Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области"

На правах рукописи

ВЛАДИМИРОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ГЕОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

25.00.24 - «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная

география»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

5 ДЕК 2013

Пермь 2013

005541699

005541699

Диссертационная работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Курский государственный

университет»

Научный консультант: Дружинин Александр Георгиевич,

доктор географических наук, профессор, директор Северо-Кавказского научно-исследовательского института экономических и социальных проблем Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

Научный руководитель: Сысенко Вячеслав Иванович,

доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии Курского государственного университета (г. Курск)

Официальные оппоненты: Зырянов Александр Иванович,

доктор географических наук, профессор кафедры туризма, декан географического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь) Проскурина Наталья Валентиновна, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж)

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный

университет»

Защита состоится «2^/» декабря 2013 г. в в ФГО ВПО «Пермский

государственный национальный исследовательский университет» на заседании диссертационного совета Д. 212.189.10 но адресу: 614990 г. Пермь, ул. Букирева. 15. корп. 8, ауд. 215. e-mail: seg@psu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГО ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Автореферат размещен на сайте университета, www.psu.ru и на официальном сайте ВАК РФ.

Автореферат разослан «2J» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат географических наук, доцент

БалинаТ.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В настоящее время на территории России наблюдается тенденция к осознанию социокультурными общностями своей культурной самобытности, выражающаяся особенно активизировавшимся интересом к древнейшим пластам исторического и культурного наследия, стремлением возродить и сохранить свои традиции, накопленные веками, предшествующими поколениями. И это на сегодняшний день особенно важно, ведь именно культура, является фундаментальной основой сохранения самобытности и уникальности этноса.

Однако в современных условиях, когда глобализационнме процессы уже затронули практически все сферы жизнедеятельности общества, включая духовную, очень остро стоит вопрос о кризисе национальной идентичности, унификации национально-культурной самобытности. стандартизации традиционной культуры, опасности исчезновения локальных культурных (духовных) ценностей, историко-культурного наследия народов. Следовательно, проблема возрождения и сохранения традиций, их дальнейшего развития и активного использования обществом приобретает особый характер. В связи с этим тема исследования музыкально-фольклорных традиций в региональном аспекте является очень актуальной.

Современное геокультурное пространство Курской области в силу природных, исторических, экономических и социальных факторов обладает уникальным культурным потенциалом. Особый интерес вызывает музыкально-фольклорное наследие, представленное самобытными и разнообразными музыкально-фольклорными традициями. отражающими исторический и социокультурный опыт народа, являющиеся его духовной основой и обуславливающие особенности культурного и социально-экономического развития области.

Оказывая влияние на компонентную структуру конкретной территории, музыкально-фольклорные традиции могут не только благоприятно сказаться на культурном развитии территориальных общностей, но и, вовлекаясь в социально-культурную сферу, могут улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе. В частности этому может способствовать развитие культурного туризма, основу которого составляет историко-культурный потенциал, включающий в себя всю социально-культурную сферу, в том числе и традиционную музыкальную культуру. Отражая культурное и духовное самовыражение народа, музыкально-фольклорные традиции являются важнейшим фактором устойчивого привлечения туристских потоков. Исходя из этого, изучение и популяризация музыкального фольклора Курской области становятся особенно актуальным.

Рассмотрение пространственных особенностей формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области довольно актуальная и практически не изученная проблема. Данная диссертация представляет собой

первый опыт географического исследования музыкально-фольклорных традиций в пределах регионального геокультурного пространства на примере одного из субъектов РФ - Курской области.

Объект исследования: музыкально-фольклорные традиции в геокультурном пространстве Курской области.

Предметом исследования выступают территориальные особенности формирования музыкально-фольклорных традиций в региональном геокультурном пространстве.

Цель исследования - раскрыть особенности и закономерности территориальной дифференциации музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области.

Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:

- обосновать изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке;

- определить место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве;

- выявить особенности формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области, посредством изучения динамики становления геокультурного пространства региона с выделением основных этапов;

- оценить культурный потенциал Курской области (по МФТ) и определить проблемы и перспективы развития музыкально-фольклорных традиций;

- осуществить внутриобластное районирование Курской области, на основе территориальных различий музыкально-фольклорных традиций.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют; теоретические разработки основ географии культуры (А.Г. Дружинин); представление о геокультурном пространстве (Э.Б. Алаев. А.Г. Дружинин, E.H. Соколова. В.Н. Стрелецкий); теория организации пространства (Б.С. Хорев, А.И. Чистобаев, М.Д. Шарыгин); представление об историко-культурном наследии (Н.В. Воробьева. В.В. Подколзин); культурно-ландшафтный подход и концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков. Б.Б. Родоман, Р.Ф. Туровский).

В работе были использованы следующие методы: сравнительно-описательный. историко-географический, включая анализ факторов и процессов социо- и культурогенеза, картографический, районирования, статистический, этнографический, метод полевых исследований, анкетирование.

Информационной базой исследования явились этнографические материалы по изучению традиционной народной культуры региона (А.И. Дмитрюков. Я. Золотарев. A.C. Машкин, Е.И. Резанова, В.И. Резанов), исследования традиционной музыкальной культуры Курской области фольклористов (Н.М. Бачинская, H.H. Карачаров, Е. А. Краснопевцева, A.B. Кунавина, A.B. Руднева. Г.Я. Сысоева. О.С. Токмакова. В.М. Щуров и др.), статистические данные, результаты экспедиционных исследований традиционной музыкальной культуры

области, собранные в разные голы и разными собирателями, в том числе и автором диссертационного исследования. В работе широко использовались архивные материалы Курской областной научной библиотеки им. H.H. Асеева, материалы Областного Дома народного творчества и Кабинета народного творчества Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- впервые обосновано изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географии и определено их место в геокультурном пространстве;

— выделены этапы формирования геокультурного пространства Курской области;

— впервые дана качественная оценка творческой активности населения Курской области (по МФТ) па основании высчитанного коэффициента творческой активности;

— впервые предметом географического исследования стали территориальные различия музыкально-фольклорных традиций Курской области;

- впервые выявлена территориальная внутрирегиональная дифференциация музыкально-фольклорных традиций Курской области и проведено районирование;

- разработаны авторские карты, отражающие социокультурные процессы, происходившие на территории Курской области.

Практическая значимость. Теоретико-методологические основы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших геокультурных исследований. Результаты исследования применимы в просветительских и образовательных целях; в процессе преподавания экономической и социальной географии и краеведения в учебных заведениях, для разработок новых учебных курсов культурно-географической направленности, тем по социальной географии ЦЧР и Курской области, а также семинаров, курсовых и дипломных работ. Диссертационное исследование, может использоваться для разработки программ культурного и социально-экономического развития региона.

Результаты исследования и конкретные материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Детской школы искусств п. Золотухино Курской области по дисциплине «Музыкальная литература», применяются в турфирме «Чунга&Чанга» и историко-культурном центре «Коренная пустынь», что указано в актах о внедрении результатов диссертации.

Апробация результатов исследования к публикации. По теме исследования опубликовано 10 научных работ, из них 1 - в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном в перечне ВАК РФ.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских конференциях; Л Межрегиональная научно-практическая конференция: «Традиционная народная культура: Современное состояние, проблемы, перспективы» (Суджа. 2008); межвузовская научная конференция по проблемам культуры, литературы, журналистики «Актуальные проблемы

возрождения и сохранения этнокультурных традиций» (Курск. 2008); VIII Всероссийская конференция «Территориальная организация общества и управление в регионах» (Воронеж. 2009); Международная научно-практическая конференция «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» (Челябинск. 2010). VIII Международная научно-ирактическая конференция «Наука и инновация - (София, 2012); Международная научно-практическая конференция по сохранению и развитию традиционной культуры «Истоки» (Курск. Суджа, 2012).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 173 страницы, включая 16 рисунков и 2 таблицы. Список использованных источников состоит из 167 наименований.

ОСНОВНЫЕ ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Музыкально-фольклорные традиции (МФТ) с одной стороны являются живой культурой, представленной в ГКП и являющиеся его составной частью. С другой стороны МФТ - это наследие, сохранившееся от прежних исторических эпох, важнейшие составляющие духовных ценностей. В качестве основного мы выбираем понятие «музыкально-фольклорные традиции» (МФТ) и предлагаем следующее определение: МФТ - это совокупность жанров музыкального фольклора, особенностей исполнительской манеры, традиционного музыкального инструментария, представленные на определенной территории, характерные для определенной этнической группы, тесно связанные с ее жизнью и деятельностью и имеющие особую ценность для страны, региона и т.д.

В качестве фундаментальных понятий в диссертационном исследовании рассматриваются «геокультурное пространство» и «музыкально-фольклорные традиции». Проанализировав представления о ГКП. мы придерживаемся, определения данного E.H. Соколовой, рассматривающей геокультурное пространство как интегральную природно-общественную систему, в которой взаимодействуют природные и геокультурные геосистемы.

В ГКП можно выделить такие элементы как «геокультурный субстрат» -антропогенезированные природно-территориальные комплексы (культурные ландшафты), геоэтнокультурные системы и иные формы территориальной организации культуры, к числу которых относится и историко-культурное наследие, включающее музыкально-фольклорные традиции.

Являясь важнейшей составляющей духовной культуры этноса, МФТ отражают его менталитет, опыт, мировоззрение и традиции. Они раскрывают также социальное и культурное взаимоотношение различных исторически сложившихся территориальных общностей в пространстве и во времени. Из этого

следует, что МФТ достаточно территориальны и их необходимо изучать в пространственно-временном аспекте. В таком случае, они выступают одним из составных связующих элементов ГКП.

Являясь продуктом человеческой деятельности, МФ'Г неразрывно связаны с обществом. Именно в процессе длительного коллективного творчества и общения людей происходило их формирование и развитие. Существуя в конкретных территориальных границах, МФТ реагируют на изменения исторических условий и жизни определенной исторической общности. Следовательно. МФ'Г подчиняются законам территориальной организации общества.

Территориальное многообразие МФТ обусловлено природными, историческими, экономическими и рядом других факторов, которые в процессе исторического развития способствовали культурной интеграции людей и обособлению их народного творчества на определенной территории. Немаловажная роль в этом принадлежит административно-территориальным изменениям, которые оказывали непосредственное влияние на формирование культурно-территориальных общностей (КТО). Исходя из этого, формирование локальных вариантов МФТ происходило в течение длительного совместного проживания культурно-территориальных общностей (КТО), ориентированных па общие культурные, морально-этические нормы и решение единых хозяйственных задач. Так. среди определенных групп населения существуют свойственные им традиции, основанные на их эстетических представлениях, мировоззрении, способах деятельности и т. д.. представляющие для них особую ценность и объединяющие их в отдельные этнические группы. Следовательно, МФТ в ГКП следует изучать в пределах определенной культурно-территориальной общности.

Проанализировав МФТ по степени сохранности и востребованности обществом, мы отмечаем следующее. Все элементы традиционной музыкальной культуры находящиеся в настоящее время в живом бытовании и практически повседневно участвующие в современной жизнедеятельности общества можно отнести к активной части наследия. Музыкально-фольклорные произведения, сохранившиеся в различных записях (летописях, этнографических и фольклорных сборниках, архивах, экспедиционных записях и т. д.), а также в живой памяти людей (носителей) можно отнести к невостребованным элементам культурного наследия. Однако, в настоящее время на фоне постоянно усиливающегося интереса к своим культурным корням, к стремлению сохранения своего национального самосознания часть музыкальных традиций, представляющих собой историко-культурную память могут вновь возродиться и стать элементами живой культуры.. В частности этому может способствовать активная собирательная экспедиционная деятельность продуцирующих фольклорных коллективов, фольклористов, учебных заведений и простых любителей. активно пропагандирующих МФТ. Следовательно, можно сделать вывод, что музыкально-фольклорное наследие довольно динамичная система, тесным образом связанная с живой культурой.

Являясь результатом сложнейшего взаимодействия исторических, природных, экономических и социально-культурных процессов, МФТ помогают проследить историческое развитие территории, выявить этногенетические и территориальные особенности формирования населения.

2. Самобытность и территориальное разнообразие музыкально-фольклорных традиций Курской области обусловлены длительным и сложным процессом формирования регионального геокультурного пространства, проходившего в течение четырех этапов под влиянием природных, социально-экономических и социокультурных факторов.

Первоначальный этап освоения геокультурного пространства территории Курского края можно ограничить VI - концом XVI вв. Среди главнейших природных факторов культу рогепеза выделяем следующие: расположение на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности; наличие водных путей сообщения; порубежный характер края, как границы леса и степи и наличие благоприятных условий для развития производственных процессов.

С VI века территория Курской области принадлежала племенному союзу северян и включала две волости племенных княжений - Посемье и Суджанскую, а также часть третьей Воргольской волости, между которыми располагались полосы незаселенной земли. Посемье охватывало территорию среднего течения реки Сейм, от устья Снагости - левого притока Сейма, до устья Рати, его правого притока.

Большая же часть территории Курской области до конца XVI века оседлого населения не имела и принадлежала степнякам. Северяне были тем населением, которое определяло течение местной жизни, ее хозяйственный уклад и культурные традиции. Судя по летописным сведениям у северян сложилась система праздников и обрядов, сопровождаемых пением и хореографическими движениями. Прочная связь песенного творчества северян с различными сторонами их жизни, способствовала формированию целого ряда песенных жанров, различных по своим поэтическим и музыкальным образам: величальные, трудовые, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее и лирические. Календарно-земледельческие и семейно-бытовые обряды способствовали объединению и организации жизни северян.

Формирование духовно-интеллектуального слоя культурного ландшафта происходило при взаимодействии с природной средой. Сложившаяся у северян система геоэкологических эмпирических знаний, эстетических представлений, нормативных установок (народный календарь), обеспечивали геокультурный процесс функционирования культурных ландшафтов.

Второй этап приходится на конец XVI - XVII вв. Этот период характеризуется присоединением курских земель к Московскому государству и активным освоением южнорусских степей. С этого времени начинается развитие территории Курской области в системе геокультурного пространства России.

С конца XVI начала XVII вв. в крае были организованы сторожевые посты, в 1597 году была восстановлена Курская крепость, стали возрождаться древние

курские города, а также строились и укреплялись новые. С 1630 - 1644 год но верховьям рек Сула, Псел, Ворскла, Северский Донец. Тихая Сосна и Дон происходило строительство Белгородской укрепленной черты.

Сложные миграционные процессы этого периода оказали влияние на формирование этнокультурных особенностей населения и развитие локальных вариантов музыкально-фольклорных традиций Курской области.

Заселение края происходило с одной стороны чисто административным порядком. Первую группу переселенцев составили служилые люди «по прибору», которых правительство переводило из центральных городов и привилегированные сословия - боярские дети и дворяне, представляющие высший разряд служилых людей. Как представители самого культурного слоя общества последние оказывали значительное культурное влияние на служилых людей и условия их жизни.

С конца XVII века усиливается вольный приток переселенцев. Важнейшую роль в формировании населения и культурных традиций края сыграли украинцы (казаки, крестьяне и духовенство из городов правобережной и левобережной Украины), составившие наибольшую часть переселенцев. Заселяя монастырские земли, они присоединялись к русским селениям по рекам Судже. Пслу. Суле. Локне, образовывая многочисленные слободы и небольшие хутора.

В результате заселения в южных уездах Курской губернии стало преобладать украинское население, а русское население постепенно приобретало малоросский облик. Украинские поселения располагались чересполосно с русскими, причем отдельными пятнами малороссы вкрапливались в великорусский массив по всей территории края (рис. 1).

Постепенно длительное и тесное проживание на одной территории русских и украинцев, их совместные экономические и хозяйственные взаимоотношения, духовная и культурная близость, привели к значительной этнокультурной интеграции, что отразилось на включении украинских музыкально-фольклорных элементов в музыкальной культуре русских.

В формировании населения Курской области участвовали также западные и среднерусские этнические компоненты. В условиях общего природного ландшафта, сложной геополитической обстановки и духовной близости происходила ассимиляция и консолидация отдельных групп русских. В результате сформировался неоднородный культурный ландшафт, в котором существуют различные по своему происхождению этнографические группы русских (саяны. горюны, цуканы, палехи). отличающиеся друг от друга говором и особенностями традиционной культуры (рис. 1).

Таким образом, в этот период в крае встретились несколько культурных потоков: многослойная народная культура (славян-северян, малороссов (в том числе казаков), белорусов, литовцев), светская культура (культура высшего служивого сословия), христианская культура и городская ремесленная культура.

Рис. 1. Размещение украинской и русских этнографических групп на

территории Курской губернии и Курской области (составлено автором).

Результатом этих сложнейших процессов стало появление различных локальных традиций в музыкальной культуре.

Третий этап длился с XVIII до начала XX вв. и характеризуется усложнением геокультурного пространства Курской области. В результате оформления Курской губернии, в ее состав вошли 15 уездов: Курский, Рыльский, Суджанский. Путивльский. Обоянский, Белгородский. Корочанский, Старооскольский, Новооскольский, Дмитриевский. Тимский, Щигровский. Льговский. Хотмыжский, Фатежский.

В XVIII веке Курский край перестает быть порубежной частью государства, и становится одним из центров торгово-экономического развития. В связи с этим усиливается вольная и монастырская колонизация. Происходит становление относительно устойчивой сети поселений и оформление структуры хозяйствования области.

К середине XVIII века территория Курской области в современных границах была заселена. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года этнографическая картина Курской губернии сложилась следующим образом: 99. 59 % - составляли русские, в том числе 77,29 % -великороссы. 22. 26 % - малороссы. 0.04 % - белорусы.

Великороссы преобладали в городах. Полностью великорусскими были Фатежский. Дмитриевский, Курский, Щигровский, и Тимский уезды. В южных уездах Курской губернии - Рыльском, Суджанском. Пу гивльском, Белгородском, Грайворонском. Корочанском и Ново-Оскольском, преобладали малороссы. Их численность в уездах от всего населения составляла от 1/5 до половины и более. В этих районах, со смешанным типом населения преобладал малорусский диалект, и наблюдалось наибольшее влияние украинской культуры. Обоянский, Льговский. Старо-Оскольский, северная часть Суджанского и южная часть Тимского уездов являлись переходной зоной между русским и украинским населением.

Экономическое развитие территории оказало значительное влияние на формирование геокультурного пространства Курской области. В начале XIX века в Курской губернии получает развитие мелкотоварное и свеклосахарное производства. Последнее дало толчок развитию производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, а также послужило развитию транспорта.

К началу XX века большая часть населения Курской губернии ввиду слабого развития промышленности проживала в сельской местности. Вследствие недостатка земли, обезземеливания крестьян и аграрной перенаселенности в крае активизируется уход населения на ближние и дальние отхожие промыслы, а также и вовсе переселение в другие места. Отходничество, развитие промышленности и транспорта способствовало обмену музыкально-фольклорными элементами, культурному взаимопроникновению и взаимовлиянию, усилению влияния светской культуры, трансформации и наполнению новым содержанием художественной составляющей народной музыкальной культуры.

Совмещая в себе различные геокультурные составляющие, геокультурное пространство Курской области к началу XX века представляло собой очень сложное образование.

Четвертый этап охватывает период от Октябрьской революции 1917 года до конца XX века, в течение которого региональное ГКП несколько раз подвергалось административно-террриториальному переустройству и усложнялось. В 1928 г. была образована Центрально-Черноземная область (ЦЧО). в состав которой помимо Воронежской, Орловской и Тамбовской губерний вошла и Курская. В 1934 г. Курская область была выделена в самостоятельную. В своих современных границах Курская область существует с 1954 г.. когда ее южные районы отошли к образованной Белгородской области.

Исторические, экономические и социальные перемены после Великой Октябрьской революции 1917 года практически вытеснили древнейшие пласты традиционной культуры из народного быта. В сознание людей активно насаждалась нетерпимость к народному фольклорному наследию, что неизбежно вело к разрушению бытового уклада и трансформации фольклора. Традиционный фольклор расценивался новой властью как пережитки прошлого, вредное дореволюционное наследие. Поэтому, с целью искоренения старых обычаев и

обрядов, начинается планомерное наступление на традиционную народную культуру.

Вследствие вытеснения традиционного фольклора наибольшее распространение среди молодежи к концу 20-х годов получает частушка. К началу 30-х годов в Курской области около 90% репертуара молодого поколения состояло из частушек. Их привлекали такие качества частушки, как краткость текста, простота мелодии и содержания, тесная связь с современным бытом.

Однако проведенный анализ показал, что на территории Курской области процесс угасания и разрушения народных традиций происходил медленно и неравномерно. Так, в южных районах, расположенных в верхнем течении р. Псел (Суджанский, Большесолдатский. Беловский, Медвенский, Обоянский) в 30-е годы XX века народная музыкальная культура еше была в расцвете. Угасание музыкально-фольклорных традиций области проявилось с 1950-х гг. XX века, и причиной этому, по всей вероятности, стала сельскохозяйственная реформа, полностью изменившая уклад сельской жизни.

В послевоенные годы по инициативе государства в Курской области активно развивается художественная самодеятельность. В массовом порядке организовывались самодеятельные коллективы - «народные хоры» и «ансамбли песни и пляски», деятельность которых регламентировалась государственными, комсомольскими, профсоюзными органами, а так же всесоюзным комитетом по делам искусств. На базе лучших коллективов создавались народные театры, агитационно-художественные бригады, музыкальные коллективы. Улучшался профессиональный состав кадров, шло строительство сельских клубов.

Со второй половины 80-х годов, несмотря на советскую идеологию, в области культуры наблюдались значительные преобразования. При организации клубных мероприятий большое внимание стало уделяться использованию курского аутентичного, этнографического наследия. Активизировалась деятельность по пропаганде фольклора: по всем районам области организовывались фольклорные праздники, деревенские посиделки, праздники русской гармошки. В 90-е годы музыкально-фольклорные традиции перестали существовать как элемент прошлого, а укреплялись как элемент современной народной культуры.

Таким образом, становление локальных вариантов музыкально-фольклорных традиций в геопространстве русской культуры происходило разными темпами, под взаимным влиянием различных этнических культур.

Главным богатством музыкального фольклора Курской области являются своеобразная традиция вождения танков (хороводов) и карагодов (плясок), бытование редкого музыкального инструмента - кугикл и наличие ансамбля дударей с многовековой традицией. Особенно распространены здесь свадебные, лирические, трудовые, календарные песни и частушки.

3. На основании проведенного анализа работы различных учреждений образования (школ) и культуры Курской области и вычисленной творческой

активности административных районов (по МФТ), автором выявлено, что культурный потенциал Курской области (по МФТ) достаточно высокий.

В современных условиях глобализации вследствие влияния западной культуры, активного развития современной массовой музыкальной культуры и широкого распространения современных средств массовой информации происходит не только постепенное вытеснение местных музыкально-фольклорных традиций Курской области, но разрушение традиционных форм народного творчества.

С другой стороны, традиционная музыкальная культура для массовой культуры становится определенным идейным фундаментом, который в процессе переработки и трансформации выходит на новый уровень - пласт культуры. Таким образом, базируясь на традициях и популяризуя их, массовая культура дает вторую жизнь музыкально-фольклорным традициям.

Ведущую роль в сохранении и развитии музыкально-фольклорных традиций выполняют различные учреждения культуры (свыше 2000) Курской области, на базе которых существуют и работают фольклорные коллективы и клубные формирования для взрослых и детей (рис. 2). Они являются инициаторами проведения и участниками фольклорных праздников и гуляний.

Рис. 2. География учреждений культуры Курской области (составлено автором) Анализ работы основных учреждений культуры, позволил определить творческую активность (по МФТ) административных районов Курской области, на основе качественной оценки территории по следующей формуле:

Число кпубн народного Т1

для взрос

искусств с фольклорным отделением

культуры

Коэффициент творческой активности районов (с гродами)

¿•Щ ГГ*15

(¿/Л 5"10

Число творчески активных людей (участников фольклорных коллективов) на 1000 жителей по районам (с городами)

Кта=ФК/УКх100%.

Где Кта - коэффициент творческой активности по МФТ;

ФК - количество фольклорных коллективов;

УК - количество учреждений культуры;

В данном случае коэффициент творческой активности является объективным показателем уровня вовлеченности населения в музыкально-фольклорную деятельность, а также помогает определить качество работы учреждений культуры в различных районах области. Кроме того, на основе качественной оценки административных районов, предоставляется возможность не только оценить современную социокультурную ситуацию Курской области, но и определить дальнейшие пути развития МФТ (рис. 3).

Рис. 3. Творческая активность (по МФТ) Курской области (составлено автором) «Низкую» качественную оценку творческой активности (по МФТ) имеют три административных района — Хомутовский, Конышевский и Фатежский. Данные районы характеризуются высокой степенью насыщенности клубными учреждениями и формированиями, однако, творческая активность населения этих районов очень низкая - менее 1 человека на 1000 жителей, а Кта составляет менее 5 %. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в этих районах происходит активное угасание традиций.

«Среднюю» качественную оценку имеют такие районы как Курский. Золотухинский, Железногорский, Дмитриевский, Кореневский. Рыльский, Беловский, Горшеченский, Тимский и Касгоренский. Несмотря на то. что в данных районах работают большое количество культурных учреждений, фольклорных

коллективов, ведущих активную деятельность по пропаганде и сохранению традиций, творческая активность людей в каждом из этих плотно населенных (за исключением Касторенского и Горшеченского) районов средняя. В большинстве она не превышает 3 человек на 1000 жителей, исключение составляют Железногорский и Тимский районы, где на 1000 жителей приходится до 6 человек. Кта составляет от 5 до 10 %.

Шесть административных района имеют «высокую» качественную оценку: Октябрьский, Курчатовский, Льговский, Болыпесолдатский, Обоянский и Черемисиновский районы. В этих районах активно развивается творческая деятельность. Кта здесь составляет от 10 до 15 %. Число творчески активных людей от з _ 6 человек, на 1000 жителей, а в Черемисиновском районе - 9 человек.

«Очень высокую» качественную оценку творческой активности имеют Глушковский, Суджанский, Медвенский, Пристенский. Солнцевский, Мантуровский, Щигровский, Поныровский и Советский районы. Здесь наивысший Кта - более 15 %, а число творчески активных людей на 1000 жителей составляет от б до 9 человек, а в Щигровском, Глушковском и Медвенском — более 15 .

Тенденцию творческой активности Курской области в контексте традиционной музыкальной культуры можно проследить по статистическим данным Областного Дома народного творчества (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности фольклорных коллективов и их участников

2001-2012 гг.

Год Число фольклорных коллективов Курской области Число участников в фольклорных коллективах Курской области

сельские городские/ поселковые итого сельские городские/ поселковые итого

2001 313 32 345 3212 551 3763

2006 210 30 240 2244 394 2638

2007 214 30 244 2203 371 2574

2008 223 34 257 2262 432 2694

2009 218 36 254 2238 438 2676

2010 215 37 252 2125 449 2574

2011 204 38 242 1997 477 2474

2012 196 37 233 1919 426 2345

Ежегодное проведение областных, районных и городских конкурсов, смотров, фестивалей, праздников фольклора и ярмарок способствуют не только возрождению, сохранению и пропаганде музыкальных традиций, но служат важнейшим средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Ведь именно музыкально-фольклорный потенциал территории является одним из привлекательнейших факторов привлечения туристов. Таким образом,

музыкально-фольклорные традиции можно рассматривать как потенциал развития Курской области.

4. На основании внутрирегиональных территориальных различий музыкально-фольклорных традиций, выраженных в системе традиционных календарных праздников, песенном цикле, сценарии традиционной свадьбы, системе жанров музыкального фольклора, репертуарном списке бытующих песен, хореографии, традиционном инструментарии, уровне развития, исполнительской манере проведено районирование Курской области.

При выделении внутриобластных районов музыкально-фольклорных традиций мы исходили из следующих принципов:

- исторический принцип, учета основных этапов освоения и обустройства социокультурными общностями пространства природных ландшафтов;

- принцип сохранности, развития и размещения элементов традиционной музыкальной культуры;

- принцип учета административно-территориального деления области;

- принцип учета творческой активности административных районов области.

В данном исследовании районирование рассматривается как метод

крупномасштабного культурно-географического анализа, позволяющий наиболее полно познать особенности сложившегося размещения музыкально-фольклорных традиций. Исследование и районирование Курской области, проведенное в современных границах и административном делении, помогает наиболее четко представить сложившуюся пространственную неоднородность регионального геокультурного пространства. Из-за неизбежного смешения музыкально-фольклорных традиций, границы районов являются размытыми и скорее условными.

Мы отмечаем, что региональные и локальные особенности музыкального фольклора области проявляются именно в древних по своему происхождению жанрах, ввиду этого и ставшими ведущими признаками районирования.

Район МФТ понимается как территориальное сочетание территорий и населенных пунктов с ярко выраженными пространственно локализованными музыкально-фольклорными традициями и их элементами, представляющие особую ценность для региона, страны и т.д., и отличающиеся от соседних территорий.

На территории Курской области выделяются пять районов МФТ (рис. 4):

1) Центральный район, к которому мы относим Курский район с городом Курском. Выделению района способствовало наличие особого типа традиционной культуры, который сложился в результате влияния городской среды.

Нарастающая экспансия города проявилась в последней трети XIX - начале XX веков. Профессиональное искусство стало все более активно проникать в сельскую среду и народную культуру. Несомненно, это значительно обогатило и наполнило новым содержанием традиционный фольклор. Отпечаток городского

П^сврково Селезногорск

Б&рвзоуец I ере ка ; ' юдиов 2-е реэспассков! юспвсское 1 -е Золотухину

Стары!

Ниж.Ст \ Сухочвво

^ Фатеж

I Дмитриев-| Льговский

о Селино ]

Черемисин^о

Хомутовка

Конышевка

ЩИГрЬ!

^шенский

Б ыстрецы

Курчатов)

у Ясвнк^у Горшечное

Рыльс»

Старый Ле

Спасское момыково

А«»

\ ° Верх.Реутец

Мантурово

Солшево

Кореневой

Глушково

Обоянь Йт060 п • , шатово <> ° , Присп рпжмкбвб\ уоорышево

Черный Олвх

Районы музыкально-фольклорных*1 традиций

Районы с доминированием:

карагодной культуры

Центральный

Южный

Северо-западный

Северовосточный

®Курско-Воронежское приграничье

календарных песен

обрядовых песен

протяжных лирических песен

ГОРОДСКОЙ культуры

границы районов МФТ (участки смешения МФТ)

Рис. 4. Внутриобластное районирование музыкально-фольклорных традиций Курской области (составлено автором)

быта влиял на характер и содержание песен, манеру исполнения, проведение обрядов.

Их тематика и поэтические образы были созвучны внутреннему миру горожан. Но наряду с этим создавались «благоприятные» предпосылки для угасания отдельных видов и жанров народного традиционного творчества.

Качественная оценка творческой активности (по МФТ) в данном районе «средняя». Кта, здесь составляет более 5 %. Наибольшая творческая активность (по МФТ) в Центральном районе отмечается лишь в самом г. Курске, чем и объясняется средний показатель.

2) Южный район. Территория Южного района включает юг и юго-запад области. В него входят районы, расположенные в бассейне верхнего течения реки Псёл: Суджанский. Беловский, Большесолдатский, Медвенский, Обоянский. Пристенский. Ведущую роль в формировании музыкальных традиций Южного района сыграла сохранившаяся народная культура славян-северян.

Преобладающим жанром с развитой хореографией в Южном районе является карагод. Чаще всего карагоды исполнялись под инструментальную музыку ансамбля, в который входили разнообразные деревянные духовые музыкальные инструменты - кугиклы, пыжатки, рожки (жалейки), дудки; струнные музыкальные инструменты - балалайка, гудок, скрипка.

В Южном районе карагод — это не просто особый вид пляски, здесь он представляет собой форму традиционной духовной культуры. В нем отражаются социальные, морально-этические, религиозные, педагогические и другие стороны жизни населения. В карагодное гуляние Южного района входят различные песенные жанры (таночные, карагодные, свадебные, частушки), разные формы хореографии (танок, карагодная пляска, парные танцы), а также жанры инструментальной музыки (наигрыши «Тимони», «Чибатухи». танцы).

Южный район обладает не только богатой, разнообразной и самобытной традиционной музыкальной культурой, которая характеризуется высокой степенью сохранности и является «живой» культурой, по и «очень высокой» качественной оценкой творческой активности (по МФТ). Коэффициент творческой активности (по МФТ) данного района составляет более 18 %.

3) Северо-западный район. Северо-западный район расположен на северо-западе Курской области в бассейне реки Сейм и ее притоков. В него входят Железногорский, Фатежский. Дмитриевский, Хомутовский. Конышевский. Рыльский. Льговский. Курчатовский, Октябрьский, Глушковский и Кореневский районы. Наличие единой доминирующей музыкальной традиции в Северозападном районе послужило причиной его выделения. Существующая традиция и географически и стилистически примыкает к традиции Восточного Полесья. Ведущим жанром в Северо-западном районе являются календарные песни, которые составляют наиболее ранний слой музыкального фольклора и влияют на все прочие жанры. Они исполняются в медленном темпе и не сопровождаются хореографией.

Северо-западный район характеризуется «высокой» качественной оценкой, что свидетельствует о достаточно активной музыкально-фольклорной деятельности населения. Коэффициент творческой активности (по МФТ) здесь составляет более 10 %.

4) Северо-восточный район. К Северо-восточному району относятся Поныровский. Золотухинский, Щигровский, Черемисиновский. Советский. Тимский, Солнцевский и Мантуровский районы Курской области. Причиной выделения района послужило наличие музыкальной традиции, которая имеет более позднее происхождение по сравнению с остальными районами. Центральное место в музыкальной традиции Северо-восточного района занимает протяжная лирическая песня, которая является преобладающей и оказывает влияние на все прочие жанры. В поздних по происхождению лирических песнях особенно заметно влияние украинской музыкальной культуры.

В процессе исследования было установлено, что. не смотря на сильное разрушение народного уклада, в большинстве сел Северо-восточного района сохраняются традиции протяжной лирической песни. Этот район характеризуется «очень высокой» качественной оценкой творческой активности, коэффициент творческой активности здесь составляет более 17 %.

5) Курско-Ворочежское приграничье. Данный район расположен на востоке Курской области и включает Касторенский и Горшеченский районы. Музыкальная традиция, существовавшая в районе Курско-Воронежского приграничья, несмотря на свои архаичные черты, стилистически отличается от традиций Южного и Северо-западного районов. Ведущим жанром в районе некогда была обрядовая песня. По сравнению с другими районами Курской области МФТ этого района начали разрушаться намного раньше и довольно быстрыми темпами.

Качественная оценка Курско-Воронежского приграничья - «средняя», коэффициент творческой активности (по МФТ) составляет более 7%. Активная познавательная и поисковая деятельность продуцирующих фольклорных коллективов, различных исследователей, энтузиастов и простых любителей народной песни может привести к тому, что те музыкально-фольклорные традиции, которые относятся на сегодняшний день к наследию, могут вновь возродиться (может несколько в другой форме, например, в сценической) и стать элементами «живой» культуры.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. МФТ являются не только одним из структурообразующих элементов гео культурно го пространства, но и фактором формирования современного ГКП и его дальнейшего развития. МФТ содержат в себе потенциал, который способен благоприятно повлиять на экономическое, культурное и социальное развитие региона.

2. Значительную роль в становлении регионального геокультурного пространства Курской области сыграли такие геокультурные процессы как: освоение и заселение территории славянами-северянами и период Дикого поля; русская колонизация курских земель, сопровождавшаяся активными миграционными процессами, вследствие которых происходило культурное взаимовлияние и формирование населения; социально-экономическое развитие Курского края; отходничество крестьянского населения на ближние и дальние промыслы и переселение в земледельческие районы и города; выделение Курской области в самостоятельное административно-территориальное образование и ее дальнейшее развитие в советский и постсоветский периоды.

3. В результате проведенного анализа было установлено, что миграционная волна (XVI - XVII вв.), состоящая из разных этнографических групп, социальных слоев, без сомнения повлияли на развитие музыкальной культуры Курского края и на ее локальные проявления. Было выявлено, что именно в это время произошло постепенное вытеснение ритуальных, собственно календарных песен сезонными хороводными и плясовыми песнями, которые также имеют календарную приуроченность и очень тесно переплетаются с обрядовыми традициями. По всей вероятности это можно объяснить следующими причинами: обряды и песни календарно-земледельческого цикла славян-северян. начиная с XVI века в результате взаимодействия исторических, природных, социально-экономических факторов, постепенно сливались с новыми принесенными разными переселенцами жанрами, в том числе и особенно распространенными хороводными, плясовыми и лирическими песнями. Постепенно к концу XVII века хороводные и плясовые песни с ярко выраженной хореографией, трансформировавшись под влиянием культуры северян, стали ведущим жанром на территории Курской области.

Однако доминирующими остались музыкальные традиции, заложенные славянами-северянами. О чем свидетельствует большое количество архаичных элементов в традиционной музыкальной культуре Курской области.

4. Исполнительская культура в фольклорной традиции Курской области формировалас ь на протяжении длительного исторического периода под воздействием природных, социально-экономических, историко-культурных и многих других факторов. Свое влияние оказали и межэтнические контакты и в первую очередь между русскими и украинцами. Этим и объясняется исторически закономерная сменяемость типов художественного мышления, неповторимое

разнообразие и богатство фольклорных сюжетов, форм хореографии и напевов Курской области.

5. С каждым годом заметно возрастает интерес к музыкальным традициям своего края молодого поколения. Это выражается в появлении большого количества молодежных фольклорных коллективов, целью которых является воссоздание аутентичных музыкальных традиций, которые являются памятниками историко-культурного наследия Курской области. Однако в современных условиях глобализации происходит и постепенное вытеснение музыкально-фольклорных традиций. Поэтому главной задачей современной культурной политики должно быть сохранение самобытной культуры регионов России, создание оптимальных условий для ее саморазвития.

6. Анализ качества работы учреждений культуры, фольклорных коллективов показал, что культурный потенциал (по МФТ) в региональном геокультурном пространстве достаточно высокий. Из 28 административных районов «очень высокую» качественную оценку творческой активности имеют 9 районов, 6 районов имеют «высокую» оценку. 10 районов - «среднюю» и лишь 3 района «низкую». Административные районы с «высокой» и «очень высокой» качественной оценкой творческой активности обладают большим музыкально-фольклорным потенциалом и высоким уровнем сохранности музыкально-фольклорных традиций. Можно предполагать, что именно благодаря активной творческой деятельности этих районов в дальнейшем будут развиваться (может переходить в иные формы) не только МФТ относящиеся в настоящее время к активной части наследия, но и те традиции, которые сегодня являются невостребованными элементами культурного наследия.

7. В границах Курской области было выделено пять районов МФТ -Центральный, Южный, Северо-западный, Северо-восточный и Курско-Воронежское приграничье. Наиболее перспективными с позиции дальнейшего развития МФТ являются Южный, Северо-западный и Северо-восточный районы, характеризующиеся значительной творческой активностью в музыкально-фольклорной деятельности и степенью сохранности МФТ.

8. Музыкально-фольклорные традиции Курской области могут служить одним из факторов развития культурного туризма; Наиболее перспективным для развития индустрии туризма являются Суджанский. Беловский и Болыиесолдатские районы, где удивительным образом сохранились в живом бытовании музыкально-фольклорные традиции, народные традиционные ремесла и промыслы, в сочетании с высоким уровнем духовной культуры и неповторимыми по красоте природными ландшафтами.

Итоги проделанной работы являются важным этапом географического исследования музыкально-фольклорных традиций как части геокультурного пространства Курской области и служат основой для дальнейших исследований

Основные публикации по теме работы:

в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации

1. Владимирова В.А. Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 2.-С. 418-421.

в других научных изданиях

2. Владимирова В.А. Музыкальная культура Курского края как фактор привлечения туристов // Развитие профессионального гостеприимства в РФ: проблемы и решения: сб. ст. в 2 ч. Ч II. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. 2007. - С. 80 - 85.

3. Владимирова В.А. Традиционная музыкальная культура с. Плсхово Суджанского района Курской области - уникальное явление Курского Попселья // Развитие профессионального гостеприимства в РФ: проблемы и решения: сб. ст. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. 2008. - С. 15 - 22.

4. Владимирова В.А. Изучение музыкальной культуры региона (на примере Курской области) // Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Суджа, 2008.-С. 104-110.

5. Владимирова В.А. Карагодная культура Курского Попселья // Terra Cultura - 2008: сб. статей межвузовской научной конференции по проблемам культуры, литературы, журналистики «Актуальные проблемы возрождения и сохранения этнокультурных традиций». Курск: Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2008. - С. 83 - 87.

6. Владимирова В.А.. Сысенко В.И. Демографические особенности формирования социально-экономической системы Курской области // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: ВГПУ. 2009. - С. 286 -288.

7. Владимирова В.А. Заселение Курского края как один из факторов развития традиционной музыкальной культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. № 3 (11), 2009. http://scientific-notes.ru

8. Владимирова В.А. Традиционная музыкальная культура с. Плехово Суджанского района Курской области - уникальное явление курского Попселья // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. - Г 353 Пермь. 2009. - Вып. 7. -С. 131 - 138.

9. Владимирова В.А. Традиционная музыкальная культура Курской области: проблемы изучения и сохранения // Судьбы национальных культур в условиях

глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2010.

10. Владимирова В.А. Культурный потенциал Курской области (по музыкально-фольклорным традициям) как фактор туристической привлекательности региона // Наука и инновация - 2012: материалы VIII Международной научно-практической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке

1.1. Культурологическая составляющая современной географической пауки

1.2. Место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве

1.3. Методы и этапы исследования музыкально-фольклорных традиций ГЛАВА 2. Формирование музыкально-фольклорных традиций Курской области в геокультурном пространстве

2.1. Этапы формирования регионального геокультурного пространства

2.2. Особенности музыкально-фольклорных традиций Курской области в геопространстве русской культуры

ГЛАВА 3. Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области 3. 1. Оценка культурного потенциала Курской области (по МФТ) 3. 2. Внутриобластные районы музыкально-фольклорных традиций Курской области.

3. 2. 1. Центральный район 3. 2. 2. Южный район 3. 2. 3. Северо-западный район 3. 2. 4. Северо-восточный район 3. 2. 5. Курско-Воронежекое приграничье ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

Лицензия ИД №06248 от 12Л 1.2001 г.

Подписано в печать 17.11.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1.4 Тираж 100 экз. Заказ № 2622 Отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ 305000 г. Курск. ул.Радищева. 33

Текст научной работыДиссертация по наукам о земле, кандидата географических наук, Владимирова, Валентина Александровна, Курск

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

04201455046

На правах рукописи

Владимирова Валентина Александровна

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-

ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ГЕОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

25.00.24 - экономг 'еская, социальная, политическая и рекреационная

география

Диссер ация на соискание ученой степени кандидата географических наук

Научный консультант -доктор географических наук, профессор Дружинин А.Г. Научный руководитель -доктор географических наук, профессор В.И. Сысенко

Курск-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................4

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке...........................9

1.1. Культурологическая составляющая современной географической науки...............................................................................9

1.2. Место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве................................................................... 22

1.3. Методы и этапы исследования музыкально-фольклорных традиций ..................................................................................... 30

ГЛАВА 2. Формирование музыкально-фольклорных традиций Курской области в геокультурном пространстве...................................................................44

2.1. Этапы формирования регионального геокультурного

пространства.................................................................... 44

2.2.0собенности музыкально-фольклорных традиций Курской области в

геопространстве русской культуры........................................ 82

ГЛАВА 3. Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области..........................................93

3.1. Оценка культурного потенциала Курской области (по МФТ)..........93

3.2. Внутриобластные районы музыкально-фольклорных традиций

Курской области.............................................................. 106

3.2. 1. Центральный район................................................. 108

3. 2. 2. Южный район....................................................... 116

3. 2. 3. Северо-западный район........................................... 146

3. 2. 4. Северо-восточный район........................................... 157

3. 2. 5. Курско-Воронежское приграничье.............................. 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................167

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................174

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................190

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на территории России наблюдается тенденция к осознанию социокультурными общностями своей культурной самобытности, выражающаяся особенно активизировавшимся интересом к древнейшим пластам исторического и культурного наследия, стремлением возродить и сохранить свои традиции, накопленные веками, предшествующими поколениями. И это на сегодняшний день особенно важно, ведь именно культура, является фундаментальной основой сохранения самобытности и уникальности этноса.

Однако в современных условиях, когда глобализационные процессы уже затронули практически все сферы жизнедеятельности общества, включая духовную, очень остро стоит вопрос о кризисе национальной идентичности, унификации национально-культурной самобытности, стандартизации традиционной культуры, опасности исчезновения локальных культурных (духовных) ценностей, историко-культурного наследия народов. Следовательно, проблема возрождения и сохранения традиций, их дальнейшего развития и активного использования обществом приобретает особый характер. В связи с этим тема исследования музыкально-фольклорных традиций в региональном аспекте является очень актуальной.

Современное геокультурное пространство Курской области в силу природных, исторических, экономических и социальных факторов обладает уникальным культурным потенциалом. Особый интерес вызывает музыкально-фольклорное наследие, представленное самобытными и разнообразными музыкально-фольклорными традициями, отражающими исторический и социокультурный опыт народа, являющиеся его духовной основой и обуславливающие особенности культурного и социально-экономического развития области.

Оказывая влияние на компонентную структуру конкретной территории, музыкально-фольклорные традиции могут не только благоприятно сказаться на культурном развитии территориальных общностей, но и, вовлекаясь в социально-культурную сферу, могут улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе. В частности этому может способствовать развитие культурного туризма, основу которого составляет историко-культурный потенциал, включающий в себя всю социально-культурную сферу, в том числе и традиционную музыкальную культуру. Отражая культурное и духовное самовыражение народа, музыкально-фольклорные традиции являются важнейшим фактором устойчивого привлечения туристских потоков. Исходя из этого, изучение и популяризация музыкального фольклора Курской области становятся особенно актуальным.

Рассмотрение пространственных особенностей формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области довольно актуальная и практически не изученная проблема. Данная диссертация представляет собой первый опыт географического исследования музыкально-фольклорных традиций в пределах регионального геокультурного пространства на примере одного из субъектов РФ - Курской области.

Объект исследования: музыкально-фольклорные традиции в геокультурном пространстве Курской области.

Предметом исследования выступают территориальные особенности формирования музыкально-фольклорных традиций в региональном геокультурном пространстве

Цель исследования - раскрыть особенности и закономерности территориальной дифференциации музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области.

Исходя из цели, в работе решались следующие задачи: — обосновать изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке;

— определить место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве;

— выявить особенности формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области, посредством изучения динамики становления геокультурного пространства региона с выделением основных этапов;

— оценить культурный потенциал Курской области (по МФТ) и определить проблемы и перспективы развития музыкально-фольклорных традиций;

— осуществить внутриобластное районирование Курской области, на основе территориальных различий музыкально-фольклорных традиций.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: теоретические разработки основ географии культуры (А.Г. Дружинин); представление о геокультурном пространстве (Э.Б. Алаев, А.Г. Дружинин, E.H. Соколова, В.Н. Стрелецкий); теория организации пространства (Б.С. Хорев, А.И. Чистобаев, М.Д. Шарыгин); представление об историко-культурном наследии (Н.В. Воробьева, В.В. Подколзин); культурно-ландшафтный подход и концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, B.JI. Каганский, В.Н. Калуцков, Б.Б. Родоман, Р.Ф. Туровский).

В работе были использованы следующие методы: сравнительно-описательный, историко-географический, включая анализ факторов и процессов социо- и культурогенеза, картографический, районирования, статистический, этнографический, метод полевых исследований, анкетирование.

Информационной базой исследования явились этнографические материалы по изучению традиционной народной культуры региона (А.И. Дмитрюков, Я. Золотарев, A.C. Машкин, Е.И. Резанова, В.И. Резанов), исследования традиционной музыкальной культуры Курской области фольклористов (Н.М. Бачинская, И.Н. Карачаров, Е. А. Краснопевцева, A.B. Кунавина, A.B. Руднева, Г.Я. Сысоева, О.С. Токмакова, В.М. Щуров и др.), статистические данные, результаты экспедиционных исследований традиционной музыкальной культуры

области, собранные в разные годы и разными собирателями, в том числе и автором диссертационного исследования. В работе широко использовались архивные материалы Курской областной научной библиотеки им. H.H. Асеева, материалы Областного Дома народного творчества и Кабинета народного творчества Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— впервые обосновано изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географии и определено их место в геокультурном пространстве;

— выделены этапы формирования геокультурного пространства Курской области;

— впервые дана качественная оценка творческой активности населения Курской области (по МФТ) на основании высчитанного коэффициента творческой активности;

— впервые предметом географического исследования стали территориальные различия музыкально-фольклорных традиций Курской области;

— впервые выявлена территориальная внутрирегиональная дифференциация музыкально-фольклорных традиций Курской области и проведено районирование;

— разработаны авторские карты, отражающие социокультурные процессы, происходившие на территории Курской области.

Практическая значимость. Теоретико-методологические основы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших геокультурных исследований. Результаты исследования применимы в просветительских и образовательных целях: в процессе преподавания экономической и социальной географии и краеведения в учебных заведениях, для разработок новых учебных курсов культурно-географической направленности, тем по социальной географии ЦЧР и Курской области, а также семинаров, курсовых и дипломных работ. Диссертационное исследование, может использоваться для разработки программ культурного и социально-экономического развития региона.

Результаты исследования и конкретные материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Детской школы искусств п. Золотухино Курской области по дисциплине «Музыкальная литература», применяются в турфирме «Чунга&Чанга» и историко-культурном центре «Коренная пустынь», что указано в актах о внедрении результатов диссертации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Культурологическая составляющая современной географической науки Лишь совсем недавно, изучение культуры и связанных с ней явлений было характерно только для таких традиционных дисциплин как культурология, этнография, искусствоведение, фольклористика, философия и другие. Однако в результате постоянно усиливающегося научного интереса к данному феномену в этот процесс стали включаться и новые предметные области. На сегодняшний день культура является предметом исследования естественных наук. Такая тенденция связана с процессами гуманизации общества и формированием в науке особого социокультурного подхода. Этот процесс вполне естественный, так как такой сложный феномен как культура необходимо исследовать, учитывая общетеоретические представления об обществе, человеке, результатах человеческой деятельности, фактах культуры, собранных в самых разных как гуманитарных, так и естественных дисциплинах.

Развитие современной географии происходит на стыке общественных, естественных, гуманитарных и технических наук, вследствие чего она представляет собой междисциплинарное образование. В последние десятилетия в отечественной науке на фоне все более усиливающегося интереса к культурологической тематике на стыке культурологического, географического и регионоведческого знания произошло становление нового направления научных исследований — география культуры, призванной исследовать пространственные закономерности культуры во взаимосвязи с процессом формирования, развития и функционирования территориальных общественных систем (104). Для России, изучение географии культуры представляет собой перспективное направление научных исследований в географии.

Формирование этого междисциплинарного направления произошло в XX веке в США. Ее основателем считают К. Зауэра, давшего начало комплексному изучению культурно-географических ландшафтов. Являясь сторонником хорологической концепции, ученый считал, что культура людей и природа во всем их пространственном разнообразии тесным образом связаны между собой. Огромная роль в становлении культурной географии принадлежит Р. Хартшорну и В. Зелинскому. Задачей географии Р. Хартшорн считал «изучение территориальной дифференциации земной поверхности» и описание отдельных «земных пространств». При этом к сфере интересов географии ученый относил также культурные традиции и обычаи населения, включая традиционные песни, танцы, музыкальные инструменты и т. д., считая, что все эти явления взаимосвязаны с природными и социально-экономическими условиями конкретной территории. Большое значение для развития культурной географии сыграли также работы американского этнографа К. Уислера по теории культурных ареалов (culture areas). По его мнению, в основе их выделения лежит территориальное распространение различных явлений и феноменов культуры. Проанализированные теоретические построения Уислера представлены в работе Я. В. Чеснова (123).

В России до революции 1917 года русскими географами широко использовались культурологический и антропологический подходы в изучении географии. По всей вероятности, этому способствовали идеи и концепции немецких научных школ А. Гумбольда и К. Риттера. Однако в работах отечественных ученых (A.A. Крубера, В.П. Семенова-Тян-Шанского, A.A. Григорьева и др.) география культуры рассматривалась в рамках отечественной науки, как отдельная культурологическая составляющая.

В советский период традиции русской географии были утрачены, отрицались значимость и актуальность географии культуры, а сам предмет разбирался очень узко. Вопросы географии населения и культуры рассматривались в рамках

экономической географии. Общие проблемы географии этого времени формировались в сферах ландшафтоведения, геоморфологии, сравнительного страноведения. Для географии это был достаточно сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной.

Впервые в нашей стране к теме научных исследований по изучению связи географии и искусства подошёл российский антропогеограф В.П. Семёнов-Тян-Шанский. В своей монографии «Район и страна» он ввёл в научный оборот понятие «культурный пейзаж». При этом в качестве отличия от живописного пейзажа, им был предложен термин географический пейзаж, под которым понимается определенная гармоничная, закономерная картина, типичная для данной местности (96). Особое значение для В.П. Семенова-Тян-Шанского имела пейзажная репрезентация местности, подчеркивающая связь географии и искусства. Этой теме в его работе «Район и страна» посвящена отдельная глава «География и искусство». В.П. Семёнов-Тян-Шанский различал два русских музыкальных ландшафта - Севера и Юга.

В первой четверти XX века Л.С. Берг рассматривал географию как науку о ландшафтах (7). При этом он обращал внимание не только на природные, но так же и на культурные ландшафты. Под культурными ландшафтами он понимал те, в которых человек и его произведения культуры играют важную роль. Наиболее активно понятие «культурный ландшафт» ученый использовал до начала 1930-х гг. (8, 9).

Формированию и становлению географии культуры в советское время способствовали такие направления науки, как этническая география, лингвистическая география, топонимика, историческое ландшафтоведение, изучение этнических традиций природопользования. Все они подготовили «почву» для развития географии культуры.

Существенный толчок теоретизации геокультурных явлений в 1980-е годы дали работы В.М. Гохмана (32). В своих теоретических построениях он

придерживался мнения о культуре, распространенного в современной культурологии, как системе средств и механизмов адаптации человеческого общества к окружающей среде.

Теоретическими аспектами географии культуры в 1980 - 1990-е годы занимались такие российские географы как Ю.А. Веденин (15), Б.Б. Родоман (90), Н.Ф.Дмитревская и Ю.Д. Дмитревский (35) и др. Особое внимание уделялось теории, методологии, методике выделения и анализа культурных районов. По вопросу сопряженного изучения экономических, социальных и культурных районов очень интересным является подход JI.B. Смирнягина (98). Он выдвинул гипотезу о различных формах реакции на пространство и соответствующих масштабных уровнях территориальной организации социума, экономики и культуры. По JI.B. Смирнягину, культурное взаимодействие людей в географическом пространстве, территориальная дифференциация культурных структур общества имеют особый сложный характер. В связи с этим по сравнению с экономическими и социальными районами, культурные районы занимают более высокие «этажи» районирования. С разработкой теоретических основ анализа культурных районов, ста�