Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Культовые места как элементы культурных ландшафтов
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Культовые места как элементы культурных ландшафтов"

На правах рукописи

□03064211

ЗАНДАНОВА Баярма Андреевна

КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА КАК ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ (на примере национального парка «ТУНКИНСКИЙ»)

Специальность 25 00 24 - экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

1 2 НЮЛ 2007,

Улан-Удэ-2007

003064211

Работа выполнена в Байкальском институте природопользования СО РАН и национальном парке «Тункинский»

Научный руководитель доктор географических наук

Гомбоев Баир Октябрьевич

Официальные оппоненты доктор географических наук, профессор

Викулов Валерьян Евгеньевич

кандидат географических наук Ахаржапова Туяна Викторовна

Ведущая организация Институт географии СО РАН

Защита диссертации состоится 28 мая 2007 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских диссертаций Д-212,022 06 при Бурятском государственном университете по адресу 670000, г Улан-Удэ, ул Смолина, 24а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета

Отзывы на автореферат (в двух экземплярах, заверенных печатью учреждения) просим направлять по указанному адресу ученому секретарю диссертационного совета.

Факс 8-(3012)21-05-88; E-mail ek-geo@bsu ru

Автореферат разослан «clsh » апреля 2007 г. и размещен на сайте Бурятского государственного университета www bsu ru

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат географических наук, доцент

ЦД Гончиков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Анализ взаимодействия жизнедеятельности населения с ландшафтным окружением, проведенный рядом исследователей, показывает высокую зависимость хозяйствования представителей традиционных культур от биологических ресурсов (Манга-таева, 2000, Рагулина, 2000 и др) В свою очередь, экологические традиции местного населения способствуют сохранению природной и культурной среды В соответствии с этим значительное место в жизни традиционного сообщества занимают культурные ландшафты, которые ассоциируются с феноменом культуры - сакрально-стыо (Кулешова, 2002)

В контексте вышесказанного несомненный научный интерес вызывает территория многовекового традиционного природопользования - Тункинская котловина Природные условия и уникальность традиционных культур обусловили формирование разнообразных культурных ландшафтов В связи с тем, что в настоящее время наблюдается стремление признать ценность природно-культурного наследия, чтобы обеспечить разнообразие сохранившихся традиционных культур, особый интерес представляют культовые места как элементы культурных ландшафтов Это вызывает необходимость анализа взаимосвязи локального социума с природой и хозяйством через призму экологических традиций, которая осуществляется на примере культурных ландшафтов в условиях особо охраняемой территории - национального парка «Тункинский»

Цель работы - выявление роли и особенностей культовых мест как элементов культурных ландшафтов в соответствии с экологическими традициями местного населения в условиях особо охраняемой территории

Исходя из заданной цели, предусматривалось решение следующих задач:

- обосновать теоретические подходы к изучению культурных ландшафтов на основе средовой культурно-географической традиции,

- провести оценку и анализ современного состояния культурных ландшафтов национального парка «Тункинский» (НПТ) с учетом влияния экологических традиций местного населения и режима ООПТ,

- изучить взаимосвязи местного населения с культовыми местами как элементами культурных ландшафтов, образующих природ-но-исторические памятники,

- предложить меры по совершенствованию управлением культурными ландшафтами НПТ,

- обосновать развитие НПТ с учетом культовых мест как элементов природного и культурного наследия

Объект исследования культовые места культурных ландшафтов, их взаимосвязь с традициями местного населения в условиях особо охраняемой территории - национального парка «Тункинский»

Предмет исследования: формирование и функционирование культовых мест как элементов культурных ландшафтов в Тункин-ской котловине, влияние на них социальных, экологических, национальных факторов и особенностей управления в условиях НПТ

Теоретической и методологической основой исследования послужили основополагающие труды известных географов Н Н Баранского, А Г Исаченко, В П Максаковского, В В Покшишев-ского, Г Рихтера, Ю Г Саушкина и др Большую помощь в исследованиях оказали труды географов Ю А. Веденина, В Е Викулова, Б О Гомбоева, А Б Иметхенова, М Е Кулешовой, Д.Д Мангатае-вой, М В Рагулиной, А К Тулохонова и др В работе автор опирался на труды историков, этнографов, социологов Л Л Абаевой, Ц Б Будаевой, Н Л Жуковской, Л Р Павлинской, С Д Сыртыповой и Н А Петуновой Использовался региональный материал Т В Ахаржановой, Е В Кислова и др

Информационной базой исследования послужили материалы территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Байкальского института природопользования СО РАН, национального парка «Тункинский», администрации муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия. Фактический материал был получен в ходе полевых (маршрутных) работ 2003-2005 гг, социологических исследований населения НПТ в 2005 г в 17 селах района, исследования проводились на основе специально разработанной анкеты

Методы исследования: сравнительно-географический, истори-ко-географический, социологический, маршрутный, статистический, картографический с использованием ГИС-технологий, описания, анализ литературных источников

Научная новизна работы состоит в том, что впервые было обосновано изучение особой разновидности культурных ландшафтов -культовых природно-исторических памятников, отражающих объектную и предметную ценность наследия традиционных культур Впервые для территории НПТ выявлены комплексы культовых мест как ключевые элементы культурных ландшафтов и показана их роль для сбалансированного развития местных сообществ

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы

— при уточнении функционального зонирования и корректировке Положения о НПТ,

— при планировании программ и проектов экологического и этнографического туризма на территории НПТ,

— в лекционных курсах вузов по природному и культурному наследию,

— при преподавании курса «эскурсионно-информационная деятельность» и учебных практиках студентов Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа

Апробация работы. Основные результаты исследований рассматривались на научно-практической конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Иркутск, 1999), международной научной конференции «Трансграничье в изменяющемся мире» (Чита, 2006), экономико-географическом семинаре Института географии СО РАН (Иркутск, 2005), эколого-географической секции БИП СО РАН (Улан-Удэ, 2005, 2006), научных сессиях БИП СО РАН (Улан-Удэ, 2006), заседаниях круглого стола «Развитие туризма в Байкало-Саяно-Хубсугульском регионе» (Кырен, 2004), на семинаре «Экологический туризм в Тункинском национальном парке» (Кырен, 2005)

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ, из них одна в рекомендованном ВАК издании

Объем и структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений Работа насчитывает 187 страниц, 12 таблиц, 10 рисунков и картосхем Список литературы содержит 164 источника

Защищаемые положения

1. Культовые места являются природно-нсторнческнми памятниками, состоящими из сакральных элементов с их ландшафтным окружением. Они составляют наследие традиционных культур, способствующее сохранению окружающей среды.

Природио-исторические памятники длительное время являются объектом внимания и изучения различных отраслей науки, в том числе географической Их уникальность и ценность в научном, культурно-познавательном, воспитательном, эстетическом и оздоровительном смыслах связана с важными историческими событиями, с жизнью замечательных людей либо с произведениями литературы и искусства (Иметхенов, 1990), а также с духовными ценностями

Мы рассматриваем культурный ландшафт в трактовке М В. Ра-гулиной (2004) как самоорганизующийся природно-культурный комплекс, целостно репрезентируемый в сознании членов социума и их соседей, в рамках которого осуществляется жизнеобеспечивающая деятельность человеческого коллектива По данным признакам культурный ландшафт можно отнести к взаимосвязанной форме развития человека и природы

Территория национального парка «Тункинский» включает многообразные культурные ландшафты, содержащие культовые места, которые требуют изучения и последующего сохранения Они демонстрируют наследие традиционных (по М В Рагулиной, 2004) культур славянской земледельческой (христианской) и монгольско-бурятской скотоводческой (буддийско-шаманской), тюркской и тунгусской охотничье-оленеводческой (анимистически-шаманской) и являются одной из основ для их развития

По своему содержанию культовые места имеют природную и историческую ценность, и соответственно их можно отнести к при-родно-историческим памятникам Местным населением многие из них признаются сакральными или имеющими духовную ценность Культовые места состоят из культовых комплексов и неотделимого от них ландшафтного окружения В свою очередь, культовые комплексы могут быть как природного, так и антропогенного происхождения и состоят из культовых объектов и присущих им сооружений и атрибутики (рис 1,2) Из антропогенных культовых комплексов на территории национального парка «Тункинский» можно отметить храмы, кладбища, субурганы, придорожные бариса-

мургэлы (культовые объекты, расположенные у дороги), жалсан (культовое архитектурное сооружение), дуганы и др К природным культовым комплексам на исследуемой территории относятся целостные природные комплексы или их части Характеристика культовых мест, включая их названия, описание культовых объектов, их сооружений и атрибутики, а также ландшафтного окружения даны в тексте диссертации

Как указывалось, объекты культового почитания сопровождаются сооружениями и атрибутикой, которые представляют собой ритуальные цветные ленты, ритуальные флажки хии-морин, очаги для подношений, столы или беседки, субурганы как мемориал или ре-ликварий, дуганы, храмы и др Культовые объекты, образуя с присущей им атрибутикой и сооружениями культовый комплекс, формируют с ландшафтным окружением культовые места, их допустимо принять в качестве природно-исторических памятников, которые признаются местным населением священными

Рис 1 Культовое место как природно-исторический памятник

В соответствии с классификацией культурных ландшафтов как объектов природно-культурного наследия (Convention concernmg the Protection of the World Cultural and Natural Hentage UNESCO, 1972) культовые места, включая окружающий ландшафт, относятся к разновидности культурных ассоциативных ландшафтов Они ассоциируются с феноменом культуры - сакральностью Священным для местного сообщества может быть все пространство В то время как культовое место - это та часть ландшафта, где фиксируется сакральное отношение и осуществляется ритуальная часть религиозного по-

клонения через конкретные предметные проявления Таким образом, культовое место так или иначе связано с религиозными убеждениями и заключает в себе предметную ценность традиционных культур Те культовые места, которые связаны с буддийскими и автохтонными верованиями, часто не содержат монументальных сооружений и относятся к памятникам кочевых цивилизаций Центральной Азии (Сырты пова, Петунова, 2005) Автохтонные до-шаманские, шаманские, буддийские и христианские верования существуют на протяжении многих веков, соответственно культовые места исторически возникли в связи с традиционными верованиями (рис 2). Возраст некоторых культовых объектов исходит из того периода, когда природные объекты стали признаваться священными. Дополнительным показателем может служить время, когда были возведены рукотворные культовые объекты. Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» N 73-Ф3 от 25 июня 2002 года, к памятникам истории и культуры можно отнести те объекты, которые существуют более сорока лет.

Рис 2 Классификация традиционных культовых объектов по принадлежности к верованиям

Для выявления традиционных исторических культовых мест национального парка «Тункинский» изучены литературные источники, проведены экспедиционные и социологические исследования, интервьюирование и анкетирование местного населения К традиционным культовым местам на территории НПТ нами отнесены

- православные церкви — Гужирская (с Гужиры), Тункинская (с Тунка), которые являются памятниками каменного зодчества, Свято-Иннокентьевская (с. Кырен) и Никольское кладбище (с Никольск),

- дацаны Тушита (с Кырен), Бодхидхарма (п Аршан) — основное молитвенное здание, бывшее жилым домом Агвана Доржиева,

- древние культовые места, которые относятся к памятникам кочевых цивилизаций Центральной Азии. Бурэн-хан, Бурхан Баабай или Хан Шаргай-нойон, Тамхи Баряаша (Трубка Мира), Хонгор-Уула, Ринчин-хан или Буха-нойон, Престол Чингисхана, Субурга, Папий, Хэрэн Тэп-хэр, Халун Угун, Баян-Мандал (потухший вулкан Черского или Улябор-ский) и другие с различным ландшафтным окружением (рис 3 )

В ходе работы были отмечены и описаны традиционные культовые места, составлены схемы На рис. 4 приведен пример схемы культового места Бурхан Баабай

Для определения значимости культовых мест в развитии особо охраняемой территории НПТ использованы критерии природной и культурной ценности наследия в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, а именно свидетельство конкретного проявления культуры, обладание особой ассоциативной ценностью (сакральностью), подлинность (достоверность) объекта, наличие уникальных природных феноменов (Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, WHC-99/2) Социологические и маршрутные исследования показали, что на изучаемой территории древние культовые места обладают особой природной красотой и эстетической ценностью и являются ключевыми местообитаниями для сохранения биоразнообразия

Так, на территории культового места Бурхан Баабай находится ареал произрастания исчезающего вида из семейства Орхидные (Fam Orchidaceae) - Башмачок крупноцветковый (Cypripedium macranthon Sw ), занесенный в Красную Книгу РФ, на территории культового места Буха-нойон — Башмачок настоящий (Cypripedium cal-ceolus L ), также занесенный в Красную Книгу РФ Это обусловлено тем, что у культовых мест хозяйственное использование территории регламентировано религиозными представлениями местного на -

Рис. 3. Культовые места Тункинскои котловины

Экспликации схемы

I. Культовый объект

1. Жалсан

2. Дуган

3. Гора Саган-Хайрхан

П. Сооружения н атрибутика

4. Место расположения культового объекта - Яндр,

в настоящее время - ступа «На.ижкл»

5. Очаг, стол для подношений 6 перенесенный дом ламы Мэлпнова Лопеон-Вазара

I. Дуган в форме юрты

8. Стол

9. Ворота

10. Дом (Хозяйственная постройка)

II.11рид0р0ясная беседка

Схема составлена С исполняли нем материалов съемки I Чй 1, 63 гт . I - УН-ТО. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР

Рис.4 Схема расположения буддийского культового места Бурхан Баабай

селения Это характерно и для других мест Бурятии Подтверждение этому мы находим, например, в использовании естественных кормовых угодий в Баргузинской котловине, где пастбища у ритуальных мест имеют более высокую продуктивность и проективное покрытие по сравнению с соседними участками, травостой однороден по высоте и густоте (Гомбоев и др , 2001)

Помимо этого культовые места являются памятниками материальной творческой деятельности Так, православные церкви Гужир-ская и Тункинская - памятники каменного зодчества, буддийский архитектурный ансамбль Бурхан Баабай начала XX в - памятник архитектуры Культовые места со своим ландшафтным окружением служат свидетельством конкретного проявления культурных традиций и демонстрируют один из важных этапов развития локальных этносов (органичное взаимовлияние автохтонных верований с буддизмом, проникновение и распространение христианства) Они обладают исключительным и богатым ассоциативным смыслом.

Из изучаемых объектов имеют статус памятника природы - вулкан Баян-Мандал (потухший вулкан Черского или Уляборский), памятника архитектуры - православные церкви Гужирская, Тункинская, памятников истории - ряд объектов на Никольском кладбище, где захоронены исторические личности

Остальные культовые места целесообразно взять под охрану путем выделения функциональной зоны охраны природных и историко-культурных объектов с постановкой на учет как памятников природы, истории и культуры

2. Культовые места в национальном парке \<Тункннский» находятся в режиме особо охраняемой территории, однако их сохранению в значительной степени способствует бытование экологических и сакрально-террнториальных традиций локального социума.

Хозяйственно-культурная деятельность этносов во «вмещающем ландшафте» (Гумилев, 2001) регламентируется экологическими традициями, они обусловлены природными условиями и ценностными ориентациями населения

Тункинская котловина - одна из составных «сердцевины» бурятских и русских культурных ландшафтов в Бурятии, которые являются одним из проявлений великих культурных традиций Носителями монгольско-бурятской скотоводческой (буддийско-

шаманской) традиции являются буряты, тюркской и тунгусской охотничье-оленеводческой (буддийской и анимистически-шаманской) традиции - сойоты Земледельческое (христианское, старожильческий социум) население во многом сформировалось в процессе взаимодействия пришлого русского населения с коренным в определенных природно-климатических условиях Все указанные этнические группы и представляют современное население в границах национального парка «Тункинский»

Выделенные нами природно-хозяйственные комплексы Тункин-ской котловины приведены на рис 5.

С целью выявления взаимосвязи и взаимодействия местного населения с культурными ландшафтами, в том числе и с их культовыми элементами через призму экологических традиций и влияния режима ООПТ на локальный социум проведены социологические исследования Методом анкетирования опрошено 129 человек в 7 населенных пунктах приграничное с Монды, курортный п Нилова Пустынь, районный центр с Кырен, с Туран - смешанные по национальному составу, с Хойто-Гол, с Хужиры - с преимущественно бурятским, а также сойотским населением, с Никольск - с русским старожильческим населением Кроме того, проведено интервьюирование в 10 селах бурятских - Жемчуг, Харбяты, Енгорга, Улбугай, Тагархай, Табалангут, местность Вышка, в русских — Тун-ка, Гужиры, Еловка

По национальному составу было опрошено 80% бурят и сойотов, из которых более 90% придерживаются буддийского вероисповедания, прочие шаманизма Из 20% опрошенных русских более 70% придерживаются православного вероисповедания, прочие считают себя атеистами

Основными в жизнеобеспечении местного населения остаются такие виды деятельности, как земледелие, скотоводство, собирательство, промыслы и т д Все эти формы хозяйства различным способом воздействуют на природу, преобразуют ее В ходе исследований с использованием методов анкетирования и формализованного интервьюирования установлено, что взаимоотношения между природой и местным сообществом в основном регулируются экологическими традициями и нормативно-правовыми положениями НПТ

Экологические традиции были дифференцированы с использованием классификации Ц Б Будаевой, 1999 (Табл 1) Наши дополнения к данной классификации отмечены курсивом

Природно-хозпйственные комплексы Тункинской котловины

Автор Ззндэноеэ Б А

Количество жителем в населенных пунктах

I 19 100

; 101 соо " -оt юоо

'Ï 1001 ;4ЧЗ

т f

УСЛОВНЫЕ 3 H м К И Iрамицы ■ — Государственная

— - Граница Ту ни и некого национального парка —— Грзницы пригодно хсзяисга»нных коиттнео? - Границы зоны ответственности

1 1 500 ООО

Общая структура скота во всех категориях хозяйств (yen голов)

' КРС

свиньи I я овцы и козы i ^ лошади *

" птица л 1

Структура скота по категориям хозяйств {yen голов)

личные Х01ЧИСТВЭ

прочие

ХОЗЯПСТБ 3

Оощее количество домашнего скота природно хозяйственных комплексах

(уел толов)

тст^ч^гт^тг^тг: \ /fv; - U-1-^ i21 ï-<, tà V & fi -s- , i\

\ ^Ù^^'^i'cv \V a ^r^^ --Ч \ ** 1627 - \\ / , „

j / / x \ \ ^ i^p—\ v^fef-'T ¿vi pi^

1 г<ГЧ «»V „

И t

Ml"»«4,

-чХ/

/71 ' *^ i ;)'!tf J

.U«t(ii.l!4»EK/ Xiwx-ru Оц«»Гер»«. ? ' \

!/■■< (/y^...

Природно хозяиственные комплексы К '

Тунгинскои котловины

I II III IV V VI

□ □□□□□□

HOMfiHHCifH ТурЭНСКИИ Kb.ptHCtff»' ХОКМОР<КИИ *«¥ЧУГСК!«И Т>И«ИНС*»<М Торе*ш

Содержание дом шнего скота во все х категориях хозяйств (усл. голов)

-¿/-о -} f L vil Чгк I. ni^'-rt

KOVfliKKC КРС Звиньи Оъць* * toit* ПТУЦ4 елпх Зпрфчих JOJ*« ствз* того

1 . i* « i i * Î и

" t t К **

д. \ ~ » * <4 « 1 . * «é- 4

t - " « X * 2ь * т

" * * • ^ > i Z 1

У» / t> 4 *

V и А. ^ if с

V<-o<

11--Ч

4 л

:\o

'..Л « ' г

йч-

:.c! ( >

-A,

Рис 5 Природно-хозяйственные комплексы Тункинской котловины

Таблица 1

Основные экологические традиции местных жителей национального парка «Тупкинский»

1. Трудовые 2. Прнродо-терапевтнческне 3. Религиозные (сакрально-территориальные)

1 1 Традиционные виды хозяйствования (скотоводство, земледелие, охота, рыбная товля, сбор дикоросов, р>бка леса на дрова, на строительство дома), имеют кучьтовую регламентацию 1 2 Традиционные типы жилищ, утвари, орудий труда (встречаются) 1 3 Традиционные ре-места (встречаются) 2 1 Использование свойств трав, источников (минеральных вод, других водоемов) в лечебных целях 2 2 Поклонения в пределах культовых мест_ 3 1 Поклонения в пределах кучьтовых мест 3 2 Поклонения, связанные с хозяйственной деятельностью вне территории кучьтовых мест (перед сельскохозяйственными работами, охотничии культ и др)

Как видно из таблицы, происходит функциональное «наложение» трудовых, природотерапевтических и религиозных (сакрально-территориальных) традиций, что свидетельствует об их важности и взаимосвязи в жизни социума

Анализ результатов социологических и маршрутных исследований показал, что экологические традиции и связанные с ними религиозные запреты в пределах культовых мест несут воспитательное значение Это формирует бережное отношение к природе и обеспечивает ее сохранность Так, обнаруженные ареалы произрастания редких видов флоры свидетельствуют о том, что жители стремятся сохранять природное разнообразие Это стремление обусловлено экологическими традициями

Таким образом, местным населением соблюдается неофициальный режим охраны, который способствует сохранению природы Минеральные источники, чистый воздух, растительный покров, животный мир, которые сохраняются благодаря этому режиму, имеют оздоровительный природотерапевтический эффект для человека

Вся территория Тункинского района в пределах Тункинской котловины с исторически сложившимися культурными ландшафта-

ми и традиционной культурой после организации национального парка в 1991 г получила статус особо охраняемой территории

По данным нашего социологического исследования, большая часть респондентов положительно относится к организации национального парка «Тункинский» Местные жители обеспокоены состоянием окружающей среды, они понимают, что статус национального парка позволяет совмещать охрану природы и ведение традиционной хозяйственно-культурной деятельности При этом они считают, что эта возможность администрацией национального парка реализуется недостаточно

Режим особо охраняемой территории местным населением в целом принят, но в связи с транспортной недоступностью, отдаленностью многих населенных пунктов от дирекции НПТ не все местные жители имеют возможность получить разрешение на традиционные виды природопользования охоту, рыбалку и рубку леса на дрова Для упрочения взаимоотношений между администрацией национального парка и местным населением сами респонденты предлагают организовать выдачу разрешений на местах, к примеру, в подразделениях парка или сельских администрациях, открыть пункты, где можно приобрести дрова на нужды населения Они отмечают также необходимость организации мероприятий по восстановлению леса, утилизации бытового мусора, организации регулируемого туризма, осуществлению контроля за сохранением и восстановлением природно-культурного наследия

В ответах на вопрос «Как Вы оцениваете состояние Вашей местности9» большая часть населения выразила обеспокоенность вырубкой леса, загрязнением водоемов, возможностью неорганизованного выпаса скота и заброшенностью пахотных угодий Распределение ответов представлено в табл 2

Основную причину загрязнения окружающей среды местное население считает в потребительском отношении к природным ресурсам временных посетителей, возрастании массы бытовых отходов Последствия распада коллективных хозяйств, по мнению респондентов, оказали негативное влияние на занятость населения, распространение бесконтрольного и неупорядоченного пользования сельскохозяйственными угодьями, что способствовало росту индивидуализации и неравномерных нагрузок на природные ресурсы

Таблица 2

Распределение ответов па вопрос: Как вы оцениваете состояние вашей местности

Состояние Вполне Не пред- Предоставляет Катаст- За- %

благо- ставляет серьезную рофиче- труд-

ПОЛ} ч- серьез- опасность ское няюсь

ное ной отве-

опасно- тить

сти

лесов 12,0 25,0 30,0 28,0 5,0 100

земель 12,4 27,0 33,0 17,0 10,6 100

водоемов 13,0 28,0 35,0 13,0 11,0 100

С функционированием национального парка связаны положительные ожидания местного населения, надежды на улучшение качества природной среды и развитие традиционного природопользования Упрочение взаимоотношений дирекции национального парка с локальным социумом посредством реализации мер по упорядочению использования природно-ресурсного потенциала Тункинской котловины позволит добиться улучшения социальных условий жизни местного населения

Предложения и рекомендации

Сохранение природного и культурного наследия в конкретных природных и социально-экономических условиях Тункинской котловины требует совершенствования управления культурными ландшафтами в пределах территории НПТ

На основе проведенных исследований предлагаются следующие меры по совершенствованию управления культурными ландшафтами НПТ, которые могут составить возможные дополнения и уточнения к задачам национального парка «Тункинский»

1 Сохранение состояния традиционных культовых мест как элементов культурных ландшафтов, их целевое развитие и качественное восстановление как части природно-культурного наследия

2 Более полное вовлечение в сферу развития и обслуживания туризма местного населения с целью улучшения его экономических

и социальных условий, дополнение к оздоровительному туризму туризма с этническим направлением

3 Осуществление мероприятий по охране и воспроизводству ареалов произрастания традиционных для местных жителей видов лекарственных растений, осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению аборигенных пород домашних животных и содействие их распространению среди местных жителей

Организация туризма и отдыха в пределах НПТ должна сопровождаться мероприятиями по экологическому просвещению, при этом содержательная часть экологической просветительской информации должна соответствовать историческому прошлому По пути к культовым местам и на их территории рекомендуется установка указательных знаков, информационных щитов и другой просветительской информации Поведение посетителей культовых мест должно основываться на традиционных правилах, таких как не посещать эти места в состоянии алкогольного опьянения, не курить на территории, не распивать спиртные напитки, не шуметь, не прикасаться и не брать предметы, которые были положены в качестве подношений, не оставлять мусор после себя, не нарушать почвенный, растительный покров, не беспокоить животных

Отдельные виды традиционной хозяйственно-культурной деятельности местного населения требуют поддержки и регламентации В некоторых случаях это становится условием существования объекта наследия и обеспечивает нормальное функционирование природно-культового ландшафтного комплекса.

Сохранение традиционных культовых мест национального парка «Тункинский», их целевое развитие и качественное восстановление требуют совершенствования управления культурными ландшафтами, заключающегося в выделении функциональных зон охраны природных и историко-культурных объектов

Выводы

1 Ландшафты, включающие конкретные объектные и предметные проявления, которые являются священными, имеют историческую и природную ценность для местных сообществ Несмотря на существование неофициального режима их защиты, большую актуальность приобретает совершенствование их охраны и качественное восстановление на правовой основе Учитывая многообразие куль-

товых мест и их ландшафтного окружения, необходимо дальнейшее их изучение для развития НПТ на основе предложенного подхода

2 На основе изученных культовых мест Тункинской котловины возможно выделение функциональной зоны охраны природных и историко-культурных объектов. Те историко-культурные объекты, которые имеют официально утвержденный статус памятников, следует признать функциональной зоной охраны территории соответствующего населенного пункта

3 Местное население является живым носителем и ресурсом культурного наследия, которое продолжает оставаться основным источником развития традиционной хозяйственной деятельности на территории НПТ скотоводства, земледелия, промыслов и др Для укрепления взаимоотношений с местным населением дирекции национального парка необходимо предусмотреть стратегию управления культурными ландшафтами, основанную на экологических традициях

4 Развитие организованного туризма, создание условий для этнического направления туризма с целью улучшения социально-экономических условий местного населения будут способствовать сохранности традиционных культур, окружающей природной среды и развитию рекреации на территории национального парка «Тункин-ский»

СПИСОК РАБОТ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

В рекомендованном ВАК издании

1 Занданова Б А Культовые места автохтонных верований на территории национального парка «Тункинский» / Б А Занданова // Вестн Бурят университета Биология, география, химия — Улан-Удэ, 2007 - Вып 3

В других изданиях

2 Лехатинов А М Влияние антропогенных факторов на экологическую среду проживания населения/ А М Лехатинов, Э Б Леха-тинова, Д Ю Сыренов, Б.А. Занданова // Тункинский национальный парк / отв ред А М Лехатинов - Красноярск, 2004 - С 28-33

3 Занданова Б А Культовые ландшафты дацанов Саянского нагорья - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2005 - 25 с

4 Занданова Б А Природно-хозяйственные комплексы национального парка «Тункинский» - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2005 -20 с

5 Занданова Б А Развитие возможностей для политической самодеятельности в информационном обществе/Б А Занданова // Студент и научно-технический прогресс тез докл студ и асп - Иркутск, 1999 -С 103-104

6 Занданова Б А Экология селитебных и культовых ландшафтов (на примере национального парка «Тункинский») — Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2005 - 63 с

Структура диссертации

Введение

Глава 1. Теория н методика изучения культурных ландшафтов в рамках культурно-географических исследований

1 1 Теоретические основы изучения культурных ландшафтов

11.1 Географическое понимание этничности

1 1 2 Сущность экологических традиций

1 2 Средовая культурно-географическая традиция исследования культурных ландшафтов

1 2 1 Селитебный ландшафт

12 2 Культовое место как природно-исторический памятник

1 3 Национальные парки - комплексная форма охраны культурных ландшафтов

Глава 2. Природно-культурное наследие национального парка «Тункинский»: этнотрадицин, селитебные ландшафты, культовые места и природно-хозяйственные комплексы

2 1 Изученность национального парка «Тункинский» как объекта природно-культурного наследия

2 2 Эколого-географические условия

2 3 Экологические традиции местного населения и их влияние на современное состояние национального парка «Тункинский»

2 4 Современное состояние культурных ландшафтов национального парка «Тункинский»

2 4.1 Природно-хозяйственные комплексы

2 4 2 Селитебные ландшафты

2 4 3 Культовые места

2 5. Национальный парк «Тункинский» как форма охраны при-родно-культурного наследия

Глава 3. Проблемы управления культурными ландшафтами национального парка «Тункинский»

3 1 Меры по управлению национальными парками

3 2. Охрана культурных ландшафтов национального парка «Тункинский»

3 3 Совершенствование системы управления национальным парком «Тункинский»

Заключение

Список литературы

Приложение

Подписано в печать 26 04 07 Формат 60x84 1/16 Уч-издл 0,79 Уел печ л 1,27. Тираж 100 Заказ №2065

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г Улан-Удэ, ул Смолина, 24а

Содержание диссертации, кандидата географических наук, Занданова, Баярма Андреевна

Введение.

Глава 1. Теория и методика изучения культурных ландшафтов в рамках культурно-географических исследований.

1.1. Теоретические основы изучения культурных ландшафтов.

1.1.1. Географическое понимание этичности.

1.1.2. Сущность экологических традиций.

1.2. Средовая культурно-географическая традиция исследования культурных ландшафтов.

1.2.1. Селитебный ландшафт.

1.2.2. Культовое место как природно-исторический памятник.

1.3. Национальные парки - комплексная форма охраны культурных ландшафтов.

Глава 2. Природно-культурное наследие национального парка «Тункинский»: эгнотрадиции, селитебные ландшафты, культовые места и природно-хозяйственные комплексы.

2.1. Изученность национального парка «Тункинский» как объекта природно-культурного наследия.

2.2. Эколого-географические условия.

2.3. Экологические традиции местного населения и их влияние на современное состояние национального парка «Тункинский».

2.4. Современное состояние культурных ландшафтов национального парка «Тункинский».

2.4.1. Природно-хозяйственные комплексы.

2.4.2. Селитебные ландшафты.

2.4.3. Культовые места.

2.5. Национальный парк «Тункинский» как форма охраны природно-культурного наследия.

Глава 3. Проблемы управления культурными ландшафтами национального парка «Тункинский».

3.1. Меры по управлению национальными парками.

3.2. Охрана культурных ландшафтов национального парка «Тункинский».

3.3. Совершенствование системы управления национальным парком

Тункинский».

Введение Диссертация по наукам о земле, на тему "Культовые места как элементы культурных ландшафтов"

Национальные парки, входя в систему особо охраняемых территорий, призваны решать комплексные задачи охраны ландшафтного и биологического разнообразия на освоенных территориях. Сохранению качественного состояния их культурных ландшафтов ныне уделяется все больше внимания.

Анализ взаимодействия хозяйственной деятельности населения с ландшафтным окружением показывает значимую зависимость представителей традиционных кулыур от биологических ресурсов. В свою очередь, экологические традиции способствуют сохранению природной среды в естественном состоянии. В настоящее время наблюдается стремление признать предметную ценность природно-культурного наследия, чтобы обеспечить разнообразие сохранившихся традиционных культур. Об этом свидетельствует международная Конвенция по охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), принятая Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В контексте вышесказанного научный интерес вызывает территория многовекового традиционного природопользования - Тункинская котловина, в пределах которой в границах одноименного района в 1991 г. организован национальный парк «Тункинский» (НПТ). Природные условия и многообразие традиционных культур обусловили формирование в ней особых культурных ландшафтов. Проблему взаимосвязи экологических традиций местного населения и статуса особо охраняемой территории и их влияние на социальные факторы проживания прослеживаются на культурных ландшафтах, что и стало определяющим в выборе темы.

Данная работа была проведена для обоснования развития особо охраняемой территории на основе анализа природных и социальных условий, а также выявления особенностей взаимосвязи населения с культурными ландшафтами через призму экологических традиций. Кроме того, определенное влияние на культурные ландшафты оказывают законодательные элементы особо охраняемой территории. Поэтому в ходе исследований мы стремились выявить способы управления культурными ландшафтами НПТ.

Исходя из заданной цели, предусматривалось решение следующих задач:

- обосновать теоретические подходы к изучению культурных ландшафтов на основе средовой культурно-географической традиции;

- провести оценку и анализ современного состояния культурных ландшафтов национального парка «Тункинский» (НПТ) с учетом влияния экологических традиций местного населения и режима ООПТ;

- изучить взаимосвязи местного населения с культовыми местами как элементами культурных ландшафтов, образующих природно-исторические памятники;

- предложить меры по совершенствованию управлением культурными ландшафтами НПТ;

- обосновать развитие НПТ с учетом культовых мест как элементов природного и культурного наследия.

Объектом исследования является национальный парк «Тункинский» как форма охраны природно-культурного наследия. Предметом исследования являются особенности влияния режима особой охраны Тункинского национального парка на состояние культурных ландшафтов и на социальные факторы с учетом экологических традиции местного населения.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды известных географов: Н. Н. Баранского, А. Г. Исаченко, В. П. Максаковского, В. В. Покшишевского, Н. Ф. Реймерса, Г. Рихтера, Ю. Г. Саушкина и др. Большую помощь в исследованиях оказали труды географов: Ю. А. Веденина, Б. О. Гомбоева, А. Б. Иметхенова, М. Е. Кулешовой, Д. Д. Мангатаевой, М. Н. Нимаевой, М. В. Рагулиной, А. К. Тулохонова и др. В работе автор опирался на труды историков, этнографов и философов: JI. JI. Абаевой, Ц. Б. Будаевой, JI. Н. Гумилева, Н. JI. Жуковской, JI. Р. Павлинской, 3. П. Соколовой, С. Д. Сыртыповой и Н. А. Петуновой. Использовался региональный материал: Т; В. Ахаржановой, Е. В. Кислова, Н. Н. Котельниковой, Э. Д. Санжеева и др.

Информационной базой исследования послужили материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Байкальского института природопользования СО РАН, национального парка «Тункинский», администрации Тункинского района.

Тема исследования находится на стыке естественных и общественных наук, что обусловило разнообразие методов исследования.

Изучение специфики территории проводилось в ходе специальных экспедиционных (полевых) исследований в 2003 - 2005 гг. на территории Тункинского национального парка, анализа литературных источников, картографических, проектных материалов Тункинского национального парка, социологического опроса населения в 2005 г. и анализа результатов исследований. Применена социологическая анкета, разработанная Б.О. Гомбоевым, по отдельному блоку использовались вопросы С. Д. Сыртыповой, Н. А. Петуновой. Проведены социологические исследования в 17 населенных пунктах на основе качественного интервьюирования.

Также использовались методы, традиционно применяемые в географии: картографический, сравнительный, статистический, историко-географический.

Всего методом анкетирования было опрошено 129 человек в семи населенных пунктах: Хойто-Гол, Туран, Хужиры, Кырен, Монды, Нилова Пустынь, Никольск. Дополнительно использовано интервьюирование как метод качественной социологии в десяти селах: Улбугай, Тагархай, Енгорга, Табалангут, Жемчуг, Харбяты, Тунка, Гужиры, Еловка, местность Вышка. Также были опрошены уроженцы Хубсугульского аймака Монголии, проживающие в

Тункинском районе, на предмет их культового почитания горы Мунку-Сардык, которая расположена на границе России и Монголии. Данная методика была ориентирована на выявление глубоких, личностно значимых для респондента сведений, связанных с культурными ландшафтами.

Экспедиционный (полевой) метод - осуществлялся маршрутным способом по территории Тункинского национального парка.

Статистический метод - использованы и анализированы статистические данные по населенным пунктам Тункинского района на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия и администрации Тункинского района.

Сравнительно-географический метод применялся в отождествлении и различении природных и социально-экономических условий ряда национальных парков.

Картографический метод. Населенные пункты и культовые места нанесены на основу точечным способом. Текст выполняет роль комментариев и выводов к выполненным картам. Использована карта функционального зонирования Тункинского национального парка, разработанная БИЛ СО РАН на основе карты «Ландшафты юга Восточной Сибири» (1977).

Применение указанных и других методов позволило провести анализ современного состояния Тункинского национального парка, экологических традиций местного населения и их влияние на социальные факторы жизнедеятельности и природопользование. Выявлены проблемы управления культурными ландшафтами.

На основе анализа теоретической и методической основы природно-исторических памятников со средового культурно-географического подхода предложено их изучение как культовых мест, которые заключают предметную ценность наследия традиционных культур. Обосновано влияние экологических традиций на взаимосвязь и взаимодействие местного населения с культурными ландшафтами парка. Разработаны меры по управлению культурными ландшафтами Тункинского национального парка. Результаты исследования могут быть использованы в проведении природоохранных работ, учтены при коррекции функционального зонирования и Положения Тункинского национального парка.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа содержит 187 страниц, 12 таблиц, 10 рисунков и картосхем. Список литературы содержит 164 источника.

Заключение Диссертация по теме "Экономическая, социальная и политическая география", Занданова, Баярма Андреевна

Заключение

Тункинский национальный парк отличается от других национальных парков России тем, что включает всю территорию одноименного административного района, организован на освоенной территории многовекового традиционного уклада монголо-бурятской скотоводческой (буддийско-шаманистской), славянской земледельческой (христианской) и тюркской и тунгусской охотничье-оленеводческой (анимистическо-шамананской) традиционных культур. В настоящее время представители этих культур в границах парка осуществляют хозяйственную и социокультурную деятельность. Особый интерес представляют культовые места как объекты природно-культурного наследия.

Режим охраняемой территории позволяет решать комплексные проблемы сохранения природно-культурных ценностей и сохранения, восстановления качественного состояния древних культовых мест как элементов культурных ландшафтов.

В НПТ характерно сочетание природной и культурной исключительности, и это свидетельствует об особом значении сохранения живой культуры -носителей уникальной Байкальской экологической культуры.

Экологически ориентированные хозяйствование и поведение населения способствуют тому, что бы сберечь природу. Это поведение диктуется сводом правил, которые были накоплены за многовековую историю взаимоотношений этноса с вмещающим ландшафтом.

Таким образом, неразвитость промышленности в пределах национального парка, традиционная хозяйственная и социокультурная деятельности обусловили сохранение естественных свойств природы. Природные условия благоприятствуют произрастанию здесь дикоросов и хорошему состоянию кормовой базы домашних и диких животных. Уклад жизни местного населения (бурятского, русского, сойотского и эвенкийского), на протяжении многих веков осуществляющих традиционную хозяйственную и социкультурную деятельность, позволяет рассматривать его как ресурс культурного наследия. Национальный парк «Тункинский» может решить проблему сопряженного решения сохранения природных комплексов и культурного наследия.

Наши исследования показывают, что социокультурная и хозяйственная деятельность местного населения подчинена сезонным ритмам. Поэтому в условиях национального парка создание условий для сохранения и развития экологических традиций местного населения, ликвидация и минимизация внешних негативных факторов утилизации бытовых отходов будет - то, что поможет уберечь уникальную территорию НПТ.

Основными в жизнеобеспечении местного населения продолжают оставаться традиционные виды хозяйственной деятельности: выпас и водопой скота, рубка леса на дрова, сбор дикоросов, охота, рыбная ловля, сенокошение, земледелие. В национальном парке необходимо применять уникальный народный опыт с внедрением современных технологий.

Природно-климатические условия Тункинской котловины обусловили развитие аграрного землепользования, где основную долю во всех категориях хозяйства занимает животноводство. Характерны оседлые и полумобильные домохозяйства. Жизнеобеспечение местного населения во многом основано на личном подсобном хозяйстве, наблюдается высокая зависимость от биологических ресурсов.

Выделенные нами природно-хозяйственные комплексы представляют целостное образование, особую форму баланса природных, культурных, экологических и экономических интересов, где сохраняется приоритет традиционности на уникальных культурных ландшафтах Тункинской котловины Байкальского региона.

Культурные ландшафты НПТ включают разнообразные объекты культурного наследия, отражают многообразие традиционных культур, которые сложились на территории современного парка на протяжении длительного исторического периода. Особо ценными природно-культурньши объектами национального парка «Тункинский» являются культовые места. Их можно считать «духовной сердцевиной» местного сообщества. Мы рассматриваем эти места в качестве уникальных природно-исторических объектов. Неофициальный режим охраны, который создается носителями культурной традиции, способствует сохранению природных комплексов и ценной флоры в целом на территории парка. В условиях национального парка было бы целесообразным взять их под охрану для сохранения их качественного состояния. Необходимо отметить тот факт, что для ряда из них требуется реставрация. Эти объекты и окружающий ландшафт демонстрируют наследие изучаемого региона и являются ключевыми для дальнейшего развития района. Сохранение, целевое развитие и восстановление первоначального качественного состояния древних культовых мест - приоритетная задача сохранения культурного ландшафта национального парка «Тункинский».

Социокультурная деятельность населения его религиозные, мифологические представления, фольклор - один из факторов сохранения самобытности и аутентичности культурного ландшафта Тункинского национального парка.

С целью сохранения и восстановления культурных ландшафтов администрации национального парка необходимо признать и учитывать ' приоритетную роль «живой традиционной культуры» в сохранении природно-культурного наследия. На этой основе следует предусмотреть в «Положении о парке», корректировку функционального зонирования территории НПТ. Взаимоотношения руководства национального парка с местными жителями необходимо строить на принципе всемерного поощрения традиционной деятельности, которая может обеспечить воспроизводство качеств ландшафта и свойственного местному сообществу образа жизни, и социальной поддержки тех, кто является носителями культурных традиций и исторической памяти села. Деятельность особо охраняемой территории должна соответствовать историческому прошлому и не искажать исторический облик культурных ландшафтов.

Для комплексного решения вопросов сохранения культурного ландшафта и живой традиционной культуры, желательно принятие ряда правовых решений для их сохранения и восстановления.

В работе мы выделили культовые места как элементы культурных ландшафтов и предлагаем установить зону охраны историко-культурных объектов в соответствии с законодательством РФ. Мы хотим подчеркнуть, что национальный парк организован на освоенной территории и сохранение культурного наследия будет способствовать природно-культурному развитию парка. Данные исследований могут служить основной при инвентаризации систематизированных объектов наследия: составления краткой исторической справки по каждому из объектов. В последующем необходимо проводить мониторинг их состояния, выявление угрожающих экологических и антропогенных факторов, установление режима содержания и целевого использования этих объектов.

Результаты исследований по населенным пунктам показали, что существуют и продолжают развиваться самобытные села и это может послужить основной для составления первичной базы сведений о сохранившихся экологических традициях.

Необходимо, чтобы природные комплексы, историко-культурные объекты и «живая традиционная культура» в комплексе стали единым объектом охраны и управления национального парка. Внесение этих дополнений может привести к симметричному решению (обоюдному удовлетворению интересов) проблемы хозяйственной и социокультурной деятельности местного населения.

Уделение внимания истории, религии, этнографии, этнологии позволит наметить пути сохранения, возрождения исторической памяти и национальной культуры на особо охраняемых территориях, организованных в местах традиционного природопользования.

Библиография Диссертация по наукам о земле, кандидата географических наук, Занданова, Баярма Андреевна, Улан-Удэ

1. Абаева JI. JI. Культ гор и буддизм в Бурятии. М., 1991.

2. Абаева JI. JI., Абаев В. В. Особенности этноэкологических традиций народов региона Байкала // Стратегия устойчивого развития Байкальского региона. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998. - С.295-316.

3. Алексеев В.П. Антопогеоценозы сущность, типология, динамика // Природа. 1975. № 7.

4. Алексеев В. П. Становление человечества. М.: Наука, 1985.

5. Арманд А. Д. Жизнь на Земле и человеческая культура. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999. - С. 83 - 95.

6. Ахаржанова Т.В. Геоэкологические особенности ландшафтов Тункинской ветви котловин: Автореф. дис. . канд. геогр. наук. Улан-Удэ, 2005.

7. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980.

8. Баранский Н. Н. Экономическая география. Экономическая картография. Москва: Географгиз, 1960.

9. Батраева А.А. Основные типы кормовых угодий Тункинской долины Бурятской АССР/Мат-лы науч.-произв. конф. по лугопастбищным растениям Забайкалья, 7-9 июля 1971 г., г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 1971.

10. Берг Л.С. Географические зоны Советского Союза. М., 1948. - Т.1.

11. Берг Л.С. Избранные труды. Том II. Физическая география. М.: Изд-во Академии наук СССР, -1958

12. Берг Л.С. Из истории географического образования в Ленинградском университете/ТИзбранные труды. Т.1.-М., 1956., С. 377 - 386.

13. Бойнагрян В.Р. Эстетика рельефа и культовые сооружения Армении/Рельеф и человек: Мат-лы. Иркутского геоморфологического семинара (Иркутск, 27-29 сентября, 2004 г.) Иркутск: Институт земной коры СО РАН, Ассоциация геоморфологов России, 2004. - 178с.

14. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Сер.: природоохранная пропаганда. Вып. 3. -1996-224 с.

15. Ботороев К.С. Курорт Аршан. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.- С.96.

16. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

17. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия)/Отв. ред. И. И.

18. Осинский Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 191 с.

19. Буддизм в Саянах история и современность// Отв.ред. А. П. Андреева, Улан-Удэ, 2004.

20. Веденин Ю.А. проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения// Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990. - № 5 - С. 5-17.

21. Викулов В.Е. Режим особого природопользования (на примере озера Байкал). Новосибирск: Наука, 1982.

22. Воейков А.И. Воздействие человека на природу. М., 1949.

23. Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. М.: Высшая школа, 1978.

24. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М.: Наука, 1985.

25. География в Московском университете за 200 лет. М., 1955.

26. Гладкий И.Ю. Этническая экология как отрасль научного знания// Изв. РГО. 2003. - Т. 135, Вып. 5. - С. 30-40.

27. Гомбоев Б.О. Земельные ресурсы Бурятской АССР: оценка и рационализация использования: Автореф. дис. канд. геогр. наук. Иркутск: Ин-т географии, 1988. - 18 с.

28. Гомбоев Б.О. Территориальные системы землепользования Бурятии. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. 126 с.

29. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001. - 560 с. Дамбиев Э. Ц. Степные ландшафты Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.-200с.

30. Дамбиев Э.Ц., Валова Е. Э. Барханные пески антропогенных пустынь Бурятии//Вестник БГУ. Серия 3. География, геология. Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. С. 60-66.

31. Дерюгина В.Н. Полеводство в колхозах Бурятской АССР. Улан-Удэ,1960.

32. Дерюгина В.Н. Природно-сельскохозяйственные районы Бурятской АССР. Новосибирск, 1979.

33. Докучаев В.В. К учению о зонах природы: горизонтальные и вертикальные почвенные зоны. -М.; JL: Изд-во АН СССР, 1951.-T.VI.-C.375-534.

34. Докучаев В.В. Место и роль современного почвоведения в науке и жизни (1889). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. VI.

35. Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России (Очерк о социально-экономическом и политическом развитии бурятских племен в XIII XVII вв.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990 - Ч. 1.

36. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий: Энциклопедический справочник. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2001. - 448 с.

37. Жекулин B.C. Историческая география: предмет и методы. Л.: Наука,1982.

38. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. Замбалов Д. Из истории Хандагатайского дацана/ Тунка: история и современность. Улан-Удэ, 1998.

39. Землеведение Азии Карла Риттера. География стран входящих в состав

40. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.

41. Иметхенов А.Б., Тулохонов А.К. Особо охраняемые природные территории Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992.

42. Исаченко А.Г. Экологизированная география от Геродота до наших дней//Изв. РГО. 1994. - Т. 126. Вып. 2. - С. 26-34.

43. Исаченко А.Г. География в двадцатом столетии (о некоторых расхождениях в оценке событий и достижений)//Изв. РГО. 2000. - Т. 132. Вып. 5.-С. 20-31.

44. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991.

45. Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение: Ч. I. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. -152 с.

46. Ишмуратов Б. М. Региональные особенности формирования экономики сельскохозяйственных предприятий и районов (на примере Иркутской области)// Сибирский географический сборник. Новосибирск, 1974. - № 9. -С. 131-192.

47. Ишмуратов Б.М., Безруков Л.А., Гаращенко А.В., Напрасников А.Т., Никольский А.Ф., Пономарев Г.В., Рагулина М.В., Савельева И.Л. Региональное природопользование и география общества // География и природные ресурсы. -2004. № 2. С. 18.

48. Кабо P.M. Природа и человек в их взаимных отношениях как предмет социально-культурной географии// Вопр. географии. 1947. - № 5. - С.5-32.

49. Каганский В.Л. Центр провинция - переферия - граница. Основные законы культурного ландшафта/ЛСультурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования/Семинар «Культурный ландшафт»: - М.Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. - С.72 -101.

50. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

51. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М.: Мысль, 1970.

52. Кислов Е.В. Памятники природы (на примере Западного Забайкалья). -Улан-Удэ, 1999. С. 180.

53. Козлов В.И. Введение/Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. С. 3 -12.

54. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии// Советская этнография. 1983.-№ 1. - С. 3-18.

55. Козлов В.И., Покшишевкий В.В. Этнография и география // Советская этнография 1973. - № 1. - С. 3-21.

56. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль,1969.

57. Комплексная оценка территории Тункинского национального парка, серия «Земля у Байкала». Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.

58. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. (Париж, 16 ноября, 1972).

59. Котельникова Н. В. Мониторинг ландшафтов Тункинской ветви котловин (Прибайкалье): Автореф. дисс. канд. геогр. наук. Иркутск: 2003. -23 с.

60. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР/ Редкол. А.И.Плотников (пред.) и др. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. - 416с.

61. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. -М.: Согласие, ОАО «Типография Новости», 1998.

62. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1998. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

63. Малофеев В.И. Социальная экология: Учебное пособие. М.: 2004.260 с.

64. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. Улан-Удэ, 1995. - 131с.

65. Мангатаева Д.Д. Традиционные системы жизнеобеспечения как фактор устойчивого развития региона/Теория и практика рационального природопользования (к 10-летию Байкальского института природопользования СО РАН). Улан-Удэ, 2001,- С. 107.

66. Мангатаева Д.Д. Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона. Новосибирск, 2000. - 214 с.

67. Манзанов Г.Е. Религиозная традиция в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 115 с.

68. Мильков Ф. Н. Рукотворные ландшафты. Рассказ об антропогенных комплексах. М.: Мысль, 1978. 86 с.

69. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973.

70. Михайлов Н.И. Физико-географическое районирование. М.: Изд-во МГУ, 1985.

71. Мельник А. В. Динамика антропогенных ландшафтов Западного Забайкалья (историко-географический аспект). М.: Изд-во. МИИГАиК, 1999.

72. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов.- М., 1984.

73. Намжилова Л.Г., Тулохонов А.К. Эволюция аграрного природопользования в Забайкалье. Новосибирск, 2000. - 200 с.

74. Национальный состав постоянного населения РБ. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. 4.1 - Улан-Удэ, 2004.

75. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии/Предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - 187 с.

76. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят/Введ., пер. примеч. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.

77. Нимаева М.Н. Организация охраняемых природных территорий и природопользование в северо-восточном Прибайкалье: Автореф. дис. канд. геогр. наук. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ун-т. 2000. - 27 с.

78. Новиков А.В. Культурная география как интерпретация территории// Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып. 13. - М.: МГУ-ИЛА РАН, 1993. - С. 84 - 93.

79. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов РФ №73-Ф3 от 25 июня 2002 г.

80. Об особо охраняемых природных территориях № 33- ФЗ от 14 марта 1995 г.

81. О ратификации конвенции о биологическом разнообразии. ФЗ от 17 февраля 1995 г. № 16- ФЗ.

82. О ратификации конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. Указ президента ВС СССР от 9 марта 1988 г. №8595 -XI

83. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.пособие/ РАН.Сиб.отд-ние. Бурят.науч.центр Байкал.ин-т. рационального природопользования; ред. В. Е. Викулов, В. Е. Гулгонов. Улан-Удэ, 1994. -173 с.

84. Павлинская JI.P. Кочевники голубых гор. (Судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). -СПб., 2002.- 263 с.

85. Павлинская JI.P. Традиционное и современное землепользование в Окинском районе Бурятии: экология, социология, культура/«Край поднебесных долин»: Сборник статей и материалов/ Сост. Б. С. Дугаров, К. Д. Тулуев. Улан- Удэ.: Изд-во ВСГАКИ, 2000.

86. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб.: Химия, 1998. - 352 с.

87. Покшишевский В.В. Население и география. Теоретические очерки. -М.,1978.

88. Положение о Тункинском природном национальном парке, 1994.

89. Помишин С.Б. Традиционное природопользование: проблемы и потенциал. Улан-Удэ: БПРП, БСХИ, 1993.

90. Предание о кругосветном путешествии», или повествование о жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ., 1994. - 121 с.

91. Преображенский В. С. Острые проблемы ландшафтоведения на рубеже веков// Изв. РАН. Сер. география. - 1998. - № 3. - С. 14 -19.

92. Преображенский В. С., Александрова Т.Д. Послевоенное развитие общественных ветвей географии Германии//Изв. РАН. Серия география. -1994.- №4.-С. 114-119.

93. Рагулина М.В. Коренные этносы сибирской тайги: мотивация и структура природопользования (на примере тофаларов и эвенков Иркутской области). Новосибирск, 2000. - 163с.

94. Рагулина М.В. Культурная география: теория, методы, региональныйсинтез. Иркутск, 2004. - 171с.

95. Рагулина М.В. Географическое понимание этничности// География и природные ресурсы. 2000. № 1. С. 21.

96. Рагулина М.В. Этнос и территория: методология географического анализа// География и природные ресурсы. 1998. № 4. С. 27.

97. Ральдин Б.Б. Почвенные и экологические основы землепользования в Байкальском регионе (в пределах Республики Бурятии): Автореф. дис. д-ра биол. наук. Улан-Удэ, 2002. - 52 с.

98. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающая человека среды: Слов. -справ. М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

99. Рекомендации по охране сакральных природных объектов // Волна. № 3 - 4. - Иркутск.: ОАО НПО «Облмашинформ», 2002. - С. 66-67.

100. Рихтер К. Культура ландшафта в социалистическом обществе. М.: Изд-во «Прогресс», 1983.

101. Самаев Д.-Х. Начинающему буддисту. СПб.: Дацан Гунзэчойнэй,1997.

102. Самаев Д.-Х. Общественное движение AXJIAP и концепция АРИГУН/ «Край поднебесных долин»: Сборник статей и материалов/ Сост. Б. С. Дугаров, К. Д. Тулуев. Улан- Удэ.: Изд-во ВСГАКИ, 2000.

103. Самаев Д.-Х. Тибет в миниатюре: родина божеств/ Из истории буддизма в Оке/ Сб. статей и материалов/ Сост. Б. С. Дугаров, К. Д. Тулуев. -Улан- Удэ.: Изд-во ВСГАКИ, 2000.

104. Санжеев Э. Д. Экономико-географические основы совершенствования природопользования в национальных парках (на примере Республики Бурятия): Автореф. дисс. . канд. геогр. наук. Улан-Удэ: Бурят.гос.ун-т. 2004. - 21 с.

105. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. М.,1980.

106. Саушкин Ю. Г. К изучению ландшафтов СССР, низменных в процессе производства // Вопросы географии. 1951. № 24. С. 276-299.

107. Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. 1946. № 1.- С. 97-106.

108. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы и практика. М., 1973.

109. Семенов Тян-Шанский В.П. Что должен знать каждый краевед о географии человека. JL: Брокгауз и Ефрон, 1927.

110. Смирнягин JI.B. Районы США: портрет современной Америки. М.,1989.

111. Снытко В.А., Рященко С.В., Батуев А.Р., Рагулина М.В., Труфанова Т.Н. Этноэкологические факторы в решении проблем сбалансированного-развития территории Байкальской Сибири // География и природные ресурсы. 2005. - № 1 С. 21.

112. Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 1356.

113. Соколова 3. На просторах Сибири. М., 1986.

114. Солнцев Н.А. Морфологическая структура географического ландшафта -М.: МГУ, 1963.

115. Солнцев Н.А. Системная организация ландшафтов (Проблемы методологии и теории). М.: Мысль, 1981. - 239 с.

116. Солнцев Н.А. Учение о ландшафте. Избранные труды. М.: Изд-во МГУ, 2001.-384 с.

117. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 319 с.

118. Стратегия управления национальными парками России. М.: Изд-во , Центра охраны дикой природы, 2002. - 36 с.

119. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии//Изв. РАН. Серия география. - 2002. - № 4. - С. 18-28.

120. Схема организации и развития Тункинского национального природного парка. Республика Бурятия. Т. I, Кн. 3, Архитектурно-планировочное решение и рекреационное использование территории. СПб., 1994.

121. Схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия, 308-3 С. Т. 1, кн. 1. Общая пояснительная записка. -М., 1995.

122. Схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия. Т.1, кн. 3. Архитектурно-планировочное решение и рекреационное использование территории. СПб., 1994.

123. Сыртыпова С.Д., Петунова Н.А. Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры народов Трансбайкалья. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005-41 с.

124. Сыртыпова С.Д., Самаев С.Ф., Петунова Н.А., Данилов С.В. Историко-культурные памятники Окинского района/ Актуальные проблемы востоковедения: Мат-лы конф. посвящ. 70-летию со дня рождения Б.-Д. Бадараева: Ч. П. Улан-Удэ, 2001.

125. Тайсаев Т.Т., Цыремпилон Горы и духовный мир человека/ Рельеф и человек: Мат-лы. Иркутского геоморфологического семинара (Иркутск, 27 -29 сентября, 2004 г.). Иркутск: Институт земной коры СО РАН, Ассоциация геоморфологов России, 2004. - 178 с.

126. Тайшин В.А., Лхасаранов Б.Б. Аборигенная бурятская овца. Улан-Удэ, 1997.

127. Тулохонов А.К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. Новосибирск, 1996. - 208 с.

128. Тулохонов А. К. Экологические коллизии: социально-правовой аспект. Материалы для аналитической записки по оценке современного экологического законодательства Российской Федерации. Новосибирск: НИЦ ОИГГМ, Изд-во СО РАН, 1999. - 159 с.

129. Тунка: история и современность. Улан-Удэ, 1998.

130. Учебная полевая практика на особо охраняемых природных территориях Прибайкалья (для студентов вузов и учащихся техникумов со специализацией «Охрана природы»). Экскурсии по Тункинскому национальному парку. Красноярск, 2003.

131. Хозяйство, культура и окружающая среда в районах Внутренней Азии/ Б. О. Гомбоев, А. К. Тулохонов, К. Хэмфри и др. Новосибирск, 2001.-280 с.

132. Хышектуева Л.В. Эколого-географические особенности развития сельского хозяйства Бурятии: Автореф. дис. . канд. геогр. наук: Улан-Удэ: , Бурят, гос. ун-т. 2000. - 20 с.

133. Шаглахаев Д. Прошлое и настоящее Хойморского дацана. Улан-Удэ,2003.

134. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии/ Н. В. Абаев, К. М. Герасимова, А. И. Железное и др. Новосибирск, 1992. - 160 с.

135. Сто великих заповедников и парков/ Авт.-сост. Н.А. Юдина. М.: Вече, 2003.-416 с.

136. Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. UNESCO, 1972.

137. Culture and Environment in Inner Asia, edited by Caroline Humphrey and David Sneath. Vol. 2. Society and Culture. The White Horse Press, 1996.

138. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, WHC-99/2.

139. The End of Nomadism? Society, State and the Environment in Inner Asia, Caroline Humphrey and David Sneath. The White Horse Press, 1999.f