Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Географические основы этнической экологии
ВАК РФ 25.00.36, Геоэкология

Содержание диссертации, доктора географических наук, Гладкий, Игорь Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ

СУЩНОСТЬ ЭТНОЭКОЛОГИИ.

1.1 Этноэкология: предмет и методы исследования.

1.2 Понятийно-терминологическая сфера этноэкологии.

1.3 Духовное и философское содержание этноэкологии.

1.4 Психолого-социологическое содержание этноэкологии.

1.5 Этноэкология, культурная экология и экотеология.

1.6 Этноэкология и генетика.

Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЭКОЛОГИИ КАК ОТРАСЛИ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

2.1 Исторические корни этноэкологии.

2.2 Накопление этноэкологических знаний.

2.3 Географические детерминизм, нигилизм и этноэкология.

2.4 Антропоэкология и этноэкология.

2.5 Отношения экологические и этноэкологические.

2.6 Этноэкология: взаимосвязи и взаимодействия.

Глава III. ГЕОСИСТЕМНО-ЛАНДШАФТНАЯ СФЕРА

ЭТНОЭКОЛОГИИ.

3.1 Этногеография и географическое осмысление этноса. 3.2 Этнос и ландшафт.

3.3 Учение о геосистемах как концептуальная географическая основа этноэкологии.

3.4 Этнос - этноценоз - этноэкосистема.

3.5 Культурный ландшафт - этноландшафт -этноэколандшафт.

3.6 О связи процессов этногенеза с геотектоникой литосферы и космосом.

Глава IV. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И

ВЫЖИВАНИЯ ЭТНОСОВ.

4.1 Жизнеобеспечение и адаптация этноса.

4.2 Природная адаптация.

4.3 Экономическая и социальная адаптация. 4.4 Психологическая адаптация.

4.5 Этнодемография и выживание этноса.

4.6 Межэтническая «интерференция» и выживание этноса.

4.7 Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилева и этноэкология.

4.8 Этноэкология и дианетика Р. Хаббарда.

Глава V. ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

5.1 Этнонационализм: теория вопроса.

5.2 «Экологизм» этнических кризисов.

5.3 Движение наций к самоопределению и образованию супернаций.

5.4 Стремление к тождественности государственных и национальных границ.

5.5 Неконтролируемый демографический рост.

5.6 Экономический «этноэкологизм».

5.7 Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств.

5.8 «Старение» наций.

5.9 Природно-ресурсный фактор.

Глава VI. ЭТНОЭКОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДОВ РФ.

6.1 Этническое и экологическое пространство России.

6.2 Фрагментация русской этноэкосистемы.

6.3 Традиционное природопользование и функционирование этноэкосистем.

6.4 Экосистемы народов Сибири и Дальнего Востока.

6.5 Этноэкология народов Северного Кавказа.

6.6 К национальной и этнической политике России.

Введение Диссертация по наукам о земле, на тему "Географические основы этнической экологии"

Актуальность. В диссертации исследуются теоретические и практические проблемы этнической экологии с позиций географической науки. Вплоть до конца XX в. заявленная тема в западной литературе находилась преимущественно в рамках антропоэкологии - эволюционной экологии человека и его предков (антропоидов) или экологии человека как синонима антропоэкологии. Несмотря на почти вековое существование антропоэкологии, научные основы этнической экологии, в частности ее междисциплинарные связи, остаются не вполне проясненными, время от время вызывая острые дискуссии, что само по себе актуализирует исследования в этой области.

Необходимость активизации этноэкологических исследований в значительной мере диктуется глобальным этническим кризисом, признающимся многими авторитетными авторами и, несомненно, имеющим экологическую составляющую. Фактом является опасное ослабление гражданской идентичности в нашей стране. Даже на уровне бытового сознания ясно, что «россияне» как политическая нация пока представляют собой не более чем конституционный принцип, не являясь реальным мотивацион-но-организующим фактором. В условиях социальной «анемии» и фрустрации 90-х годов произошла опасная мобилизация «периферийных» иден-тичностей, отдалившая мечту о создании единой «супернации» и представившая реальную угрозу национальной безопасности. Эти вопросы выходят далеко за рамки географического осмысления этнической экологии, но побуждают к более углубленному изучению этнокультурной и этноэколо-гической ситуации в целом по России и в ее отдельных регионах.

Настоящая работа носит междисциплинарный характер. Попытки интердисциплинарной коммуникации обычно наталкиваются на труднопреодолимые препоны, связанные, прежде всего, с тем, что каждое из интегрируемых научных течений отличается своей логикой развития, своим понятийно-терминологическим аппаратом, своими исходными аксиомами, которые далеко не всегда механически воспринимаются представителями смежных наук. Нередко они занимаются более или менее схожей проблематикой (разными сторонами одной проблемы), не замечая друг друга и полагая, что только то, чем они занимаются - есть передний край науки. Но, если отсутствуют межпредметные связи - упраздняется вопрос о вкладе отдельных наук в общую «копилку» знаний и концептуальных идей.

Интегрирование даже близко родственных дисциплин предполагает в свою очередь некую философско-методологическую «унификацию» используемых ими терминов и понятий, с тем, чтобы было ясно, о чем именно в каждом конкретном случае идет речь. «Совершенно необходимо избежать. той установки, когда проблема географической экологии рассматривается с позиции одного подхода, биологической экологии - с позиции некоего другого подхода, а социальная и антропоэкология - имеет каждая свои методологические основания. Подобный конгломерат подходов был бы неправомерен с теоретической точки зрения, весьма расточителен и неэкономичен в отношении времени и сил, требуемых на овладение материалом» (161, с. 3). Однако, полностью избежать теоретического плюрализма в экологических исследованиях в ближайшие годы вряд ли удастся: слишком разобщены отрасли экологического знания, уже сформировались своеобразные «научные школы» и стереотипы мышления у их представителей, а научному сообществу предложены «вековечные истины» и постулаты, которые, как правило, «отстаиваются до последнего «патрона». «Скорее всего, монистический и плюралистический взгляды на экологию обречены (по крайне мере, в обозримом будущем) на сосуществование, взаимодействие, взаимную подпитку друг друга идеями, взглядами соображениями» - справедливо замечает экофилософ (он же географ) В. А. Кобылянский (там же, с. 4).

Как бы там ни было, ничто не в состоянии приостановить начавшийся процесс «собирания щедро расплодившихся наук», обещающий в будущем дать синергический эффект в виде междисциплинарных концептуальных заимствований, новых оригинальных идей и практических решений. Избранные в настоящей работе в качестве главного источника синергии географические методы и приемы исследования, помимо прочего, преследуют цель восполнить географические «лакуны» в межпредметном осмыслении этнической экологии.

Вплоть до последних десятилетий заявленная тема находилась преимущественно в рамках антропоэкологии - эволюционной экологии человека и его предков (антропоидов) или экологии человека как синонима антропоэкологии. (Еще более тесно этноэкология, включающая как социально-психологические и этологические отношения людей между собой, так и взаимоотношения людей и природы, примыкает к экологии человеческих популяций, том числе - учению об этносах). Несмотря на почти вековое существование антропоэкологии, научные основы этнической экологии, в частности ее междисциплинарные связи, остаются не до конца проясненными, время от время вызывают острые дискуссии, что само по себе актуализирует исследования в этой области. По мнению этноэколога Н.М. Лебедевой, целенаправленно изучавшей психологические аспекты адаптации, «вопросы психологической адаптации этнических групп к географической среде практически не разработаны» (187, с. 101-102). Другой представитель этнической экологии И. Крупник, исследовавший духовные аспекты адаптации народов арктического Севера к окружающей среде, фактически подтверждает отсутствие надежных методов оценки такой адаптации: «Эта часть гармонии не поддается «измерению алгеброй» и требует самостоятельного осмысления» (176, с. 6) и т. д. Необходимость активизации этноэкологических исследований в значительной мере диктуется также глобальным этническим кризисом, разразившимся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и признающимся многими авторитетными авторами (3, 60, 69, 123. 124, 125, 126 и др.) и, несомненно, имеющим экологическую составляющую.

Изученность проблемы. Признанным ведущим научным центром страны, целенаправленно осуществляющим фундаментальные и прикладные исследования этнической экологии (наряду с разработками проблем религии, демографии, этносоциологии, тендерных проблем и конфликтологии) является Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Кроме многочисленных научных сборников и монографий, Институт издает собственные периодические издания: журнал «Этнографическое обозрение», ежегодник «Расы и народы», серийное издание «Исследования по прикладной и неотложной этнологии», альманах-ежегодник «Вестник антропологии», «Библиотека российского этнографа», «Этнографическая библиотека». Научные изыскания по этнической экологии института охватывают широкий круг проблем взаимодействия этносов с природой и социальной средой, вопросы адаптации и жизнеобеспечения этносов, сохранения этнокультурной среды. В рамках этих исследований приоритет отдается экологии переселенческих групп, социокультурной экологии сельского населения, созданию уникальных этнических карт и т. д.

Сотрудниками данного института, а также другими «русскоязычными» авторами, в последние десятилетия было опубликовано немало значительных трудов, в которых дан обстоятельный анализ предметного «поля» этнической экологии с акцентом на этноэкологические кризисы и проблемы этнического выживания малых народов Севера, вопросы аккультурации и утраты этнических ценностей, стрессовое состояние этнического сознания и т. д. Речь идет, прежде всего, о работах Козлова В.И. «Основные проблемы этнической экологии» (166); Бабакова В.Г. «Этнические кризисы» (22); Крупника И.И. «Арктическая этноэкология (модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии)» (175); Лебедевой Н.М. «Психологические аспекты этнической экологии» (187), Маркаряна Э.С. и др. «Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры)» (204) и др.

Среди заметных работ западных авторов в области экологии (и геоэкологии) второй половины XX в., в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы этнической экологии, отметим работы Steward J.H. «Theory of Culture Change» (345), Boughey A.S. «Man and the Environment» (315), Bennett Ch.F. «Man and Earth's Ecosystems» (311), Botkin D.B., Keller E.A. «Environmental Studies. Earth as a Living Planet» (316), Greenwood N.H., Edward J.M. «Human Environments and Natural Systems» (325), Levine N.D. «Human ecology» (332), Moran J.J., Morgan M.D., Wiersma J.H. «Introduction to Environmental Science» (336), Tivy J., O'Hare G. «Human Impact on the Ecosystem» (347), Simmons I.G. «Changing the Face of the World» (342) и др. Многие вопросы формирования этносов и этничности разрабатывались в общетеоретических трудах таких западноевропейских ученых как Э. Тайлор, Ф. Фрезер, J1. Морган, К. Леви-Стросс, Ф. Ратцель, JI. Фро-бениус, Ф. Боас, Р. Бенекдикт, М. Мид и др.

Бросается в глаза то обстоятельство, что практически все авторы отечественных и зарубежных публикаций по этнической экологии представляют этнологию (этнографию) и социологию, реже - экологию и философию, в то время как географический метод исследования остается менее востребованным и нередко порицается (под «смехотворным» предлогом использования идей географического детерминизма). Незаслуженной критике подвергается «этноландшафтный» подход к осмыслению проблем этнической экологии.

Между тем, по словам одного из основоположников отечественной синэкологии Д.Н. Кашкарова, «проекция на местообитание есть основная характеристика экологического изучения» (148, с.7), и «географический детерминизм» здесь ни причем. Императив «географизации» этноэкологи-ческих исследований может быть объяснен и аргументирован следующими соображениями. Во-первых, сама геоэкология (а название «этноэкология» во многих отношениях подразумевает «этногеоэкологию», поскольку каждый этнос занимает определенный ареал в географической оболочке) все чаще ассоциируется с географией. Одни исследователи откровенно считают геоэкологию «разделом географии» (285), другие - «сферой перекрытия географии и экологии» (194), третьи вообще именуют ее «экологической географией» (127, 128, 129 и др.). Подобные оценки принадлежат географам и, возможно, не лишены «цехового эгоцентризма». В развитии и становлении геоэкологии принимали широкое участие представители многих смежных с географией наук, и поэтому, любые претензии на ее «монополию» выглядят недостаточно корректными и косвенно могут свидетельствовать как раз о вышеупомянутой «ограниченности способности человеческого познания». Вместе с тем хорошо обоснованный и давно апробированный геосистемный (или ландшафто-географический) подход приобретает подчас универсальное значение для изучения экологических ситуаций в мире, и в этом отношении география имеет неоспоримые преимущества перед другими отраслями знания.

Во-вторых, известна оригинальная, хотя далеко не всеми признаваемая концепция JT. Н. Гумилева, согласно которой сама этнология - географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху. У нас, конечно, нет намерения «исступленно» отстаивать принадлежность этнологии к географии (в конечном счете, должен быть плюрализм научных мнений!), но теснейшая функциональная связь географических и этнологических идей подчеркивается многими исследователями, причем отнюдь не только географами (38, 39,40,42, 114. 127, 128, 129, 152,153, 154, 192,266 и др.).

Из этноэкологических работ собственно географов отметим труды К. Б. Клокова по вопросам традиционного природопользования народов Севера и оценки возможностей их этносоциальной адаптации (152, 153. 154 и др.), а также труды К. П. Иванова по теоретическим и практическим проблемам этнической географии (117, 118, 119, 120, 121). Положительной стороной авторов-географов, работающих в рамках этнической экологии является тот факт, что они не только ставят теоретические проблемы, но и осуществляют востребованные жизнью прикладные разработки в рамках адаптационистского подхода (когда культура воспринимается как адаптационная система) под углом зрения приспособления этноса к природной и социально-культурной среде своего обитания.

Объект исследования. Основными объектами настоящего этногео-экологического исследования определены этноэкосистемы, образующиеся в рамках этнического пространства и представляющие собой единства природных, социокультурных, экономических и экологических элементов в совокупности с народами, с которыми эти элементы взаимодействуют.

Предмет исследования - геоэкологические отношения, как внутри отдельных этноэкосистем, так и различных этноэкосистем между собой, оказывающих влияние на баланс этноландшафтного, этнокультурного, этнопсихологического, этнодемографического, этногенетического равновесия. Изучение принципов и закономерностей целенаправленного взаимодействия этносов с природной и социальной средой имеет своей целью гармонизацию этого взаимодействия в интересах настоящих и будущих поколений, как конкретного этноса (этнической общности), так и полиэтнических государств.

Цели и задачи. Целью настоящего исследования является введение в концептуальное поле этнической экологии категории «этноэкологиче-ское равновесие» и обоснование его методологического значения для анализа этносоциального развития России, а также качественная оценка (с использованием элементов современных этнологических и геоэкологических теорий) географических факторов жизнеобеспечения этносов (этнических систем) в определенной природной обстановке под углом зрения их устойчивого развития. Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих основных задач:

• идентифицировать этническую экологию (исследующую этносферу и экосферу) как специфическое направление геоэкологических исследований в контексте географической науки и доказать правомерность существования модели «этническая геоэкология» как категории географической науки;

• показать, что усложнение представлений об этносе как особой (биосоциальной) системе взаимодействий требует соответствующей корректировки концептуальных основ его этноэкологического исследования;

• конкретизировать, уточнить и дополнить понятийный аппарат, связанный с формированием этнической экологии;

• проследить диалектическую взаимосвязь этнического, социального и экологического пространства;

• проанализировать аксиологическую сущность этноэкологии под идейно-философским, религиозным и этическим углами зрения;

• продемонстрировать поливариантность этноэкологических судеб народов, как отражение онтологической сложности этногенеза;

• исследовать связь главных постулатов теории географического детерминизма с методологическими основами этнической экологии;

• объяснить этноэкологический механизм так называемого «генетического дрейфа», связанного с метисацией, кровосмесительными браками и т.д.;

• апробировать отдельные положения на примере исследования влияния традиционного природопользования конкретных народов РФ на их эт-ноэкологическую эволюцию и т. д.

Научная новизна. Научная новизна исследования определяется в первую очередь его предметом, поскольку до настоящего времени в России отсутствуют монографические работы, дающие комплексный анализ теоретико-методологических и прикладных вопросов этнической экологии с географических позиций. К конкретным новым научным результатам следует отнести: концепцию этноэкологического равновесия; идею о том, что характерным свойством и основной функцией этноэкосистемы является сохранение этноландшафтного, этнокультурного, этнопсихологического, эт-ногенетического равновесия, в то время как главное свойство этноси-стемы - способность «продуцировать» этнокультурную идентичность; выделение императивной составляющей, позволяющей рассматривать этническую экологию в качестве специфического направления геоэкологических исследований этносферы и экосферы; уточнение понятийно-категориального аппарата этнической экологии в тесной корреляции с теоретико-методологическими основами географии и геоэкологии; исследование связи главных постулатов теории «географического детерминизма» с методологическими основами этнической экологии; доказательство правомерности осуществления этноэкологических исследований с этноландшафтных позиций в соответствии с теорией «культурного ландшафта»; разработка географических и геоэкологических аспектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения этноса в рамках его адаптации к меняющемуся социально-экономическому и культурно-политическому окружению; разработка оригинальной трактовки этноконфликтогенных факторов с учетом географической составляющей, а также междисциплинарного и географического подходов к исследованию географических кризисов; применение принципиальных положений теории этнической экологии по отношению к конкретным этносам РФ в контексте влияния традиционного природопользования.

Основные положения, выносимые на защиту: концепция этноэкологического равновесия с использованием идей «сравнительной стабильности этноса» и «подвижного равновесия этноса»; поливариантность существующих этнологических концепций (как отражение онтологической сложности этногенеза) не является препятствием для идентификации этнической экологии как специфического направления геоэкологических исследований в контексте географической науки; характерным свойством и основной функцией этноэкосистемы является сохранение этноландшафтного, этнокультурного, этнопсихологического, этнодемографического, этногенетического равновесия, в то время как главное свойство этносистемы - способность «продуцировать» этнокультурную идентичность; этноэкосистемы - комплексы социокультурных, экономических, природных и экологических элементов (в рамках этнического пространства) в совокупности с этносами (субэтносами, этническими группами), с которыми эти элементы взаимодействуют; этноэкологические исследования возможно эффективно осуществлять с этноландшафтных позиций, в частности, в соответствии с теорией «культурного ландшафта»; участившиеся в отечественной научной литературе попытки отождествления этнической и культурной экологии обнаруживают свою несостоятельность как из-за различий в предметах исследования этих отраслей знания, так и по причине несовпадения самих объектов исследования; методы оценки и индикаторы экологического состояния этноэкосистем охватывают широкий круг этноландшафтных, социокультурных, психологических, медико-генетических показателей, отражающих степень нарушения этноэкологического баланса. одно из ключевых понятий этнической экологии - «жизнеобеспечение этноса» - является синтетическим по своему характеру и включает, кроме продовольственной, экономическую, демографическую, духовную, нравственную, экологическую, генетическую, медицинскую и другие составляющие. Профессиональный интерес географа направлен, прежде всего, на природную, материальную и социальную адаптацию этноса;

• традиционный недостаток при рассмотрении теоретических и прикладных вопросов этноэкологии - недооценка генетических аспектов анализа, отражающих весь эволюционно-исторический процесс происхождения, возникновения и развития народов под влиянием внутренних и внешних факторов, и имеющих отношение к этнической и медицинской географии;

• специфической сферой этнической экологии являются межэтнические отношения, обладающие повышенной конфликтогенностью и ведущие к национализму (как к патологии общественного сознания, мировоззренческой аберрации), нарушению механизма этноэкологического равновесия. Часть конфликтогенных факторов этого рода носит ярко выраженный географический характер;

• растущий интерес российского общества к этноэкологической ситуации в целом по России и ее отдельных регионах обусловлен резким нарушением в последние десятилетия этноландшафтпого, этнокультурного, этнопсихологического, этнодемографического и этногенетического равновесия, причем подобное нарушение обнаруживает вполне отчетливую региональную специфику.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают новую концептуальную основу для стратегического планирования развития России, важнейшей составной частью которого должна стать государственная этническая политика, позволяющая разработать научно обоснованную программу «сбережения народов», или «этносберегающую программу». Теоретико-философское значение исследования заключается в том, что здесь сливается эмпирический и теоретический материал, прорабатываются ситуации, политически и социально значимые для будущего страны.

Методологические основы и информационная база. Осуществляя интеграционный подход к выявлению и характеристике отдельных структурных элементов модели «этническая геоэкология», автор опирался на общетеоретические исследования в философии, географии, этнологии, культурологии, семиотике, истории, этнографии и других науках. Специфика исследования основана на различных географических, этнологических, культурологических методах, в том числе моделирования, системном, сравнительно-историческом, структурно-семантическом, этнокультурном, комплексном, структурно-функциональном, а также интеграции и аккультурации.

Практическое значение работы. Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы при реализации национальной и этнической политики; при проведении конкретных прогнозных этногеографических разработок; в осуществлении региональной политики и укреплении основ федерализма в России. Результаты работы составили теоретическую и методическую основу для развертывания этноэкологиче-ских исследований по конкретным регионам, составления соответствующих учебных программ, пособий, преподавания курсов этнологии, геоэкологии и т.д.

Апробация результатов исследования. Промежуточные результаты, основные положения и выводы исследования были изложены и получили положительную оценку на многочисленных научных и научно-практических конференциях - международных, всероссийских, межвузовских: II Международной конференции «Геология в школе и вузе» (СПб, 2001); III Международной конференции «Геология в школе и вузе» («Геология и цивилизация»), (СПб, 2003); Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (СПб, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России» (Саранск, 2004); Всероссийской научной конференции с международным участием «Районирование в современной экономической, социальной и политической географии: потенциал, теория, методы, практика» (Ростов-на-Дону, 2004); Общественно-научной конференции с международным участием «Северо-Западная Россия: проблемы экологии и социально-экономического развития» (Псков, 2004); Международной научно-практической конференции «Географические исследования территориальных систем природной среды и общества» (Саранск, 2004); Международной научно-практической конференции «Морехозяйст-венный комплекс России» (СПб., 2005).; на XI и XII съездах Русского географического общества (Архангельск, 2000 и Кронштадт, 2005) и др.

По теме диссертации опубликовано 47 работ общим объемом около 50 а. л., в том числе 3 монографии, коллективные монографии, учебное пособие и статьи (список основных работ приведен в конце автореферата).

Структура работы. Диссертация состоит из 6 глав, введения и заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации - 380 страниц текста, в том числе 4 таблицы и 18 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 357 наименований на русском и английском языках.

17

Заключение Диссертация по теме "Геоэкология", Гладкий, Игорь Юрьевич

Основные выводы автора по заявленной теме состоят в следующем. • Сущность этнической экологии как специфического направления экологических исследований в контексте географической науки состоит в анализе главным образом этноландшафтного, этнокультурного и этнодемографического равновесия, в то время как исследование этнопсихологического, этногенетического и других аспектов такого баланса - удел других ветвей экологии.

Одним из аргументов в пользу идентификации этнической геоэкологии служит реальность этнического пространства - как своеобразного порядка существования (жизни, проживания) и осуществления (самовыражения) через социальные формы генетически тождественного сообщества. Оно является важнейшим показателем целостности этноса в его идентификационных характеристиках и охватывает экологический, генетический, социокультурный порядок его бытия. Через этническое пространство самореализуется и этнос, и этноформ в единстве взаимодействия биологического и социального.

Методы оценки и индикаторы экологического состояния этносов очень часто выходят за рамки собственно геоэкологии (экологической географии), поскольку ассоциируются с социокультурными, психологическими, медико-генетических и другими показателями. Однако даже в этих случаях системный анализ кризисных сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения этносов требует применения различных методов социальной, культурной, медицинской географии, картографических приемов и т.п. Этническая экология - наука о взаимодействии этноса с экосредой, которое опосредуется его сознательной деятельностью. Такому пониманию соответствует особый статус этнической экологии, не приемлющей ни биологизаторской, ни социологизаторской интерпретации, навязываемой представителями общественного крыла научного знания. «Камень преткновения» для отдельных авторов, пытающихся внести ясность в методологические вопросы этноэкологии, заключается в желании подверстать свои мысли под уже готовые «шаблоны» биоэкологии или социоэкологии, в то время как этническая экология представляет собой специфическую сферу знания.

Имеющиеся различия между понятиями «геосистема», «экосистема», «биоэкосистема», геоэкосистема», «антропоэкосистема», «социоэкосис-тема» в сущности, сводятся к главенству того или иного аспекта. Нередко объекты исследования является общими, а предметы при этом существенно различаются. Любая геоэкосистема (в т. ч. этноэкосистема) - ярко выраженная пространственная система.

С позиций интересов этнической экологии под этносистемой подразумевается этническая общность, единство и взаимодействие которого с экос-редой образует этноэкосистему. Под этноэкосистемой логично понимать комплекс природных, социальных, экономических, политических, военных, психологических и экологических факторов в совокупности с этносом, на который эти факторы воздействуют, составляющий динамическую систему. Мировое человечество, взятое в целом, соответствует глобальной этноэкосистеме, отдельные этносы обычно ассоциируются с мезоэтноэко-системами, и, наконец, субэтносы и отдельные этнические «микросоциумы» могут восприниматься в качестве локальных этноэкосистем. Однако это «идеальное» видение: в реальности иерархия этнических экологических систем более сложна.

При анализе любой геоэкосистемы (в данном случае - этноэкосистемы) возникает вопрос о ее границах, имеющий прямое отношение научно-методическому аппарату этноэкологии. Ссылки на «размытость» и «неопределенность» границ этноэкосистем, на наш взгляд, контрпродуктивны, так как, во-первых, рубежи многих из них вполне четки, а, во-вторых, не следует забывать о том, что в природе, обществе и науке все грани «размыты». Если проблема в этой связи и существует, то она связана с методологическими подходами к определению и выделению на карте границ таких систем.

Специфической сферой использования этноэкологических идей является геоконфликтология, связанная с познанием механизмов возникновения, проявления и разрешения конфликтов, проявляющихся как в политическом, так и этническом пространствах. Межэтнические отношения, обладающие повышенной конфликтогенностью, нередко ведут к патологии общественного сознания, мировоззренческой аберрации и, в конечном счете, нарушению механизма этноэкологического равновесия. Часть кон-фликтогенных факторов в этом случае носит ярко выраженный географический характер.

Историко-географические факторы обусловили формирование сложного полиэтнического пространства России, в пределах которого в течение многих веков наблюдалось относительное этноэкологическое равновесие. Совместное существование этносов является условием сохранения и развития каждого из них, условием целостности России. При этом исторически русский этнос играет социообразующую и социоскрепляющую роль, обеспечивая целостность страны, что, в случае «его деформации», грозит расколом единого социально-политического, правового пространства в рамках государственной границы России и сделать разговоры о формировании в перспективе единого российского суперэтноса запоздалым упражнением ума.

Один из чрезвычайно «деликатных» вопросов, связанных с интерпретацией этноэкологических идей, заключается в том, насколько вообще целесообразно в условиях попыток формирования единого суперэтноса стремиться к долговременной, «жесткой» стабильности парциальных этноэкологических систем? Если современная Россия стремится построить в будущем единую российскую (евразийскую) нацию, то не следует ли многочисленным российским этносам использовать модель так называемого «подвижного равновесия», а не «сравнительной стабильности», добровольно поступившись некоторыми элементами своей идентичности?

358

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование теоретических и практических вопросов этнической экологии показало, что интердисциплинарный подход - единственное средство, способное максимизировать вклад отдельных наук в общую «копилку» этно-экологических знаний. В этой связи автор не преувеличивает роль географических факторов жизнеобеспечения этносов, равно как и этноландшафтной экологии, против которой сегодня «ополчаются» некоторые представители академической науки. Речь идет лишь об отстаивании ее как полноправной ветви научного знания. При этом интерес географии вовсе не ограничивается этноландшафтной экологией - в поле ее зрения находятся также вопросы эт-нодемографического и этнокультурного равновесия, связь процессов этногенеза с геотектоникой литосферы и т. д. Даже вопросы психологической адаптации этнических групп к географической среде могут «попутно» исследоваться (и исследуются) географами из-за фактической их не разработанности.

Возросший интерес российского общества к этнополитической, этнокультурной и этноэкологической ситуации, сложившейся в России, несомненно будет стимулировать разработку этноэкологической проблематики. Как мы надеемся, предложенные автором подходы, методы и результаты, полученные в процессе исследований, окажутся полезными при разработке и осуществлении научно-обоснованных мер по принятию эффективных управленческих решений по устойчивому развитию этнических территорий, при реализации взвешенной национально-региональной политики и включению этноэкологических данных в моделирование социально-экономических и политических процессов в отдельных субъектах РФ.

Библиография Диссертация по наукам о земле, доктора географических наук, Гладкий, Игорь Юрьевич, Санкт-Петербург

1. Абдулатипов P.A. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество // Научно-публицистический журнал. - 1994. - № 2 -3.

2. Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социол. исслед. 1997. - № 8.

3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

4. Авксентьев В.А. Межнациональное общение: некоторые тенденции и факторы (по материалам этносоциологического исследования в Ставропольском крае) // Проблемы перестройки: социальный аспект. -М., 1989.

5. Агаджанян H.A., Торшин В.И. Экология человека. Избр. лекции -М., 1994.

6. Агаджанян H.A., Никитюк Б.А., Полунин И.Н. Экология человека и интегративная антропология. М. - Астрахань, 1996.

7. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминолог. сл. М., 1983.

8. Алексеев В.П. Антропогеоценозы: существо, типология, динамика // Природа. 1975. - № 7.

9. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993.

10. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия. М., 1985.

11. Алексеева Т.И. Антропоэкологическое изучение различных районов мира // Проблемы экологии человека. М., 1986.

12. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. -М., 1998.

13. Андерсен Д. Тундровики. Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. Новосибирск, 1998.

14. Антлев М.Г. Зевакин Е.С., Хоретлев А.О. Адыги: историко-этно-графический очерк. Майкоп, 1957.

15. Антипенко А.Н. Социологические аспекты экологии человека // Человек в зеркале наук. JI., 1991.

16. Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Т. III IV, -СПб, 1896.

17. Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре // Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1985.

18. Атлас народов мира. М., 1968.

19. Бабаков В.Г. Историческое место фратрии в системе социальных связей западносибирских угров// Сов. этнография., 1988.

20. Бабаков В.Г. К вопросу о разложении традиционной племенной организации обских угров и нарымских селькупов // Проблемы истории СССР, -М., 1973.

21. Бабаков В.Г. К этноисторическому изучению приобских хантов // Сов. этнография., 1976.

22. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. -М., 1993.

23. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М., 1988

24. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.,2002.

25. Белобородова И.Н. Традиции жизнеобеспечения: пространственно-временной аспект // Социокультурная методология охраны окружающей среды: тематич. сб., 1999.

26. Белобородова И.Н. Фактор региональной идентичности в стратегии развития территорий (этносоциальный аспект) // Социокультурная методология охраны окружающей среды: тематич. сб., 1999.

27. Берг Л.С. География и ее положение в ряду других наук // Вопр. страноведения. М. - Л., 1925.

28. Бердяев H.A. Движение и неподвижность в жизни народов. 1918.28а. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

29. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философскойкультуре. М, 1990.

30. Бердяев H.A. О власти пространств над русской душой // Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России.-М., 1997.30а. Биологическое действие электромагнитных полей. М., 1984.

31. Бикбов Ф. Социальное пространство как физическое явление: иллюзии и уловки // Отечественные записки. 2002. - № 6.

32. Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле: основы этногеографии. М., 1928.

33. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. Т. 1. СПб., 1866.

34. Бондарев И.В. Некоторые аспекты исторической экологии цивилизаций // Науч. мысль Кавказа. Ростов н/Д, 1996. - № 3.

35. Бондарев Л.Г. Историческая экология // Земля и вселенная. 1994. -№ 3.

36. Бондаренко О.Я. Философия выживания этноса. (I, II кн.). Бишкек: Илим, 1998.

37. Брод ель Ф. Что такое Франция? -М, 1994. Кн. 1.

38. Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза // Природа, 1971. № 2.

39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

40. Бромлей Ю.В. Этносоциальные вопросы: теория, история, современность. М., 1987.

41. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество это народы. - М., 1990.

42. Брук С.И., Козлов В.И., Левин М. Г. О предмете и задачах этнографии // Сов. Этнография. 1963. -№ 1.

43. Брук С.И., Козлов В.И. Этнографическая наука и перепись населения 1970 года//Сов.этнография, 1977.

44. Брук С.И., Чебоксаров H.H. Метаэтнические общности // Расы и народы. 1976. - Вып. 6.

45. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. 1912. Цит. по изд. М., 1990.

46. Буровский A.M. Антропоэкология: теория антропогеосферы, ее сущность, морфология, структура, динамика, история. Красноярск, 1994.

47. Василенко Л.И. Антропоцентризм и его экологическая критика // Вопросы философии. 1983. -№ 6.

48. Василенко Л. И. Экология человека: проблема фундаментальности и синтез знания // Методологические и философские проблемы биологии. -Новосибирск, 1981.

49. Васильев В., Писарев В., Хозин Г. Экология и международные отношения. М. 1976.

50. Вахрушев A.A., Раутиан A.C. Исторический подход в экологии: сущность и перспективы // Биологическое разнообразие: подходы к изучению и сохранению. СПб., 1992.

51. Веденин Ю.А. Экология человека (культурно-географические аспекты) // Предмет экологии человека: сб. науч. тр. М., 1991. - Ч. 2.

52. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. АН. Сер. Геогр. 2001. - № 1. -С. 7-14.

53. Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения. Т. 5. -М., 1960.

54. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

55. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.

56. Вернадский экология - ноосфера: материалы научн. сес., посвящ. 130-летию со дня рожд. В.И. Вернадского, март 1993. -М., 1994.

57. Вишаренко В.Г. Культурные традиции как экологическая адаптация // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994.

58. Воронов А.Г. О проблемах экологии человека // Географические аспекты экологии человека. М., 1975.

59. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. XXXVI. Тифлис, 1906.

60. Гдалин Д.А., Гладкий И.Ю. Глобальная география. М.: Дрофа,

61. Гелен А.О. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

62. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопр. Философии. 1988. - №7.

63. Географические аспекты экологии человека. М., 1975.63а. Географический энциклопедический словарь. Понятие и термины. -М, 1988.

64. Геопатогенные зоны миф или реальность? - СПб, 1993.

65. Гиляров A.M. Популяционная экология. М., 1990.

66. Гильченко Н.В. Материалы для антропологии Кавказа Осетины. -СПб., 1890.

67. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

68. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998.

69. Гладкий И.Ю., Гладкий Ю. Н. Географические подходы к исследованию этнических кризисов // Изв. РГО. 1995. - Т. 127. - Вып.1.

70. Гладкий И.Ю. Геоэкологическая парадигма: идентификация и корректность // Вест. фак. географ. Вып. 1. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.

71. Гладкий И.Ю. О месте этноэкологии в системе геоэкологических знаний // Вест. фак. географ. Вып. 2. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

72. Гладкий И.Ю. О несовпадении толкования термина «этноэкология» в русскоязычных и англоязычных источниках // Вест. фак. географ. Вып. 3. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

73. Гладкий И.Ю. О связи процессов этногенеза с геотектоникой литосферы и космосом. В сб.: Геология и эволюционная география. СПб., 2003.

74. Гладкий И.Ю. Сенсорность и пассионарность как биофизические индикаторы в этноэкологии // Вест. фак. географ. Вып. 3. СПб.: РГПУ им.1. А. И. Герцена, 2003.

75. Гладкий И.Ю. Этническая экология как отрасль научного знания // Изв. РГО. 2003. - Т. 135. - Вып. 5.

76. Гладкий И. Ю. Этнические кризисы: глазами географа. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

77. Гладкий И. Ю. Этноэкологическая интерпретация теории выживания Р. Хаббарда // Вест. фак. географ. Вып. 2. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

78. Гладкий И.Ю. К философскому содержанию этнической экологии. В сб.: География и смежные науки. ЬУН Герценовские чтения». СПб., 2004.

79. Гладкий И.Ю. О предмете этнической экологии. В сб.: География и смежные науки. ЬУН Герценовские чтения. СПб., 2004.

80. Гладкий И.Ю. Этноэкосистема как объект исследования этнической экологии // Вестн. фак. географ. Вып. 4. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

81. Гладкий И.Ю., Герасименко Т.И. О соотношении этнической и культурной экологии // Вестн. фак. географ. Вып. 4. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

82. Гладкий И.Ю., Герасименко Т.И. Быть ли ландшафтной экологии? //Изв. РГО.-Т. 137.-Вып. 1.- 2005.

83. Гладкий И.Ю., Гладкий Ю.Н. Этническая экология: предмет исследования, аксиологическая сущностью // Региональная экология (ИРЭ РАН).2.-2005.

84. Гладкий И.Ю., Далгатов И.Г., Исамутдинов Д.И. Природная среда и этническое развитие на Северном Кавказе в свете идей JI.H. Гумилева. В сб.: Северокавказский регион: проблемы этнологии, экономики, геополитики.-2001.

85. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. М., 2002.

86. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой: сб. обзоров и рефератов (серия «Глобальные проблемы современности»). М., 1994.

87. Грин A.M., Клюев Н.Н., Мухина Л.И. Геоэкологический анализ // Изв. РАН. Сер. геогр. 1995. - № 1.

88. Григорьев Ал.А. Экологические уроки прошлого и современности. -Л., 1991.

89. Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии // Вестн. Ленингр. ун-та. 1956. -№18.

90. Гумилев Л.Н. О термине этнос //Докл. отд. и комиссий Геогр. о-ва СССР. Л.,1967. -Вып.З: Этнография.

91. Гумилев Л.Н. Этногенез в аспекте географии: (Ландшафт и этнос. IX) // Вестн. ЛГУ. 1970. - № 12. -Вып.2: серия геология, география.

92. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. - № 1.

93. Гумилев Л.Н. Этногенез природный процесс // Природа. - 1971.2.

94. Гумилев Л.Н. Сущность этнической целостности: (Ландшафт и этнос. XII) // Вест. ЛГУ. 1971. - № 24. - Вып.4: серия геология, география.

95. Гумилев Л.Н. Внутренние закономерности этногенеза: (Ландшафт и этнос. XIV) // Вест. ЛГУ. 1973. - № 6. 0 Вып. 1: серия геология, география.

96. Гумилев Л.Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования: (Ландшафт и этнос. VII) // Вест. ЛГУ. 1973. - № 24. Вып.4: серия геология, география.

97. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Природа и человек.1988.-№ 12.

98. Гумилев JI.H. Этносы в ландшафтах // Человек и природа. 1988.10.

99. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.101а. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л.,1990.

100. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1992.

101. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. -М.,1993.

102. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

103. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. М., 1988.

104. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека: социал.-мед. психобиоэнерг. аспекты. -М., 1994.

105. Дичев Т.Г. Экология человека: проблема адаптации // Философия и экологическая проблема. М., 1990.

106. Дмитревский Ю.Д. Африка. Очерки экономической географии. -М., 1975.

107. Долгих Б.О. Кеты. -М., 1934.

108. Долгих Б.О. Происхождение долган. Тр. ин. этногр. АН СССР. Т. LXV.-1951.

109. Дулов A.B. Географическая среда и история России (конец XV -середина XIX в.)-М., 1983.

110. Евангелие от природы. Астрахань: Астрахан. ассоц. «зеленый мир». 1994.

111. Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.

112. Жиров А.И. Теоретические основы геоэкологии. СПб., 2001.114 а. Завьялова О.Г. Природопользование и развитие: этногеосистем-ный анализ (на примере Южного Зауралья). Тюмень, 2004.

113. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики.-Минск, 1998.

114. Зубов В.И. Основы этнологии. Учебн. пособие по теории этногенеза Л. Н. Гумилева. М., 1999.

115. Иванов К.П., Никитин В. С. Концепция этнодемографического равновесия народностей Севера // География и современность: межвуз. сб. -Л.: Ленингр. ун-т. 1990. - Вып. 5.

116. Иванов К.П., Громова Ю. В. Этногеографическое исследование субпассионарности у народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми-иже-мцы) // География и хозяйство. Вып.4. Районы проживания малочисленных народов Севера. - Л., 1991.

117. Иванов К.П., Никитин B.C. Концепция этнодемографического равновесия народностей Севера // География и современность. СПб. - Вып. 5.- 1990.

118. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб., 1998.

119. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Собр. соч. -М., 1994.-Т. III.

120. Интегративная медицина и экология человека. М. - Астрахань,1998.

121. Иорданский В. Глобальный этнический кризис или сумерки разобщенности? // МЭМО. 1993. - № 12.

122. Иорданский В. Две грани общественного сознания: этническая и националистическая // МЭМО. 1993. - № 6.

123. Иорданский В. Национализм или затмение разума? // МЭМО. -1990,- № 10.

124. Иорданский В. Этнос и нация // МЭМО. 1992. -№ 3.

125. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л.: ЛГУ, 1953.

126. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада. Ч. I. -СПб., 1995.

127. Исаченко А.Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт»//Изв. РГО. Т. 135.-Вып. 1.-2003.

128. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. СПб.,

129. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. СПб., 1991.

130. Кавказский этнографический сборник. Т. 1 М. - Л., 1957. - Т.2, -М., 1958.

131. Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001.

132. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М., 1983.

133. Казначеев В.П. Экология человека и проблемы социально-трудового потенциала населения // Проблемы экологии человека. М., 1986.

134. Казначеев В.П., Спирин Е. А. Комплексные проблемы экологии человека и социальной экологии //Вопр. социоэкологии. Львов, 1987.

135. Казначеев В.П., Прохоров Б.Б., Вишаренко ВС. Экология человека и экология города: комплексный подход // Экология человека в больших городах.-Л., 1988.

136. Казначеев В.П. Экология человека: проблемы и перспективы // Экология человека: основные проблемы. М., 1988.

137. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.

138. Казначеев В.П., Спирин Е.А Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.

139. Казначеев C.B. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель // Методологич. пробл. экологии человека. Новосибирск, 1991.

140. Калесник C.B. Общие географические закономерности Земли. -M., 1970.

141. Калмыков И.Х. Черкесы. Сборник: народы Карачаево-Черкессии. -Ставрополь, 1957.

142. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.,2000.

143. Карандасов Г.В., Киричек-Бондарева М.А. О синхронности циклаземлетрясений и некоторых исторических событий на Кавказе в XX в. // Разведка и охрана недр. М. - №1. - 1998.

144. Карелов А.М., Драган A.B. Сравнительная оценка эффективности домашнего и дикого оленеводства Енисейского Севера. В кн. Дикий северный олень. М., 1983.

145. Кацура A.B. О структуре экологического знания // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.

146. Кашкаров Д.Н. Среда и сообщество (Основы синэкологии). М.,1933.

147. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 1985.

148. Киященко Л.П., Пятницын Б.Н. К проблеме построения общей теории экологии // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., 1981.

149. Киричек-Бондарева М.А. Магистрали этногенеза в геолого-географической эволюции Земли. Сб. Экологический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем. М., 1996.

150. Клоков К.Б. Кочевое оленеводческое население: оценка возможностей этносоциальной адаптации и развития. Этногеографии, исслед., СПбГУ. -НИИГ.-Вып. 1.- 1996.

151. Клоков К.Б. Культурно-экологический подход к разработке концепций природопользования и некоторые аспекты стратегии адаптации сельских мигрантов. В сб. Этносоциальные проблемы сельских миграций. М., Изд-во Ин-та этнографии АН СССР, 1990.

152. Клоков К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития. СПб., 1997.

153. Когай Е.А. Социальная экология человека в городской среде // Социально-гуманитарные знания. М., 2000. - № 1.

154. Кобылянский В.А. Лекции по общей теории экологии. Чита,2000.

155. Кобылянский В.А. Философия географии и геоэкологии. Чита,

156. Кобылянский В.А. Философия биоэкологии и биосферологии. -Чита, 2000.

157. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии: Проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. В 3-х ч. Чита, 2002.

158. Кобылянский В.А. Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы. Новосибирск, 2003.

159. Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. М., 2003.

160. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. Новосибирск, 2004.

161. Козиков Н. А. В.И. Вернадский: Ноосфера и российская цивилизация // Соц. полит, журн. - М. - 1995. № 4.

162. Козинг А. Нация в истории и современности. M., 1978.

163. Козлов В.И. Что же такое этнос // Природа. 1971 - № 2.

164. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Этнографическое обозрение. 1983. -№ 1.

165. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его этнологические аспекты. В сб. Этническая экология: теория и практика. -М., 1991.

166. Колосов В.А. О чем можно договориться? // Огонек. 1996 - № 9.

167. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995.-№5.

168. Комаров Н. Таты. Заметки кавказского Отделения Русского географического общества. Тифлис, 1879. - Т. 8.

169. Конфликты в СНГ: некоторые вопросы методологии исследования //МЭМО.- 1994.-№8-9.

170. Коренные народы России: самоуправление, земля и природные ресурсы. Обзор законов и иных нормативных актов XIX-XX вв. Изд. Гос. Думы. -М., 1989.

171. Котляков В., Ананичева М. География может дать экологии довольно много. // Евразия. М., 1996.

172. Краткий этнологический словарь. М., 1994.

173. Крупник И.И. Арктическая этноэкология (модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии). -М., 1989.

174. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1990.

175. Крюков М.В. Преодолеть догмы, изучать реальную этническую // Расы и народы. 1988.

176. Культура и экология: поиск путей становления новой этики // А.Ф. Зотов, Е.А. Чичнева, И.А. Васисенко и др. М., 1996.

177. Культурный ландшафт. Вопросы теории и методологии исследования. Смоленск, 1998.

178. Куражковский Ю.Н. Философия экологии // Земля сиб., дальне-вост. 1991. -№ 1.

179. Курдов K.M. Таты Дагестана // Русский антропологический журнал. № з 4. 1907.

180. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883. - T.l 11.

181. Лавров Л.И. О происхождении народов северо-западного Кавказа. Сборник статей по истории Кабарды. Т. 3, Нальчик, 1954.

182. Лавров Л.И. Происхождение балкарцев и карачаевцев. Краткие доклады инст. Этнографии АН СССР. № XXXII. - М., 1959.

183. Лавров Л.И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Сов. этнография. № 1. - 1956.

184. Лаудаев У. Чеченское племя. Сб. свед. о кавказских горцах. Т. 6. -Тифлис, 1872.

185. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии. -М., 1998.

186. Левин М.Г., Чебоксаров H.H. Хозяйственно-культурные типы и историко-географические области. // Сов. Этнография. 1955. - № 4.

187. Левин М.Г., Чебоксаров H.H. Очерки общей этнографии. М.,1957.

188. Летников Ф.А. Синергетика среды обитания человека // Земля и Вселенная. 1998. -№ 5.

189. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 2000.

190. Литовка О.П., Лашов Б.В. Социально-экономические проблемы развития народностей Крайнего Севера. Л., 1993.

191. Мазо A.A. К истории экологической мысли в России // Высш. образование в России. 1992. -№ 3.

192. Максаковский В. П. Географическая культура. М., 1998.

193. Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. -М., 1994.

194. Максимов Е. Чеченцы. Историко-географический и статистико-экономический очерк. Владикавказ, 1893. - Т. 3. Кн. 2.

195. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке.-М., 1991.

196. Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы. М., 1986.

197. Мамедов Н.М. Концептуальные основы экологического образования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997.

198. Маркарян Э.С. К пониманию специфики человеческого общества как адаптивной системы // Географические аспекты экологии человека. М., 1975.

199. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума, 1978.

200. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография 1981. - № 2.

201. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной организации. -Пущино, 1982.

202. Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). -Ереван, 1983.

203. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

204. Маркарян Э.С. Экология общества и культура // Экология человека: основные проблемы. М., 1988.

205. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

206. Межевич Н.М. География и изменение межнациональных отношений. // Изв. РГО. 1990. Т. 122. - Вып.6.

207. Мирский Г. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в «третьем мире». // МЭМО. 1988. - № 8.

208. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ // Вопр. философии. 1995. - №1.

209. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.

210. Монтескье Ш. Дух законов. 4.2. - СПб., 1862.

211. Население и кризисы. Вып. 2 (под ред. Б. С. Хорева). - М., 1996.

212. Национальная политика Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. -М., 1993.

213. Невская В.П. Карачаевцы. Сборник: Народы Карачаево-Черкессии (историко-этнографические очерки). Ставрополь, 1957.

214. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг.,1922.

215. Озерова H.A. Ртуть и эндогенные рудообразования. М.: Наука,1986.

216. Орехов И.И. Философские основания экологии человека: учебное пособие. Ставрополь, 1999.

217. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную атропологию. -М., 1994.

218. Основы антропоэкологии. СПб, 2000.

219. Очерки социальной антропологии. СПб., 1994.

220. Паин Э.А., Попов A.A. Межнациональные конфликты в СССР // Сов. Этнография. 1990. - №2.

221. Пантюхов И.И. Ингуши // Известия кавказского Отделения Русского географического общества. Т. XIII. - №6. - Тифлис, 1990.

222. Панфилов Д.В. Экосистемная и биогеосистемная структура биосферы. В кн.: «Современные проблемы географии экосистем». М., 1984.

223. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

224. Петров K.M. Ботанико-географические основы геоэкологии. -СПб., 1993.

225. Петров K.M. Общая экология. СПб., 1997.

226. Пика А.И., Прохоров Б.Б. Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика). М., 1994.

227. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики: структура, динамика, поведение. СПб., 2000.

228. Покровский М.В. Адыгейские племена в конце XVIII половине XIX в. // Кавказская этнография. Сб. 2. (Труды Института Этнографии АН СССР).-Т. XLVI. -М.,1958.

229. Покшишевский В.В. География этнических групп и процессов. В кн. География населения и этнические процессы. -М.,1978.

230. Полынов Б.Б. Роль почвоведения в учении о ландшафте // Изв. ВГО. 1946.-Т. 78.-Вып. 2.

231. Пономарева Г.М. Экологический аспект этики русского космизма // Философия и экологическая проблема. М., 1990.

232. Попов М.Я. Народы Северного Кавказа в эпоху феодализма // Во-пр. истории. № 7. - 1966.

233. Предмет экологии человека. -Ч. 1, 2. -М., 1991.

234. Преображенский B.C., Райх E.JI. Проблемы экологии человека и география // Теория и методика географических исследований экологии человека.-М., 1974.

235. Преображенский B.C., Райх, E.JI. Контуры концепции общей экологии человека //Предмет экологии человека. Т. 1.-М., 1991.

236. Преображенский B.C. Эволюционная и историческая экология человека // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994.

237. Проблемы этнической географии и картографии / Отв. ред. С. И. Брук. М., 1978.

238. Прохоров Б.Б. Здоровье населения на различных этапах развития антропоэкосистем // Экология человека: основные проблемы. М., 1988.

239. Прохоров Б.Б. Прикладная антропоэкология. М., 1998.

240. Прохоров Б.Б. Экология человека: эволюционный аспект // Эволюционная и историческая антропоэкология. -М., 1994.

241. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. -М, 2000.

242. Прохоров Б.Б. Экология человека: социал.-демогр. аспекты. М.,1991.

243. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы // Социал.-политич. ж. 1993. -№ 7.

244. Разумовский В.М. Природопользование. СПб., 2003.

245. Райх E.JI. Экология человека и география // Экология человека: основные проблемы. М., 1988.248. Расы и народы. -М., 1991.

246. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.,1990.

247. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992.

248. Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы.-М., 1994.

249. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978.

250. Рудзявичус Р. Биосоциальный синтез и экология // Человек и природа. -М., 1990.

251. Пфаф В.Б. Этнологические исследования об осетинах. Сб. свед. о Северном Кавказе. Т. 11. - М., 1872.

252. Сафанеева Н.И. Адаптационные процессы и экология человека (филос.-методол. анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996.

253. Сахаров И.В. Западная Бенгалия. Л., 1977.

254. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. 1996. -№ 1.

255. Синицкий Л.Д. Лекции по землеведению (Антропогеграфия). М.,1929.

256. Словарь общегеографических терминов./ Сост. Л.Д. Стэмп. М.,1975.

257. Современная этнопсихология. Хрестоматия. /Под. ред. А.Е. Тараса. -Минск, 2003.

258. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн.З.-Т.б.

259. Сухоруков В.Д. Теория геопространственных систем. Смоленск,2000.

260. Сыроечковский Е.Е. Биологические ресурсы Сибирского Севера. -М., 1974.

261. Сыроечковский Е.Е., Рогачева Э.В., Клоков К.Б. Таежное природопользование (с основами биогеоэкономики). М., 1982.

262. Территориальная организация общества и проблема межнациональных отношений. Л., 1990.

263. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Эт-ногр. обозрение. 1992. - Т. 1.

264. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этногр. обозрение. 1992. - Т 2.

265. Тишков В.А. Культурный смысл пространства. (Докл. на плен. зас. V конгр. этнологов и антропологов России). Омск. - 9 июня 2003.

266. Токарев С.А., Чебоксаров H.H. Методология этногенетических исследований на материалах этнографии в свете работ И. В. Сталина по вопросам языкознания // Сов. этнография. 1951. - ТА.

267. Тойнби А. Религиозные основы современного экологического кризиса // Наука и религия. 1974. - № 9.

268. Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Экологическая геология. М., 2002.271а. Трусов Ю.П. О предмете и основных идеях экологии // Философские проблемы глобальной экологии. -М., 1983.

269. Туровский Р.Ф. Культурная география: теоретические основания и пути развития // Культурная география. М., 2001.

270. Уайнер Дж. Экология человека // Биология человека. М., 1979.

271. Уайт JI. Исторические корни нашего экологического кризиса. В сб.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

272. Устав об управлении инородцев Сибири. Полн. собр. Законов Российской империи с 1649 г. Т. 28. - 1822 - 1823 гг.

273. Феномен природы и экология человека. Казань, 1991.

274. Филиппов А. Гетеротопология родных просторов // Отечественные записки. 2002. - № 6.

275. Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки. 1990.-№№8,9.

276. Хаббард Р. Дианетика. -М.: Нью-Эра, 1996.

277. Хесле В. Философия и экология -М., 1993.

278. Христианство и экология. СПб., 1997.

279. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г., Экология человека в системе медицинского знания // Вопр. Философии. 1980. - № 9.

280. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Сов.этнография. 1967.

281. Чешко C.B. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение, 1994.- №6.

282. Чибилев A.A. Введение в геоэкологию (эколого-географические аспекты природопользования). Екатеринбург, 1998.

283. Чистобаев А.И. Концепция устойчивого развития этноценозов Севера. Национальные и демографические процессы в республиках и регионах Европейского Севера Российской Федерации: тез. докл. регионал. конф. -Сыктывкар, 1986.

284. Чистобаев А.И., Хрущев С.А., Громова Ю.В. JI.H. Гумилев и этно-ценозы Российского Севера. Вестник Санкт-Петербургского университета. -Серия 7.- 1994. Вып. 2.

285. Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. Экономическая и социальная география. Новый этап. Л., 1990.

286. Чистов К.В., Машбиц Я.Г. Еще раз к вопросу о двух концепциях «этноса» // Изв. ВГО. 1986. - Т.118.

287. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. //МЭМО. 1993. - № 1.

288. Шадже А.Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества// Соц.-полит. ж-л М., - 1996. - № 6.

289. Шарден Т.П. Феномен человека. М., 1987.

290. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

291. Шилов М. Народная экология: понятие, основные направления и проблемы // Евразия. М., 1996.

292. Штейнберг Т.А. Методологические проблемы экологии человека // Философия, наука, человек. Проблемы и перспективы. Рига, 1990.

293. Шумихин А.Ю., Шумихин М.А. Этносоциальные конфликты: генезис и пути решения. М., 1992.

294. Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994.

295. Экология человека. М., 2000.

296. Эксперт. № 35. - 20-26 сентября 2004.

297. Этнические процессы в современном мире // Отв. ред. Ю.В. Бром-лей. -М., 1988.

298. Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 года: Концепция развития. -М.,1989.

299. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия. -Минск, 2004.

300. Ягья B.C. Страхи реальные и надуманные // Санкт-Петербургские ведомости от 13 марта 1997 г.

301. Ярошенко В. // Новый мир. 1993 - № 3.

302. Aceves J., King Н. Cultural Anthropology. N. У., 1978.

303. Allworth E. Nationalities of the Soviet East: Publications and Writing Systems. A Bibliographical directory and transliteration Tables. London; New York, 1971.

304. Akiner S. The Islamic Peoples of the Soviet Union. London, 1984.

305. Baddeley J. The Russian Conquest of the Caucasus. London, 1908.

306. Banks M. Ethnicity: Anthropological Constructions. London; New York, 1996.

307. Bammate H. Le Caucase ey la revolution russe. Paris, 1929.

308. Bennett Ch. F. Man and Earth's Ecosystems. Los Angeles, 1975.

309. Barrows H.H. Geography as Human Ecology // Annals Assoc. Amer. Geogr. -V. 13.-№1.- 1923).

310. Bennigsen A. Muslim Guerilla Warfare in the Caucasus (1918-1928) // Central Asian Survey. Vol.2. - No. 1/- 1983.

311. Blancpain. Un inspiratur, d'Hitler, Lahz fondateur du Nouveau Temple. «Historia», Paris, 1989.

312. Boughey A.S. Man and the Environment. N.Y., 1971.

313. Botkin D.B., Keller E. A. Environmental Studies. Earth as a Living Planet.-London, 1987.

314. Cohen F. Culture as Adaption. In: Man in Adaption: The Cultural Present. - Chicago, 1968.

315. Conquest R. Soviet Nationalities Policy in Practice. L.,1967. Conquest R. The Nations-Killers: The Soviet Deportation of Nationalities. - L., 1970.

316. Cousin V. Introduction dans l'histoire de la philosophie. LJht. no kh.: A. Ruhl. Einführung in die allgemeine Wirtschaftgeographie. Leiden, 1938.

317. Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley, Los Angeles, 1978.

318. Diabagui V. Soviet Nationality Policy and Genocide //Caucasian Review. Munich, 1955.

319. Diuk N. , Karatnycky A. The Hidden Nations. The people of the Soviet Union.-New York, 1985.

320. Ethnic Minorities in the Soviet Union. L., -N.Y., Washington. 1968.

321. Fukuyama F. State-Building. Governance and World Order in the Twenty-First Century. L., 2004.

322. Geiger B. Peoples and Languages of the Caucasus. The Hague,1959.

323. Grousset R. L'Empire des Steppes. 4-th ed. Paris, 1980.

324. Heisler M. O. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern West // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts/Toronto, 1990.

325. Huntington E. Civilisation and climate, 3-th ed. N. Y., 1940326a. Huntington E. Principles of human geography, 5-th ed. -N. Y., 1940.

326. Hessue B. Tiergeographie auf oekologischer Grunderge. -B., 1924.

327. Huges J. D. Ecology in Ancient Civilizations. Univ. of New Mehico,1975.

328. Juniper I. Priority of native harvesting in Northern Quebec In: Caribou management. Census Techniques. Status in Eastern Canada. Proceedings of Second North American Caribou Workshop // McGill subarctic Research Paper. -№40, 1985.

329. Karklins R. Ethnic Relations in the USSR: The view from below. -London, 1985.

330. Kinsley D. Ecology and Religion. New Jersey, 1995.

331. Levine N. D. Human ecology. California, 1975.

332. Lewis R., Rowland R., Clem R. Nationality and Population Changes in Russia and the Soviet Union. London-New York-Washington, 1976.

333. Lowie R. Subsistence // General Antropology. Boston, 1938.

334. Merie J. Deported peoples of the USSR. Paris, 1996.

335. Moran E. Human Adaptibility: An Introduction to Ecological Antropology. Massachusetts, 1979.336a. Meyer M. The SA song literature: a singing ideological posture. //Journal of Popular Culture. № 3. Vol. XI. - 1978.

336. Nanda S. Cultural Anthropology. Belmont, California, 1984.

337. Nekrich A. The punished Peoples: The Development and Tragic Fate of Soviet Minorities at the End of the Second World War. New York, 1978.

338. Pipes R. The Formation of the Soviet Union Communism and Nationalism, 1917-1923.-Cambridge, 1964.

339. Ratzel F. Antropogeographie. Bd. 1, 2. Aufl., Stuttgart, 1899.

340. Royce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington,1982.

341. Simmons I. G. Changing the Face of the World. Oxford, 1989.

342. Space, Time. And Archaecological Landscapes. L., 1992.

343. Spiro M. Culture and Human Nature. Theoretical Papers. Chicago and L., 1987.

344. Steward J. H. Theory of Culture Change. Urbane: University of Illinois Press, 1955.

345. The Spatial Organization of Culture. Pittsburgh, 1978.

346. Tivy J., O'Hare G. Human Impact on the Ecosystem. -N. Y., 1982.

347. Winthrop R. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N. Y.,1991.

348. Wixman R. The peoples of the USSR: An ethnographic handbook. -New York, 1984.