Бесплатный автореферат и диссертация по сельскому хозяйству на тему
Изучение динамики ассортимента декоративных травянистых растений и ее значение при реставрации исторических парков России
ВАК РФ 06.03.03, Лесоведение и лесоводство, лесные пожары и борьба с ними

Автореферат диссертации по теме "Изучение динамики ассортимента декоративных травянистых растений и ее значение при реставрации исторических парков России"

На правах рукописи

аЛ/о-ле^^

Максименко Мария Федоровна

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ АССОРТИМЕНТА ДЕКОРАТИВНЫХ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРКОВ РОССИИ

Специальность 06.03.03 - «Агролесомелиорация, защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук

1 2 МАР ¿Сі2

Москва - 2012

005011921

005011921

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса»

Научный руководитель: кандидат сельскохозяйственных наук,

доцент Фурсова Людмила Михайловна

Официальные оппоненты: доктор биологических наук, профессор,

зав.кафедрой ботаники и физиологии растений ФГБОУ ВПО Московский государственный университет леса Чернышенко Оксана Васильевна кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, зав. кафедрой дизайна, ГОУ ВПО Московский государственный областной университет Осипова Наталья Васильевна

Ведущая организация: Государственное унитарное предприятие

города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна» «МОСПРОЕКТ-3» (ГУЛ «МОСПРОЕКТ-3»)

Защита состоится «28» марта 2012 г.

в 16 часов на заседании диссертационного совета Д.212.146.02 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» по адресу. 141005, Московская область, Мытищи-5, ул. 1-ая Институтская, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета леса

Автореферат разослан « 25 » февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат с.-х. наук, доцент

С.Б. Васильев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Восстановление и сохранение исторических парков России является одной из важных проблем в деле охраны исторического наследия и сохранения природных богатств нашей страны. В русле этой проблемы важное место занимает вопрос использования декоративных травянистых растений в оформлении исторических парков. Поскольку такие растения использовались в цветниках, претерпевающих существенное изменение в процессе развития садово-паркового искусства и смене его стилевых приемов, то рассмотрение данной темы должно вестись совокупно с типами этих цветников. Такой подход позволит обеспечить достаточную достоверность художественного и декоративного облика исторических парков.

По данному вопросу имеются литературные сведения, касающиеся отдельных объектов, однако в теории и практике отсутствует целостное обобщение и систематизация имеющихся данных. Такое положение весьма затрудняет практическое решение задач по реставрации и воссозданию исторических парков, где их ассортимент и цветочное оформление являются неотъемлемым элементом. В настоящее время вопросы использования ассортимента травянистых растений в цветочном оформлении исторических садов и парков выдвигаются на передний план и являются необходимым завершающим этапом в комплексе реставрационных работ. Цель и задачи работы. На основании литературных, иконографических, архивных материалов, научных изысканий, а также собственного научно-практического опыта, дать научно обоснованную информацию о динамике состава ассортимента травянистых растений и особенностях его использования в цветочном оформлении в русском садово-парковом искусстве.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. выявить ассортимент декоративных травянистых растений в оформлении исторических парков с учетом приемов и элементов паркостроения;

2. систематизировать освоения декоративных травянистых растений в рамках исторических периодов развития садово-паркового искусства;

3. проанализировать опыт реставрации исторических цветников;

4. разработать принципы подбора ассортимента декоративных травянистых растений при реставрации исторических парков.

Научная новизна исследований. Представлена систематизированная схема исторической последовательности освоения растительного материала в контексте развития цветочного оформления с учетом экологических и социальных условий.

В итоге дана аналитическая оценка исторического и современного растительного материала, динамика его освоения и возможность использования в цветочном оформлении при реставрации исторических парков.

Практическая значимость работы. Автором представлена научно-обоснованная упорядоченная система освоения ассортимента декоративных травянистых растений в русском садово-парковом искусстве в соответствии с

его цветочным оформлением. На основе представленных материалов возможно достаточно достоверное использование декоративных травянистых растений в цветочном оформлении при реконструкции на исторических объектах при отсутствии архивной документации.

Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 250700 «Ландшафтная архитектура».

Положения, выносимые на защиту:

- анализ исторического ассортимента в рамках принятой периодизации садово-паркового искусства;

- динамика ассортимента цветочных растений, в рамках принятой периодизации, и его использование при реставрации в различных типах цветников;

- методические рекомендации по цветочному оформлению исторических парков.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУЛ (Москва 2001-2011), на международной научной конференции «Актуальные проблемы рекреационного лесопользования» (Москва, 16-18 октября 2007 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе 2 в журналах рекомендованном ВАК.

Личный вклад. Обоснованность и достоверность выводов и практических рекомендаций обеспечена многолетними (более 12 лет) комплексными исследованиями автора, проведенными современными методами с применением компьютерных программ. Автором самостоятельно проведен сбор материала, их анализ, научное обобщение и интерпретация, выполнение графических работ.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов

подтверждается большим объемом изученного материала, всесторонним охватом комплекса изучаемых вопросов, а главное - практическими результатами внедрения исследований в дело восстановления исторических парков.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, которые содержат обзор литературы, описание объектов и методов исследования, результаты их обсуждения, выводы, список литературы и приложения. Основное содержание работы представлено на 131 странице, включает 1 таблицу, 5 рисунков. Приложения представлены на 40 страницах. Библиографический список литературы состоит из 157 источников.

Благодарности. Автор выражает благодарность научному руководителю работы кандидату с-х. н, проф. Людмиле Михайловне Фурсовой за помощь и поддержку при выполнении работы, а также канд. с-х. н, доц. Татьяне Александровне Соколовой и коллективу Парколесоустроительной экспедиции «Центрлеспроект» за консультативную помощь.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Глава 1. Состояние изучаемой проблемы. Изучением ассортимента растений в определенный исторический период занимались историки, ботаники, садоводы, цветоводы. Опубликован ряд работ по этой тематике, однако целостного систематического подхода практически не было. В России первые упоминания о декоративных растениях относятся к середине XVII века. Ценным источником информации о цветах являются материалы И. Снегирева (1842), исследования известного русского историка И.Е. Забелина (1846), данные В.И. Собчакова (1864), т.к. основаны на архивных материалах. П.Н. Столпянский (1913) проследил пути развития ассортимента цветочных растений в С-Петербурге за период с 1728 по 1799 г.

Первое русское руководство по цветоводству было написано ученым и агрономом А.Т. Болотовым (1782). Исследователей интересовали не только ботанические характеристики растений, но их географическое происхождение (Н.Ф. Золотницкий, 1911), композиции цветников (П.Андреев, 1895; В.И. Кичунов, 1912; В.Я. Курбатов, 1916), принцип подбора растений (К.Епанчин, 1878).

Возросший интерес к историческим цветникам неразрывно связан с реставрацией памятников культурного наследия. Изучением литературных источников и архивных материалов с целью выявления исторического ассортимента посвящены исследования Н.А, Базилевской (1958), Т.Б. Дубяго (1963) , А.П. Вергунова, В.А.Горохова, Д.С. Лихачева М.А. Тихомировой (1981), и др. Вопросам акклиматизации декоративных растений и введения их в культуру были посвящены работы О.М. Полетико и А.П. Мишенковой (1967), Б.Н. Головкина, JI.A. Китаевой и Э.П. Немченко (1986), Е.С. Аксенова, H.A. Аксеновой (1997).

В настоящее время информация об ассортименте носит фрагментарный и разрозненный характер и требует его научной систематизации, которая явилась бы основой, отражающей целостный характер использования ассортимента. Рассмотрение этих вопросов требует изучения хода ассортимента в хронологическом порядке.

Глава 2. Объекты, программа и методика исследований. В качестве объектов исследования были взяты исторические парки-памятники садово-паркового искусства, в которых процесс реставрации в основном завершен (Коломенское, Кусково, Архангельское, Одинцово-Архангельское, Петергоф, Павловск и др.), и находящиеся в процессе реставрации и проектирования (Кузьминки, Кусково, Летний сад и др.). Особое место уделяется цветочному оформлению русских усадебных парков. Программа исследований включала в себя:

1,Обнаружение документальных и графических свидетельств в форме домовых книг, ранних фотографий, личной переписки или литературных источников, картин и гравюр.

2. Оценка полученной базовой информации с целью построения схемы размещения цветников в плане парка и их композиционное решение. Здесь, на первое место, выдвигается задача подбора и размещения исторического ассортимента. Перечень цветочных растений определяется либо на основании рассмотренных выше источников, либо с использованием аналогов. Там, где отсутствуют детальные сведения о старинном ассортименте, при выборе используемых растений необходимо гарантировать, что принятый нами выбор - наиболее вероятен для данного объекта.

3. Исследование времени введения растения в культуру.

4. Выявление характера размещения растений в исторических цветниках.

5. Натурные обследования, обмеры,

6. Сопоставление ассортимента цветочных растений парков с историческим соответствием физиономического облика растений.

Динамика ассортимента цветочных растений неразрывно связана с историческим ходом развития садово-паркового искусства и поэтому мы принимаем установившуюся в нем периодизацию стилевых направлений: до середины XVIII века - регулярное, которое сменяется во второй половине XVIII века пейзажным.

Для получения наиболее конкретной информации каждое из направлений было подразделено на несколько более мелких временных промежутков. В результате были выделены следующие исторические периоды: допетровский период (до 1700 г.), регулярные сады петровского времени (1701 - 1760 гг.), пейзажное стилевое направление в дореформенной России (1761 - 1860 гг.), пейзажное стилевое направление в пореформенной России (1861 - 1917 гг.). Каждый из этих периодов имеет свои приемы композиции и свой состав цветочной растительности. Обработка полученных материалов проводилась на персональном компьютере с использованием табличного процессора Microsoft Excel. Для оформления диссертационной работы использовался текстовой редактор Microsoft Word.

Глава 3. Анализ динамики ассортимента декоративных травянистых растений и цветочного оформления исторических парков. Основным источникам информации являются хозяйственные документы садовых мастеров: счета на покупку и реестры цветочных растений, дающие единственную возможность определить весь ассортимент цветов той или иной эпохи. В данной работе использованы архивные и опубликованные другими исследователями материалы. При этом необходимо отметить, что в архивном материале для разных видов растений приведены названия: русские, латинские транскрибированной записью (латинские звуки обозначены буквами русского алфавита); смешанные русско-латинские; нередко трудно читаемые (вследствие неразборчивого почерка) латинские с ошибками в написании, обозначенные буквами латинского алфавита. Это вызывает ряд затруднений при работе с древними актами. Часть названий растений удалось идентифицировать, но расшифровка единичных видов остается тайной. В главе в хронологическом порядке рассматриваются вопросы ассортимента

декоративных растений и планировочных решений цветников на всех этапах развития садово-паркового искусства России до 1917 года. 3.1 Допетровский период (XI - до 1700 г.). Исследования немногочисленных исторических источников показывает, что в России допетровской эпохи декоративное садоводство было развито очень слабо.

С принятием христианства наиболее организованной попыткой создания садов были сады при монастырях, при «пустынях» - «вертограды», которые являлись прообразами небесного рая на земле, хотя и имели чисто утилитарный характер. Наиболее выразительными явились монастырские сады. На Руси первые монастырские сады появились уже в первое десятилетие после принятия христианства. Монастырские сады России засаживались главным образом экзотическими для того времени культурами - вишня, жасмины, цветочные растения, даже яблоня были привозными. В садах разводили и полезные лекарственные растения, также часто «иноземные». Таким образом, монахи-садовники выступали как первые экспериментаторы-садоводы.

В конце XVI - начале XVII вв. особой славой пользовались Кремлевские Набережные сады. Они располагались с южной стороны дворца на каменных сводах дворцовых помещений. В них, кроме цветов и трав, росли плодовые деревья и кусты. В Кремле были устроены верховые, т.е. комнатные сады, которые назывались красными. С начала 1690-х годов при верховых палатах начали строить «ранжерейные палаты», до тех пор теплолюбивые растения просто укрывались на зиму рогожами. Таким образом, постройку первых в России «ранжерейных палат» надо отнести, по второй половине XVII столетия.

Большой интерес для развития садового искусства России представляют 2 подмосковные государевы вотчины XVI - XVII вв. - Коломенское и Измайлово.

К концу XVII века в Москве было четыре аптекарских сада, в которых выращивались, в основном, лекарственные растения, в том числе: иссоп, шалфей, мята, цикорий, латук, мак, тмин, укроп, портулак, петрушка, божье дерево, черноголовник, зоря, розмарин, розаны и т.д. При этом культура лекарственных растений была настолько удачной, что целый ряд трав перестали собирать в дикой природе. Таким образом, история цветоводства в России начинается только со средины XVII века. Расширение ассортимента декоративных деревьев и кустарников наблюдается к концу века путем введения в культуру экзотических видов, а в составе цветов - за счет луковичных растений и роз.

Перечень растений, упоминающихся в архивных источниках: Многолетники: тюльпаны, нарциссы, кроны, пионы махровые и семенные, коруны, лилеи белыя и желтыя, рожи алые, цветы венцы, мымрис, орлик, гвоздика душистая и репейчатая, колокольчики, филорожь, касатик, девичья красота, фиалки лазоревыя и желтыя, ушки, «уклей», «нахты». Летники: ноготки, бархатцы, гвоздики, васильки, незабудки, красная и белая рожица, бобы большие красные, коруна рудожелтая, рожи красные мороховатые,

гвоздика турецкая, гвоздика немецкая, маки, фиалки лазоревыя и желтыя, маки разные. Травы: иссоп, шалфей, цикорий, латук, тмин, укроп, портулак, петрушка, божье дерево, черноголовник, розмарин, заря (любисток), рута, тимьян, чабер, мята немецкая, кошачья мята, калуфер, пижма, увар, драгон. Розы: сереборинник, розены, розаны (шиповник) красные, белые, желтые; бархаты кудрявые (розы), красные и алые.

3.2 Петровский период (1701 - 1760 гг.). С приходом Петра I начинается новый этап в истории садово-паркового искусства. Создаются парадные дворцово-парковые ансамбли, в которых цветники приобретают характер красочных партеров, их рисунок усложняется и ассортимент расширяется, приспосабливаясь к характеру европейских цветников. Летний сад, первый из петровских садов Петербурга, по существу, стал образцом применения новых достижений в области садово-паркового искусства, своеобразным эталоном, демонстрировавшим все лучшее, что было создано в Европе и считалось целесообразным в условиях России. В Летнем саду, разбитом в регулярном стиле, с прямыми широкими аллеями, было много цветников, окруженных стриженой зеленью и цветущими кустарниками, преимущественно сиренью. При Петре I сады приобретают организацию, так называемую регулярную планировку, соответствующую европейским садам конца XVII - началу XVIII вв. и, особенно, французским садам Версаля, достигшим своего расцвета. Основные элементы цветочного оформления регулярного направления -партеры, рабатки и бордюры. Появление кружевных партеров заставило обратить особое внимание на ассортимент цветочных растений. В середине XVIII в. были созданы царскосельские парки (начало строительства - 1741- 1742 гг.). В Царском селе было много цветников. Часть парка, от большого дворца до Эрмитажа, состояла из больших партеров с узорчатыми клумбами и стрижеными боскетами. В семидесятых годах XVIII столетия для размножения цветов и для содержания «заморских плодовитых деревьев», среди которых были персики, абрикосы и другие южные деревья, были построены большие оранжереи. Регулярные сады характерны для России первой половины XVIII в. Со временем происходит расширение ассортимента, главным образом, за счет новых видов летников и многолетников. Уже при Петре I в Измайловском парке выращивалось много цветов. Из разных документов можно усмотреть, что в Измайловском парке было много роз, пеонов и других цветов, которые отпускались для дворцовых приемов, для праздников, а также с медицинскими целями.

Перечень растений, упоминающихся в архивных источниках: Многолетники: пионы простые и махровые, аквилегия, лилии (красные и белые), нарциссы простые и махровые (белые и желтые), махровая голландская гвоздика, тюльпаны, тацетты, гиацинты, ирисы, каллы, примула аврикула и верис, ахиллея птармика, аконит, сапонария, кампанула, лихнис халцедонский и коронария, солидаго, горечавка, туберозы, крокусы, мартагон (лилия кудреватая), кампанула, клематис флореплену, лютики садовые (махровые сорта), анемоны, колхикум, жонкилли, ирисы английские, ирисы

испанские, рябчик императорский, седум, трость шпанская.Деупетники: маргаритки, гесперис, лунария, желтые фиоли (лакфиоль), мальваЛетники: календула, нигелла, бальзамин, мальва, астра, настурция, левкои, скабиоза, конвулъвулюс (вьюнок), амарант, адонис, антирринум, душистый горошек, люпин, хризантема, мак, тагетес, герань, турецкий подсолнечник. Душистые травы: портулак, шалфей, рута душистая, калуфер, мята, душистый майоран, иссоп, фенхель, базилик, лук скорода, ри барбог (ревень), гвоздика, тимьян, драгун, мелиса. Бордюры: буксус (самшит), тисс, можжевельник, брусника, лук скорода, барбарис, сереборинник (шиповник), шпикандр (лаванда), розмарин.Розы: центифия (центифольная) флора лета (т.е. с желтыми цветами), сереборинник красный и белый, брусничный.Кустарники: сирень белая и лиловая, испанская; орешник, шпирей (спирея), зеленица сибирская (акация), лоницера (жимолость) татарская, сереборинник (шиповник). Кадочные культуры: лавр, букс (самшит), тисс, померанцевые и лимонные деревья.

3.3 Дореформенная Россия (1761 -1860 гг.)

3.3. 1 Дореформенная Россия, 1-я половина (1761 - 1800 гг.). Наиболее выразительными, но далеко не единственными примерами ранних пейзажных композиций были парки в окрестностях Петербурга: Царское Село, Собственная дача в Ораниенбауме, Гатчина. Вслед за ними стали появляться пейзажные парки и в других загородных поместьях - в «Царицыно» и Кусково («Гай») под Москвой, на Елагином острове в Петербурге, в Петергофе («Английский») и т.д., но все же повсеместного распространения «английских» парков в России в 1760-1770-х годах еще не было.

Анализ библиографических, иконографических, архивных плановых источников показывает, что значительно сократилось цветочное оформление садов по сравнению с предыдущим периодом. В появившихся английских садах цветники свободных очертаний, часто в виде овалов, использовали для оформления партерных лужаек перед главным домом. Также цветы вводили в опушки небольших древесно-кустарниковых групп, образующих «кломбы», характерные для английских садов. Но в целом доля цветочного оформления, особенно в обширных пейзажных парках была незначительной. Ассортимент цветников на протяжении XVIII века в петербургских садах оставался весьма ограниченным, известные цветочные декоративные растения нашли приют в основном в мелких частных садиках, а при устройстве пышных дворцовых и вельможных садов их решительно потеснили заморские луковичные культуры -в основном голландские, датские, германские. Первое место среди них занимали гиацинты, за ними шли тюльпаны, тацеты, нарциссы, лилии. В конце века становятся также популярны туберозы, изредка упоминаются корневищные многолетние культуры - ирисы, анемоны, примулы; с 1785 года появляются объявления о продаже гвоздик, левкоев, виолы. Разводили в XVIII веке и гладиолусы, но только в императорских садах. Из цветущих кустарников постоянная любимица - роза (тогда еще полумахровая), а в конце века к

«царице цветов» присоединяются жасмин и сирень, которая входит в моду с 1790-х годов.

Среди московских садов этого периода выделяется новая царская резиденция на окраине Москвы - Царицыно. К 1784 г. в Царицыне уже были выстроены оранжереи, где находилось около 2000 плодовых деревьев - персиков, абрикосов, груш, вишен, а также ананасы, виноград, миндаль и в большом количестве горшечные цветы.' розы, гвоздики, примулы, левкой, лакфиоль, жасмин, розмарин, мирт и «американская жирная трава» (алоэ). Если в описи 1784 г. едва насчитывается 17 - 20 видов и сортов цветочных растений, то в описи 1802 г. значится уже более 50 видов. Таким образом, ассортимент цветов к началу XIX в. пополнился новыми видами, не упоминавшимися ранее. К таким новым видам относятся гелиотроп, волкамерия, гортензия, флокс, винка, резеда, гиперикум и др. В парке Царицына были разбиты прекрасные цветники с кустовыми и штамбовыми розами, которые, однако, были высажены в горшки и на зиму прятались в подвалы. Еще через три года в Царицыне был разбит «воздушный сад», для которого было закуплено более 5 тысяч различных ягодных кустарников, шиповнику, роз центифолъных, а также «дичков разных». Впервые, по-видимому, и розы прививались на шиповник не в горшках и кадках, как это было до тех пор, а прямо в грунтовых посадках. Первые обобщенные сведения об ассортименте цветочных растений, рекомендованных для выращивания в России, были опубликованы в статье «Общие замечания о цветах» в 1782 году, автор статьи - А.Т.Болотов. В статье приводится список 60-ти, наиболее часто выращиваемых в цветниках, растений. В списке зимовых (многолетних) цветов перечислены: кроны (рябчик императорский), нарциссы, жаркие лилии (даурская), царские кудри (лилия мартагон), тюльпаны, гиацинты, пионы махровые, пионы корольковые, лшеи бледные (лилейник), аквилегия, боярская спесь (лихнис халцедонский), пчелки (яснотка или синюха). В перечне двухлетних цветов - гвоздики немецкие и картейзерские (турецкие), фиола матроналис (гесперис), лихнис (агростемма), мальва, маргаритки, ирисы фиолетовые. В списке однолетников - 40 видов цветочных растений: рожа венецианская (лаватера), бсиїьзамика (бальзамин), мирабшьцы (мирабипис), левкои, конвольвелы голубые (конвульвулюс), конвольвелы испанские (ипомея), астры (калистефус), якобея, хондрилла, хризантемы, цинеоны (цинния), ноготки (календула), ноготки африканские (диморфотека), фумария (дымянка), цианусы (васильки), антирринум, настурцы (настурция), китайские гвоздички, перпетуель (безсмертник), амаранты, сафлор или дикой шафран (крокус), фласпи, или мужичья горчица, адонис (адонис летний), Окупи Христи (девясил), нигелла, лупин (люпин однолетний), шапки (тагетес прямостоячий), бархатцы (тагетес отклоненный), рожица фиолетовая, махровые большие маки (мак снотворный), мелкой мак (мак самосейка), подсолнечники, дикой перец, любовное яблочко (помидор), латирус или душистый горошек, астраханские бобы (декоративная фасоль), лавандель (лаванда), белые большие вьюны или дикие конвольвелы. Присутствие в списке подсолнечника, дикого перца и

помидор свидетельствует о том, что эти растения в конце XVIII века использовались как декоративные, прежде чем стать овощными или техническими культурами. Для украшения парка Болотов А.Т. рекомендует применять в дополнение к садовым растениям представителей природной флоры, в частности, лютики, анемоны, ирисы, хохлатки, ятрышники, медуницу и др. Данный ассортимент цветочных растений является основным, исторически обоснованным и достоверным источником информации при воссоздании цветочного оформления на объектах садово-паркового искусства конца XVIII в. Приведенный в статье перечень цветов, пригодных для выращивания в средней полосе России, не всегда можно идентифицировать, т.к. названия растений приведены на русском языке.

3.3.2 Дореформенная Россия, 2-я половина (1801 - 1860 гг.). XIX век

принес большие перемены в жизни петербургских садов. Еще до его наступления возник новый стиль в устройстве садов и парков, на смену регулярным (французским) садам пришли пейзажные (английские) - со свободной планировкой, в подражание природным ландшафтам (впрочем, уже в руководствах XVIII века предлагались варианты «англо-русского сада», соединяющего красивое с полезным - пейзажные приемы с посадками «овощных деревьев»). Картина изменилась в 20-50-е годы XIX века, которые стали временем открытий многих новых растений в разных частях света и их широкого внедрения в садовую культуру Европы. Цветочные сады приобрели совершенно иной характер, чем прежде. Цветники 1850-х годов выглядели совсем по-иному, чем цветники начала века, на клумбах расцвело множество неизвестных ранее цветов. Интерес к цветочному убранству садов в этот период необычайно возрос. Степень увлечения цветоводством многих европейцев в первой половине XIX века довольно точно определяет выражение «клумбовое сумасшествие», «цветочный энтузиазм», «флеромания». В результате плодотворной работы селекционеров, в культуру вводились новые сорта известных растений.

Перечень растений, упоминающихся в архивных источниках: Многолетники: ахиллея птармика, аконит, адонис, манжетка, луки, анемона, печеночница, аквилегия, аристолохия, божье дерево, асклепис, астра альпийская, новоголландская, астрагал, астранция, маргаритка, бриония, земляная шишка, колокольчики, чистяк, цинерария, клематисы, купена, кореопсис, незабудка, хохлатка, дельфиниумы, додекатион, эрингиум, горечавки, герани, глициния, гнафалиум, гелиантемум, гелиантус, гелеборус, лилейник, ястребинка, зверобой, иссоп, девясил, ирисы, лобелия кардинальская, люпины, лихнис халцедонский, вербейники, литрум, мандрагора, монарда, мелисса, незабудка, любка, пионы, мак восточный, фалярис, флоксы разные, свинчатка, лапчатка, примулы разные, медуница, пиретрум розовый, ранункулы, ревень, гладиолус, рудбекия, малина, шалфей, кровохлебка, мыльнянка, камнеломки, скабиоза, сцилла, седумы, сенецио, селена, сильфиум, солъданелла, солидаго, арункус, лабазники, донник, статице, таликрум, тимьян, мелисса, традесканция, трилистник, купальница, вероники, барвинок,

фиалка рогатая и душистая. Двулетники: агростема, мальва, аквилегия, кампанула средняя, цельсия, василек, циноглоссум, коридалис, дельфиниум, китайская гвоздика, турецкая гвоздика, наперстянка, ворсильная шишка, эхинопс, гесперис матроны, лунария, мимулюс, энотера, голостебельный мак, полемониум, фитолакка, шалфей, камнеломка, скабиоза, коровяк.Летники: адонис, агератум, агростема, алтея, амарант, анагалис, анода, антирринум, антемис, аргемона, арктотис, астра китайская, асклепис, атриплекс (садовая лебеда), бриза, бораго, шпинат, бровалия, какалия, кальцеолярия, календула, колокольчики, картамус, колозия, василек, хейрантус, нивяник, клеома, конвульвулюс, кореопсис, коридалис, тольпис, кокомис, кукурбита, лагенария, циноглосум, датура, дельфиниум, долихос, эхиум, гелихризум, герани, гомфрена, гелениум, гелиотроп, гибискус, иберис, бальзамин, ипомея, душистый горошек, лаватера, лобелия эринус, лунария, люпин, лихнис, малопе, мезембриантемум, мирабилис, момордика, табак, нигелла, нолана, энотера, хлопушка, мак садовый, полигонум, резеда, клещевина, рудбекия, салъвия, санвитстия, скабиоза, крестовник, селена, скорцонера, тагетесы, традесканция, трилистник, настурция, вербена, виола, ксерантемум, циния. Душистые травы: портулак, шалфей, рута душистая, калуфер, мята, душистый майоран, иссоп, фенхель, базилик, лук скорода, ри барбог (ревень), гвоздика, тимьян, драгун, мелиса. Бордюры: буксус (самшит), тисс, можжевельник, брусника, лук скорода, барбарис, сереборинник (шиповник), шпикандр (лаванда), розмарин. Розы: центифия (центифольная) флора лета (т.е. с желтыми цветами), сереборинник красный и белый, брусничный. Кустарники: сирень белая и лиловая, испанская; орешник, шпирей (спирея), зеленица сибирская (акация), лоницера (жимолость) татарская, сереборинник (шиповник). Кадочные культуры: лавр, букс (самшит), тисс, померанцевые и лимонные деревья.

3.4 Пореформенная Россия (1861 по 1917). В этот период тенденции изменения цветников в соответствии с модой и освоением нового ассортимента сохраняются, что приводит к появлению новых приемов в оформлении садов и парков. Нововведения были сделаны во второй половине XIX века во многих других старинных русских усадьбах близ столиц и на всей территории европейской части России. Обилие редких (тепличных) цветущих и вьющихся растений, их яркость и пестрота, молодые вновь посаженные «рощи» - все это новые элементы, привнесенные в композицию старинных парков. В 60-70-е годы XIX в. появились цветники из ковровых растений. Ковровые клумбы делаются самых разнообразных форм, рисунков и узоров, напоминающих орнамент восточного ковра. В них цветущие растения заменили новые, появившиеся в ассортименте экзотические чужеземцы (альтернантеры, ирезине, различные виды низких седумов, мезембриантемум, колеус, гнафалиум, сантолина, эхеверия, клейния, фестука и др.). Кроме того активно использовались новые лиственно-декоративные сорта фуксий, пеларгоний, гелиотропа. Декоративный эффект таких клумб заключается, в первую очередь, в разнообразии окраски листьев и компактности растений. Несколько

позже центр ковровых клумб украсили крупные экзотические растения. В цветочном оформлении появилось еще одно новшество, отличающее парк второй половины XIX века от его предшественников: свободные посадки луковичных растений на полянах парка. В усадьбе «Поречье», имение гр. A.C. Уварова, на обширном газоне перед домом и по открытым местам парка осенью 1862 года высадили луковичные растения - тюльпаны, гиацинты, нарциссы, лилии, крокусы, белоцветники, галантусы и др.,- всего около 14 тысяч луковиц, которые весной образовали прекрасный разноцветный ковер. В составе луковичных был и колхикум, пятна которого оживили газон в осеннее время. Оформление господского дома и его окрестностей составили большие и многочисленные группы из однолетних и многолетних растений. Среди летников выделяются пеларгонии скарлет, фуксии, вербены.

Из многолетних растений разведены здесь разнообразные флоксы, ирисы, дельфиниум гибридный и китайский, дицентра прекрасная, колокольчик карпатский, разные виды аквилегии и лихниса, дербенник, люпин многолистный, печеночница, ландыши, вьющаяся калистегия, купальница, гесперис, гипсофша метельчатая, лилейник, фалярис. В парке под укрытием хорошо зимуют пионы китайские и древовидные, которые, как и дельфиниумы используются для окаймления боскетов. Вокруг небольших групп кустарника рекомендуется посадка ландышей, анемон и лилий кудреватых. Гладиолусы гибридные (80 сортов), лилия длинноцветковая, анемона корончатая и садовая выращиваются в горшках, а затем используются для составления цветочных композиций (Е.А. Тительбах, 1864г.). Приводится список видов данной эпохи. Глава 4. Систематизация освоения декоративных травянистых растений в рамках принятой периодизации. Основным критерием и ориентиром при подборе ассортимента декоративных травянистых растений для реставрации цветников является год введения данного вида в культуру. Для большинства видов растений время введения в культуру можно определить по номенклатурным справочникам (О.М. Полетико, А.М. Мишенкова ,1967; Б.Н. Головкин, Л.А. Китаева, Э.П. Немченко , 1986; Е.С. Аксенов, H.A. Аксенова , 1997 и др.).

Для исследований было произвольно выбрано 530 наиболее часто встречаемых видов растений, применяемых в цветочном оформлении, и имеющих, зафиксированную в научных изданиях, дату введения данного вида в культуру. В объект исследований не включены отдельные распространенные растения и большинство гибридных видов из-за отсутствия данных по введению в культуру. Хронологическая последовательность освоения ассортимента декоративных травянистых растений представлена в таблице 1, дающей информацию о конкретной дате введения в культуру определенного вида растения.

На основании исследований научных и литературных источников, а также обнаруженных автором архивных данных разработана Сводная таблица ассортимента декоративных травянистых растений (таблица 1), которая позволяет определить дату появления конкретного вида растений в культуре.

Весь ассортимент представлен русскими и латинскими названиями, а также их синонимами, и зафиксирован в таблице в рамках принятой периодизации садово-паркового искусства.

Таблица 1 - Введение в культуру декоративных травянистых растений

Исторический период

№ Русское Латинское (9 a а £ Область распространения (происхождения) Допет ров-ский перио ДІДО 1700 Г.) Петро в-ский Дор ефо рме н- ный Дорефор мен-ный период (II пол.1601 -1861 гг.) Порефо р- £ X

V п название название X s s X перио д (1700 '1760 гг.) пери од (I пол. 1761 1800 гг.) менный период (1881 -1917 гг.) I I X с

Аквилегия, Водосбор, Орлик Aqultegia L. (18)

1 А. гибридная А. х hybrids hört. M Сад. гибриды разя, происх. • - • после 1830 г. + М, К, СМ

2 А. голубая А. caerulea James M Сев.-Зал. США • - 1846 г. м, СМ

3 А. железистая A. glandulosa Fisch. M Алтай, Забайкалье, Китай - - - 1840 г. + А

4 А. золотистая A. Chrysanths A. Gray M Сев. Америка - - - - 1873 г. К, Б

5 А. канадская A. canadensis L M Восток США 1635 г. + + + + А

6 А. обыкновен ная A. vulgaris L M Евр. ч. России, Ср. и Юж. Евр. 1373 г. + + + + М, К, СМ

Динамика освоения ассортимента декоративных травянистых растений по историческим периодам в рамках принятой периодизации представлена на рисунке 1 (по количеству видов) и рисунке 2 (в процентном соотношении)Анализ рис. 1 позволяет сделать следующие выводы: объем освоенных растений распределяется по периодам следующим образом: в допетровский период - 219 видов; в петровский - 51 вид; дореформенный ,1-я половина - 51 вид; дореформенный, 2-я половина - 122 вида; пореформенный - 87 видов. Из приведенных данных следует, что наибольший удельный вес освоенных растений приходится на допетровский период (до 1700 г.), - 41% (рис. 2), т.е. все, официально зарегистрированные в культуре, декоративные травянистые растения открытого грунта, вошедшие в исследуемый ассортимент до 1700 года.

200

150

Периоды

Допетровский Петровский Дореформенный Дореформенный Пореформенный период (до 1700г.) период (1701- период (1-я период (11-я период(1861-

- 219 видов 1760гг.)-51 вид ЛОЛ., 1761-1800ГГ.) поя.,1801- 1917 гг.) - 87 видов

-51 вид 1860гг.)-122 вида

Рисунок 1. Динамика освоения ассортимента декоративных травянистых растений по историческим периодам

Данный показатель свидетельствует о том, что 2/5 культивируемых цветочных растений использовались в культуре еще до эпохи Петра I.

б Допетровский период (до

1700г.)

Петровский период [17011760гг.)

>' Дореформенный период (1я пол., 1761-1800гг.)

■ Дореформенный период (11я лол., 1801 -1860гг. |

Пореформенный период (1861 -1917 гг.)

Рисунок 2. Процентное соотношение количества видов декоративных травянистых растений по историческим периодам

В Петровский период (1701-1760гг.) и 1-ю половину дореформенного периода (1761-1800 гг.) в культуру было введено одинаковое количество видов цветочных растений, по 10% от всех рассматриваемых, т.е. за весь XVIII век было освоено только 20% исследуемого ассортимента. Известно, что XVIII век - это век ботаники, эпоха Просвещения, в которую совершались многочисленные экспедиции по изучению растительного мира планеты. Отсюда можно сделать следующий вывод: темпы описания растений отстают от темпов накопления фонда растительного мира. 1-ая половина XIX века -дореформенный период (П-я половина, 1801-1861гг.) - является кульминационной в процессе освоения декоративных травянистых растений, -

23% от общего объема исследуемых растений, т.е. более, чем в 2 раза сравнительно с предыдущими периодами.

В пореформенный период (1862-1917гг.) темпы освоения декоративных растений остаются на высоком уровне, - 16% от общего числа исследуемых растений. Таковы результаты анализа динамики освоения ассортимента декоративных травянистых растений. Предметом исследования явилось также определение доли участия в ассортименте растений летников и многолетников. Анализ результатов показывает, что в общем объеме доля участия многолетников - 378 вида (72%) намного превышает долю участия летников -152 вида (28%)(рис. 3).

0 многолетники

Рисунок 3. Распределение общего объема ассортимента декоративных травянистых растений по удельному весу

Исследование результатов ассортимента растений по периодам свидетельствует о том, что доля участия летников и многолетников в каждый период различные. Так, в допетровский период летники составляют 22 % от общего количества растений в периоде, в петровский - 26%, в дореформенный (1-я пол.) - 37%, в дореформенный (П-я пол.) - 44%, в пореформенный - 20%, Из представленных данных следует: наибольшая доля участия летников - 44% -в дореформенный период (И-я пол.), наименьшая -20% - в пореформенный (рис. 4).

Динамика освоения ассортимента декоративных травянистых растений представлена на рис. 5. Представленный и систематизированный ассортимент подтверждается предшествующими исследованиями и является достоверным (рис.5). Каждый последующий период предусматривает возможность использования ассортимента предыдущих периодов. Таким образом, представленная таблица является научным обоснованием для введения в исторические цветники тех или иных видов. При этом следует учитывать, что не весь представленный ассортимент в равных соотношениях применялся в цветниках. Подбор видов велся в соответствии с требованиями стиля, возможностями владельца и модой. Увеличение летников характерно для

России, поскольку в этих природных условиях в число летников включаются и растения биологически многолетние, используемые, как летники.

■Допетровский период (ДО1700 г.) -219 видов -Петровский период 11701 -1760 г.] - 51 вед ¡ ! : ^ - Дореформенный период [1я пол, 1761 - 18(Ю г.) - 51 вид I [ -Дореформенный период (11я ПОЛ, 1801 -1860 г.) -122 вида -Пореформенныйпериод(1861-1917 г.]-87 видов

219 270 321 Количество еедоа

443 530

Рисунок 5. Ход освоения ассортимента декоративных травянистых растений до 1917 г.

ЯШ

38

19-

32

68

Периоды

Допетровский период Петровский период Дореформенный Дореформенный Пореформенный (до 1700г.)-219 видов (1701-1760гг.)-51 вид период (1-я пол., 1761- период (11-я пол., 1801 период (1861- 1917гг.)

1800гг.)-52 вид - 1860гг.)-122вида -87еидое

□ многолетники Ооднолегники

Рисунок 4. Распределение видов растений по жизненным формам в рамках исторического периода

Глава 5. Опыт реставрации исторических цветников в отечественном паркостроении. Опыт реставрации цветников в исторических парках и использование декоративных травянистых растений рассматривается в хронологическом порядке.

Допетровский период. В качестве объекта для исследований избрана царская вотчина под Москвой - усадьба XVI - XIX вв. Коломенское. В настоящее время предпринята попытка восстановления этой царской усадьбы, но с учетом ее статуса, как музея архитектурного зодчества. Последнее обстоятельство, а также отсутствие планов не позволяет проводить реставрационные работы на рассматриваемый исторический период.

Вместе с этим в последние годы в Коломенском создается большое количество цветников с попыткой следования историческому ассортименту. Это широкие миксбордеры и клумбы. В ассортименте представлены многолетники и летники, из которых только немногочисленные виды, с некоторой долей условности, можно отнести к историческим, настолько изменился их физиономический облик.

Композиционное решение цветников соответствует различным периодам: клумбы с агавами, арабески - к пореформенному периоду; групповые посадки и цветовое решение миксбордера - к дореформенному. В ассортименте луковичных растений, применяемых для весеннего оформления цветников -тюльпаны, гиацинты, нарциссы. Если в рассматриваемом периоде гиацинтов на Руси еще не было, то появление пестроцветных сортов в ассортименте тюльпанов, - весьма обосновано. Планировочное решение и цветовая гамма парадного цветника у входа ежегодно меняется. Постоянно обогащается ассортимент, цветники отличаются многообразием форм и видов травянистых растений, но по планировочному рисунку и присутствием в ассортименте ковровых культур относятся к пореформенному периоду. Петровский период. Петергоф. Объектами исследований определены следующие места декоративного оформления: Верхний сад - входная часть центрального партера; Нижний парк - партеры у Дворца; сад Монплезир.

Монплезир. Планировка очень уютного Монплезирского сада проста. Он представляет собой четыре цветочных партера (общей площадью 30x32 м), разделенных крестообразно расположенными аллеями. Главными украшениями сада являются его фонтаны. Работы по устройству сада на основании лично выполненного Петром I эскиза осуществлялись в 1714-1716 годах. Была завезена растительная земля, разбиты аллеи и цветочные клумбы, высажены деревья, сделаны геометрически четкие бордюры из самшита. Украсили сад расписанные синим кобальтом вазы с теплолюбивыми экзотическими растениями, позолоченные скульптуры и, устроенный с трех сторон трельяж. Сохранилось большое количество документов, свидетельствующих об ограниченном количестве цветов, корней, луковиц, семян, а также декоративных кустарников, деревьев и оранжерейных растений для новых садов. За истекший со времени основания период в саду неоднократно проводились реставрационные работы.

Сад Монплезир представляет собой замкнутый двор, центр которого -кружевной партер со сложным рисунком, внутренняя часть которого насыщена различными растениями, включающая различные сорта бегонии, алиссум, бальзамин, хосту. В течение времени сад претерпевал изменения в соответствии с модой своего времени. При Екатерине II в саду Монплезир были высажены дубы. Впоследствии рисунок партера был упрощен, а внутреннее насыщение оформлялось разнообразными видами цветочных растений в горшках. В целом была создана яркая красочная картина, но она не соответствовала петровскому времени. В конце XIX в. внутренняя часть партера была оформлена цветниками с бордюрами из дернины. При реставрации этого сада в послевоенный период реставраторы сохранили дубы и воссоздали упрощенный рисунок партера. Наполнение его внутренних элементов - тюльпаны (весна), бегония семперфлоренс и бегония клубневая, бальзамин, алиссум (лето). Такие монохромные пятна призваны показать рисунок партера, но не отвечают действительности.

Если реставрировать Монплезир на петровский период, то необходимо убрать дубы, восстановить рисунок партера петровского времени и насытить его элементы посадками того времени.

Нижний партер - партер при дворцовой части. На обширной площади, начинающейся у подножия склона по обеим сторон ковша Большого каскада, раскинуты прямоугольные в плане партеры. Центр партеров отмечен фонтанами в круглых бассейнах. От них расходятся дорожки, разделяющие каждый партер на четыре симметричные части. В каждую часть вписан барочный узорный цветник.

Узорные цветники у каскада зафиксированы на генплане И.-Ф. Браунштейна 1716 года. Четырехчастные партеры были устроены в 1722-1723 годах под руководством Л. Гарнихфельта. В 1750-х годах садовый мастер Б. Фок изменил рисунок цветников, связав их стиль с орнаментикой перестроенного Большого дворца. Как видно из аксонометрических чертежей Сент-Илера, относящихся к 1770-м годам, появление пейзажных элементов в регулярной композиции Нижнего парка прежде всего сказалось в изменении характера цветников. Так, в 1769 году в партерах вместо узорных цветников устроили гладкие зеленые газоны — «лужки». Из разнообразного убранства барочных партеров, трельяжей, керамических ваз и кадок с редкими растениями, поливных цветных брусков и мраморных плиток до первой четверти XIX века сохранились трельяжные решетки, огибавшие партеры. В

1953 году на основе гравюры М.И. Махаева (1761 г.) инженер зеленого

строительства Р.Ф. Контская и архитектор П.П. Ковалевский воссоздали барочные цветники.

Реставрация партера осуществлялась по рисункам Сент-Илера. Планировочный рисунок партера выполнен в инертном материале (кирпичная крошка, щебень, в прошлом - битый фарфор). Партер оформлен рабатками (в соответствии с традициями), наполнение которых менялось: в 70-е годы XX в. -

полиантовые розы; в последующем периоде - тюльпаны (весна) и летники. В ассортименте летников - культуры, не соответствующие петровскому времени: цинерария, агератум, петуния, пиретрум. В последнее время оформляется стриженными в форме разнообразных геометрических фигур выносными кадочными культурами из самшита, лавра, туй. Этот прием цветочного оформления характерен для рассматриваемого периода, исторически достоверен и подтвержден архивными материалами.

Верхний сад. Верхний сад в его первоначальном виде был создан в 1714—1724 годах. Контуры сада отмечены еще в первых набросках Петра I, он же определил положение и очертания основных водоемов. Аллеи и цветочные партеры создаются мастерами Л. Гарнихфельтом и А. Борисовым. Однако богатое декоративное убранство композиции этой части ансамбля относится уже к следующему этапу развития, к 1730-м годам. Цветочное оформление выполнено в виде лучевых рабаток с геометрическим рисунком. Композиция решена в серебристо-бело-розовой гамме и построена на гармоничном сочетании колеров, выразительная и яркая, но характер размещения цветочных культур и их ассортимент не соответствуют петровскому периоду. В составе ассортимента: агератум, цинерария, табак, лобелия, алиссум, петуния, бальзамин.

Кусково. Основными узлами цветочного оформления являются партер и сад у голландского домика.

Партер имеет дробный рисунок и его цветочную основу представляет английский партер. Центральная часть выполнена в стиле английского кружевного партера: газон на фоне инертного материала. К центру тяготеют и пальметты, наполнение не установлено. Главный элемент цветочного оформления партера - рабатки, которые оформляют все газонные пространства. В составе ассортимента - летники и, ритмично чередующиеся, кусты пионов. В основе планировочного рисунка рабаток заложен модуль, т.е. отдельные фрагменты рабатки ритмично повторяются. Для каждого из партеров спроектирован индивидуальный модуль и подобрана цветовая гамма. В целом рабатки красочные, напоминают «ситцевые» цветники, но выполнены в современном материале.

Голландский садик. Голландский садик восстановлен в конце 70-х годов прошлого столетия. В основе планировочного рисунка - прямоугольные грядки, обрамленные досками, на фоне кирпичной крошки. Ассортимент цветов соответствует историческому: на весну высаживаются луковичные растения - тюльпаны, нарциссы; летом - гвоздика, бархатцы, настурция.

Дореформенный период, 1-я половина. Павловск. Собственный садик. Павловск является образцом восстановления и реставрации. Партерная часть примыкает непосредственно к дворцу, состоит из ряда прямоугольных и квадратных клумб. Общее обрамление составляют розы, внутреннее наполнение - самый разнообразный ассортимент цветов, в зависимости от его поступления. Реставрация проводилась в 60-е, а затем в 80-е гг. прошлого столетия. Планировочный рисунок собственного садика - дробный,

спроектированный по типу «голландских» садов. Каждый элемент в нем представлен в виде литой чугунной корзины. Таким образом, собственный садик, - это сад из корзин, наполненных цветами. Оформление было разное, в зависимости от ассортимента цветочных растений в наличии.

Реставрация садика осуществлялась постепенно, сначала был восстановлен планировочный рисунок, затем - оформление корзинами. В цветочном оформлении используются следующие культуры: пелергония, астры, агератум, лобелия, целозия, бальзамин, цинерария, алиссум. В целом ассортимент соответствует историческому, кроме различных сортов бегонии семперфлоренс и клубневой.

Дореформенный период, 2-я половина. Петергоф. Царицын острое.

Представляет ряд партеров, восстановлен с использованием исторического ассортимента. Приемы - сплошной растительный материал при отсутствии инертного материала. Один из лучших примеров воссоздания исторических цветников. Роскошные цветники украшали Царицын и Ольгин острова. Свободно расположенные клумбы вокруг Коттеджа — «сельского домика» в английском вкусе, четко спланированные партеры, напоминавшие в плане сады Древнего Рима у «помпеянского» Царицына павильона, узорчатые партеры в стиле XVII в. у Собственной дачи соответствовали художественным особенностям построек.

Предметом нашего изучения стали счета и реестры 1844-1856 гг. садовых мастеров Петергофского дворцового правления. В них перечислены кустарниковые, кадочные, горшечные растения и летники, которые высаживались в парках Петергофа. При знакомстве с документами сразу обращает на себя внимание широчайшее использование роз, что придавало садам и паркам ярко выраженный характер роскоши и экзотичности. Это впечатление подчеркивалось множеством разнообразных летников, высаживаемых на клумбах.

Самые часто упоминаемые цветы после роз — левкои, которые цвели во всех цветниках в течение всего лета. Часто встречались на клумбах петергофских парков резеда, гелиотропы и вербены. Новые для европейской культуры вербены, вместе с петуниями, стали в середине XIX в. очень модными цветами, т.к. в результате селекции были доведены до совершенства. На клумбах петергофских парков было представлено огромное многообразие видов и сортов гвоздик: голландских, турецких, шотландских, барбатус, китайских, империалис. Цвело там и множество георгинов новых сортов. В середине XIX в. во всех цветниках высаживались лилии - белые кандидум, тигридум, а также японские — белые и розовые.

В производственной практике цветники размещают случайно и их композиция не завершена: Кусково, Архангельское, Останкино, Елагин остров, Остафьево и др. Там, где созданы, они не отвечают требованиям реставрации из-за неправильного использования ассортимента. Это объясняется незнанием исторического ассортимента, а также его отсутствием вообще. Даже там, где есть ассортимент - все равно используют современный селекционный

материал, отличающийся выровненным ростом, яркостью окраски, компактным кустом и обилием цветов. Ассортимент ограничен количеством видов, но в изобилии - количество сортов. Устройство исторических цветников из исторических видов растений, соответствующих стилю эпохи и духу времени сделают их неповторимыми, запоминающимися, а, главное, хоть на миг, позволят окунуться в атмосферу прошлого.

Глава 6. Методические рекомендации. На основании диссертационных материалов предоставляется возможность практического решения задач цветочного оформления по подбору ассортимента декоративных травянистых растений исторического парка при отсутствии архивных данных по следующей схеме:

- определение исторического периода создания парка (допускается также время наивысшего развития);

- определение стиля парка и возможное, или документально подтвержденное, расположение цветников в его структуре в рамках принятого периода;

- разработка типов цветников в соответствии с выявленным периодом и стилем;

- подбор ассортимента цветочных растений, соответствующего периоду развития исторического парка.

- определение исторического облика конкретного вида растения по материалам изобразительного искусства, ботаническим атласам; при отсутствии данного вида в современном ассортименте - подбор аналогов, соответствующих облику исторического вида.

- каждый исторический период имеет свои специфические особенности цветочного оформления, которые заключаются в следующем:

а) в допетровский период - в оценке эстетики ассортимента характерно сосуществование декоративных, хозяйственных и лечебных свойств растений;

б) в петровский период - усиливается эффект декоративных свойств растений, как ввозимых (например, луковичных) так и отечественных;

в) в дореформенный период - расширение ассортимента происходит за счет его обогащения путем селекции и интродукции, при этом большее предпочтение отдается многолетникам, как наиболее соответствующим художественной идее парка. Таким образом, впервые оценивается облик растения и его соответствие характеру парка. Усиливается стремление к получению растений, обеспечивающих однородное цветовое пятно в композиции. Начало развития ковровых цветников;

г) пореформенный период - появление ковровых цветников диктует расширение ассортимента, как за счет введения декоративно-лиственных растений, так и за счет низкорослых обильно цветущих однолетников. В качестве акцентов в орнаментальные цветники вводятся такие экзоты, как агава, драцена, пальма, юкка и другие.

Эти перечисленные черты определяют набор растений, которые принимаются в соответствии с таблицей.

Выводы. Основные положения представленной работы можно сформулировать следующим образом:

1. Цветочное оформление каждого исторического периода имеет свои индивидуальные особенности, заключающиеся в ассортименте растений, технологии посадки и композиции.

2. В рамках принятой систематизации для каждого периода характерны свои стилевые особенности, типы цветников, их расположение в структуре парка и ассортимент цветочных растений.

3. Информация о динамике ассортимента позволяет обеспечить целостность решения проблемы цветочного оформления исторических парков.

4. Выявленный ассортимент для каждого периода является заключительным этапом в процессе восстановления цветочного оформления исторических парков, поскольку он и формирует его исторический облик.

5. В процессе селекции значительная часть растений претерпела огромные изменения. Определить исторический облик видов и сортов возможно по открыткам, картинам и другим видам изобразительного искусства, соответствующим периоду восстановления цветочного оформления исторического парка.

6. Систематизация ассортимента декоративных травянистых растений, представленная в Сводной таблице, позволяет проследить динамику освоения ассортимента в историческом аспекте;

7. Сводная таблица позволяет определить основной ассортимент декоративных травянистых растений для исторических парков в рамках принятой периодизации.

8. Представлен методический ход последовательности решения задач по выявлению и применению ассортимента декоративных травянистых растений для исторических парков.

9. Освоение ассортимента цветочных растений демонстрирует таблица введения в культуру конкретного вида, его происхождение, жизненная форма, использование в различных типах цветников в рамках принятой периодизации.

10. Дата введения в культуру конкретного вида цветочного растения, зафиксированная в научных изданиях, позволяет его использование в цветочном оформлении в последующих периодах времени (с прибавлением 2030 лет на распространение), но исключает в предыдущих, т.е. в каждый последующий период возможно использование видов травянистых растений предшествующих периодов.

11. В связи с исчезновением из ассортимента некоторых видов растений или утратой их физиономического облика в процессе селекции необходимо создание питомника исторических видов растений для реставрации исторических объектов.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

-публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК

РФ:

1. Максименко, М.Ф. К вопросу о реставрации исторических цветников XVIII в. в русских садах и парках / М.Ф. Максименко // Вестник Московского государственного университета - Лесной вестник.. -2010. №1(70) - С. 25-31.

2. Максименко, М.Ф. Использование ассортимента цветочных растений в русских регулярных парках / М.Ф. Максименко // Вестник Московского государственного университета - Лесной вестник. -2008. №2(65) - С. 22-24.

-публикации в других изданиях:

3. Максименко, М.Ф. Парк усадьбы Одинцово-Архангельское. Русская усадьба / М.Ф. Максименко, O.A. Дробнич // Сборник общества по изучению русской усадьбы. - М.: Издательство «Жираф», 2004. - Вып. 10 (26) - С. 132144.

4. Максименко, М.Ф. Напочвенный покров в парке «Морозовка» как аналог декоративного оформления рекреационных лесов. «Актуальные проблемы рекреационного лесопользования» / М.Ф. Максименко // Международная научная конференция (16-18 октября 2007 г.) - М., 2007. - С. 48-50.

5. Максименко, М.Ф. Об особенностях восстановления исторических цветников. Михайловская пушкиниана, / М.Ф. Максименко // материалы I научно-практической конференции на памяти В.А. Агальцовой «Сады и парки России». - П.: Сельцо Михайловское, 2009. - Вып. 48. - С. 140-141

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с заверенными подписями просим направлять по адресу. 141005, Московская область, г. Мытищи-5, ул. 1-ая Институтская, д. 1, МГУЛ., Ученому секретарю диссертационного совета.

Факс:(498)687-38-81 e-mail: uchsovet@mgul.ac.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством представленного оригинал-макета

Отпечатано в полном соответствии с качеством представленного оригинал-макета

Подписано в печать 17.02 2012. Формат 60x90 1/16 Бумага 80 г/м2 Гарнитура «Тайме». Ризография. Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ № 78.

Издательство Московского государственного университета леса 141005, Мытищи-5, Московская обл., 1-ая Институтская, 1, МГУЛ E-mail: izdat@ingul.ac.ru

Текст научной работыДиссертация по сельскому хозяйству, кандидата сельскохозяйственных наук, Максименко, Мария Федоровна, Москва

московский государственный университет леса

61 12-6/248

На правах рукописи

МАКСИМЕНКО Мария Федоровна

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ АССОРТИМЕНТА ДЕКОРАТИВНЫХ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРКОВ РОССИИ

Специальность 06.03.03 - «Агролесомелиорация, защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними»

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук

Научный руководитель: кандидат сельскохозяйственных наук,

Л.М. Фурсова

Москва-2012

Содержание

Общая характеристика работы 2

Глава 1. Состояние изучаемой проблемы 6

Глава 2. Объекты, программа и методика исследований 12 Глава 3. Анализ динамики ассортимента декоративных

травянистых растений и цветочного оформления исторических 19

парков

3.1 Допетровский период (XI в. - до 1700 г.) 20

3.2 Петровский период (1701 - 1760 гг.) 28

3.3 Дореформенный период (1761 - 1860 гг.) 39

3.3.1 Дореформенная Россия, 1-я половина (1761 - 1800 гг.) 39

3.3.2 Дореформенная Россия, П-я половина (1801 - - 1860 гг.) 51

3.4 Пореформенная Россия (1861 по 1917) 62

Глава 4. Систематизация освоения декоративных травянистых растений в рамках принятой периодизации 72

Глава 5. Опыт реставрации исторических цветников в отечественном паркостроении 120

Глава 6. Методические рекомендации 140

Заключение 142

Список используемых источников 144

Приложение 1.

1.1 Цветы в изобразительном искусстве 158

1.2 Цветочное оформление исторических парков в 162 изобразительном искусстве, иконографическом материале и чертежах

1.3 Опыт реставрации в отечественном паркостроении 169

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Восстановление и сохранение исторических парков России является одной из важных проблем в деле охраны исторического наследия и сохранения природных богатств нашей страны. В русле этой проблемы важное место занимает вопрос использования декоративных травянистых растений в оформлении исторических парков. Поскольку такие растения использовались в цветниках, претерпевающих существенное изменение в процессе развития садово-паркового искусства и смене его стилевых приемов, то рассмотрение данной темы должно вестись совокупно с типами этих цветников. Такой подход позволит обеспечить достаточную достоверность художественного и декоративного облика исторических парков.

По данному вопросу имеются литературные сведения, касающиеся отдельных объектов, однако в теории и практике отсутствует целостное обобщение и систематизация имеющихся данных. Такое положение весьма затрудняет практическое решение задач по реставрации и воссозданию исторических парков, где их ассортимент и цветочное оформление являются неотъемлемым элементом. В связи с этим в настоящее время вопросы использования ассортимента травянистых растений в цветочном оформлении в исторических садов и парков выдвигаются на передний план и являются необходимым завершающим этапом в комплексе реставрационных работ.

Цель и задачи работы. На основании литературных, иконографических, архивных материалов, научных изысканий, а также собственного научно-практического опыта, дать научно обоснованную информацию о динамике состава ассортимента травянистых растений и особенностях его использования в цветочном оформлении в русском садово-парковом искусстве.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

л и

1. выявить ассортимент декоративных травянистых растении в оформлении исторических парков с учетом приемов и элементов паркостроения;

2. систематизировать освоения декоративных травянистых растений в рамках исторических периодов развития садово-паркового искусства;

3. проанализировать опыт реставрации исторических цветников;

4. разработать принципы подбора ассортимента декоративных травянистых растений при реставрации исторических парков.

Научная новизна исследований. Представлена систематизированная схема исторической последовательности освоения растительного материала в контексте развития цветочного оформления с учетом экологических и социальных условий.

В итоге дана аналитическая оценка исторического и современного растительного материала, динамика его освоения и возможность использования в цветочном оформлении при реставрации исторических парков.

Практическая значимость работы. Автором представлена научно-обоснованная упорядоченная система освоения ассортимента декоративных травянистых растений в русском садово-парковом искусстве в соответствии с его цветочным оформлением. На основе представленных материалов возможно достаточно достоверное использование декоративных травянистых растений в цветочном оформлении при реконструкции на исторических объектах при отсутствии архивной документации.

Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 250700 «Ландшафтная архитектура».

Положения, выносимые на защиту:

- анализ исторического ассортимента в рамках принятой периодизации садово-паркового искусства;

- динамика ассортимента цветочных растений, в рамках принятой периодизации, и его использование при реставрации в различных типах цветников;

- методические рекомендации по цветочному оформлению исторических парков.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУЛ (Москва 2001-2011), на международной научной конференции «Актуальные проблемы рекреационного лесопользования» (Москва, 16-18 октября 2007 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе 2 в журналах рекомендованном ВАК.

Личный вклад. Обоснованность и достоверность выводов и практических рекомендаций обеспечена многолетними (более 12 лет) комплексными исследованиями автора, проведенными современными методами с применением компьютерных программ. Автором самостоятельно проведен сбор материала, их анализ, научное обобщение и интерпретация, выполнение графических работ.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов подтверждается большим объемом изученного материала, всесторонним охватом комплекса изучаемых вопросов, а главное - практическими результатами внедрения исследований в дело восстановления исторических парков.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,

шести глав, которые содержат обзор литературы, описание объектов и

методов исследования, результаты их обсуждения, выводы, список

литературы и приложения. Основное содержание работы представлено на

4

131 странице, включает 1 таблицу, 5 рисунков. Приложения представлены на 40 страницах. Библиографический список литературы состоит из 157 источников.

Благодарности. Автор выражает благодарность научному руководителю работы кандидату с-х. н, проф. Людмиле Михайловне Фурсовой за помощь и поддержку при выполнении работы, а также канд. с-х. н, доц. Татьяне Александровне Соколовой и коллективу

Парколесоустроительной экспедиции «Центрлеспроект» за

консультативную помощь.

Глава 1. Состояние изучаемой проблемы.

Вопросы восстановления цветников в исторических парках могут решаться на основании исследований, позволяющих выявить планировочную структуру и определить местоположение цветников. Дальнейшее исследование подразумевает выявление исторического ассортимента, соответствующего времени создания парка и характера композиционных особенностей цветников.

Информацию об ассортименте растений в определенный исторический период обнаружить крайне сложно при отсутствии архивных материалов. Изучением данной проблемы занимались историки, ботаники, садоводы, цветоводы. Опубликовано ряд работ по этой тематике, однако целостного систематического подхода практически не было, вместе с тем по данным источникам можно представить ход ассортимента.

В России первые упоминания о декоративных растениях относятся к середине XVII века, к царствованию Алексея Михайловича. В описаниях кремлевских садов, а также в Измайловских садах среди пищевых, пряных и лекарственных растений перечисляются также многолетние и однолетние виды цветов.

Любопытные сведения о развитии садоводства на Руси в допетровский период приведены в статье И. Снегирева «О садах в Москве до XVIII века» (Журнал садоводства, № 2, 1842), публикации Макарова «Древнейшие сады в Москве» (Журнал садоводства, № 5, 1846), очерке В.И. Собчакова «Краткий очерк садоводства в Москве до Петра 1-го» (Журнал садоводства, 1864).

Ценным источником информации о цветах являются материалы исследований известного русского историка И.Е. Забелина. Его статьи «Московские сады в XVII столетии» (Журнал садоводства, т.1 и т.П, 1856) и «Сведения о Московских и подмосковных садах в XVIII и XIX ст.» содержат множество достоверных данных о садах, т.к. основаны на архивных материалах.

Вопросам развития садоводства и цветоводства в Петербурге в XVIII веке посвящен очерк П.Н. Столпянского «Старый Петербург» (Вестник Садоводства, Плодов и Огородничества, №№ 7-8, 1913). Взяв за основу заметки о растениях с газеты «С.-Петербургские ведомости» за период с 1728 по 1799 г., т.е. за 70 лет, автор проследил пути развития садово-паркового строительства новой столицы и источники насыщения и роста ассортимента цветочных растений.

Большое значение в оформление садов и парков, особенно регулярного типа, имели теплолюбивые виды растений, в огромных количествах ввозимые из-за границы и сохраняющиеся в холодный период времени в оранжереях.

Увлечение оранжерейной и тепличной культурой растений, зародившееся во второй половине XVII в. при дворе Алексея Михайловича перешло скоро к ближним боярам и другим сановникам. В XVIII в. это увлечение сначала медленно, а потом все сильнее, охватывало все больший круг богатых дворян, достигнув наиболее широкого распространения на рубеже XVIII и XIX в., когда оранжерея и теплица сделались необходимой принадлежностью каждого дворянского поместья. Начиная со второй четверти XIX в. помещичье оранжерейное хозяйство идет на убыль и к концу столетия исчезает почти совершенно.

Особенности развития оранжерейного и тепличного хозяйства в России на различных исторических этапах отражены в исследовании А.Е. Кожина «Исторический очерк оранжерейного и тепличного разведения растений в России в XVIII - XIX столетиях» (Труды Ботанического института В.Л. Комарова АН СССР, вып. 4, 1955).

Первое русское руководство по цветоводству было написано ученым и

агрономом А.Т. Болотовым в виде цикла статей о цветах, напечатанному в

журнале «Экономический магазин» в 1782 году. В них автор дает

определение отдельным элементам цветочного оформления, приводит

примеры устройства каждого из них, классифицирует растения на

7

многолетники и летники, приводит перечень 60-ти наиболее распространенных растений, агротехнику их выращивания и применения в цветниках.

Большой популярностью в конце XVIII - начале XIX века пользовались издания по цветоводству Н. Осипова, Анненкова, В. Левшина, В. Ушакова.

Огромное значение для развития садово-паркового искусства имел выпуск энциклопедического издания Арнольда Регеля «Изящное садоводство и художественные сады», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1896 году. В нем приведены исторические сведения о садах мирового значения различных стилевых направлений различных стилей, а также русских садах. Кроме того, он описал теоретические основы устройства сада, дал краткую характеристику его отдельным элементам, а также привел ассортимент наиболее распространенных видов древесно-кустарниковых и цветочных растений. Особое внимание автор уделил многолетникам, которые подразделил на: декоративные и цветущие и ординары(солитеры). Кроме того, среди них автор выделил несколько групп растений: а) для каменистых и скальных участков; б) теневые и чащевые растения; в) водные и болотные растения; г) материковая флора; д) бордюрные и ковровые многолетники; е) луковичные растения. В заключение А.Регель приводит планы ковровых клумб с ассортиментом из однолетних и многолетних растений.

Увлечению цветоводством способствовала книга Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» (Издательство А.Ф. Девриена, 1913) -бестселлер начала нынешнего века. Огромный познавательный материал, собранный в ней, раскрывает роль цветов в жизни отдельных людей и общества на протяжении многих столетий. В книге представлено не только богатое ботаническое разнообразие цветочных растений, но и мир бытовых и политических страстей и интересных исторических событий. Не менее важен и другой труд Н.Ф. Золотницкого «Наши садовые цветы, овощи и плоды» (М., Издание A.A. Карцева, 1911), в которой собраны не только ботанические

характеристики растений, но и их географическое происхождение и введение в культуру.

В начале XX века вышло в свет энциклопедическое издание «Сады и парки» В.Я. Курбатова (1916), где также имеются сведения о цветах.

В процесс исследования входило не только изучение ассортимента на разных исторических этапах, но и приемы композиции цветников, формирование цветочного оформления, соответствующего стилевому решению парка.

Одним из самых ранних изданий является книга К.Епанчина «Цветочный сад» (М., 1878г.) содержащая рекомендации по устройству цветников с планами и чертежами, а также принципы подбора красивейших цветочных растений и их культуру.

Проектные материалы цветочного оформления изучались по изданиям Э. Иммер и сын «Чертежи цветников, садов и планы оранжерей и теплиц» (М., Университетская типография, 1895), П. Андреев «Мотивы изящного садоводства» (С.-Петербург, книгоиздательство П.П. Сойкина , 1875).

Практическое руководство по устройству цветочных и ковровых клумб, рабаток, арабесок и лиственных групп было издано в России в 1912 году В.И. Кичуновым под названием «Цветники и партеры». Издание снабжено рисунками и проектами клумб с подобранным ассортиментом, а также описанием и агротехникой выращивания наиболее распространенных цветочных растений, применяемых в ковровом цветоводстве начала XX века.

Возросший интерес к историческим цветникам неразрывно связан с реставрацией памятников культурного наследия, особенно в послевоенные годы.

Изучением литературных источников и архивных материалов с целью

выявления исторического ассортимента посвящено исследование H.A.

Базилевской «Из истории декоративного садоводства и цветоводства в

России» (Труды Института истории естествознания и техники, т.24, 1958 г.).

В научной работе описаны сады и парки от допетровской эпохи до

9

революции 1917 года и приведено множество архивных данных об ассортименте цветочных растений.

В настоящее время проводятся реставрационные работы по восстановлению цветочного оформления отдельных фрагментов исторических парков Петербурга. Необходимость конкретики заставили обратиться к этой проблеме специалистов по реставрации цветников, опубликовавших в печати серию статьей по этой теме (И.О. Пащинская, О.Волкова, Н. Васенина).

Вопросам акклиматизации декоративных растений и введением их в культуру был посвящен справочник О.М. Полетико и А.П. Мишенковой «Декоративные травянистые растения открытого грунта. Справочник по номенклатуре родов и видов» (Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1967 г.), а также книга Б.Н. Головкина, Л.А. Китаевой и Э.П. Немченко «Декоративные растения СССР» (Москва, «Мысль», 1986г.), двухтомное издание Е.С. Аксенова, H.A. Аксеновой «Декоративные растения» (М., 1997 г.).

Отрывочные сведения о цветах упоминаются в книге Т.Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» (Ленинград, 1963), «Вертоград» А.П. Вергунова и В.А.Горохова, Д.С. Лихачева «Поэзия садов» и др. литературных источников.

Большая исследовательская работа по изучению садов допетровского и петровского времени была проведена М.А. Тихомировой. Результаты исследований опубликованы в статье «О восстановлении русских регулярных садов Петровского времени» (М., «Искусство», 1981 г.), где автор на основании исторических документов выявляет характерные черты русских регулярных парков первой половины XVIII века (Петергоф).

При восстановлении исторических цветников большое значение имеет

физиономический облик цветочных растений, т.к. в результате селекции и

гибридизации внешний облик большинства цветочных растений постоянно

менялся. На основании исследований иконографических материалов и

10

изобразительного искусства можно с большой долей достоверности судить о внешнем облике растения на данный период времени. Автором подобраны фоторепродукции с изображением цветочных растений, а также их размещение в различных типах цветников.

Русские сады и парки славились своим цветочным оформлением и зада�