Бесплатный автореферат и диссертация по географии на тему
Курды
ВАК РФ 11.00.02, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Курды"

РОССИЙСКИ,! ГО(ЗДАГСТВЕШ5& ПЩАГШ1ЧЗСК2,1 ЖЕ ш. А.И. ГЕЕЦЕНА

ОПЫТ ГЕОЗТРАЙГЧКЖОГО ЖСЛВДШНИЯ РАЗОБЦЕНпСГО ЗТ1ЮСА ,

Специальность II.00.02 экономическая,социальная и

политическая география

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

.а правах рукописи

ЮСЗФ ЗЕЯД

Санкт-Петербург 1995

Работа Епполнена ка кафедре экономической географии Российского госукассгвенного педагогического университета шл. к.II. Герцена

Научпкл руководитель - доктор географических наук,

профессор и.II. Гладки::

ОЗхдпальшз оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Б.С. Ягья

кандидат географических наук, доцент с.Л. ФайбусовЕЧ

Ведущая организация - Институт скаально-эконометеских проблем РАН (г. Санкт-Петербург)

За:дита состоится З^^-У^иб г. е час. на заседа-

ния Диссертационного совета К 113Г05.09 по присуждению ученой степени кандидата географических наук в Российском государственном университете ни. А.И. Герцена (191186, Санкт-Петербург, набережная р. 1лопки, 4в, корп. 12).

С диссертацией ;-ло;кно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан £ ¡-^гг£'о г

«чеши секретарь

Диссертационного совета _

кандидат географических наук (

профессор О.В. Соколов

Актуальноеть псследонаши. Одной из Еа.-же:&шх ^линакт современного гшрового исторического процесса становятся этно-нолкгаелгг-ные проблем, ассоциирующиеся с глобальным "этническим кризисов" (В. Иордански:'-;, 1991). При этом речь вдет не тслыю о "классических" этнических конфликтах, столь угротазощах стабильности во многих частях мира. ЯЕленпе приобретает более глубинные черты, затрагивая многие аспекты межличностного обдения л дуии людей. сто явление получило в литературе название "этническое возро-денпе" или "этнический парадокс современности".

Как известно, в человеческой психике противоборствует два начала: тенденция к уподоблению, отрешение бить похоти на кого-либо, не выделяться из общей массы, стать органической частью целого и тенденция к уникальности, сохранению своего лица, своего собственного "я". К сожалению, современная цивилизация до последнего времени тлела ладь этнонивелирущий, униТштруюцпй, т.е. в конечном счете обезличивавший характер.

После снижения и (Тактического устранения в последние годы Гак-тора классовой борьбы ситуация в этнических процессах начинает существенно меняться. Цивилизация быстро обнаруживает, что этнкч-ность не исчезает, а скорее напротив - врывается в человечески" мир, поро2 конфликтно и трагично. В этнической картине мира слип-ком много "нестандартных ситуаций", порой искусственно созданных и веками консервирующихся вопреки чаяниям :л!ллионов лвдей.

Одна из таких Нестандартных ситуации" связана с курдским этносом. •• •

Настоящая диссертация посвящена социально-географическому исследованию курдского этноса - одного из крупнейших в мире, у которого нет своего государства.-Известно, что представители данного этноса рассеяны по всему миру, однако более или мс-нее компактно они населяют горные районы, вошедшие в Юго-Восточную Турции, Северо-Западный Кран, в Северо-Восточный Ирак и в Северо-Восточфто (а частично и Северо-Западную) Сирин. В это:; связи фактом является наличие целостного этногеографического субрегиона, подразделяющегося в российской литературе на Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан и Сирийский Курдистан. (

Именно этот вышеупомянутый целостный этногеограйический субре-

гион, вдентифицированный б многочисленных псторкко-географических: работах советских, западноевропейских и курдских авторов, является территориальным объектом нашего исследования. (Поселения курдов есть также и вне основной территории их расселения, в частности: в Кране (Азербайджан, Хорасан), в Турции (северо-восточные районы), в Ираке и в Сирии (в основном в города:-:), в Афганистане (в отдельных сэЕвро-западных районах), в Туркмения, Армении, Аэер-байдкане, а таюне е Северной Америке, Звроне, Австралии. Их характеристика не входит в наше намерение, и если отдельные описания и пшют место, то лишь в порядке экстраполяция).

Предметом носледования служат пространственные этнические, демографические, этногеополитические, социальные, экономические и эколого-расселенческие структуры курдского менстранового региона.

Цель работы - исследование вышеупомянутых структур и выявлешю основных тенденций юс изменения. В соответствии с этим в основные задачи исследования входят:

1. Раскрытие сущности, содержания и осноеных закономерностей пространственного развития этнических, этногеополитических, демографических, социальных, экономических и эколого-расселенческих структур этноса.

2. Исследование на эмпирическом уровне особенностей этногеог-рафической обстановки как в панкурдских рамках, так и в масштабах отдельных курдских регионов.

3. Классификация вышеупомянутых пространственных структур "низовых" реташов, характеристика особенностей каддого типа, исследование условий и факторов их нормирования и развития.

4. Изучение влияния различных типов географических структур этноса на его консолидацию, проведение этнографических, социальных, демографических и других параллелей с целью выявления общности этнокультурных традиций коренного курдского населения.

5. Разработка предложений по совершенствованию отдельных элементов выделенных пространственных структур.

Научная новизна работы состоит в комплексном, системном подходе к географическому исследованию курдского этноса как целостного меястранового образования, имеющего не только историко- этнографическую общность и вековую традиционно-бытовую культуру,

но и объединяющее их современное национальное самосознание. Цементирующим элементом последнего всегда служила и служит героическая борьба курдского народа против сил реакции (в какой бы страна они ни концентрировались), борьба против физического истребления, борьба за национальное самоопределение Курдистана.

Практпчес кая значимоеть исследования состоит е том, что его теоретические и методологические положения погут бить использованы соответствующими органами как имеющихся курдских "полуавтоно-миз:", так и правительственными органами тех демократически государств, для которых курдская проблема - не пусто:; зЕук. Полученные выводы и результаты призваны помочь подрастание;; курдскоГ молодели в процессе нормирования ее мировоззрения и выбора кизненных приоритетов.

Структура работы. Цель диссертационного исследования и его основные задачи предопределили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического указателя использованное литературы, шшостратпЕно-картографическо:" оснастки и включает/^ страниц машинописного текста,/'^ картосхем, таблиц,'2?^наименовакий литературных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕЕШйЕ РАБОТЫ

Природно-ресурскые и экологические факторы издревле сделали Курдистан благоприятней^ местом для обитания человека, способствовали привлечению сэда непрерывно чередующихся волн человеческих миграций из регионов, сильно различающихся мезду собой характером этногенеза. Благоприятное полонение Курдистана обусловливается, с одной стороны, его защищенностью горами, с другой - наличием пригодных для земледелия равнин и обилием еодннх ресурсов. Дачный регион часто являлся историческим конечным пунктом древних исторических миграций. Очевидные следы этого ш находим сегодня в многочисленности национальных меньшинств, прокивавдк на территории Курдистана. Последние (сумериглы, аккадцы, вавилоняне, ассирий:-, персы, сасанвды, сефевиды, арабы) сосредоточены в основном на его окраинах. Сравнительно недавно, в XX веке, в Курдистан прикатились волны других людских миграции, главным образом политических

мигрантов.

I глава диссертации начинается с анализа теорий происхождения курдского этноса СВ. Никитина, Б.у. :,1инорского, Н.Я. Марра, С. йи-та, л. аль-Еадлиси, 'ví.A. Заки л др.). Позиция автора, подтверждаемая последними археологическими изысканиями и раскопками, состоит в том, что исторические корни курдов находились именно в пределах Курдистана.

Курдские области исстари составляли единое хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья - артерии, по которым проте - -кала "кровь" экономики, - сохранялись из Еека в нек. Еще в средневековье курды создаш зачатки государственности в форме полу-вгссальнкх эмиратов. Еизнь в эмиратах зачастую не регламентировалась указами из имперских столиц, подчинение султанам было чисто формальным.

Когда к концу XIX столетия великие империи Западной Азии стали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения всех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому не суждено было сбыться. Видное стратегическое положение Курдистана и открытие в районах Киркука и Посула нефтяных залежей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, фракции и России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каждая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Курдские территории стали ареной сражения сначала русско-турецкой, а затем и первой мировой войны, многократно переходя из рук в руки. Как естественное следствие войны и распада Оо-манской империя Курдистан оказался разделенным границами Турции, Ирака, Ирана, Сирии. Около 100 тысяч кувдов жили в советском Закавказье.

3 диссертации отмечается, что в истории Курдистана было немало "обнадеживающих" моментов. Так, после первой мировой войны мировое сообщество впервые пришло к признанию национальных прав курдов, fy-ководители Англии, Франции и Италии подписали в 1920 г. СеЕрский договор, предусматривающий создание в пределах Турции автономного Курдистана с правей предоставления ему через год государственной независимости. Договор остался нереадизованным, в частности потому, что лидеры курдского движения, поверпв щедрым -~зулам тогдап-

них турецких руководителей, перестали настаивать на суверенитете Курдистана, о чем скоро горько покалели.

Истекшие с тех пор десятилетия представляют собой почти непрерывную цепь национальных восстаний, каждый раз подавлявпихся бескомпроглиссно и яестоко властями Турцци, Ирака, Ирана.

Уместно отметить, что лидеры курдского осеободительного двитания традиционно искали покровительства России, начиная еще с русско-турецких войн XIX Еека. Подобная прорусская ориентация особенно усилилась после первой мировой волны, когда отдельные курдские вгади стали более настойчиво искать поддержки у российского правительства, в частности - политического, военного или глатериалыю-го содействия в организации восстания в Курдистане с пелыэ п ро-нозглашения независимости курдского государства.

В российских правительственных кругах идею такой подцер"":к:: сочли рискованной авантюрой, грозящей втянуть страну с серьезпке политические ослогишнля. В 1323 г. предводитель одного из :г/рдс-ких восстанш" Барзаздггл обратился в Соснар::о:л с просьба'н

помочь сругл'ем 1; боспрнпасаш "революции в Кпнок Курдистане". Г Го . для большеспков с тот глоиекз б:-:ло вскнее подцергкать Кемаля Ата- I торка, в котором вплели, союзника в борьбе за г.Еровуэ ревс.тацаэ. •

а этому следует добавить, что ввод советских ?о."ск е Согер.д:.': Иран сыграл незгелоБглпу» роль е провозглашении в 1546 г., поблизости от районов их дислокации, курдской ЬГехабодской республики. Не случайно, как только советские войска бкли выведены из Ирака, республ!ша была разгромлена шахскими Еластяш.

достаточно трагичным,;: страницами изобилует л послевоенная история кзфдое. Они гокою крови препятствовали Саддаму Хусейну создать тле рига наподобие великого Вавилона, строыленпэ Турции ассимилировать курдов и подогнать их под единый стандарт современной турецкой нации, Ирану строить республику, основанную на шиитском исламском гундаментализме.

К несчастью для себя, курды населяют район, стратегически равный для трех мощных течешп: современного национализма - турегкет, арабского и иранского. Каыменылинства здесь подвергается ассимиляции со стороны всех тпех вышеупомянутых государств.

В целом, несмотря на многовековое историческое сузоствонанпо

Курдистана, ого географические гранпщ до сих пор не определены. В это:; связи карта Курдистана .представляет собой е сухости территорию компактного расселения курдов, преимущественно в горном районе вокруг Курдистане мое гор, на стыке Армянского и Иранского нагорий, а такг'.е г регионе г/реызо-иранско-иракско-сирийской границ.

Ъ диссертации проанализированы соврекенные этногеографкческие структуры Курдистана, предложена оригинальная схема расселения современных курдов с указанием огдольшос племен, количества династий, конфессиональной принадлежности. Первые письменно засвидетельствованные сведения о самых известных курдских племенах подымись к концу ТЛ. века е курдской летописи Шерей-наме. В ней, в частности, зафиксировано деление курдских обцин с точки зрения языка, диалектов, культуры и социальных особенностей на четыре большие конфедерации: курмакд:гл, луры, кальхор и гурани (сорани). Эта дифференциация курдского этноса не устарела и сегодня. Естественно, что е данном случае речь вдет о больших генерализованных группах, в то время как племен насчитывается многие десятки.

Курды каздого племени (родо-племенной группу) четко знают все места обитания своих соплеменников, деле если те иивут в иредежх смежных государств, а таксе общенациональные племенные традиции и законы, которым подчиняются беспрекословно.

В специальной литературе имеется немало попыток классификации или просто описания расселения основных курдских племен и родо-плеыенных групп (см. рис.). Их уязвимое место - слишком слабый учет этнических "конгломератов", рассеянных по территории Курдистана. В "чистом", "рафинированном" виде курдские племена можно представить лишь на бумаге. Так, наиболее многонациональный этнический состав характерен для курдских городов. Дане такой едва ли не самый "курдский" город как Диярбакыр в Турецком.Курдистане (иногда называемый Амидом) - крупный культурный и административно-торговый центр курцов с религиозно-культовыми и светскими учреждениями - является явно полиэтническим. Население этого города составляют курды, турки, армяне, евреи. Весьма представителен и религиозный состав населения этого города. К мусульманам, христианам, иуде.ш здесь постоянно прибавлялось население, принадлежав-

CS

иее к отдельным конфессиональным группам. Так, кроме курдов-му-сульмач зтот район исторически населяли курды-езцды, курды-шамси. Диярбакырекий яе вилайет населяли преимущественно армяне.

Специальное место в диссертации отведено конфессиональной географии Курдистана. Подчеркивается, что в своем подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шайиитского толка, являясь привер-ненцами данного мазхаба. Среди религиозных общин выделяется йезп-дизм - религия, исповедовавшаяся курдами до ислама. Число незиди-тов составляет от одного до полутора миллиона человек, пронивак>-щих в Иракском Курдистане (Мосуле, Синджаре), в Диярбакыре, Халебе, в сирийском Мелздуречьк, Армении, Грузии. Часть йезидитов эмигрировала в Германию.

Одно;; из конфессиональных групп Курдистана является Ахль аль-Хакк ("приверженцы истины", "люди истины") или Али-йляхи ("обожествляющие Али"). Курды общины Ахль аль-Хакк живут на ирано-иракской границе. К Ахль аль-Хакк принадлежит секта Казалбап, приверженцы которой также "рассеяны" вдоль ирано-иракской границы (на пути Ханкин - Карманшах)» в Турции: в Анадоле, провинции Сивас, Диярбакыре. Часть их живет в России. Что касается Кавказа, то большинство приверженцев секты Казалбаш, живущие там, не считаются курдами по происхождению.

Наконец, есть небольшое число курдов, исповедующих христианство. Известны две христианские общины - якубийя и джудран, концентрирующиеся вдоль лиши: север Мосула - север Несейбина. Имеется также значительное число христиан - не курдов.

Ряд исследователей упоминают также о наличии курдов-иудеев. Однако сегодня этот вопрос стал скорее политическим вопросом, непели конфессиональным. Курды, считающиеся иудеями, просеивают главным образом в Израиле, и число их составляет порядка 150 -200 тыс. человек. Если рассматривать курдов-иудеев как носителей иудаизма, то согласиться с наличием их вполне естественно, но постольку "иуде;;" и "еврей" для араба совершенно одно и то не, поскольку конфессиональный Еопрос становится вопросом политическим.

В главе Д осуществлен демогеограодческий анализ этноса. Отмечается, что диктаторские и реакционные режимы пытались в прошло;.: и п'гталтея сегодня гедевкть права курдов, нгсильствгыпо л.чпеяить

гранит территории Курдистана, сократить численность его население.х 2ти попытки массового уничтожения, выселения, арабизации курдских районов или их персизации, отуречивания и т.д. в той или иной форме сказываются на современных параметрах курдского населения. О другой стороны, даже самые авторитетные авторы порой оценивают количество населения с узко национально:!' позиции, пытаясь преувеличить цифру численности курдского этноса, будучи убежденны;,яг, что, дескать, чем многочисленнее население, тем курдская проблема ближе к "берегу спокойствия". Так, ряд курдских авторов заявляют, что число курдов колеблется в пределах 30 - 60 :.шн. человек. Искажаются иногда и другие параметры курдского этноса. (По палим оценкам, численность курдов Курдистана составляет более 28 шн. человек, за его пределами - около 3,2 млн. человек; см. таблицу) .

Таблица. Экстраполированные данные о численности курдов,

проживавши в Турции, Иране, Ираке и Сирии в 1234 г.

! Страна ) ! Численность населения (млн.) Доля курдского населения (%) Численность курдского населения (млн.)

! !Турция 61,5 21 12,9

{Иран 63,7 16 10,19

¡Ирак 19,6 20 3,92

}Сирия 14,8 10 1,48

т —

г ВСЕГО: 28,58 !

(Составлена автором)

Дана всесторонняя характеристика факторов демогеографлческого развития этноса, а именно: религиозных установок, тяжелых социальных и экономических условий, вооруженных конфликтов и др.; выявлена динамика ро-здаемостн, смертности, естественного прироста; рассмотрена миграционная подвижность курдов и ее влияние на демо-грг,-лческую ситуацию.

Отмечается, что сдна из современных острых проблем Курдистана

отток сельских .-кителей в город. Этот процесс отчасти вызван плохим экономическим полокением земледельцев и относительным перенаселением деревни. Высокий естественный прирост населения при крайне низкой производительности сельского хозяйства, не обеспечивающей элементарных потребностей населения, заставляет деревенских кителей переселяться в город, пополняя отряды городской бедноты. Отсталость курдской дерегни, отсутствие здравоохранительных услуг, электричества, водоснабжения, канализации, а также возможности получить образование - все это побуждает лвдей переселяться в город в поисках (иногда - тщетных) лучших условий пизни.

Ы глава посвящена преимущественно экономико-географическим аспектам развития Курдистана к начинается с анализа занятости и социальной стратификации населения. Отмечается, что прямое отношение к проблеме занятости в районах расселения курдов тлеют:

1) сравнительно высокие темпы демографического роста и соответствующие темпы прироста рабочей силы;

2) обострение неполной занятости и скрытой безработиц* в сельском хозяйстве и традиционном ремесле, связанное главным образом с исчерпаемостью земельного фонда;

3) отсутствие увязок политики планирования семьи и профессионально-технической подготовки трудовых ресурсов с естественным приростом населения;

4) глубокое технологическое отставанием и острая нехватка производительного оборудования;

5) крайне низкий уровень доходов населения и другие явления.

Обострению проблеш. занятости в последние годы особенно способствуют высокий демографический рост и "разбухание" городов в условиях промышленной стагнации. При этом фокусами, в которых особенно наглядно проявляется проблема занятости, оказываются наиболее крупные города: Карманшах, Киркук, Сулеймания, Диярбакыр и др. Не следует забывать, что фактический приток сельского населения в эти и другие города значительно больше, чем отмечается в специально:': литературе, т.к. часть мигрантов возвращается в деревни периодически, что не получает отражения в статистических сальдо.

Заметный прирост населения курдских городов, яелявдйся в большинстве случаев не столько результатом естественного прироста,

сколько значительного миграционного притока населения из деревни в город, закономерно привел к увеличению числа безработных и особенно - к расширению неполно;'!, т.е. непроизводительной занятости. Поэтому в условиях курдского города Еопросы неполно"; занятости, по-е:димому, заслуживают не меньшего внимания будущих исследователей, чем Еопросы открытой (явной) безработицы.

Подчеркивается, что в функциональном механизме курдско!: экономики важнейшее место (с точки зрения численности занятых) занимает земледелие, а само курдское общество все в большей мере превращается из бедуинского скотоводческого в оседлое земеледэльчес-кое. Подробной характеристике подвергается селю кое хозяйство сирийской, иракской, иранской и турецкой частей Курдистана.

Что касается промышленности Курдистана, то ее состояние оставляет пока жалкое впечатление. Между тем, промышленность - решающая сфера любой развитой экономики, определяющая развитие других отраслей. Она - необходимое условие развития и самого селнз кого хозяйства. Без промышленности трудно организовать переработку сельскохозяйственной продукции, рашо как и трудно создать современную сеть коммуникаций или оснастить необходимым оборудованием здравоохранение.

Лишь иракский Курдистан предстаачяет собой достаточно развитую часть, благодаря крупно:: нефтеочистительной промышленности, а та-Гсдо благодаря благоприятному географическому положению и значительному населению. (Доля Курдистана в общей стоимости промышленной продукции Ирака составляет около 5С$).

В условиях, ковда крупное промышленное производство не в состоянии удовлетворить нужды курдского населения в самг-.ч необходимом, очень Еажную роль продолжает играть ремесло и мелкая промышленность.

По условному определению составителей национальных планов развития в некоторых страна:: разница между ремеслом и мелким промышленным производством заключается в том, что мелкие предприятия используют Двигатели (паровые, бензиновые) и труд 8-10 человек, а в основе ремесла лежит ручной труд одного или нескольких человек. Что же касается гсдораздела между крупным и медкш механизированным производством, то он проход::?, видимо, не столько в об-

ласти количественных характеристик (занятость, размер основного капитала и т.д.), сколько определяется качеством используемого оборудования. Самостоятельные производители - специалисты-ремесленники, которые, как правило, не эксплуатируют чу&ого наемного труда, составляют заметный процент самодеятельного населения, практически, во Есех регионах Курдистана, как в городах, так и в деревнях. Это - ковровщики, текстильщики, золотых и серебряных дел мастера, паяльщики, лудильщики, жестянщики, плотники и др.

Продукция домашнего производства издревле удовлетворяла личные потребности курдского населения и нередко продавалась на рынке. Многие феллахи, занимавшиеся домашним производством и сбывавшие свою продукцию на рынке, постепенно превратились в ремесленников. 3 результате последовавшего развития товарно-денежных отношений в Курдистане домашнее производство, трансформировавшееся в ремесленное, стало тлеть ярко выраженный торговый характер. Имеется немало исторических свидетельств того, что в начале XIX в. тленно Курдистан являлся основным источником снабжения Багдада, Стамбула и Дамаска текстильной продукцией, резиной, красками и т.д.

Исключительно важное место в кустарном производстве во всех районах Курдистана занимает производство ковров (курдский ковер с паиятшл орнаментом известен на всем Востоке). Целые районы (особенно в иранском Курдистане: Карманшах, Сеневдедж, Бани, Педяар, Мехабад и др.) издавна специализируются на производстве ковров.

Учитывая недостаточный объем внутренних источников накоплений для развития крупного промышленного производства, практически, во всех регионах Курдистана большое внимание уделяется мелким формам промышленности, в том числе ремеслу. В пользу расширения таких форм обычно выдвигаются следующие основные аргументы: а) их расширение не требует значительных затрат государственного капитала и почти целиком основывается на частных капиталовложениях; б) поощрение мелких форм промышленности играет положительную роль в увеличении выпуска необходимых населению потребителю ких товаров; в) расширение кустарной и домашней промышленности отчасти содействует решению такой острой проблемы, как проблема занятости населения.

Кроме того, ремесленное производство оказывает расширяющее

воздействие на внутренний рынок, способствует более рациональному размещению промышленности, развитию отсталых районов, а также содействует подготовке кадров для фабрично-заводской промышленности.

В диссертации отмечается, что дать детальный анализ мелкой промышленности Курдистана чрезвычайно трудно, ибо нет почти ни одного местного селения, где бы не было своих ремесленников, производящих традиционные товары и нелегкой конкуренции с нг.шортируемыш товарами из стран с высокоразвитой рыночной экономикой.

Наиболее вэлнымл выводами дисоертагионного исследования можно считать следующие:

1) исторические корни курдов /"кристаллизационное ядро" этноса/ находятся в пределах исследуемого нами целостного этногеографичес-кого субрегиона, признаваемого подаалякг'им большинством авторов. Все попытки подвергнуть сомнению автохтонность курдского этноса опровергаются новейшими археологическими изысканиями и раскопками; '

2) исторически самосознание курдского этноса прошло весьма противоречивый путь, особенно после турецко-иранского, а затем туреико-ирано-иракско-сирийского разделения Курдистана. Однако, несмотря на многовековое воздействие естественной и насильственной ассимиляции, модернизации /или "вестернизации"/, самосознание курдов не только не утрачено, но и приобрело новые качества. Отличительные особенности курдов проявляются как в материальной, так и духовной культуре. Специфические общенациональные черты характера и этнической психологии курдов являются предметом исследования многих авторов;

3) природно-ресурсный потенциал Курдистана отличается разнообразием и огромными масштабами, что представляет собой мощный стимул для экономического развития этого региона и является действенным контраргументом против попыток доказать ресурсную нежизнеспособность Курдистана. Его недра богаты медью, железом, марганцем, ртутью, оловом, серой, мрамором, молибденом, свинцом, углем. Особое значение имеют запасы нефти в Иране Дарманшах/ и в Ираке /Киркук и Мосул/ - одни из крупнейших на Ближнем и Среднем Востоке;

4) в этногеографическом отношении курды делятся на множество

родов, племен и племенных общин. С известной долей условности можно выделить четыре бсяьшие конфедерации: гурани, кальхор, луры и курмандаи. Наиболее известные курдские племена и племенные образования - это: джаф, авроман, мериван, бильбао, мукри и др. Курды каздого племени четко осведомлены о всех местах обитания своих соплеменников, знают общенациональные племенные традиции и законы, которым подчиняются беспрекословно. Особенно труден для анализа многонациональный этнический состав населения Курдистана в крупных городах;

5) определенную роль в истории курдского этноса играло и продолжает играть самосознание не только в этнической, но и религиозной форме. Его религия имеет индивидуальные черты, отличающие курдов от соседей. Наряду с исламом /за приверженность которому они заплатили и платят по сей день дорогой ценой/, курды исповедуют йезидизм как чисто "этническое" религиозное течение. Многие курды принадлежат к общине Ахль аль-Хакк, являются христианами или иудеями /особенности конфессиональной географии Курдистана изложены в диссертации/;

6) демогеографические параметры курдского этноса свидетельствуют о том, что ежегодные темпы естественного прироста коренного населения в целом соответствуют среднегодовым темпам естественного прироста населения всего региона /в составе Ирана, Ирака, Турции и Сирии/, что дает возможность путем экстраполирования данных определять динамику численности курдов. Помимо причин внутренних, влиявших на изменение демографической ситуации в Курдистане, существуют причины внешние, не зависящие от курдов, связанные с интригами империалистических государств в данном регионе, вооруженными конфликтами, вынужденной миграционной подвижностью и т.п.;

7) сравнительно высокий демографический рост в Курдистане и "разбухание" городов в условиях промышленной стагнации ведет к обострению проблемы занятости, которая осложняется также обострением неполной занятости и скрытой безработицы в сельском хозяйстве и традиционном ремесле, отсутствием увязок политики планирования семьи и профессиональной подготовки трудовых ресурсов с естественным приростом населения, глубоким технологическим отставанием и т.д.;

8) промышленность Курдистана размещена крайне неравномерно: больная ее часть сосредоточена в Иракском Курдистане /нефтедобыча и нефтеочистка/, в то время как на остальной территории региона имеются лишь отдельные очаги, чаще всего представленные единичными предприятиями и, как правило, расположенные на значительных расстояниях друг от друга. Причины такой неравномерности следует искать прежде всего в различном уровне социально-экономического развития частей Курдистана, в тяжелой судьбе курдского народа. Неравномерность и быстрые изменения в размещении местной промышленности связаны также с любым новым строительством;

9) своеобразным дополнением к курдской промышленности является ремесленное производство, сохранившееся в основном как мелкое ручное производство, расчитанное, главным образом, на удовлетворение ограниченного местного спроса с его спецификой и индивидуальностью.

Проведенный анализ географических особенностей курдского этноса подтверждает существование многочисленных нитей - этничес -ких, идеологических, культурных, религиозных, политических, хозяйственных и других - связывающих его воедино и составляющих целостное культурно-цивилизационное пространство, расположенное на стыке Турции, Ирана, Ирака, Сирии, вблизи бывших советских закавказских республик.

^ак бы ни стремились турецкие, иранские и иракские власти к созданию мононациональных и моноконфессиональных государств, к фактическому поглощению курдского этноса, многомиллионный народ нельзя уничтожить и насильно ассимилировать. Многострадальный территориально разобщенный курдский народ имеет

полное право, наконец, изменить свою трагичную судьбу к лучшему.

*

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Э1НОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Происхождение курдского этноса: анализ теорий

1.2. Курдский этнос и территория

1.3. Этногеограйическзэ структуры Курдистана

ГЛАЗА П. ДЕМОГЕОГРАФИЧЕСКИИ АНАЛИЗ

2.1. Численность этноса: трудности статистики,

меястрановые пропорции

2.2. Факторы д еыоге ографичес ко го развития этноса

2.3. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста

2.4. Миграционная подвижность курдов и ее влияние на демогеографическую ситуацию

ГЛАВА Ш. ЭКОНОРЛИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

3.1. Занятость и социальная стратификация

населения

3.2. Сельское хозяйство

3.2.1. Земледелие

3.2.2. Животноводство

3.3. Промышленность

3.4. Ремесла

3.5. Урбанизация

1.3.1. Курцы

1.3.2. Иные этносы

1.4. Конфессиональный состав

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОХРАшИЯ

РТП РГО Зак.4-{(?0 25.09.95г.

Содержание диссертации, кандидата географических наук, Юсеф Зеяд

2.1. Численность этноса: трудности статистики, межстрановые пропорции

2.2. Факторы демогеографического развития этноса . . VI

2.3. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста

2.4. Миграционная подвижность курцов и ее влияние на демогеографическую ситуацию

ШВА Ш. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНММЗ

3.1* Занятость и социальная стратификация населения .*.•

3.2. Сельское хозяйство

3;2.1. Земледелие

3*2.2. Животноводство

3.3. Промышленность

3.4. Реиесла

3.5. Урбанизация.

Введение Диссертация по географии, на тему "Курды"

Одной из важнейших доминант современного мирового исторического процесса становятся этно-национальные проблемы» Нри этом речь идет не только о "классических* этнических конфликтах, столь угрожающих стабильности во многих частях мира. Явление приобретает более глубинные черты; затрагивает многие аспекты межличностного общения и душ ладей; Это явление получило в литературе название "этническое возрождение" или "этнический парадокс современности";

Как известно» в человеческой психике противоборствуют два начала: тенденция к уподоблению» стремление быть похожим на кого-либо, не выделяться из обще! массы, стать органической частью целого» и тенденция к уникальности^ сохранению своего лица, своего собственного "я". К сожалению, современная цивилизация до последнего времени имела лишь этнонивелирующий» унифицирующий, т.е* в конечном счете обезличивающий характер! Это обстоятельство, во-первых, связано с интенсивным межнациональным "перемешиванием" в западном мире, формированием единого рыночного хозяйства, и интеграционными процессами; во-вторых, идеология национализма скомпро-ментирована в глазах мирового общественного мнения фашизмом, который является крайней формой национализма; в-третьих» существенную роль в снижении значимости этничности в социальных отношениях сыграл раскол мира на две противоборствующие социальные системы: социалистическую и капиталистическую - в этих условиях национальные различия как бы отступали на задний план.

После снижения и фактического устранения фактора классовой борьбы ситуация в этнических процессах начинает существенно меняться* Цивилизация быстро обнаруживает, что этничность не исчезает, а, скорее, напротив - врывается в человеческий мир, норой конфликтно и трагично, но это уже другой вопрос. В этнической картине мира слишком много "нестандартных ситуаций", норой искусственно созданных и веками консервирующихся, вопреки чаяниям миллионов лвдей.

Одна из таких "нестандартных ситуаций" связана с курдским этносом*

Настоящая диссертация посвящена социально-географическому исследованию курдского этноса - одного из крупнейших в мире, у которого нет своего государства. Известно, что представители данного этноса рассеяны по всему миру, однако более или менее компактно они населяют горные районы^ вошедаие в Юго-Восточную Турцию^ в Се-веро-Западный Иран, в Северо-Восточный Ирак и в Северо-Восточную (а частично и Северо-Западную) Сирию. В этой связи фактом является наличие целостного этногеографического субрегиона?, подразделяющегося в российской литературе на Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан и Сирийский Курдистан /рис. I/.

Слово "Курдистан" не признается международным законом, не употребляется на политических картах и в географических атласах, не используется официально. Имеются некоторые трудности в определении линии границ Курдистана и в начертании его карты! что остается в настоящее время в компетенции частных предположений и свободных исследований.

В результате изучения региона» который населяют курды'; - а он с исторической объективной стороны составляет единую землю, - можно приблизительно изобразить гранидо страны курдов. На этом основании вся площадь Курдистана превышает 409 650 кв. км. Карта, которую выпустил в 1949 г. Центр курдских исследований в Париже, I сл I показывает, что площадь Курдистана составляет более 500 тыс. кв. км и охватывает всю местность» простирающуюся между горой Арарат, Персидским заливом и Средиземным морем.

Курдистан - как бы хребет Ближнего Востока в силу того, что он расположен в центре Передней Азии, а также потому, что он заключает в себе богатые источники нефти ("черное золото")» Из центра Курдистана берут начало важнейшие реки Ближнего Востока: "top, Евфрат, Хабур и др., а поэтому он содержит в себе многочисленные источники особо ценной в условиях семиарвдного климата пресной воды.

Именно этот вышеупомянутый целостный этнографический субрегион; идентифицированный в многочисленных историко-этнографических работах советских, западноевропейских и курдских авторов, является территориальным объектом нашего исследования. Поселения курдов есть также и вне основной территории их расселения, в частности: в Иране (Азербайджан, Хорасан), в Турции (северо-восточные районы), в Ираке и в Сирии (в основном в городах), в Туркмении, Армении, Азербайджане, а также в Северной Америке, Европе, Австралии. Их характеристика не входит в наше намерение, и если отдельные описания и имеют место, то лишь в порядке экстраполяции

Курдоведение как научное направление опирается на весьма обширную литературу на восточных, западных, русском языках. Справедливости ради следует указать, что доля источников сугубо географического характера (особенно социально-географического) в ней крайне мала, к тому же они посвящены обычно исследованию отдельных курдских территорий, а не всего этнографического субрегиона. Так, мы с большим пиететом относимся к трудам известного современного арабского ученого, по образованию географа, проф. Шакера

Хасбака, живущего в Багдаде* Одна из его работ - "Северный Ирак (физическая география и население)" Д84/ - содержит ценный фактический материал о курдах Ирака, перемежаемый с описаниями "не курдов"; другая - "Курды. Географическое и этвогеографическое изучение" Д83/ - посвящена характеристике социально-экономического положения курдских пастухов-кочевников и курдов-земледельцев отдельных этнических территорий (в частности, Сулейманийской области Ирака) ; третья - "Курды и курдский вопрос" /Ш/ - выполнена в ярко выраженном историческом ключе и, к сожалению, дает мало пищи для представления о социально-географической природе курдского этноса.

Попутно" об особенностях и проблемах городского и сельского расселения курдов в Ираке писал географ Абдулла Гафур Исмаил Д/, об этногеографии курдов в Сулейманийской области Ирака - историк Мохамед Амин Заки /223/, о других вопросах (религиозных верованиях, обрядах» йезвдитах, языках, письменности и т.п.) - такие представители курдского этноса, как Маруф Хазнадар, Пштиван Нариман Азиз, Шукрия Расул Ибрагим, Мохамед Мокри и многие другие; арабские авторы Абд ар-Раззак аль-Жасани, Аббас аль-Азави, Фазель аль-Ансари и др.

Глубокие исследования (не географического характера) по курдской проблематике выполнены в последние годы в Сирии, что особенно приятно автору диссертации (представителю курдского населения сирийского Курдистана), поскольку научных работ, посвященных курдам этой части этнографического субрегиона меньше всего (возможно, потому, что долгое время курды Сирии, будучи локализованы на территории Османской империи, изучались как "турецкие курды")й Из числа таких исследований специально выделим труд Мардини Ахмеда

Шарфа о курках провинций Хасеке - "Провинции Хасеке. Социально-экономическое, историческое и этнографическое исследование" Д49/, в котором даны тщательные этнографические зарисовки таких курдских районов, как Камышли, Сарек Кани, Малыше, Амуда, Дэрбасия.

Ряд ценных книг и статей, посвященных курдам (в основном их материальной культуре и политической истории) вышел на немецком, английском и французском языках. Если не иметь в виду "старинные" работы в основном прошлого века Рича Д26/, Бишопа /122/, Вагнера /128/, Аинсфорса /II9/, Блау /123/, Вэбба, то из числа интересных работ второй половины XX в. заслуживают быть отмеченными работы немецкого этнографа д-ра Вольфганга Рудольфа! выполненные им на базе собственного полевого материала, собранного им во время научных экспедиций в Курдистан (Турция и Иран в 1958, 1962 и 1964 г.) /см., в частности, 127/; труд английского офицера С. Эдмонса ТКур-ды, тюрки, арабы", опубликованный в Лондоне в 1957 г. Д24/, книга иранского генерала X. Арфа "Курды: историческое и политическое исследование" Д21/, посвященная, как это явствует из названия, политической истории курдов и ценная собственными впечатлениями автора,.жившего среди различных курдских племен.

Выдающихся успехов в развитии курдоведения достигла советская (в том числе и российская) наука, особенно этнографическая! Последняя имеет глубокие корни. Достаточно вепомнить блистательный трехтомный труд П. Лерха "Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях" /69/, выпущенный еще в середине прошлого века в Петербурге. Не меньшее значение имеют работы выдающегося воетоковеда-курдолога В.Ф. Минорского, служившего на дипломатической работе в Иране и Турции и не вернувшегося в Россию после октябрьского переворота 1917 г. /83/. Но основоположником советекого кущоведения считают И.А. Орбели, посвятившего многие с;вои работы исследованию курдского языка, особенностей культуры и быта курдов /93 и др./.

Немалая заслуга в разработке отдельных аспектов курцологин принадлежит таким широко известным востоковедам и кавказоведам, как В. Бартольд /25/, В.А. Гордлевский /42/, Н.Я. Марр /71 - 73/, Б.В. Миллер /77/, В.Ф. Миллер /80/ и др. Заметным явлением в исследовании жизни курдов стали монографии современных ученых Т.Ф. Аристовой "Материальная культура курдов XIX - первой половины XX в. (проблема традиционно-культурной общности)" /19/ и "Курды Закавказья" Д8/; М.А. Гасратяна "Курды в Турции в новейшее время" /36/; Г.Б. Акопова. /ТО - 12 и др./, Бакаева /21, 22 и др./ и многих других.

Особо отметим вклад в исследование курдского этноса советских авторов - курдов по национальности, как то: писатель Араб Шамклов /104, 106, 108 и др./, этнограф Амине Авдал /3, 4 и др./, Дж. to-лил, Ч. Карлен, К. Курдоев, 1. Мгои и др.

Таким образом обширная источниковедческая база о курдах дает основание утверждать, что курдоведение нельзя относить к числу малоизученных научных направлений. Однако, как уже было сказано выше, комплексных социально- и экономико-географических работ по Курдистану, практически, не выполнялось, если не считать фрагментарных описаний путешествий по отдельным его территориям. Например, достаточно интересные географические описания путешествий, как правило, локального характера, дают В. Диттель /48/, Н.В. Ха-ныков ДОЗ/, ИЛ. Березин /29 , 30/, Р. Бекгульянц /26/, А.И. Ияс /56/, Г. Киперт /57/ и др.

Ощутимый прогресс в географическом отношении достигнут, пожалуй, лишь в изучении топонимики Курдистана» что чрезвычайно важно для решения рада комплексных проблем, особенно этнографических, В этой связи упомянем статью патриарха советской (и российской географии ЭЛ. Мурзаева /88/, а также статьи Б.Р. 1огашевой /70/ и В.И. Савиной /95/.

Вот почему исследование социально- и экономико-географических структур Курдистана, понимаемого как целостный этнический субрегион, представляется нам весьма злободневным и актуальным.

Предметом нашего исследования служат пространственные этнические, демографические, социальные, экономические и расселенческие структуры курдского межстранового субрегиона.

Цель работы - комплексное исследование вышеупомянутых структур и выявление основных тенденций их изменения. В соответствии с этим в основные задачи исследования входят:

1. Раскрытие сущности, содержания и основных закономерностей пространственного развития этнических» демографических, социальных, экономических и расселенческих структур курдского этноса.

2. Исследование на эмпирическом уровне особенностей этногеогра-фической обстановки как в панкурдскнх рамках, так и в масштабах отдельных курдских регионов.

3. Классификация вышеупомянутых пространственных структур "низовых" регионов, характеристика особенностей каждого типа, исследование условий и факторов их формирования и развития.

4. Изучение влияния различных типов географических структур этноса на его консолидацию, проведение этнографических, социальных, демографических и других параллелей с целью выявления общности этнокультурных традиций коренного курдского населения.

Научная новизна работы состоит в комплексном, системном подходе к географическому исследованию курдского этноса как целостного межстранового образования, имеющего не только историко-этнографи-ческую общность и вековую традиционно-бытовую культуру, но и объединяющее их современное национальное самосознание* Цементирующим элементом последнего всегда служила и служит героическая борьба курдского народа против сил реакции (в какой бы стране они ни концентрировались), борьба против физического истребления, борьба за национальное самоопределение Курдистана.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические и методологические положения могут быть использованы соответствующими органами как имеющихся курдских автономий, так и правительственными органами тех демократических государств, для которых курдская проблема - не пустой звук. Полученные выводы и результаты призваны помочь подрастающей курдской молодежи в процессе формирования ее мировоззрения и выбора жизненных приоритетов.

Структура работы. Цель диссертационного исследования и его основные задачи предопределили структуру диссертации; Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического указателя использованной литературы и иллюстративно-картографической оснастки.

Заключение Диссертация по теме "Экономическая, социальная и политическая география", Юсеф Зеяд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее важными выводами диссертационного исследования можно считать следующие:

1) исторические корни курцов, "кристаллизационное ядро" этноса находятся в пределах исследуемого нами целостного этногеогра-фического региона, признаваемого большинством авторов. Все попытки подвергнуть сомнению автохтонность курдского этноса опровергаются новейшими археологическими изысканиями и раскопками;

2) исторически самосознание курдского этноса прошло весьма противоречивый путь, особенно после турецко-иранского, а затем турецко-ирано-иракско-сирийского разделения Курдистана. Однако, несмотря на многовековое воздействие естественной и насильственной ассимиляции, модернизации (или 'Ьестернизации"), самосознание курцов не только не утрачено, но и приобрело новые качества. Отличительные особенности курдов проявляются как в материальной, так и в духовной культуре. Специфические общенациональные черты характера и этнической психологии курдов являются предметом исследования многочисленных авторов;

3) природно-ресурсный потенциал Курдистана отличается разнообразием и огромными масштабами, что представляет собой мощный стимул для экономического развития этого региона и является действенным контраргументом против попыток доказать нежизнеспособность Курдистана. Его недра богаты медью, железом, марганцем, ртутью, оловом, серой, мрамором, молибденом, свинцом, углем. Особое значение имеют запасы нефти в Иране ЗКарманшах) и в Ираке (Киркук и Мосул), - одни из крупнейших на Ближнем и Среднем Воетоке;

4) в этногеографическом отношении курды делятся на множество родов, племен и племенных общин. С известной долей условности можно выделить четыре большие конфедерации: цурани, кельхор, лу-ры и курманджи. Наиболее известные курдские племена и племенные образования это - джаф, авроман, мериван, бильбас, мукри и др. При этом курды каждого племени четко осведомлены о всех местах обитания своих соплеменников, знают общенациональные племенные традиции и законы, которым подчиняются беспрекословно. Особенно труден для анализа многонациональный этнический состав населения Курдистана в крупных городах;

5) определенную роль в истории курдского этноса играло и продолжает играть самосознание не только в этнической, но и в религиозной форме. Их религия имеет индивидуальные черты, отличающие курдов от соседей. Наряду с исламом (за приверженность которому они заплатили и платят по сей день дорогой ценой), курды исповедуют йезидизм как чисто "этническое** религиозное течение. Многие курды принадлежат к общине Ахль аль-Хакк, являются христианами или иудеями. (Особенности конфессиональной географии Курдистана изложены в диссертации) ;

6) демогеографические параметры курдского этноса свидетельствуют о той, что ежегодные темпы естественного прироста коренного населения в целом соответствуют среднегодовым тешам естественного прироста населения всего региона (в составе Ирана, Ирака, Турции и Сирии), что дает возможность путем экстраполирования данных определять динамику численности курдов. Помимо причин внутренних, влиявших на изменение демографической ситуации в Курдистане, существуют причины и внешние, не зависящие от курдов, связанные с интригами империалистических государств в данном регионе, вооруженными конфликтами» миграционной подвижностью и т. п.;

7) сравнительно высокий демографический рост в Курдистане, "разбухание" городов в условиях промышленной стагнации ведут к обострению проблемы занятости, которая осложняется также обострением неполной занятости и скрытой безработицы в сельском хозяйстве и традиционном ремесле, отсутствием увязок политики планирования семьи и профессиональной подготовки трудовых ресурсов с естественным приростом населения, глубоким технологическим отставанием и т.д.;

3) промышленность Курдистана размещена крайне неравномерно: большая ее часть сосредоточена в Иракском Курдистане (нефтедобыча и нефтеочистка), в то время как на остальной территории региона имеются лишь отдельные очаги, чаще всего представленные единичными предприятиями и, как правило, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. Причины такой неравномерности следует искать прежде всего в различном уровне социально-экономического развития частей Курдистана, в тяжелой судьбе курдского народа. Неравномерность и быстрые изменения в размещении местной промышленности связаны также с любым новым строительством;

9) своеобразным дополнением к курдской промышленности является ремесленное производство, сохранившееся в основном как мелкое ручное производство, расчитанное, главным образом, на удовлетворение ограниченного местного спроса с его спецификой и индивидуальностью.

Проведенный анализ географических особенностей курдского этноса подтверждает существование многочисленных нитей - этнических, идеологических, культурных, религиозных, политических, хозяйственных и других - связывающих его воедино и составляющих целостное культурно-цивилизационное пространство, расположенное на стыке Турции, Ирана, Ирака, Сирии, вблизи бывших советских закавказских республик.

К сожалению, мировое сообщество по-прежнему считает курдскую проблему малозначимой на фоне глобального этнического кризиса, а это - один из признаков "оттягивания" принятия радикальных мер для ее решения. Столь прохладное отношение к судьбе курдского народа отчасти объясняется разобщенностью действий курдов, непоследовательностью выдвигаемых требований, отсутствием соответствующих лидеров национально-освободительного движения, с которыми Запад мог бы связывать надежды на образование в суверенном Курдистане светского, демократического и стабильного режима!

Отстраненное отношение Запада к курдской проблеме подтверждается хотя бы его молчаливой позицией по отношению к Турции, которая должна быть осуждена за проводимые кровавые репрессии против курдских повстанцев. Есть достаточно веские основания утверждать, что страны Запада проявляют двойной стандарт и готовы простить светской и проевропейски настроенной Турции то, за что, наверняка, был бы наказан, например, фундаменталистский Иран.

Как бы ни стремились турецкие, иранские и иракские власти к созданию мононациональных и моноконфессиональных государств, к фактическому поглощению курдского этноса, многомиллионный народ нельзя уничтожить и насильно ассимилировать. Многострадальный территориально разобщенный курдский народ имеет полное право, наконец, изменить свою трагичную судьбу к лучшему.

Библиография Диссертация по географии, кандидата географических наук, Юсеф Зеяд, Санкт-Петербург

1. АДЦУЛЛА ГАФУР ИСМАИЛ, Особенности и проблемы городского и сельского расселения в Ираке» Автореф. канд. дисс. М., 1980.

2. АВДУЛЛА Г.И., АРИСТОВА Т.§, Этнодемографический очерк Южного Курдистана. Расы и народы. Вып. 19. М., 1989.

3. АВДАЛ А. Курдская этнография и фольклор и их изучение в Советской Армении. ВЭК. 1952.

4. АВЙАЛ А. Патронимия у курдов Армении. СЭ. 1959, Ш 6.

5. АВДАЛ А., АРИСТОВА Т.Ф. Курды. Народы Кавказа. Т. 2. М., 1962 (Серия Ш).

6. АВЕРЬЯНОВ П.М. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. Современное политическое положение турецких, персидских и русских курдов. Исторический очерк. Тифлис, 1900.

7. АДНАН ХАКИ ШЕХАБ. Перспективы развития промышленности на севере Ирака. Автореф. канд. дисс. М., 1977,

8. АКОПОВ Г.Б. Арабские источники но этнической истории курдов и версии их арабского происхождения. НСБСВ, Ш 3, 1967,

9. АКОПОВ Г .Б. Вопросы этнической истории Ближнего Востока в освещении пантюркистской историографии. ИАНАрм, Л 7, 1965,

10. АКОПОВ Г.Б. Критическая история проблемы происхождения курдов. Автореф. докт. дисс. Ер., 1969.

11. АКОПОВ Г.Б. Критический обзор версий туранийско-турецкого происхождения курдов. ВОН. № 4 (275), 1966,

12. АКОПОВ Г .Б. Курдистан (историческая справка); ИАНАрм. Л 3, 1964.

13. АКОПОВ Г.Б. Некоторые аспекты проблемы происхождения курдов в свете данных древнеиранской мифологии. ВС. Вып. 2, 1964.

14. АКОПОВ Г.В. Этногенез курдов. Доклад на научной сессии АН АрмССР, посвященной 76-летию I.A. Орбели. ИАНАрм., I 2, 1962.

15. АКОПОВ Г.Б. Этимология названия "рус" в свете теории этнической консолидации. ВОН. £ 7 ( 289), 1967.

16. АРИСТОВА Т.Ф. Курды. Системы личных имен у народов мира. М., 1986,

17. АРИСТОВА Т.Ф. Курды. Народы мира. Историко-этнографичес-кий справочник. М., 1988.

18. АРИСТОВА Т.Ф, Курды Закавказья. М., 1966.

19. АРИСТОВА Т1Ф. Материальная культура курдов XIX первой половины XX в. М., 1990.

20. БАКАЕВ Ч.Х. Говор курдов Туркмении. М., 1962.

21. БАКАЕВ Ч.Х. История изучения курдского языка в России и СССР. Очерки но иетории изучения иранских языков. М., 1962.

22. БАКАЕВ Ч.Х. Роль языковых контактов в развитии языка курдов СССР. М., 1977.

23. БАКАЕВ Ч.Х. Язык азербайджанских кущов. М., 1965.

24. БАКШ Ч.Х. Язык курдов СССР. М., 1973.

25. БАРТОЛЬД В. Историко-географический обзор Ирана. СПб. , 1903.

26. БЕКГУЛЬЯНЦ В. По Турецкой Армении. Ростов нДону, 1914.

27. БЕРЕЗИН И.Н. Езвды. МШ. Т. 3. 1854.

28. БЕРЕЗИН И.Н. Извлечение из отчета магистра Березина! -Шffi. Ч. 48. Отд. 4, 1845.

29. БЕРЕЗИН И. Путешествие по Северной Персии. Казань, 1852.

30. БЕРЕЗИН И. Христиане в Месопотамии и Сирии. Москвитянин. Т. 4. Отд. 2, 1844; т. 5. Отд. 2, 1845.

31. Большая Советская Энциклопедия. Т. 14. М., 1952.

32. Большой Энциклопедический Словарь. 1., I99I.

33. ВАСИЛЬЕВА Е.И. Юго-Восточный Курдистан. М., 1991.

34. ВАСИЛЬЕВА Е.И. Жизнь и творчество Пах Шараф-ханум Курдистана. Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. ХШ. Курдоведение. Ер., 1985.

35. ГАСРАТЯН М.А., ОРМКОВА С.Ф., ПЕТРОСЯН Ю.А. Очерки истории Турции. I., 1983.

36. ГАСРАТЯН М.А. К положению курцов в современной Турции. -Национальный вопрос в странах Востока. М., 1982.

37. ГАСРАТЯН М.А. Политика турецких правящих кругов по отношению к курцскому населению (1924 1939). - КСЙНА. Т. 30, 1964.

38. ГВИЛАВА О.М. Централизаторская политика иранского правительства и проблема кочевых племен. Тб., 1981.

39. ГЕРАСИМОВ 0. Ирак. М., 1984.40» ГОРДЛЕВСКИЙ В.А. Из жизни курцов. ИКОИРГО. Т. 22, В 4, 1913 - 1914.

40. ГОРДЛЕВСКИЙ Б.А. Из истории Вана. ИКОИРГО. Т. 23, Л 2, 1915,

41. ГОРДЛЕВСКИЙ В.А. Из религиозных изысканий в Малой Азии. Кызылбаши. Русская мысль. Кн. II. М., 1916.

42. ГОРДЛЕВСКИЙ В.А. У сипаццагских курцов. Мусульманский мир. Год I. Вып. I. Пг., 1917.

43. ДЖАЛИЛЕ ДШУШЛ. Восстание курцов 1880 г. М., 1966.

44. ДОЛЙЛЕ ДШУШЛ. Курцы в Османской империи в первой половине XIX века. М., 1973.

45. ДЖАЛЙЛОВ 0. О некоторых вопросах курдского народного творчества. ИЗВ. I960, « 4 (II).

46. ДЖИВДЙ А. Отражение дружбы армянского и курцского народов в фольклоре. ИАНАрм (Общественные науки) . №5-6, I960.

47. ДИТТЕЛЬ В. Курды. Ш. Т. 119, 1853.

48. ДЙТТЕЛЬ В. Обзор трехгодичного путешествия по Востоку. -ШЕЛ, 1847, ч. I, отд. 4.

49. ДЬЯКОНОВ А.М. История Мидии с древнейших эпох до конца 1У а до н.э. М. Л., 1951.

50. ЖУКОВСКИЙ П.М. Земледельческая Турция (Азиатская часть -Анатолия). 1. Л., 1933.

51. ЖУКОВСКИЙ В. Секта "Людей истины" ахли какк в Персии. -SB0PA0. Т. 2. Вып. I - 2, 1887.

52. ИВАНОВ М.С. Население Ирана (по предварительным данным первой всеобщей переписи населения 1956 г.). Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии. М. - Л. , 1963.

53. ИВАНОВ М.С. Очерк истории Ирана. М., 1952.

54. ИВАНОВ М.С. Современные национальные процессы в Иране. -СЭ. 1967. Ш 5.

55. ЙЯС А.й. Поездка по Северному Персидскому Курдистану. Пг., 1915.

56. КИПЕРТ Г. О дорогах Турецкой Армении. ИКОИРГО. Т. 3 (Приложение), 1874.

57. КУРДОЕВ К. К. Грашатика курдского языка на материале диалектов курманджи и сорани. И», 1978.

58. КУРДОЕВ К.К. Фальсификация истории курдов в персидской буржуазной историографии. Ученые записки ЛГУ. 1 179. Серия востоковедческих наук. Вып. 4. Л., 1954.

59. КУРДОЕВ К.К. Хачатур Абовян как курдовед-этнограф. -ЙАНАрм. Серия "Общественные науки", 1955, J® 10.

60. Курды. Издание Комитета по правам меньшинств; Лондон, 1981.

61. Курдское движение в новое и новейшее время. М.» 1987.

62. КУРЬШЕВ В.П. Поселения, жилища и хозяйственные постройки современной Турции; Страны и народы Востока! Вып. 8. География, этнография, история. М. - Л., 1969.

63. ЛАЗАРЕВ М.С. Курдская проблема. НПСБСВ, 1970.

64. ЛАЗАРЕВ М.С. Курдский вопрос. 1891 1917. М., 1972.

65. ЛАЗАРЕВ М.С. Курды и Курдистан (факторы становления проблемы) . Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986.

66. ЛАЗАРЕВ i.C. Империализм и курдский вопрос, 1917 1923. М., 1989.

67. ЛАЗАРЕВ М.С. Курдистан и курдская проблема (90-е годы XIX века X9I7 г.). М., 1964.

68. ЛЕРХ П.И. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. I 3. СПб., 1856 - 1858.

69. Л0ГА1ЕВА Б.Р. Тюркские топонимы на северо-востоке Ирана! -ЭО. 1984.

70. МАРР Н.Я. Еще о слове Челеби (к вопросу о значении курдской народности в истории Передней Азии). ЗВОРАО. Т. 20, 1912,

71. МАРР Н.Я. Племенной состав населения Кавказа. Классификация народов Кавказа. Труды Комиссии Российской академии наук по изучению племенного состава России. Вып. 3. Пг., 1920.

72. МАРР Н.Я., ОЛНЕНБУРГ С., КРАЧКОВСКИЙ И. Записка об ученых трудах И.А. Орбели. ИРАН. Т. 18, 1924.

73. МГОИ 1.Х. Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике. Ер., 1977.

74. МГОИ Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М.» I99I.

75. МЕЙТША1ШШШ AiM. Курды. М., 1984.

76. МШОШР Б.В. К вопросу о языке населения Азербайджана до отуречивания этой области. Ученые записки Института этнических и национальных культур Востока. Т. I. Ms, 1930.

77. МИЛЛЕР Б.В. Образвд говора курдов Северного Азербайджана. -ТИН. Т. 6, 1956.

78. МИЛЛЕР Б.В. Труды русских ученых в области иранского языкознания. Роль русской науки в развитии мировой науки и культуры. Т. 3. Кнг 2. М., 1946 (Ученые записки МГУ. Вып. 107).

79. МИЛЛЕР В.Ф. Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея. Вып. 2. 1., 1889.

80. ШНОРСКИЙ В.Ф. Древности Маку. Пг., 1916.

81. МИНОРСКИЙ В.Ф. История Ширвана и Дербента. 1., 1963.

82. ШОРСКИЙ В.Ф. Курды. Заметки и впечатления. Пг., 1915.

83. ШНОРСКИЙ В.Ф. Материалы для изучения персидской секты "Люди истины" или али-илахи. Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. 33. Ч I. М., I9II.

84. МИНОРСКИЙ В.Ф. Сведения, собранные драгоманом ген. консуль ства в Тавризе во время поездки в Марату и районы рек Джа-гату и Татаву в начале августа 1906 г. ИШКВО. 2-я треть. $ 20, 1907.

85. МИНОРСКИЙ В.ф^ Сведения о населении некоторых пограничных советско-персидских округов. ВДВ. Вып. 2, 19X5.

86. МИНОРСКИЙ В.Ф., ШИШЕ Х.С. Объезд оккупированных Турцией персидских округов в I9II г. МИВ. Вып. 2, X9I5.

87. МУРЗАЕВ Э.М. Монгольские топонимы в Курдистане. Топонимика Востока. Новые исследования. М., 1964.

88. НИКИТИН В.П. Курцы. М., 1964.

89. НИКИТИН В.П. Курды, древний народ. Русские новости. Париж, 25.09.1959.

90. ОРБЕДИ И.А. Киликийская серебряная чаша конца ХП в. Памятники эпохи Руставели. I., 1938.

91. ОРБЕШ И.А. Предварительный отчет о командировке в Азиатскую Турцию в I9XI 19X2 гг. - Избранные труды. Ер., 1963.

92. ОРБЕШ И.А. Фольклор и быт Мокса. М., 1982.

93. ШТИВАН НАРИМАН АЗИЗ. Архитектура санаторных комплексов об щего типа в условиях горных районов Иракского Курдистана. Автореф. канд. дисс. I., 1978.

94. САВИНА В.И. Тины тюркских топонимов в Иране. Топонимика Востока. I., Х969.

95. Современная Турция. М., 1959.

96. Современный Иран. М., 1957.

97. Статистический бюллетень ООН. 1983 г.

98. Статистический бюллетень ООН. 1986 г.

99. Статистический бюллетень ООН. 1993 г.

100. I. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной Южной Азии. М., 1981.

101. ХАНЫКОВ Н. Записки по этнографии Персии. М., 1977.

102. ХАНЫКОВ Н.В. Поездка в Персидский Курдистан (в 1852 г.), ВРГО. Ч. 6. Отд. 5, 1852.

103. ШАМИЛОВ А. Езвдская деревня (Армения). ЗВ. 08^04.1925.

104. ШАМИЛОВ А. Езиды-кочевники (Письмо из Армении). ЗВ. 15. 01.1926.

105. ШАМИЛОВ А. Из поездки в Курдистан. ЗВ. 12.09.1926. НО. ШАМИЛОВ А. Изучение культуры курдов. - ЗВ. 11.08.1933.111. 1А1ШЛ0В А. К вопросу о феодализме у курдов. Проблемы ис тории докапиталистических обществ. Л., 1934, Л 9 - 10.

106. ШАМИЛОВ А. Курдские дервиш! Атеист. М., 1930, Л 59.

107. ШИЛОВ А. Курдский пастух. Тифлис, 1935.

108. ШАМИЛОВ А. Латшшзадая курдского алфавита; ЗВ. 21.06. 1928.

109. ШАМИЛОВ А. Некоторые данные о курдском народе. НВ. 1963 Л 40 .

110. ШАМИЛОВ А. Среди езидов. SB. 14.06.1924.

111. ШУКРИН Р.й. Курдские пословшщ ж поговорки (Цдейно-худо-жественный анализ). Автореф. канд. дисс. М., 1977.

112. ЯГЪЯ B.C. Некоторые проблемы политической географии Афри

113. КИ.//ЙЗВ. ВТО, Х972, т. 104, выл, 6. Литература на европейских языках:

114. Литература на армянском языке:

115. АВДАЛ А. Быт курдов Закавказья. Ер., 1957.

116. АВДАЛ А. Культура курдов Советской Армении. ВС. Кн. I (7), I960.

117. АВДАЛ А. Курдская женщина в патриархальной семье. Материалы этнографии и фольклора. Труды Государственного исторического музея Армении. Т. I. Epi, 1948.

118. АВДАЛ А. Курдские народные сказки. Ер., 1957.

119. ДШЩИ А. Абовян и курдский народ. Советская литература и искусство. Ер., 1948, Л 9.

120. ДЖИВДИ А. Курдский фольклор. Ер., 1947.

121. Литература на персидском языке:

122. БАХРАШ ТОТИ. Сельскохозяйственная география Ирана. Тегеран, 1954.

123. ДЖАЗИРИ ГЛАС-ЭЩН. Чудеса пищи. Т. I 2. Тегеран, 1957.

124. Х38. МСУД КЕЙШ. География Ирана. Т. 2. Тегеран, 1963.

125. РАШАРА АЛИ. Военная география Ирана. Т. 5. Тегеран, 1941.