, как подтвердила история, далеко уйти от традиций - это непростая задача, и отказ от них не способствует скорейшему развитию общества в новых условиях. Поэтому требуется грамотное сочетание традиционного уклада жизнедеятельности индейских общин с требованиями современного мексиканского общества.

8. В конце 1990-х годы повстанческое движение сапатистов в Мексике организовало восстание. Одной из его целей была защита индейского населения в штате Чьяпас. Правительство согласилось на переговоры, в центре внимания которых были требования коренного населения. В 2001 г. Мексиканский конгресс принял законопроекты, защищающие права коренного населения.

Па сегодняшний день уже можно проанализировать результаты работы программ развития отсталых регионов Мексики, предложенных и осуществляемых различными фондами и организациями. Программы Национального Института индихенизма не были завершены из -за отсутствия материальных средств. Они стали носить кратковременный и нерегулярный характер. Программы ООН не всегда носят конкретный и регулярный характер, они охватывают незначительную часть представителей коренного населения. В целом программы не внесли каких-либо кардинальных изменений в решение проблем индейцев. Не это ж значит, что подобные программы заслужили только критику. Напротив, необходимо учесть опыт их реализации и произвести их коррекцию.

9. Исходя из результатов проведенного анализа и ситуации в целом, автор данной работы предлагает конкретизировать и осуществить в районе Михе комплексную программу, которая включает в себя следующее.

Для того чтобы изменить существующее положение, требуется предоставить возможность индейцам самостоятельного ведения хозяйства, создать рабочие места.

развивать инфраструктуру, транспортные коммуникации и оказывать содействие в выявлении собственных источников роста, стимулировать образование, переподготовку кадров и т.п. Необходимо согласовывать с коренным народом вопросы по освоению и разработке природных ресурсов или строительству производственных объектов на их территориях.

Для развития образования в индейских районах должно быть признано основополагающее значение традиционных форм семейного воспитания, традиций, ценностей и мировоззрения индейского населения.

Программы по социальной защите материнства и детства должны предусматривать строительство родильных домов и детских больниц, выплату муниципальных пособий на детей до одного года, надбавки из бюджета для детей старшего возраста, обеспечение государственной поддержки матерям-одиночкам.

Программы по защите культурного наследия должны включать в себя меры по охране памятников архитектуры и истории, сохранение фольклора, традиций, религий, создание музея истории индейцев.

В осуществлении комплекса программ можно задействовать молодых специалистов и резервы армии. Ознакомление с программами и агитацию населения необходимо проводить на родном языке жителей, а сами программы ориентировать на местный уклад жизни, традиции, обычаи и религию индейских народов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Гарсия М.К. Социоэкологические и культурные аспекты развития туризма в районе Михе // Курорты, экология, образование. Сборник докладов на научной конференции. - Санкт - Петербург: Геликон Плюс, 2001. С. 63 - 68.

2. Гарсия М.К. Формирование района Михе в мексиканском штате Оахака // Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия. Сборник докладов на научной конференции. - Санкт - Петербург: СПБГУ, 2002. С. 199 - 201.

Подписано в печать 04.10.04. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93. Тираж 100 экз. Заказ № 40.

ЦОП типографии Издательства СПбГУ. 199061, С-Петербург, Средний пр., 41.

»21 Ö 25

РНБ Русский фонд

2005-4 21832

Содержание диссертации, кандидата географических наук, Гарсия Медина Карлос

Введение

Глава 1 Социально-экономическое положение этнических групп индейцев в общесвенно-территориальном развитии Мексики 1.1 История изучения этнических групп индейцев.

1 ^.Территориальная дифференциация демографических и этнических процессов.

1.3. Региональные особенности -экономического развития штатов Мексики.

1.4 Социальное развитие штатов Мексики

Глава 2. Народность Михе в системе социально—экономического развития муниципалитетов штата Оахака

2.1 Социально-политическая организация плата Оахака

2.2 Экономические особенности муниципалитетов штата Оахака

2.3 Социальное развитие муниципалитетов Оахака

2.4. Историко - географические и хозяйственные условия жизнедеятельности нородности михе

2.5 Социально-духовная трансформация михе.

Глава . 3 Основные направления улучшения условий жизнеятельности индейцев Мексики.

3.1 Политика включения коренных народов в мексиканское общество на современном этапе.

3.2 Программы поддержки и улучшения жизнеятельности этнических групп Мексики. 124 3.3. Программа улучшения жизнеятельности в районах проживания индейцев.

Введение Диссертация по наукам о земле, на тему "Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики"

Актуальность темы исследования. Проблема исследования этнических групп индейцев в последнее время приобретает всё большую значимость в связи с ростом социального и экономического неравенства между этими и другими группами населения Мексики. Общины индейцев активно добиваются сохранения культуры и языка, защищая свои права и добиваясь самоуправления в собственных муниципалитетах. В то же время политика государства продолжает быть ориентированной на ассимиляцию индейцев. Недопонимание между государством и этническими группами является главной причиной ухудшения экономических, социальных и культурных условий в тех регионах, где проживают общности индейцев.

Проблема этнических групп индейцев оказывает влияние на всё мексиканское общество. Районы проживания индейцев относятся к депрессивным. Во всех сферах развития общества ситуация критическая: самые низкие доходы населения, плохие жилищные условия, низкий уровень образования и медицины, острая проблема территориального разграничения и т.п. Из-за экономической отсталости районов проживания индейцы лишены возможности постоянного заработка.

Поэтому они вынуждены мигрировать в другие штаты Мексики и США. На чужих территориях индейцы лишены социальной и правовой защиты, работают нелегально на низкоквалифицированных и 7 низкооплачиваемых местах: в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, на строительстве, но и такая работа приносит им большую прибыль, чем работа в родных общинах. Поэтому в общинах остаются только дети, женщины и пожилые люди. Но и их число резко сокращается. Правовая защита индейцев закреплена только в законодательствах на уровне штатов, а Конституция Мексики пока не включает в себя соответствующих статей.

Исследование затрагивает период с 1990 по 2000 г. Это время интересно тем, что к середине 90-х г. активизировалась борьба самих индейцев за свои права. Ярким примером является движение сапатистов в штате Чьяпас. Индейцы стали привлекать внимание мировой общественности к своим проблемам для того, чтобы повлиять тем самым на правительство Мексики. Главными их требованиями остаются: право на защиту культурных традиций, социальную защищённость и экономическую поддержку регионов. Активизация этнических групп в борьбе за свои права к середине 90-х г. привела к некоторым изменениям в государственной политике. В законодательствах на уровне штатов были закреплены статьи в защиту прав этнических групп индейцев. На федеральном уровне стали разрабатываться программы развития индейских регионов с учётом интересов государства и самих регионов. Все эти изменения в государственной политике находятся на начальной стадии, и говорить о кардинальных переменах и результатах нового курса пока не время.

В качестве объекта исследования избран штат Оахака - район локализации этнической группы1 михе.

Предметом исследования является социально-экономическое положение названной этнической группы штата Оахака.

Цель диссертации состоит в том, чтобы определить условия и факторы сохранения и возрождения народности михе.

Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:

- определить степень изученности социально-экономического положения этнических групп индейцев,

- показать особенности методологических подходов научных школ России и Мексики к исследованию малочисленных этнических популяций, выявить причины и особенности дифференциации экономического и социального развития штатов Мексики,

- установить экономические и социальные особенности развития муниципалитетов штата Оахака,

1 Этническая группа - родственная по языку и близкая по культуре общность людей.[5]

- раскрыть историко-географические, экономические, социально-политические условия и особенности социально - духовной трансформации этнической группы михе,

- определить основные направления экономической и социальной политики, ориентированной на сохранение и защиту этнических групп индейцев.

Теоретической основой исследования являются научные труды российских и мексиканских учёных, посвящённые вопросам географии культуры и истории Мексики в целом, её регионов и этнических групп в частности.

В диссертации использованы следующие методы исследования: сравнительно-географический, картографический, а также статистико-экономический, статистико-социальный и др. Исследование проводилось на разных уровнях иерархии административно -территориальной структуры Мексики: страны, штатов и муниципалитетов.

Информационную основу исследования составили данные Национального Института статистики, информатики и географии за 1990 -2000 гг., Национального Института индихинизма, а также результаты переписи населения Мексики в 1990 и 2000 гг.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- на основе системы показателей определены тенденции социально-экономического развития штатов Мексики,

- установлены основные параметры экономических и социальных условий жизнедеятельности индейцев в муниципалитетах штата Оахака,

- выявлены историко-географические, социально-политические и экономические причины интеграции этнической общности михе.

Практическая значимость заключается в том, что выводы диссертации могут быть использованы для разработки программ по развитию этнических групп индейцев в штатах Мексики с разным уровнем социально -экономического развития.

Основные положения диссертации апробированы в докладах на научных конференциях: 10-ой Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 2001) «Курорты, экология, образование», 4-ой международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2002) «Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия». Опубликованы 2 статьи.

Структура и содержание диссертации, её объём. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы 240 страниц, список литературы включает 171 наименование, 24 приложения, 36 таблиц и 39 картсхем.

Заключение Диссертация по теме "Экономическая, социальная и политическая география", Гарсия Медина Карлос

Заключение

В настоящее время для мирового сообщества проблема этнических групп очень актуальна. Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся странах с многонациональным населением. Ряд государств столкнулся с явлением неравномерного развития отдельных национальных групп. Многим из коренных народов государство не уделило достаточного внимания и тем самым вычеркнуло из общего ряда развивающегося общества. Решение вопросов, связанных с этническими группами, зависит от исторических, экономических, политических и культурных особенностей каждого отдельного государства в целом и каждого этнического сообщества, входящего в данное государство, в частности. Это требует более обстоятельного исследования роли географических, региональных факторов в определении условий и возможностей развития этнических популяций.

В диссертации были проведены этнографические исследования на разных уровнях иерархии административно - территориальной структуры Мексики: страны, штатов и муниципалитетов. В работе рассмотрены исторические, экономические, политические аспекты жизнедеятельности этнической группы михе штата Оахака, а также возможные варианты и перспективы решения проблемы в условиях современной Мексики. Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В течение долгого времени исследования этнических групп в Мексике сводились к лингвистической проблеме, к изучению языков индейских общин. А исторические, этнографические, антропологические исследования были малочисленны. Акцент в работах, посвящённых изучению коренных народов, носит лингвистический и религиозный характер. Недостаточно изучены проблемы социально — экономического положения малочисленных этнических групп. Такая тенденция наблюдается и сегодня. Поэтому изученность многих аспектов жизнедеятельности этнических групп остаётся поверхностной и не даёт полного представления о традиционных формах хозяйства, культуры, быта, управления, религии. Необходимо проведение дальнейших исследований происхождения различных этнических групп Америки, в том числе михе.

Автор данной работы разделяет позицию советских, русских и мексиканских учёных и в своей работе, ориентированной на изучение популяции коренных народов, основной акцент делает на этнографические исследования. Особое внимание в этих исследованиях уделяется этнической группе михе. Более глубокое и всестороннее исследование этнических групп требуется для того, чтобы иметь полное представление о них, что может помочь в решении актуальной на сегодняшний день проблемы их сохранения и развития.

2. Исторический анализ, который содержит данная работа, показывает, что современная ситуация во многом объясняется длительным периодом аккультуризации индейского населения испанцами.

В странах Латинской Америки политика конкистадоров на протяжении многих веков разрушала культуру и быт индейского населения. Длительный процесс как естественной, так и насильственной аккультуризации препятствовал сохранению культуры индейцев, а колониальная политика лишала их права на самоопределение. Государство не всегда считалось с интересами этнических групп, вторгалось на их территории, вырубало леса, уничтожало природную среду обитания, нарушало экологический баланс ареала, который населяли индейцы. В результате непрекращающегося, процесса естественнй ассимиляции, а также в результате низкого уровня жизни, растущей миграции и правовой незащищённости количество коренных народов в Мексике сокращается. Но до сих пор язык, обычаи, культура, традиционные формы религии, быта, хозяйствования и управления всё же продолжают играть важную роль в жизни индейского народа. И это заставляет этнические группы отстаивать свои права и добиваться самоуправления в рамках государства.

3. Исследование социальных и экономических показателей штатов Мексики показало, что существует резкие различия в развитии штатов.

Согласно проведённому анализу всех показателей экономического развития в штатах Мексики (ВВП в различных секторах экономики, занятости населения, безработных, занятости населения в различных сферах производства, уровня доходов населения), к штатам с относительно стабильным экономическим ростом можно отнести штаты Агускальентес, Южная Калифорния, Северная Калифорния, Колима, Федеральный округ, Дуранго, Идальго, Халиско, Мехико, Морелос, Мичоакан, Наярит, Нуэво Леон, Пуэбла, Керетаро, Кинтанаро, Сонора, Синалоа, Сан Луис Потоси, Тамаулипас, Тласкала, Веракрус, Сакатекас.

Штаты с нестабильным развитием и средними показателями экономического роста - Кампече, Чиапас, Чиуауа, Юкатан.

К штатам, чьё экономическое развитие заметно отстаёт, относятся: Оахака, Гуанахуато, Герреро, Коауила, Табаско.

Анализ показателей экономического развития штатов Мексики подверждают, что те регионы, где процент коренного населения высокий, значительно отстают в развитии от остальных штатов. Штат Оахака - район проживание индейцев михе - относится к числу самых отсталых в экономическом отношении.

К штатам с относительно стабильным социальным развитием можно отнести: Северную Калифорнию, Южную Калифорнию, Чиуауа, Халиско, Куинтанароо.

Штаты со средними показателями роста: Агуаскалиентес, Кампече, Коауила, Колима, Федеральный округ, Дуранго, Идальго, Мехико, Мичиокан, Морелос, Наярит, Нуэво Леон, Керетаро, Сан Луис Потоси, Синалоа, Сонора, Табаско, Тамаулипас, Тласкала.

К штатам с очень низкими показателями развития социальной сферы, относятся Чияпас, Оахака, Пуэбла, Гуанохуато, Герреро, Веракрус, Юкатан, Сакатекас.

Анализ показателей социального развития штатов Мексики также свидетельствует о том, что те регионы, где процент коренного населения высокий, значительно отстают в развитии от остальных штатов. Штат Оахака - район проживания индейцев михе - относится к числу самых отсталых.

4. Исследование социальных и экономических показателей муниципалитетов штата Оахака показало некоторые различия в развитии муниципалитетов.

К муниципалитетам с относительно стабильным экономическим развитием можно отнести муниципалитеты Гуахуапам, Этла, Заачила, Тегуантепек, Хучитан, Центро, Тукстепек, Вилла Альта.

Муниципалитеты со средними показателями роста: Силакайоапам, Коикстлагуака, Теотитлан, Куикатлан, Хукстлагуака, Тепосколула, Ночикстлан, Икстлан де Хуарес, Зиматлан, Тлаколула, Хамилтепек, Хукила, Окотлан, Миагуатлан, Яутепе, Почутла.

Муниципалитеты с очень низкими показателями экономического развития: Михе, Путла, Сола де Вега, Эхутла, Тлахьяко, Чоапам.

Во всём штате Оахака отмечается слабое экономическое развитие. В большинстве муниципалитетов показатели относятся к низким и средним. Муниципалитет Михе относится к числу самых экономически отсталых регионов штата Оахака.

К муниципалитетам штата Оахака, с относительно стабильным социальным развитием можно отнести муниципалитеты Гуахуапам, Хукстлагуака, Центро, Хучитан.

Муниципалитеты со средним уровнем социального развития; Силакайопам, Коикстлагуака, Куикатлан, Тукстепек, Тепосколула, Ночикстлан, Этла, Вилла Альта, Икстлан де Хуарис, Путла, Хукила, Почутла, Тлахьяко, Заачила, Хамилтепек, Сола де Вега, Эхутла, Зиматлан, Тлаколула, Окотлан, Миагуатлан, Яутепек.

Муниципалитетам с самыми низкими показателями социального развития Теотитлан, Чоапам, Михе.

Муниципалитет Михе как по показателям экономического, так и по показателям социального развития находится в числе самых отстающих районов. Ситуацию в данном регионе можно охарактеризовать как депрессивную.

5. Результаты сравнительного анализа экономических и социальных показателей штатов Мексики и муниципалитетов штата Оахака иллюстрируют большие различия в развитии регионов с преобладающим индейским населением и районов, где процент индейцев низок. Согласно проведённому в работе исследованию показателей муниципалитета Михе, уровень развития этого района очень низкий; его характеризуют отсутствие социальной защиты, слабое развитие инфраструктуры и коммунального хозяйства, низкий уровень здравоохранения и образования и т.д. Район Михе относится к группе депрессивных.

Кроме того, исследования показали, что за период с 1990 по 2000 г. существенных изменений ни в социальной, ни в экономической сферах жизнедеятельности регионов с индейским населением не произошло.

6. Одной из важнейших сфер влияния на индейское сообщество стала католическая религия. Именно посредством поощрения её распространения среди индейцев испанское правительство воплощало в жизнь политику аккультуризации местного населения. На примере индейцев михе видно, что несмотря на существенную трансформацию традиционного мировоззрения и традиционных форм религии индейцев, в результате длительного процесса католизации, господство католической религии в духовной жизни индейцев всё же назвать абсолютным нельзя. Взрослое поколение индейцев по-прежнему видит мир и общается с окружающей его реальностью через призму традиционных религиозных представлений. А молодое поколение, которому новые религиозные секты и организации обещают социальную поддержку, всё больше склонны отказаться от традиции, оставить прежний образ жизни, покинуть родной дом и мигрировать в более развитый регион. Кроме того, между религиозными организациями существует борьба за сферы влияния в индейских общинах. В результате^в этнических группах возникают конфликтные ситуации на религиозной почве, что тоже осложняет обстановку и нарушает стабильное социальное развитие индейцев.

Правительство поощряет миссионерскую деятельность в отсталых районах (особенно католические и протестантские организации), но необходимо контролировать деятельность подобных организаций, чтобы она не выходила за рамки социальной поддержки, духовной и образовательной деятельности и не переходила в жесткую обоюдную конфронтацию. Сами индейцы не в силах препятствовать активному вмешательству в жизнь своих сообществ и часто из-за своей правовой безграмотности оказываются в конфликтных ситуациях, спровоцированных внешними силами.

7. На сегодняшний день, как показали исследования, теоретические основы решения проблемы этнических групп в Мексике активно разрабатываются и правительством и другими внеправительственными организациями поддержки коренных народов. Внесены изменения в правовую базу. Так, в законодательствах штатов Мексики утверждены статьи по защите прав индейцев. Но в Конституцию Мексики такие статьи ещё не включены. Проблемы коренных народов часто становятся ширмой для многих политиков в борьбе за власть, но, достигнув своей цели, политические лидеры останавливаются на теоретическом этапе решения проблем индейцев и не превносят реальных изменений в улучшение ситуации. До настоящего времени усилия, предпринимаемые государством в отношении развития этих регионов, пока не приносят ощутимых результатов. Политика, ориентированная на развитие индейских регионов, находится на начальной стадии.

Исследования показали, что результаты по реализации программ развития районов проживания коренных народов Мексики, предложенных и осуществляемых различными фондами и организациями, оставляют желать лучшего. Осуществление многих программ не принесло существенных результатов. Ситуация в штатах, которые пытались реализовать программы Национального Института индихенизма, остаётся депрессивной. Программы не были завершены, так как в них работали некомпетентные сотрудники, не хватало финансовых средств, и вследствие этого возникли административные проблемы. Как результат, программы Национального Института индихенизма стали носить кратковременный и нерегулярный характер. Помощь поступала выборочно небольшому числу представителей коренного населения.

На сегодняшний день теоретическая основа программ поддержки и развития коренных народов ООН также не всегда носит ясный, конкретный характер. Отчёт о проделанной работе и результатах программ поддержки зачастую вызывает сомнение. Внедрение институтов и проведение мероприятий по поддержке и развитию носит нерегулярный характер и охватывает незначительную часть представителей коренного населения. Практическое применение данных программ требует дальнейшего совершенствования. Но это не значит, что подобные программы заслужили только критику. Напротив, необходимо учесть опыт их реализации и произвести необходимую коррекцию.

8. Помимо опыта развитых штатов Мексики в качестве модели развития регионов проживания коренных народов, можно использовать опыт других стран. Автор в качестве такого примера приводит опыт Российской Федерации в решении этой проблемы на уровне правовой базы. Автор полагает, что некоторые положения из Российского законодательства, касающиеся гарантии прав и защиты национальных меньшинств, могут быть взяты в качестве образца для законодательства Мексиканской Республики.

9. Активность борьбы индейцев за право на самоопределение, автономию, социальную и экономическую поддержку со стороны государства протекает с переменной интенсивностью. Это объясняется тем, что многие этнические группы в ходе длительной борьбы за свои права потеряли веру в реальную, отлаженную и стабильную поддержку со стороны федеральных властей, в политику, которая считалась бы с их интересами, и экономику, которая ориентировалась бы на стимулирование и развитие традиционных форм производства индейцев. Поэтому есть вероятность того, что в борьбе за самосохранение индейцы отступят от требования автономии и выберут путь дальнейшей культурной, экономической и политической интеграции в мексиканское сообщество до полной отождествленности с ним. А это реальная угроза тому, что индейцы исчезнут из культурного многообразия мирового сообщества. Такая угроза стоит и перед этнической группой михе.

10. С точки зрения автора, необходимо равномерное экономическое, социальное, культурное и правовое развитие всех регионов, потому что наличие отсталых районов сдерживает развитие всей структуры страны. Но это не должно предполагать жесткой централизации экономики государства. Напротив, географическая, ресурсная, историческая самобытность разных районов требует, в первую очередь, учета экономических интересов самого района, и на этой основе дальнейшего планирования государственной экономики. Такая позиция исключает вероятность развития одних районов за счёт угнетения других, что выгодно и самим регионам, и государству в целом. В связи с чемжлучшее понимание интересов индейских общин может помочь в решении проблемы их дальнейшего развития в рамках федерации без утраты своей самобытности.

11. Проведенный анализ дал автору работы возможность предложить, корректировку ряда рассмотренных программ поддержки и развития этнических групп Мексики, а также рекомендовать использовать в законадательстве Республики Мексики содержательную сторону некоторых статей Конституции РФ, касающихся вопросов исследованной проблеммы.

Библиография Диссертация по наукам о земле, кандидата географических наук, Гарсия Медина Карлос, Санкт-Петербург

1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004. - 313 с.

2. Алексеев Н. А. Народы западной и средней Сибири: культура и этнические процессы // Этнографическое обозрение. № 2, 2004, с 133 - 136.

3. Аствацатурова М. А., Тэпс Д. Чеченская диаспора в России // СОЦИС. -№22, 1999, 60-62. с.

4. Бакаев Э. П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии// Этнографическое обозрение. № 3, 2004, 23 - 39 с.

5. Большая советская энциклопедия, электронная версия.

6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: 1998.

7. Брук С. И. Населения Мира: Этнодемографический справочник — М. Наука, 1986-826 с.

8. Вейбере J1. Латиноамериканская эссеистика и идея транскультурации // Латинская Америка № 6 2004, 98-105 с.

9. Витковская Г. С. Российские диаспоры в центральной Азии: миграционный потенциал // СОЦИС. № 2, 1999, 49-53 с.

10. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. №. 6, 1998, с. 98-102.

11. Голиков С.В. Миненко Н.А. Русский север: этническая и народная культура XII-XX века // Этнографическое обозрение. № 1, 2004, 153 154 с.

12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Гос. Университет Высшая школа экономики, 2001 г.

13. Грибанов П.В. Этнические процессы в Мексике. // Этнографическое обозрение. N. 5, 1996.

14. Гумилев Л. Н. Этногенез и Биосфера Земли, М.:, АЙрес-пресс 2004 560 с.

15. Диас Э. Кубинский социализм и его этнические установки в условиях глобализации // Латинская Америка. № 1, 2003. 6-16 с.

16. Ершова Е.А. Культура индейцев кадиувео в коллекциях МАЭ // Латинская Америка № 3, 2003, 95-98 с.

17. Ивлев Т. Н. Земля и кровь: Причины и пути решения конфликтов в Латиноамериканской деревне // Латинская Америка № 2 2003, 65-80 с.

18. Кнорозов, Ю. В. Теория происхождения американского человека. http://redskins.nm.ru/indians/indianss.html

19. Кожин П.М. Традиции в системе этноса // Этнографическое обозрение. № 6, 1997, 3 - 11 с.

20. Козлов В.И. Этнодемография как зеркало российских трансформаций. // Этнографическое обозрение. №. 6, 1996, 57 - 68 с.

21. Конституция Российской Федерации. Москва, 1997.

22. Корсин С.А. Иллюстративное собрание МАЭ по народам Латинской Америки. // Латинская Америка. № 3, 2003, 88-94 с.

23. Кофман А. Ф. Духовный облик конкистадора: культурное наследие и американское пространство // Латинская Америка. № 5, 2004, 70-85 с.

24. Кофман А. Ф. Чудо кон|кисты // Латинская Америка. №2, 2004, 73 -88 с.

25. Кофман А. Ф. Теория и законы конкисты: первые шаги // Латинская Америка. № 6, 2004, с. 56-70.

26. Лавров С: Б. В каком мире мы живем? СПб.:, Время, 2001, 88 с.

27. Левинтон Г. А. Насколько первобытна уголовная субкультура? // Этнографическое обозрение. 1990, с. 96-100.

28. Логашов Б. Р. Москва: Народы и религия // Этнографическое обозрение. № 6, 1997, 33 - 42 с.

29. Между тем Накануне Визита Папы в Мексику, www.inopressa.ru

30. Мексика. Процентное Соотношение Католиков Уменьшилось в Мехико, Мексика, 30 июля 2003 www.rbc.ru

31. Мексика, www.encycl.yandex.ru

32. Мексика: капитализм и общество. Противоречия развития / Е. Г. Лаптев, И. К. Шереметьев, Е. И. Поливанная, Л. С. Посконина.М.: Наука, 1990. 192 с.

33. Мексика: Тенденция Экономического и Социально-политического развития. Институт Латинкой Америки. М.: Наука, 1983.

34. Нарумова Б.П. Испанско-русский словарь. М.: Русский язык 1988.г.

35. Национально-этническая идентичность и автономия. Латинская Америка // Латинская Америка. № 12, 2003,47-64 с.

36. Ногейра Х.,Турове Г.Я. Русско-испанский словарь. М.: Русский язык, 1974.

37. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под редакцией Б. Коппитерса, Н.Фоушина, Р.Апресяна. М.: Гардарика, 2002, 408 с.

38. Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет E/2002/43(Part И) (ADV.MIMEO) E/CN. 19/2002/3 (Part II) (ADV.MIMEO) Distr: General 3 July 2002 Russian, www.un.org/russian

39. Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет Е/сю19/2003/10 Distr: General 7 March 2003 Russian. www.un.org/russian

40. Панеш Э. X., Ермолов Л. Б. Турки-месхетинцы (историко-этнографический анализ проблемы) // Этнографическое обозрение.-№6, 1990, 16-24 с.

41. Возведем в лик святых индейцев, ИТАР-ТАСС/РИА новости.31/07/2002 www.rbc.ru

42. Платонов Ю.П. Этнический Фактор. Геополитика и психология. — СПб.: Речь 2002. 520 с.

43. Псянчин А. В. Этнические карты XVIII-XIX вв. в фондах центральных архивов // Этнографическое обозрение. № 3, 2004, 115 - 125 с.

44. Разделенность этноса в контексте Международных отношений // Латинская Америка. № 2, 2003, 49-64 с.

45. Ратанов Т. А., Шогенов А. А. Психологические Особенности Этнического Самосознания Горских Евреев и Осетин // Психологический журнал. № 3, 2001. 37-48 с.

46. Россия-Мексика: перспективы делового сотрудничества. Сборник (материалы семинара). СПб.: Администрация Санкт-Петербурга комитет по внешним связям. 18 сентября 2003.

47. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология М.: Академия 2003, 320 с.

48. Сапожников К.Н. Мексика ало Macho // Латинская Америка. № 5 2004, 70 - 85 с.

49. Современный толковый словарь русского языка. Под ред. С.А.Кузнецова. СПб.: Норинт, 2001.

50. Социальная Панорама Латинской Америки (1990 2000 г.) www.eclac.cl

51. Стрелецкий В. Н., в сб. Европейская контактная зона: 2000, СПб Амадеус, 2001.

52. Строганов А. И. Латинская Америка в XX веке. М. Дрофа, 2002 -416 с. (а)

53. Сусоколов А.А., Степанов В.В. Малочисленный Этнос: Вопросы Национальной и Социальной Политики (на примере вепсов) // Этнографическое обозрение. -№ 1990, 34 47 с.

54. Талызин Ф.Ф. Под солнцем Мексики. М.: Мысль, 1967

55. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 30 апреля 1999. .№82-ФЗ. 5-14 с.

56. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 22 апреля 2001, 25-29 с.

57. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 12 июля 2000, №104-ФЗ. 14-20 с.

58. Фесенко В. У индейцев свой Университет, www.explan.ru/2001/42

59. Харитонова В. И. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик // Этнографическое обозрение. № 2, 2004, с. 99- 118.

60. Цветков А. Просто Маркое // Факел. № 7, 2001, с. 12-15, 74.

61. Экономика Мексики, www.mexico.ru/eco/php

62. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. Под ред. С.Б. Лаврова , Н.В. Каледина. М.: Гардарика, 2002.

63. Aguirre Camin Н. La Invencion de Mexico. Notas sobre nacionalismo e identidad nacional. www.nexos.com.mx/internos/foros

64. Antonio Gay J. Historia de Oaxaca. Ediciones del Gobierno Constitucional del Estado de Oaxaca. Tomo I YII, 1978.

65. Aparicio J. A. Los Aportes de la Antropologia Sovietica, tomo 3, Mexico 1950

66. Barkin D., Wolf R. E. Polos de Desarrollo. Mexico. 1972.

67. Bartolome Miguel A. Pluralismo Cultural у Redefinicion del Estado en Mexico, www.unb.br/ics/dan/serie210 enpdf.pdf

68. Beals L. R. Algunos Aspectos de la Aculturacion Mixe. Publicado Originalmente en la Revista Mexicana de Estudios Antropologico, Т. XVI 1960.

69. Beals L.R. Los Mixes Occidentales de Oaxaca, Mexico. En America Indigena. Т.П. Pag. 63Instituto Interamericano Indigenista, Mexico 1942. Traducido por Alvarado Gonzalez R. 1993.

70. Benitez F. Los Indios de Mexico. Edt. Era, 1973, Libro 1.

71. Bermudez Santiago R. "Investigation Policiaca у Hostigamiento a Periodistas" LaHora, №. 190, del 17 23 de julio, 1995, Pag 1 у 7.

72. Bermudez Santiago R. "Posible Escalada de Violencia Caciquil en Matias Romero, alerta UCIZONI" La Hora №. 206, del 29 5 de diciembre, 1995. Pag. 5.

73. Bermudez Santos G. "Otra Comunidad Mixe Desequilibrada por Advenedistas" La Hora, №. 247, del 5 11 de agosto, 1996. Pag 5.

74. Bermudez Santos G. "En las Regiones Indigenas del Estado Predomina la Propiedad Comunal" La Hora, №. 254, del 6 12 de marzo 1997. Pag 12.

75. Bermudez Santos G. "Conflicto entre Campo Bosco у Puxmecatan" La Hora, №. 174, 8 14 de febrero, 1995. Pag. 7.

76. Bermudez Santos R. "Mas de mil Indigenas Presos en Oaxaca" La Hora, №. 257, del 4 11 de marzo 1997. Pag 3.

77. Bermudez Santos G. "Exigen se Investigue a Fondo los Asaltos en la Sierra de Juarez" LaHora, №. 190, del 17 23 de julio, 1995. Pag. 1.

78. Boletin de septiembre. Centro de informacion de las Naciones Unidas para Mexico, Republica Dominicana у Cuba, www.un.org

79. Camarena Luhrs M. Grandes Rutas del Espacio Social en Mexico. Instituto de Investigaciones Sociales, UNAM. Mexico, 1989. Pag. 221.

80. Castellanos A. "Por Denunciar Agresiones se Reprime a los Pueblos: OIDHO" LaHora, №. 187, del 19 25 de junio, 1995. Pag 1 у 15.

81. Castellanos A. "Radiodifusoras manejadas por los indigenas" La Hora, №. 166, 22 28 de noviembre de 1994. Pag. 5.

82. Cavalla Rojas A. Antologia: Geopolitica у Seguridad Nacional en America. Edit. UNAM. Lecturas Universitarias num. 31. 1979, Pag.475.

83. Cayetano E. Nociones Elementales de Geografia Historia del Estado de Oaxaca. Edit. San German Hnos. Oaxaca, 1913, Pag 474.84. "Choapan у el Mixe Bajo, Las Regiones Indigenas mas Violentas de Oaxaca" La Hora, №. 230, del 27 2 de junio 1996. Pag 14.

84. Comas J. Bosquejo Historico de la Antropologia en Mexico, tomo undecimo de la Revolucion Mexicana de Estudios Antropologicos, 1950.

85. Comision Nacional De Derechos Humanos. Memorias de la Zona Mixe en el Estado de Oaxaca. Folletos 91/24. Mexico, 1991. Pag. 27

86. Comision para el Desarrollo de los Pueblos Indigenas www.indigenas.presidencia.gob.mx

87. Conapo Reporta que Mexico Cuanta ya con 104.8 Millones de Habitantes; 1 de enero de 1994 www.cronica.com.mx

88. Enciclopedia de Мёхюо, Tomo IX, 1977.

89. Flores Cano E. Etnia VS Nacion www.nexos.com.mx/internos/foros.

90. Foster, M. G. Los Mixes, Zoques у Popolucas. Original en ingles en Handbook of Middle American Indians, Ethnology, past, one, vol. 7 Editorial Advisory Board, University of Texas Press Austin, 1969. Pag. 488477. Traducido por Alvaro Gonzalez R. 1993.

91. Gomez Vasquez E. Genesis у Desarrollo de un Conflicto Agrario Entre dos Comunidades Indigenas del Estado de Oaxaca: Santo Domingo Petapa Contra San Juan Mazatlan. SEP-Oaxaca en 1983.

92. Gonzalez R. L. La Palabra de los Mixes M6xico, 1975. En cuentro Pastoral Indigenista, en Matagallinas, Ayutla de Mixes.

93. Gonzalo Villa Nueva P. El Sacrificio "Mixe" Un Ensayo de Antropologia Religiosa. Articulo publicado en la Revista Estudios Indigenas. Vol.11 No. 3 Mexico, 1973. Sacerdote Saleciano у Antropologo. Misionero entre los mixes.

94. Guemes C. Terrible que la Sociedad Despierte con la Muerte Florescano. La Jornada, 27 de enero de 1998. Pag. 31. Numero 4811, Mexico, D.F. Ano catorce.

95. Hoogshagen S. Lo Sobrenatural Mixe у el Cristianismo. Articulo original en ingles en la revista practical Anthopology, enero febrero, 1964. Pag 25-33 Traducido por Alvaro Gonzalez.

96. Hoogshagen S. La Aculturacion de Sociedades Indigenas. Un Estudio de Caso Mixe. LS2 Del Summer Instutito of Linguistics 7500 Wcamp Wsdow Rd. Mexico. 1993.

97. Hoogshagen S. Notas Sobre Los Hongos Sagrados (Narcoticos) de Coatlan, Oaxaca, Mexico. Traduccion del articulo "Notas upon the sacred (narcotic) mushroom from Coatlan, Oaxaca, Mexico". Oklahoma

98. Anthropological Society, (АРА) 1968. Pag. 71-74. Traduction por Alvaro Gonzalez R. 1992. Linguista у misionero del I.L.V.

99. INEGI, IX Censo General de Poblacion у Vivienda, 1990.

100. INEGI, X Censo General de Poblacion у Vivienda, 2000.

101. Kuroda E. Los Mixes Ante la Nation. Articulo inedito 4 presentado corno ponencia en 1990.

102. Kuroda E. Bajo el Zempoaltepetl. Edt. CIESAS, (Centra de Investigacion у Estudios Superiores de Antropologia Social. Мёхюо, 1993. Pag 253.

103. Kuroda E. Bajo el Zempoaltepetl: La Sociedad Mixe de las Tierras Altas у sus Rituales. Coleccion Oaxaca Centra de Investigaciones у Estudios Superiores en Antropologia Social. Mexico, 1993. Pag. 353.

104. La Hora, №. 206, del 29 5 de diciembre, 1995, pag 1.

105. Ledesma R. N. L. Estudio Geoeconomico de la Zona Alta en la Region Mixe, Oaxaca. Tesis de Maestria. F.F Y L. Mexico 1992.

106. Lemoine V. E. Algunos Datos Historicos-Geograficos Acerca de Villa Alta у su Comarca. Мёхюо 1993.

107. Lopez G. у Rivas. "Reformas Constitucionales у Autonomia." La Hora, №. 253, del 27 5 de marzo 1997.

108. Martinez C. R. Etnograflas Juridicas de Huaves у Mixes. Edt. Institute Nacional Indigenista, Mexico, 1994. Pag 71.

109. Matamoros P. F. "Los Suenos no Existirian sin el Mundo Real que los Encierra" LaHora, №. 172, 25 31 de noviembre, 1995. Pag. 14-15.

110. Matias P. "Contra el Terrorismo, la Policia Francesa Capacita a la Oaxaquena" La Hora, №. 250, del 3 11 de febrero 1997. Pag 1 у 21.

111. Matias P "Se Impulsara Programa de Desarrollo Sustentable para Mixtecos, Mixes у Cuicatecos" La Hora, №. 250, del 3 11 de febrero 1997. Pag 1 у 21.

112. Montemayor. C. Adios al INI. Mexico D.F. 25 de mayo 2003 www.cronica.corn.mx121. "Movilizacion ante la Militarizacion у la Reprehension de Autoridades Municipales" La Hora, №. 247, del 3 9 de octubre 1996. Pag 19.

113. Munch Galindo G. Historia у Cultura de los Mixes. Edt. UNAM, 1996. Pag. 131.

114. Nahman Sitton S. Ayuuk-Mixe. El Primer Centra de Investigacion Indigena.

115. Nahman Sitton S. Fuentes Etnologicas para el Estudio de los pueblos Ayuuk, Mixes del Estado de Oaxaca. Disha Coleccion Antropologica; Oaxaca: Edt. Instituto Oaxaqueno de las Culturas. Мёхюо, 1994. Pag. 636.

116. Nahman Sitton S. Los Mixes: Estudio Social у Cultura de la Region de Zempoaltepetl у del Istmo de Tehuacan. Edt. Mexico, Instituto Nacional Indigenista, 1965. Pag. 137.

117. Nahman Sitton S. Reflecciones Sobre la Identidad Etnica de los Mixes: Un Proyecto de Investigacion para los Propios Sujetos.

118. Nahman Sitton S. Una Experiencia hacia una nueva antropologia. Oaxaca у el CIESAS. Volumen I Numero 2-3, AbrilSep., 1996.

119. Nahman Sitton S. Los Pueblos de la Bruma у el Sol. Edt. FONAPAS. Mexico, 1981. Pag 77.

120. Nahmad Sitton S. Frontera Terrirorial e Identidad Etnica de los Mixes. Articulo presentado en la Primera Jornada Sobre Estudios Antropologicos Mixtecos у Mixes del CIESAS de Oaxaca. En septiembre 19 у 20 de 1988.

121. Nepomuceno Cruz J. Historia Antigua de los Mixes. Publication original en 1952 por la Secretaria de Education Publica ( Dr. Alejandro Sanchez Castro).

122. Noticias, "Acta de Acuerdo Tomada en una Asamblea General del Pueblo Celebrada el 16 de los Corrientes" febrero de 1998.

123. Noticias, "Integran con Carretera el Desarrollo de la Zona Mixe" lunes 13 de abril de 1998.

124. Noticias, "Pueblos Indigenas Rechazan Intromisiones para Imponerles Sistemas de Elecciones" Martes 17 de febrero de 1998.

125. Noticias, "Realizan en Lengua Mixe Trabajo de Lectoescritura у Matematicas" marzo de 1998.

126. Periodico Oficial del Gobierno del Estado de Oaxaca Decreto №. 203.

127. Periodico Oficial, num. 26: 201-202 Decreto Num. 209.

128. Periodico Oficial, №. 26: 198-199.

129. Programa Nacional para el Desarrollo de los Pueblos Indigenas. www.ini.gob.mx

130. Regino Montec A. " La hora", N 255, 1997/

131. Regino Montes A. "Servicios del Pueblo Mixe A.C. (Ser)" La Hora, №. 253, del 27 5 de marzo, 1997.

132. Regino Montes A. "Un Paso que Debe Reconocerse" La Hora, №. 254, del 6 12 de marzo, 1997. Pag 1 у 15.

133. Regino Montes A. "Lucha por la Tierra". La Hora, №. 255, del 14 21 de marzo 1997. Pag 9.

134. Regino Montes A. "Pastoral Indigena Integral: Reto de la Iglesia". La Hora, №. 250, 3 11 de febrero, 1997. Pag. 9.

135. Reyes Gonrez L. Mixes: Pueblos Indigenas de Mexico. Edt. Instituto National Indigenista, Mexico, 1995. Pag 22.

136. Romer M. Migration у Desarrollo: El caso de los mixes de Totontepec, Edt. Instituto Nacional Indigenista. Edt. Мёхюо, Pag .165.

137. Romero M. El estado de Oaxaca, Barcelona, 1886. Pag 212.

138. Rosario Anendano О. у Santiago Garcia G. "Violencia en Mazatlan"

139. Rosario Avandano O. "Mueren ocho Infantes por el Ho Comatlan Quetzaltepec" Noticias, viemes 3 de abril de 1998.

140. Rosario Avendano O. "Realizan VI Semana de Vida у Lengua Mixe" La Hora, №. 206, del 29 5 de diciembre 1995.

141. Rosario Avendano O. "Atrae a cintos de Peregrinos la Presunta Aparicion de una Virgen" La Hora, №. 206, del 29 5 de diciembre, 1995. Pag 15.

142. Ruiz Arrazola V. "Durante los Ultimos tres anos la Ley del Talion toma Auge en Oaxaca" La Hora, №. 230, del 27 2 de junio 1996. Pag. 1 у 10.

143. Ruiz de Bravo Ahueja G. Coordinadora. Mixe: Tlahuiltoltepec, Oaxaca, El Colegio de Mexico, Centro de Investigaciones para la Integration Social. Edt. Mexico, 1980. Pag. 156.

144. Ruiz Gonzalez T. Los Mixes del Estado de Oaxaca. Edit. Instituto Nacional Indigenista. Мёхюо, 1981. Pag. 8.

145. Salarios Minimos. www.conasami.gob.mx/indice.htm

146. Sanchez Castro A., Nicolas Guillemaud L. Interesante Historia de un Buen Frances que vino a Mexico en 1930. Edt. Mexico, 1947, pag. 130

147. Santiago Garcia G. "Continuan Asesinatos у Agresiones contra Miembros de OIDHO" La Hora, № 194,, del 25 31 de agosto, 1995. Pag 6.

148. Santiago Garcia G. "En la Entidad, 168 Municipios en la muy Alta Marginacion" La Hora, № 190, del 17 23 de julio, 1995. Pag 7.

149. Santiago Garcia G. "IV Foro sobre la Realidad Indigena у la Reforma Electoral Politica". La Hora, №. 175, 15 21 de febrero, 1595. Pag. 20.

150. Santiago Garcia G. "La Voz de la Sierra Perseguida у Hostigada por el Gobierno" La Hora, № 187 del 19 25 de junio, 1995. Pag 1 у 15.

151. Santiago Garcia G. "Las Comunidades Estamos Cansadas de Criminales у Caciques" La Hora, №. 200, del 12 18 de octubre, 1995. Pagl у 15.

152. Santiago Garcia G. "Transportistas Reclaman Eflciencia у Seguridad en Carreteras al Gobierno" La Hora, №. 187, 19 25 de junio, 1995. Pag 1.

153. Santibanez Candido. C. Resena Historica del Problema Agrario de los Mixes, El Caso de Cacalotepec. Mexico. 1991 (trabajo inedito, el autor es miembro del CINAJUJI).

154. Soto A. "Iglesia Indigena у Autoctona, Prioridad Eclesial" La Hora, №. 174, 8 14 de febrero, 1995, Pag. 7.

155. Tello Diaz M. El mismo Diablo nos Robo el Papel: Dos Estudios de Education у Resistencia Cultural entre los mixes у los Tarahumaras. Edt. Direction de Information у Estudios Culturales. Mexico. 1994, Pag. 203

156. Torrentera F. "Violencia у Grupos Armados en Oaxaca" La Hora, № 194, del 25 31 de agosto, 1995. Pag. 1.

157. Villas Rojas A. Los Mixes. Edit. Instituto Nacional Indigenista. Mexico, 1977.

158. Walter B. Indicadores Socioeconomicos de los Pueblos Indigenas 2002. www.ini.gob.mx/perfiles/imagenes/nacional.

159. Warman A. Indios у Naciones del Indigenismo. www.nexos.com.mx/internos/foros170. www.ciesas.edu.mx