Бесплатный автореферат и диссертация по географии на тему
Курды: опыт географического исследования разобщенного этноса
ВАК РФ 11.00.02, Экономическая, социальная и политическая география
Автореферат диссертации по теме "Курды: опыт географического исследования разобщенного этноса"
космки* государсгсшш пеаагспнззк/и ул и^ря.'тет ш. а „и. герцена
Р Г Б ОД """а пРаЕЭ~" Р^олися
ОКТ 1335
- о
юсзф зеяд
кл^к: опыт географического псслщваеия
ра30б1£ннсг0 зтмоса
Специальность II. 0-0.02 экономическая,социальная и
политическая ' геотразил
Автореферат • диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук
Санкт-Петербург 1995
Работа выполнена на кафедре экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.К. Герцена
Научный руководитель - доктор географических наук,
профессор Ю.Н. Гладкий
О'л: ¡дальние оппоненты: доктор исторических наук,
профессор Б.С. Ягья
кандидат географических наук, доцент 3.1. ©айбусович
Ведущая организация - Институт социально-экономических проблей РАН (г. Санкт-Петербург)
Залита состоится "ок-'^З&Я.I£Ьо г. вчас. на заседания Диссертационного совета К 113.05.09 по присуждению ученой степени кандидата географических наук в Российском государственно!.! университете иы. А.И. Герцена (181186, Санкт-Петербург, набе-ренная р. Мойки, 48, корп. 12).
С диссертацией ыокно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан .4:1595 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
кандидат географических наук
срогессор
О.В. Соколов
Актуальность исследования. Одно'; из Еагне:!пшх -"гяииант современного мирового исторического процесса становятся этно-напдск?,л>-ше проблеьн, ассоцгарувшеся с глобальшк "этническим кргзисок" (В. Иорданский, 19&1). При этом речь вдет не только о "классических" этнических конфликтах, столь угрояазодкх стабильности но многих частях мира. Явление приобретает более глубинные черты, затрагивая многие аспекты мекличностного общения а душ лхдей. £то явление получило в литературе название "этническое возрождение" или "этнический парадокс современности".
Как известно, в человеческой психике противоборствуют два начала: тенденция к уподоблению, отрешение быть похопк на кого-либо, не выделяться из общеЗ массы, стать органической частью целого и тенденция к уникальности, сохранению своего лица, своего собственного "я". К солалениа, современная цивилизация до последнего Бремени имела лиаь этношвелпрузщий, униСширукшй, т.е. в конечном счете обезличивающий характер.
После снижения и фактического устранения в последние годы ¿актора классовой борьбы ситуация в этнических процессах начинает существенно меняться. Цивилизация быстро обнаруживает, что этнкч-ность не исчезает, а скорее напротив - врывается в человечески'; шр, порой конфликтно и трагично. В этнической картине мира слизком много "нестандартных ситуаций", порой искусственно созданных и веками консервирующихся вопреки чаяниям миллионов лвдей.
Одна из таких Нестандартных ситуаций" связана с курдским этносом.
Настоящая диссертация посвящена сошально-геограпическому исследовании курдского этноса - одного из крупнейших в мире, у которого нет свсего государства. Известно, что представители данного этноса рассеяны по всему миру, однако более или менее компактно они населяют горше районы, вошедшие в Юго-Восточную Турцию, ? Северо-Западный Кран, в Северо-Восточный Ирак и в СеБеро-Восточцга (а частично и СеЕеро-Западнута) Сирию. В этой связи фактом является наличие целостного этногеографического субрегиона, подразделяющегося в российской литературе на Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан и Сирийский Курдистан. ,
Именно этот вышеупомянутый целостный этногеограйическиЁ субре-
гкоя, вдентифицированный в многочисленных псторико-географических работах советски, западноевропейских и курдских; авторов, является территориальным объектом нашего исследования. (Поселения курдов есть также и вне осноеной территории их расселения, в частности: в Иране (Азербайджан, Хорасан), в Турции (северо-восточные районы), в Ираке и в Сирии (в основном в города:»:), в Афганистане (в отдельных сеЕеро-западных районах), в Туркмении, Армении, Азербайджане, а такке в Северной Америке, Бвропе, Австралии. Их характеристика не входит в наше намерение, и если отдельные описания и имеют место, то лишь в порядке экстраполяции).
Предметом носледования служат пространственные этнические, демографические, этногеополитические, социальные, экономические и эколого-расселенческие структуры курдского межстранового региона.
Цель работн - исследование вышеупомянутых структур и выявление основных тенденции их изменения. В соответствии с этим в основные задачи исследования входят:
1. Раскрытие сущности, содержания и основных закономерностей пространственного развития этнических, этногеополитических, демографических, социальных, экономических и эколого-расселенчесгаос структур этноса.
2. Исследование на эмпирическом уровне особенностей этногеог-рафической обстановки как в панкурцских рамках, так и в масштабах отдельных курдских регионов.
3. Классификация вышеупомянутых пространственных структур "ни-зоеых" регионов, характеристика особенностей каждого типа, исследование условий и факторов их формирования и развития.
4. Изучение влияния различных типов географических структур этноса на его консолидацию, проведение этнографических, социальных, демографических и других параллелей с целью выявления общности этнокультурных традиций коренного курдского населения.
5. Разработка предложений по совершенствованию отдельных элементов выделенных пространственных структур.
Научная новизна работы состоит в комплексном, системном подходе к географическому исследованию курдского этноса как целостного межстранового образования, имеющего не только историко- этнографическую общность и вековую трздицконно-бытовую культуру,
но и объединяющее их современное национальное самосознание. Цементирующим элементом последнего всегда слушиа и служг героическая борьба курдского народа против см реакции (в какой бы стране они ни концентрировались), борьба против йпзяческого истребления, борьба за национальное самоопределение Курдистана.
Практическая значимоеть исследования состоит в том, что его теоретические и .методологические положения исиут быть использога-ни соответствующими органами как икевиихея курдских "полу автономий", так и правительственяши органа,® тех демократических государств, для которых курдская проблема - но пустой звук. Полученные выводы и результаты признаки помочь подрасташеи курдско? молодежи в процессе формирования ее мировоззрения и выбора яизншкых приоритетов.
Структура заботы. Цель диссэртащюкного исследования и его основные задачи предопределили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического указателя использованной литературы, иллюстратиЕно-картограпическо!" оснастки и вклвчает;^^ страниц машинописного текста,/^ картосхем,«¿¿^ таблиц, наименований литературных источников.
основное содержание работы
Природно-ресурсные и экологические факторы издревле сделали Курдистан благопрпятне;Ь1гш местом для обитания человека, способствовали привлечению евда непрерывно чередующихся волн чеиовечежих миграций из регионов, сильно различающихся между собой характером этногенеза. Благоприятное полонение Курдистана обусловливается, с одной стороны, его защищенностью горами, с другой - наличием пригодных для земледелия равнин и обилием еодных ресурсов. Данный регион часто являлся историческим конечным пунктом древних исторических миграций. Очевидные следы этого ш находим сегодня в многочисленности национальных меньшинств, проживающих на территории Курдистана. Последние (сумерийвд, аккадцы, вавилоняне, ассгриЯп:, персы, сасанида, сефеввды, арабы) сосредоточены в основном на его окраинах. Сравнительно недавно, в XX веке, в Курдистан прикатились волны других людских миграций, главным образом политических
мигрантов.
I глава диссертации начинается с анализа теорий происхождения курдского этноса (В. Никитина, B.Q. Шшорского, Н.й. Happa, CL Qдата, X. аль-Вадлиси, М.А. Заки-идр.). Позиция автора, подтверэда-емал последними археологическими изысканиями и раскопками, состоит в том, что исторические корни курдов находились именно в пределах Курдистана.
Курдские области исстари составляли единое хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья - артерии, по которым проте- -кала "кровь" экономики, - сохранялись из века в век. Еще в средневековье курды создали зачатки государственности в форме полу-вассадьнкх эмиратов. Еизнь в эмиратах зачастую не регламентировалась указами из имперских столиц, подчинение султанам было чисто формальным.
Когда к конпу XIX столетия великие империи Западной Азии стали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения Есех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому не суддено было сбыться. Ввдное стратегическое положение Курдистана и открытие в районах Киркука и Мооула нефтяных залеяей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, йракцик и России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каддая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Курдские территории стали ареной сражения сначала русско-турецкой, а затем и первой мировой войны» многократно переходя из рук е руки. Как естественное следствие войны и распада Османской империя Курдистан оказался разделенным границами Турции, Ирака, Ирана, Сирии. Около 100 тысяч курдов жили в советском Закавказье.
В диссертации отмечается, что в истории Курдистана было немало "обнадеживающих" моментов. Тан, после первой мировой войны мировое сообщество впервые пришло к признанию национальных прав курдов, fy-ководители Англии, Франции и Италии подписали в 1920 г. Севрский договор, предусматривающий создание в пределах Турции автономного Курдистана с правом предоставления ему через ид государственной независимости. Договор остался нереализованным, в частности пото-что лидеры курдского движения, поверив щедры: гзулам тохдаш-
них турецких руководителей, перестали настаивать на суверенитете Курдистана, о чем скоро горько покалели.
Истекшие с тех пор десятилетия представляют собой' почти непрерывную цепь национальных восстаний, каддый раз подавлявшихся бескомпромиссно и кестоко властят Турции, Ирака, Ирана.
Уместно отметить, что лидеры курдского освободительного двита-ния традиционно искали покровитель с тва России, начиная еде с русско-турецких войн XII Еека. Подобная прорусская ориентация особенно усилилась после первой мировой войны, когда отдельные курдские вояди стали более настойчиво искать поддержи у российского правительства, в частности - политического, военного или материалжь го содействия в организации восстания в Курдистане с целью п ро-возглашения независимости курдского государства.
В российских правительственных кругах вдеэ та:,-о:" подпор1":!:;: сочли рискованной авантюрой, грозящей вгянуть страну/ о С8рье?пте политические ослолнешя. Ъ 1923 г. предводитель одного :гз кургс-ках восстаний ¡.¡же.*,уд Барзанд\":з обратился в Совнарком с просьбами помочь орудием и боещкяасаш "рзво-задег е fenoiv: Курдистане".. ГГо для большевиков в тот момент бкло га;;ное поддержать Кемаля Атс-тюрка, в котором видели союзника в борьбе за мировую ргнелюгю.
Ii этому следует добавить, что свод сойотских «ойск в Согерглтй Еран сыграл немеловалкую роль в провозглашении в IS46 г., поблизости от районов юс дислокации, курдской Ыехабацской республики. Не случайно, как только советские войска были выведаны аз Крана, республика была разгромлена шахскими властями.
Достаточно трагичными страницами изобилует л послевоонзая история курдов. Они г.зкою крови препотстЕова1и Саддаму Хусейну создать иихерию наподобие великого Вавилона, стремлению ^грцре ассимилировать курдов и подогнать их под единый стандарт современной турецкой нации, Ирану строить республику, основанную на шиитском исламском йундамеятализме.
К несчастью для себя, курда» населяют район, стратегически рол-ный для трех моцкнх течений современного национализма - турецкого, арабского и иранского. НашеЕьшшства здесь подвергаются ассгалп-ляции со стороны всех тпех вышеупомянутых государств. - В целом, несмотря на многовековое историческое суаэствонанпе
Курдистана, ого географические границы до сих пор не определены. Б этой связи карта Курдистана представляет собой в сущности территории компактного расселения курдов, преимущественно в горном районе вокруг 1Сурццотано1жх гор, на стыке Армянского и Иранского нагори;:, а та;;.":е в регионе турецко-дранско-иракско-сирийской границ.
Б диссертации проанализированы современные этногеогра^ические структуры Курдистана, предложена оригинальная схема расселения современных курдов с указанием отдельных племен, количества династий, конфессиональной принадлежности. Первые письменно засвидетельствованные сведения о саг,иск известных курдских племенах появились к концу ХП века в курдской летописи Перею-наме. В ней, в частности, зафиксировано деление курдских общин с точки зрения языка, диалектов, культуры и социальных особенностей на четыре большие конфедерации: курмацэди, дуры, кельхор и гурани (сорани). Эта дигХ'еренциацЕЯ курдского этноса не устарела и сегодня. Естественно, что в данном случае речь вдет о больпих генерализованных группах, в то Еремя как племен насчитывается многие десятки.
Курды кадцого племени (родо-племекной группы) четко знают все места обитания своих соплеменников, дале если те лвдут в пределах смекных государств, а таксе общенациональные племенные традиции и законы, которым подчиняются беспрекословно.
В специальной литературе имеется немало попыток классификации или просто описания расселения основных курдских племен и родо-племенннх груш (см. рис.). Их уязвимое место - слишком слабый учет этнических "конгломератов", рассеянных по территории Курдистана. В "чистом", "рафинированном" виде курдские племена можно представить лишь на бумаге. Так, наиболее многонациональный этнический состав характерен для курдских городов. Даже такой едва ли не самый "курдский" город как Диярбакыр в Турецком Курдистане (иногда называемый Амидом) - крупный культурный и административно-торговый центр курдов с религиозно-культовыми и светскими уч7 решениями - является явно полиэтническим. Население этого города составляют курды, турки, армяне, евреи. Весьма представителен и религиозный состав населения этого города. К мусульманам, христианам, иудеям здесь постоянно прибавлялось население, принадлежав-
•даан "V
О
---X а о * %
&<- „ /ч ^ % Й
"И V ^т* я ^
/4»р
I *
Рло. Расселение крупнейших
курдских племен
ЭД Р СП 1ГС1 им
С9
нее к отдельным конфессиональным группам. Так, кроме курдов-мусульман этот район исторически населяли курды-эзцлы, курды-шамси. ДиярбакырскиЕ же вилайет населяли преимущественно армяне.
Специальное место в диссертации отведено конфессиональной географии Курдистана. Подчеркивается, что в своем подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шариатского толка, являясь привер-ненцами данного ыазхаба. Среди религиозник обшн выделяется йези-дизгл - религия, исповедовавшаяся курдами до ислама. Число йезвди-тов составляет от одного до полутора миллиона человек, проживающих в Иракском Курдистане (Ыосуле, Синджаре), в Диярбакыре, Халебе, в сирийском Ыездуречьи, Армении, Грузии. Часть йезвдитов эмигрировала в Германию.
Одной из конфессиональных групп Курдистана является Ахль алъ-Хакк ("прюзернекцы истины", "люди истины") или Али-Иляхи ("обожествляющие Али"). Курды общины Ахль аль-Хакк живут на ирано-иракской границе. К Ахль аль-Хакк принадлежит секта Казалбап, приверженцы которой таете "рассеяны" вдоль ирано-иракской границы (на пути Ханкин - Карманшах), в Турщпа в Анадоле, провинции Сивас, Диярбакыре. Часть их живет в России. Что касается Кавказа, то большинство приверженцев секты Казалбаш, живущие там, не считаются кущами по происхождению.
Наконец, есть небольшое число курдовt исповедующих христианство. Известны две христианские обаинк - якубийя и джудран, концзн-трирующиеся вдоль линии север Мосула - север Несейбпна. ¡алеется также значительное число христиан - не курдов.
Ряд исследователе:! упоминают также о наличии курдов-иудеев. Однако сегодня отот вопрос стал скорее политическим вопросом, нежели конфессиональны.:. Курды, считающиеся иудеями, проживают главным образом в Израиле, и число их составляет порядка 150 -200 ткс. человек. Если рассматривать курдов-иудеев как носителей 'иудаизма, то согласиться с наличием их вполне естественно, но постольку "иудей" и "еврей" для араба совершенно одно и то же, поскольку конфессиональный вопрос становится вопросом политическим.
В главе Д осуществлен демогеографнческкй анализ этноса. Отмечается, что диктаторские и реакционные режимы пытались в прошлом и питаются сегодня подавить права курдов, насильственно изменить
грашпзн территория Курдистана, сократить численность его населения. £ти попытки массового уничтожения, выселения, арабизации курдских районов или их персизация, отуречивания и т.д. в той или иной форме сказываются на современных параметрах курдского населения. С другой- стороны, даже саже авторитетные авторы порой оценивают количество населения с узко национально:-: позиции, пытаясь преувеличить цибру численности курдского этноса, будучи убежденными, что, дескать, чем многочисленнее население, тем курдская проблема блшг.е к "берегу спокойствия". Так, ряд курдских авторов заявляют, что число курдов колеблется в пределах 30 - 60 млн. человек. Кскадавтся иногда и другие параметры курдского этноса. (По палим оценкам, численность курдов Курдистана составляет более 28 млн. человек, за его пределами - около 3,2 млн. человек; см. таблицу) .
Таблица. Экстраполированные данные о численности курдов,
проашавЕшх в Турции, Крале, Ираке и Сирии в 1324 г.
! Страна Численность населения (млн.) Доля курдского населения {.%) Численность курдского населения (млн.)
| Турция . 61,3 21 12,9
5 Иран 63,7 16 10,19
¡Ирак 13,6 20 3,92
1 Сирия 14,8 . ю 1,48
------Т " ~ 1
! ВСЕГО: 28.53 !
(Составлена автором)
дана всесторонняя характеристика факторов демогеографяческого развития этноса, а именно:' религиозных установок, тяжелых социальных и экономических условий, вооруженных конфликтов и др.; выявлена динамика рождаемости, смертности, естественного прироста; рассмотрена миграционная подвшсность курдов и ее влияние на демографическую ситуацию.
Отмечается, что одна из современных острых проблем Курдистана
оттек сельских жителей в город. Этот процесс отчасти вызван плохим экономическим положением земледельцев и относительным перенаселением деревни. Высокий естественный прирост населения при крайне низкой производительности сельского хозяйства, не обеспечивающей элементарных потребностей населения, застаатяет деревенских кителей переселяться в город, пополняя отряды городской бедноты. Отсталость курдской деревни, отсутствие здравоохранительных услуг, электричества, водоснабжения, канализации, а также возможности получить образование - все это побуждает людей переселяться в город в поисках (иногда - тщетных) лучших условий яизни.
Ш глава посвящена преимущественно экономико-географическим аспектам развития Курдистана к начинается с анализа занятости и социальной стратификации населения. Отмечается, что прямое отношение к проблеме занятости в районах расселения курдов имеют:
1) сравнительно высокие темпы демографического роста и соответствующие темпы прироста рабочей силы;
2) обострение неполной занятости и скрытой безработицу в сельском хозяйстве и традиционном ремесле, связанное главный образом с исчерпаемостью земельного бонда;
3) отсутствие увязок политики планирования семьи и профессионально-технической подготовки трудовых ресурсов с естественным приростом населения;
4) глубокое технологическое отставанием и острая нехватка производительного оборудования;
5) крайне низкий уровень доходов населения и другие явления.
Обострению проблемы занятости в последние годы особенно способствуют высокий демографический рост и "разбухание" городов з условиях промышленной стагнации. При этом фокусами, в которых особенно наглядно проявляется проблема занятости, оказываются наиболее крупные города: Карманшах, Киркук, Сулеймания, Диярбакыр к др. Не следует забывать, что фактический приток сельского населения в эти и другие города значительно больше, чем отмечается в специальной литературе, т.к. часть мигрантов возвращается в деревни периодически,, что не получает отражения в статистических сальдо.
Заметный прирост населения курдских городов, явлшцийся в бэль-пшястве случаев не столько результатом естественного прироста,
сколько значительного миграционного притока населения из дереЕНи в город, закономерно привел к увеличению числа безработны:!: и особенно - к расширению неполной, т.е. непроизводительной занятости. Поэтому в условиях курдского города Еопросн неполно"? занятости, по-епджому, заслунивают не меньшего .внимания будущих исследователей, чем вопросы открытой (явной) безработицы.
Подчеркивается, что в функциональном механизме курдской экономики важнейшее место (с точки зрения численности занятых) занимает земледелие, а само курдское общество все в большей мере превращается из бедуинского скотоводческого в сседлое земелодельчес-кое. Подробной характеристике подвергается сельское хозяйство сирийской, иракской, иранской и турецкой частей Курдистана.
Что касается промышленности Курдистана, то ее состояние оставляет пока чалкое впечатление. Меяду тем, промышленность - решающая сфера любой развитой экономики, определяющая развитие других отраслей. Она - необходимое условие развития и самого селю кого хозяйства. Без промышленности трудно организовать переработку сельскохозяйственной продукции, равно как и трудно создать современную сеть коммуникаций или оснастить необходимым оборудованием здравоохранение.
Лишь иракский Курдистан предста&чяет собой достаточно развитую часть, благодаря крупной нефтеочистительной промышленности, а такие благодаря благоприятному географическому положению и значительному населению. (Доля Курдистана в общей стоимости промышленной продукта: Ирака составляет около 5С$).
Б условиях, когда крупное промышленное производство не в состоянии удовлетворить нунды курдского населения в самгол необходимом, очень вашую роль продолжает играть ремесло и мелкая промышленность.
По условному определению составителей национальных планов развития в некоторых странах разница меяду ремеслом и мелким прошп-ленным производством заключается в том, что мелкие предприятия используют двигатели (паровые, бензиновые) и труд 8-10 человек, а е основе ремесла лояит ручной труд одного или нескольких человек. Что ке касается водораздела мегду крупным и мелким механизированным производством, то он проходит, еидимо, не столько в об-
ласти количественных характеристик (занятость, размер основного капитала и т.д.), сколько определяется качеством используемого оборудования. Самостоятельные производители - специалисты-ремесленники, которые, как правило, не эксплуатируют чужого наемного труда, составляют заметный процент самодеятельного населения, практически, во всех регионах Курдистана, как в городах, так и е деревнях. Это - ковровщики, текстильщики, золотых и серебряных дел мастера, паяльщики, лудильщики, жестянщики, плотники и др.
Продукция домашнего производства издревле удовлетворяла личные потребности курдского населения и нередко продавалась на рынке. Многие феллахи, занимавшиеся домашним производством и сбывавшие свою продукцию на рынке, постепенно превратились в ремесленников. 3 результате последовавшего развития товарно-денежных отношений в Курдистане домашнее производство, трансформировавшееся в ремесленное, стало иметь ярко выраженный торговый характер. Имеется немало исторических свидетельств того, что в начале XIX в. игленно Курдистан являлся основным источником снабжения Багдада, Стамбула и Дамаска текстильной продукцией, резиной, краски.® к т.д.
Исключительно ваяное место в кустарном производстве во всех районах Курдистана занимает производство ковров (курдский ковер с памяткам орнаментом известен на всем Востоке). Целые районы (особенно в иранском Курдистане: Карманшах, Сенендедж, Бани, Пед-сар, Ыехабад и др.) издавна специализируются на производстве ковров.
Учитывая недостаточный объем внутренних источников накоплений для развития крупного промышленного производства, практически, во всех регионах Курдистана большое внимание уделяется мелким формам промышленности, в том числе ремеслу. В пользу расширения таких форм обычно выдвигаются следующие основные аргументы: а) их расширение не требует значительных затрат государственного капитала и почти целиком основывается на частных капиталовложениях; б) поощрение мелких форм промышленности играет положительную роль в увеличении выпуска необходимых населению потребителю ких товаров; в) расширение кустарной и домашней промышленности отчасти содействует решению такой острой проблемы, как проблема занятости населения.
Кроме того, ремесленное производство оказывает расширяющее
воздействие на внутренний рынок, способствует более рациональному размещению промышленности, развитию отсталых районов, а такие содействует подготовке кадров для фабрично-заводской промышленности.
Б диссертации отмечается, что дать детальный анализ мелкой промышленности Курдистана чрезвычайно трудно, ибо нет почти ни одного местного селения, где бы не было своих ремесленников, производящих традиционные товары в нелегкой конкуренции с импортируемым! товарами из стран с высокоразвитой рыночной экономикой.
Наиболее важными внводайи диссертационного исследования можно считать следующие :
1) исторические корни курдов /"кристаллизационное ядро" этноса^ находятся в пределах исследуемого наш целостного этногеограйичес-кого субрегиона, признаваемого подавляшш белыжнетвом авторов. Все попытки подвергнуть сомнению автохтонность курдского этноса опровергаются новейшими археологическими изысканиями и раскопками; '
2) исторически самосознание курдского зтноса пропшо весьма противоречивый путь, особенно после турецко-иранского, а затем турецко-ирано-иракско-сирийского разделения Курдистана. Однако, несмотря на многовековое воздействие естественной и насильственной ассимиляции, модернизации /или "вестернизации"/, самосознание курдов не только не утрачено, но и приобрело новые качества. Отличительные особенности курдов проявляются как в материальной, так и духовной культуре. Специфические общенациональные черты характера и этнической психологии курдов являются предметом исследования многих авторов;
3) природно-ресурсный потенциал Курдистана отличается разнообразием и огромными масштабами» что представляет собой мощный стимул для экономического развития этого региона и является действенным контраргументом против попыток доказать ресурсную нежизнеспособность Курдистана. Его недра богаты медью, железом, марганцем, ртутью, оловом, серой, мрамором, молибденом, свинцом, углем. Особое значение имеют запасы нейти в Иране /Карманшах/ и в Ираке /Киркук и Мосул/ - одни из крупнейших на Ближнем и Среднем Востоке;
4) в этногеографическом отношении курды делятся на множество
родов, племен и племенных общин. С известной долей условности можно выделить четыре больше конфедерации: гурани, кальхор, луры и курманцжи. Наиболее известные курдские племена и племенные образования - это: джаф, авроман, мериван, бильбас, мукри и др. Курды каждого племени четко осведомлены о всех местах обитания своих соплеменников, знают общенациональные племенные традиции и законы, которым подчиняются беспрекословно. Особенно труден для анализа многонациональный этнический состав населения Курдистана в крупных городах;
5) определенную роль в истории курдского этноса играло и продолжает играть самосознание не только в этнической, но и религиозной форме. Его религия имеет индивидуальные черты, отличающие курдов от соседей. Наряду с исламом /за приверженность которому они заплатили и платят по сей день дорогой ценой/, курцы исповедуют йезвдизм как чисто "этническое" религиозное течение. Многие курды принадлежат к общине Ахлъ аль-Хакк, являются христианами или иудеями /особенности конфессиональной географии Курдистана изложены в диссертации/;
6) демогеографические параметры курдского этноса свидетельствуют о том, что ежегодные темпы естественного прироста коренного населения в целом соответствуют среднегодовым темпам естественного прироста населения всего региона /в составе Ирана, Ирака, Турции и Сирии/, что дает возможность путем экстраполирования данных определять динамику численности курдов. Помимо причин внутренних, влиявших на изменение демографической ситуации в Курдистане, существуют причины внешние, не зависящие от курдов, связанные с интригами империалистических государств в данном регионе, вооруженными конфликтами, вынужденной миграционной подвижностью и т.п.;
?) сравнительно высокий демографический рост в Курдистане и "разбухание" городов в условиях промышленной стагнации ведет к обострению проблемы занятости, которая осложняется также обострением неполной занятости и скрытой безработицы в сельском хозяйстве и традиционном ремесле, отсутствием увязок политики планирования семьи и профессиональной подготовки трудовых ресурсов с естественным приростом населения, глубоким технологическим отставанием и т.д.;
8) промышленность Курдистана размещена крайне неравномерно: большая ее часть сосредоточена в Иракском Курдистане /нефтедобыча и нефтеочистка/, в то время как на остальной территории региона тлеются лишь отдельные очаги, чаще всего представленные единичными предприятиями и, как правило, расположенные на значительных расстояниях друг от друга. Причины такой неравномерности следует искать прежде всего в различном уровне социально-эконоотвс-кого развития частей Курдистана, в тяжелой судьбе курдского народа. Неравномерность и быстрые изменения в размещении местной промышленности связаны также с любым новым строительством;
9) своеобразным дополнением к курдской промышленности является ремесленное производство, сохранившееся в основном как мелкое ручное производство, расчитанное, главным образом, на удовлетворение ограниченного местного спроса с его спецификой и индивидуальностью.
Проведенный анализ географических особенностей курдского этноса подтверждает существование многочисленных нитей - этнических, идеологических, культурных, религиозных, политических, хозяйственных и других - связывающих его воедино и составляющих целостное нультурно-цивализационное пространство, расположенное на стыке Турции, Ирана, Ирака, Сирии, вблизи бывших советских закавказских республик.
Как бы ни стремились турецкие, иранские и иракские власти к созданию мононациональных ж моноконфессиональных государств, к фактическому поглощению курдского этноса, многомиллионный народ нельзя уничтожить и насильно ассимилировать. Многострадальный территориально разобщенный курдский народ имеет полное право, наконец, изменить свою трагичную судьбу к лучшему.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Э1НОГЕОГРА®ЯЕСМЙ АНАЖЗ
1.1. Происхождение курдского этноса: анализ теорий
1.2. Курдский этнос и территория
1.3. Эгногеограйическпе структуры Курдистана
Г.3.1. Курды 1.3.2. Иные этносы
1.4. Конфессиональный состав ГЛАВА П. ЩЮТЕОТРАШШШШ АНАЛИЗ
2.1. Численность этноса: трудности статистики, межстрановые пропорции
2.2. Факторы демогеографического развития этноса
2.3. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста
2.4. Миграционная подвижность курцов и ее Елияние на демогеографическую ситуацию
ШАВА Ш. ЭШ01ЛИКО-Ш)ГРАФИЧВСКИЙ АНАЛИЗ
3.1. Занятость и социальная стратификация населения
3.2. Сельское хозяйство
3.2.1. Земледелие
3.2.2. Животноводство
3.3. Промышленность
3.4. Ремесла
3.5. Урбанизация
. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ШШОХРАФИЯ
Р1П РГО 8ак.4-Ю0 25.ce.95r.
- Ксеф, Зенд
- кандидата географических наук
- Санкт-Петербург, 1995
- ВАК 11.00.02