Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Географическое пространство в литературных произведениях как ресурс развития туризма
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Географическое пространство в литературных произведениях как ресурс развития туризма"

На правах рукописи

Фирсова Анастасия Владимировна

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (на примере Пермского края)

Специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

005542148

г я ноя гт

Пермь 2013

005542148

Диссертация выполнена на кафедре туризма Пермского государственного национального исследовательского университета

Научные Абашев Владимир Васильевич

руководители: доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь)

Зырянов Александр Иванович

доктор географических наук, профессор,

заведующий кафедрой туризма Пермского государственного

национального исследовательского университета (г. Пермь)

Официальные Александрова Анна Юрьевна оппоненты: доктор географических наук,

профессор кафедры рекреационной географии и туризма Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (г. Москва)

Замятин Дмитрий Николаевич

доктор культурологии, главный научный сотрудник Российского института культурологии (г. Москва).

Ведущая Мордовский государственный университет организация: им. Н.П.Огарева (г. Саранск)

Защита состоится «20» декабря 2013 г. в 15.30 на заседании диссертационного совета Д.212.189.10 при Пермском государственном национальном исследовательском университете по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корп.8. ауд.215. Факс: (342)2-396-354, e-mail: turizm@psu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного национального исследовательского университета, с авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета www.psu.ru и официальном сайге ВАК РФ.

Автореферат разослан «15» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,-^-^—^

кандидат географических наук, доцент — Т.А. Балина

Общая характеристика работы

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в связи с развитием туризма, как мирового социально-экономического процесса, возрастает внимание к прагматическим аспектам культурного наследия. Феномены культуры все чаще рассматриваются как факторы аттрактивности территории и ресурс ее развития.

Одним из важных компонентов культурного наследия, особенно для России, является художественная литература, которая не только развивается во времени, но и размещается в пространстве, взаимодействует с ним, определяет формы его восприятия. Богатая литературная традиция и бескрайние российские просторы - пожалуй, два самых значительных образа нашей страны в сознании мирового сообщества. Эти начала — литература и география - взаимосвязаны, именно русская литература создала впечатляющие образы пространства России.

Потенциал художественной литературы, ее способность производить уникальные образы мест практически не используется в вопросах туристского развития территорий. На наш взгляд, это связано с тем, что недостаточно изучены свойства географического пространства, отраженного в литературных произведениях, слабо развита методика прагматического анализа художественного текста и совершенно не изучен его картографический потенциал. В этом видится основная научная проблема теоретического, методологического и методического характера.

Гипотеза исследования: географическое пространство, отраженное в художественных произведениях, обладает особыми аттрактивными свойствами — уникальность, смысловая насыщенность, познавательная ценность. Создавая образы пространства, художественная литература формирует его легенду, «картирует» местность, создает предпосылки для туристского развития региона. Изучение картирующих свойств художественного текста имеет перспективы для анализа туристского потенциала территории и разработки новых технологий туристского проектирования.

Объектом исследования является туризм как современный социально-культурный и географический процесс, а именно одно из частных и малоизученных его направлений - литературный туризм.

Предметом исследования становится пространство Пермского края, отраженное в художественных произведениях и организация литературного туризма в регионе.

Цель исследования — изучить свойства географического пространства, отраженного в художественных произведениях, процессы превращения его в туристский ресурс территории, для обоснования модели территориальной организации литературного туризма, на примере Пермского края.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

• рассмотреть пространство, отраженное в художественных произведениях, как туристский ресурс территории, определить понятие «литературное место» в контексте учения о географическом поле;

• изучить сущность и процесс «литературного картирования пространства», реализующийся в социально-культурных практиках и туризме;

• разработать методику выявления литературных мест с целью подготовки тематических карт;

• рассмотреть организацию туризма вокруг литературных мест и создать модель литературно-туристского кластера;

• изучить географические образы Прикамья, сформированные под влиянием художественной литературы, и обосновать приоритетные направления туризма в регионе.

Работа носит междисциплинарный характер, выполнена на стыке географии и литературоведения, общими для которых является круг проблем, связанных с изучением пространства.

Теоретическая и методологическая база исследования. Работа восходит к региональным исследованиям В.П. Семенова-Тян-Шанского; к учению о ноосфере В.И.Вернадского, к концепции культурного ландшафта Ю.А.Веденина, В.Л.Каганского, В.Н.Калуцкова, Р.Ф.Туровского. Изучены вопросы литературного отражения географических объектов в работах Г.М.Лаппо, В.П.Максаковского, Ф.Н.Милькова. При определении понятий «пространство», «территория», «регион», «территориально-общественные системы» за основы взяты фундаментальные работы в области социально-экономической географии А.Б.Алаева, П.Я. Бакланова, Н.Н.Баранского, В.В.Воронина, А.М.Коробейникова, А.М.Трофимова, А.И.Чистобаева! М.Д.Шарыгина. Типологическое и функциональное сходство карты и текста выявлено согласно концепциям, представленным в работах А.М.Берлянта,

A.А.Лютого, К.А.Салищева, Р.О.Якобсона. В свете географического подхода к гуманитарному знанию особое место в диссертации занимают труды по культурной и гуманитарной географии Ю.Н. Гладкого, Д.Н.Замятина, Н.Ю.Замятиной, М.Е.Кулешовой, О.А.Лавреновой, В.Н.Стрелецкого. Локально-исторический анализ художественных произведений выполнен с опорой на исследования в области пространства и текста Н.П.Анциферова,

B.М.Гуминского, Д.С.Лихачева, М.Ю.Лотмана, В.Н.Топорова, В.Г.Щукина! Методологическую базу работы составляют структурно-семиотические исследования локальных текстов В.В.Абашева, Л.С.Соболевой, Е.Н.Эртнер. В вопросах рекреационной географии и туристского развития территории Пермского края в качестве базовых приняты труды В.С.Преображенского, А.Ю.Александровой, А.И.Зырянова, А.С.Кускова, С.Э.Мышлявцевой! Ю.А.Худенысих, П.С. Ширинкина.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК. Входит в специальность 25.00.24 - Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география: 11. Территориальная организация и размещение отдельных отраслей хозяйства, других сфер

человеческой деятельности, в частности сферы услуг; 16. Геопространственные системы различной специализации (экономические, социальные, включая рекреационные, культурные, политические); 17. Восприятие и территориальное поведение индивидов и социально-территориальных общностей.

Территория исследования. В настоящей работе изучено пространство Пермского края, отраженное в художественной литературе. Специфика исследования состоит в переходе от изучения образов пространства к рассмотрению форм их бытования в социально-культурных практиках и туризме путем вхождения в поле рекреационной географии.

Материалом исследования послужили четыре основные группы текстов:

1. Современные историко-литературные произведения, написанные в жанре книги-путеводителя, книги-экскурсии, беллетризованного путеводителя.

2. Автобиографические и художественные произведения, формирующие литературную микрогеографию и художественные образы Перми.

3. Автобиографические и художественные произведения, формирующие литературные места и художественные образы Пермского края.

4. Тексты туристских путеводителей, легенды карт, публицистические и рекламные статьи о туристских объектах Пермского края.

При написании диссертационной работы применялись следующие методы исследования: общенаучные (системный, сравнительный, аналитический, эмпирический); философские (прагматический, герменевтический); общегеографические (сравнительно-географический, картографический); методы рекреационной географии (туристское проектирование, маршрутное планирование); литературоведческие (историко-функциональный, локально-исторический, структурно-семиотический), методы социологических исследований (анкетирование и интервьюирование).

Научная новизна и теоретическая значимость работы связаны с изучением потенциала художественных образов пространства как важного туристского ресурса территории; развитием методики прагматического анализа художественного текста; углублением представлений о практической значимости гуманитарных знаний в вопросах территориальной организации туризма.

1. Изучены свойства географического пространства, отраженного в литературных произведениях.

2. В научный оборот вводится новое понятие - «литературное картирование пространства».

3. Дополнено определение понятия «литературное место» и расширена классификация литературных мест, предложены способы их картографического изображения.

4. Выявлены литературные места Перми и Пермского края, произведено их картографирование.

5. Изучена роль художественной литературы в вопросах организации литературного туризма, создана модель литературно-туристского кластера.

6. Предложена технология опроса общественного мнения по теме «Влияние художественной литературы на туристское развитие территории».

7. Дана характеристика и рекомендации по развитию литературного туризма в регионе.

Практическая значимость. Результаты исследования применимы в области стратегического планирования развития туризма, изучения и пропаганды культурно-исторического и литературного наследия. Методика классификации и картографирования литературных мест может быть востребована при разработке карт туристской и ресурсно-оценочной генерализации. Научные результаты актуальны в сфере образования и могут использоваться для разработки учебных курсов культурно-географической, краеведческой и экскурсионной направленности. Анализ литературного наследия Пермского края имеет практическое значение для территориальной организации туризма, внедрения новых туристских продуктов и социально-культурных проектов. Работа, в целом, направлена на формирование привлекательного имиджа и развитие туристской специализации Пермского края.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на Международной научно-практической конференции «"Любовь пространства...": поэтика места в художественном мире и судьбе Пастернака» (Пермь, 2006), Международном научно-практическом семинаре «Очаги культуры в провинции: опыт картографии» (Пермь, 2008), Межрегиональном форуме «Экскурсионная деятельность в системе туристских услуг» (Кунгур, 2009). Всероссийских научных конференциях: «От Александрии к Петербургу: города-музеи в истории культуры» (Санкт-Петербург, 2010), «Актуальные вопросы филологических исследований» (Пермь, 2012), «Туризм в глубине России» (Пермь, 2012). На VII Международной научной конференции «Литература Урала» (Екатеринбург, 2012), Международном научно-практическом форуме «Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации» (Пермь, 2013).

Теоретические, методические и прикладные результаты работы используются автором в преподавании вузовских учебных курсов «Основы экскурсоведения», «Экскурсионный практикум», «Краеведение». Методические разработки исследования востребованы туристскими фирмами Перми, что подтверждается актами о внедрении в производство.

Результаты диссертационной работы нашли отражение в 21 публикации, четыре из них в журналах из перечня ВАК РФ. Материалы исследования представлены в научно-популярных изданиях: «В поисках Юрятина. Литературные прогулки по Перми» (2005), «Всеволодо-Вильва на перекрестке русской культуры: книга очерков» (2008), «Всеволодо-Вильва и ее окрестности: путеводитель» (2011).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. Общий объем составляет 157 страниц, работа

б

содержит 6 таблиц, 35 рисунков. Список литературы включает 382 наименования.

Основные положения и выводы диссертации

I. Географическое пространство, отраженное в литературном произведении, является не только культурно-географическим феноменом, но и туристским ресурсом территории. Взаимодействие пространства и литературного наследия создает особый компонент культурного ландшафта - «литературное место».

Художественный текст как важный источник вторичной информации о среде и её восприятии является предметом географического анализа. Диалогичность взаимоотношений географии и литературы в вопросах изучения микрогеографии города подчеркивал Г.М.Лаппо. Анализ литературных произведений как способа описания территории присутствует в концепции культурного ландшафта Ю.А.Веденина, в исследованиях по литературной географии В.П.Максаковского. Рекомендации по изучению художественной литературы в целях конструирования географических образов изложены в работах Д.Н.Замятина, Н.Ю.Замятиной, И.И.Митина.

В представленном исследовании проблема теоретического характера -взаимодействие литературного текста и географического места -рассматривается не столько в теоретическом, сколько в практическом аспекте. Развитие туризма вокруг литературных топосов изучается как следствие прагматических возможностей художественного текста. Прагматика подразумевает отношение индивида к определенной цели. В работе проанализированы ситуации, в которых художественное произведение становится мотивом к совершению путешествия, а литературное наследие используется с целью развития туризма в регионе.

Художественная литература взаимодействует с географическим пространством, формирует его культурно-географический слой, при этом проявляются такие свойства пространства, как эмерджентность и синергизм. Литературное наследие сообщает ландшафту новые смыслы, формирует его индивидуальный образ и, как следствие, наделяет место новой функцией. Художественные образы пространства находят своих «исследователей» и «потребителей» в сфере образования, культуры и туризма (рис. 1).

Из рис. 1 следует, что литературный текст является одним из способов отражения многомерного географического пространства, идеальные образы «материализуются» в форме учебных программ, культурных событий и достопримечательностей. Эффект взаимодействия пространства и текста создает ментальный компонент культурного ландшафта - «художественный образ места». Проекция художественного образа на существующий ландшафт формирует объект туристского внимания — «литературное место»; область применения художественных образов должна рассматриваться как зона потенциального развития литературного туризма.

Географическое пространство

Научно-исследовательская деятельность

Обраэоиагедышй

турниг

Проектная

ЛС*ТйЛЫ«КТЬ по менеджменту культурного наследия

ХУД0ЖССТПС1П1ЫЙ образ как основа туристского продукта

• I. Литературный текст

" И. Сферы социально-культурной деятельности

' 1IL Формы

практаческрго

применения

художественных

образов

пространства

Рис. 1. Художественный образ пространства и область его применения

Туристское развитие территории напрямую зависит от таких характеристик, как уникальность и типичность. Местность, связанная с жизнью и творчеством выдающегося писателя, приобретает черты уникальной. Проблематика литературных произведений зависит от социального поля, формировавшего личность писателя. Взаимосвязь среды и творчества говорит о типичности места. Сочетание уникального и типичного, переход одного качества в другое позволяют рассматривать литературное место в контексте учения о географическом поле. Под категорией «географическое поле» понимают географическое место точек, испытывающих воздействие со стороны какого-либо объекта. Данное понятие является оптимальным для изучения географических мест, что претерпели изменения под воздействием литературного наследия, стали точкой притяжения туристов. Географическое поле является не только аналогом понятия «территория», но и полем деятельности, возникающей вокруг туристской доминанты. Возникновение, функционирование и исчезновение литературных мест следует рассматривать как пространственно-временные отношения внутри отдельно взятых географических полей.

Представления о географическом поле и другие теоретико-географические разработки лежат в основе теории пространственно-временной организации общества и концепции территориальных общественных систем (TOC). Методика анализа TOC, построенная на рассмотрении трех взаимосвязанных аспектов: процессуального, дискретного и регулирующего, задает направления изучения литературного наследия. Процессы появления литературных мест, их дискретизацию, типологию,

региональную специфику изучает краеведение и литературоведение.

g

Регулирующий аспект или территориальная организация туризма вокруг литературных мест - область исследований рекреационной географии. Данный подход позволяет рассматривать пространство, отраженное в художественных произведениях, как ресурс развития территории.

Обобщая вышесказанное, дадим определение понятия «литературное место» - это элемент географического поля, в котором происходит взаимодействие художественного текста и географического пространства, оно вырастает из традиции почитания известного литературного произведения и его автора, становится туристским ресурсом территории, продолжает жизнь в социально-культурных практиках и туризме.

II. «Литературное картирование пространства» — это особый вид функционирования художественного текста в социуме, обусловленный типологическим сходством карты и текста. Процесс литературного картирования реализуется в социально-культурных практиках и туризме.

Литературные произведения формируют содержательные образы географических мест. Размещая сюжет произведения в реальном пространстве, писатель по-новому структурирует его, наделяет новыми смыслами, создает художественную топографию местности. Этот процесс культурно-географического характера обозначим терминологически -«литературное картирование пространства».

Говоря о литературном картировании, отметим два свойства художественного текста: 1) текст описывает пространство и помогает ориентироваться на местности; 2) текст становится культурным ресурсом территории. В первом случае художественный текст содержит описание пространства, формирует его образ, задает модель территории, в которой особое значение приобретают компоненты мемориально-ассоциативного ландшафта («дом писателя», «маршрут литературного героя», «ландшафт, запечатленный в произведении» и др.). Мемориально-ассоциативный ландшафт создает предпосылки для развития экскурсионного туризма. Разработка и проведение экскурсий требует прочтения литературного произведения как путеводителя, т.е. локально-исторического (топографического) анализа художественного текста. Во втором случае литературное картирование является методическим приемом в комплексной методике культурного картирования территорий, включающей аудит объектов культурного наследия, анализ инфраструктуры местного сектора культуры, проектирование туристских продуктов и услуг, выявление потенциальных участников проекта и его потребителей. Схематически процесс литературного картирования представлен на рис. 2.

Способность художественного текста картировать пространство обусловлена рядом общих типологических и функциональных свойств карты и текста. И карта, и текст кодируют объекты действительности посредством принятых знаков, являются каналом передачи и хранения информации. Картографическому моделированию доступны не только внешние формы, но и внутреннее содержание явлений. В художественных текстах создаются

9

анализ текста

Рис. 2. Процесс литературного картирования пространства

содержательные образы, формирующие новое восприятие места. В работе предпринят сравнительный анализ типологических свойств карты и текста и сделан вывод — в процессе организации литературного туризма они дополняют, а иногда заменяют друг друга.

Изучение процессов литературного картирования пространства позволяет выявить новые виды литературных мест. Разработана классификация, которая делит изучаемые объекты по типу отношения к действительности на «реальные» и «условные», предложены способы картографического изображения литературных мест (табл. 1). Данная классификация использована при составлении тематических карт Пермского края.

Таблица 1

Классификация литературных мест и способы их картографического отображения

Литературное место (объект картографирования) Тип отношений с действительностью Принцип картографическог о моделирования Вид картографического знака

I. «Реальные»

Адрес писателя (дом, квартира, музей, место памяти) Знак-индекс Принцип конкретизации Точечный

Маршрут писателя Знак-индекс Принцип конкретизации Линейный или площадной

Панорамный обзор -место, которое создает Иконический знак Принцип системности Точечный

ю

условия для созерцания ландшафта

«Литературное гнездо» - места социально-культурной жизни литературного сообщества Знак-индекс Принцип конкретизации Точечный или площадной

II. а. «Условные художественные»

«Адрес» литературного героя Знак-символ Принцип аналогии Точечный

«Маршрут» литературного героя Знак-символ Принцип аналогии Линейный

Литературный город и его прототип, «locus poesiae» - место «разыгрывания» литературного сюжета Знак-символ Принцип аналогии, принцип системности Точечный или площадной

II. б. «Условные функциональные»

Прагматика литературного места: объекты инфраструктуры и события Знак-индекс Принцип конкретизации, принцип аналогии Точечный

П1. Методика выявления литературных мест в целях создания тематических карт Перми и Пермского края построена на топологическом анализе туристской литературы, изучении экскурсионной практики и проектной деятельности, а также локально-историческом анализе автобиографических и художественных произведений.

Для выявления литературных мест Перми был предпринят топологический анализ путеводителей в период с 1902 по 2012 г. Показано, что на протяжении ста лет литературное наследие выступает в качестве культурного ресурса территории. Авторы путеводителей используют литературные цитаты с целью создания образа ландшафта, дают историко-литературные сведения для пояснения городской топонимики, объединяют литературные места в тематические маршруты. В путеводителях последних лет на первый план выходят два доминантных литературных сюжета: «Пермь — прототип Юрятина» и «Пермь — город трех сестер». Анализ современной экскурсионной практики показал, что из 40 туроператоров, зарегистрированных на сайте visit.perm.ru, литературные экскурсии предлагают 15. Объектами экскурсионного показа являются места, связанные с жизнью и творчеством А.Н. Радищева, П.А.Вяземского, Ф.М.Решетникова, П.И.Мельникова-Печерского, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамина-Сибиряка,

П.П.Бажова, А.С.Грина, В.В.Каменского, М.А.Осоргина, А.П.Гайдара, Е.Ф.Трутневой, Л.И.Давыдычева, ЛИ.Кузьмина, В.П.Астафьева, В.А.Каверина, В.Ф.Пановой, ЛА.Юзефович& Благодаря проектной деятельности 2006-2012 г. в городскую среду интегрированы художественные образы произведений Б. ЛПастернака, А.П.Чехова.

Методика классификации и картографирования литературных мест нашла применение в разработке тематической карты Пермского края (рис. 3, табл. 2). Карта раскрывает схему территориальной организации литературного туризма в Пермском крае: литературные места вписаны в туристско-рекреационный каркас региона; основные туристские потоки формирует Пермь; наиболее выгодное положение в каркасе имеет музей В.В.Каменского (50 км от краевого центра); в зоне вторых центров находятся «Литературный музей В.П.Астафьева» в Чусовом (130 км от Перми) и музей «Дом Пастернака» в пос. Всеволодо-Вильва (240 км от Перми). Между Пермью и Чусовым располагается музей «Пермь-Зб», соотносимый с сюжетами лагерной прозы. На транзитной периферии видим Осу и ее краеведческий музей, тематически связанный с повестью «Капитанская дочка» АС.Пушкина; Соликамск - пункт лагерной ссылки В.Т.Шаламова, Чердынь, хранящую память о Д.Н.Мамине-Сибиряке, О.Э.Манделынтаме. На дальних окраинах оказались пос. Кын и долина реки Чусовой - пространство исторической прозы Д.Н.Мамина-Сибиряка и место действия романа «Золото бунта» A.B.Иванова; в Чердынском районе отмечено Искорское городище -пункт кульминации сюжета в авантюрно-историческом романе «Сердце Пармы»

Согласно предложенной методике в работе составлена также литературная карта Перми, анализ которой показывает, что в городе достаточно объектов, имеющих статус литературного места (39). Высокая концентрация литературных мест наблюдается в историческом центре, здесь формируется литературно-туристский кластер города.

ГУ. Художественный образ пространства, созданный в литературном произведении, ведет к изменениям в территориальной организации туризма и формирует литературно-туристский кластер. Подтверждением этого можно считать влияние творчества БЛ. Пастернака и A.B. Иванова на формирование литературно-туристских кластеров в Пермском крае.

Зарождение литературных путешествий в мировой практике происходит в эпоху Просвещения, именно в этот период доминирует рациональный способ познания мира и усиливается значение книги как структурирующего начала.Эти процессы наглядно демонстрирует роман Ж.Ж.Руссо «Юлия, или новая Элоиза», популярность которого способствовала развитию туризма на восточном побережье Женевского озера Со временем подобные путешествия становятся самостоятельным направлением познавательного туризма, получившим название «литературный туризм».

Литературные места Пермского края

^Г^ж 1 ./"Г

ГАЙНЫ

ЧЕРДЫНЬ-

КРАСНОВУ! ШЕРСК

СОЛИКАМСКА]. 10

ЮРЛА

П ВСЕВ.0ЛОПО

^ ттъъА-У шыАА

КУДБ1МК№

ЧЕРМОЗ

ильинский:

'КАРАГАЙ

ВЕРЕЩАГИН©

пщйш

Ч1ЫСЩА

гКЫН

РХАНСК

кунгурчц

^^КЙШЕРТЬ ОРЛА ,

Ч 8 <5

суксуыу /Е

ЕЛОВО

УТЛНГКОЕ

масштаб 1:1 700 000

Рис. 3. Литературные места Пермского края

Таблица 2

Условные обозначения к карте «Литературные места Пермского края»

Знак Легенда

Ш1 Литературный музей: 1.Мемориальный Лпм-мучрй R R TfaufimfAp п Троица, ул. Советская, 18; 2. Литературный музей В.П.Астафьева, Чусовой, ул. Фрунзе, 36, Партизанская, 76; 3. «Дом Пастернака», п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 47. 4.* Музей Политических репрессий «Пермь-36», д. Кучино, Чусовской р-н; 5.* Осинский краеведческий музей, Оса, ул. Свердлова, 2

11 «Памятник»: б.Памятник А.Л.Рептетпву л Бррр-шшгяу

«Адпес писателя»: 7.А.Н. Ралишев дважды пг.тянячгшпягтгя н ттРрМИ и Кунгуре (1790 и 1797 г.); 8.Д.Н. Мамин-Сибиряк посещал г.Чердынь и останавливался по адресу ул.Соборная, 27 (1888 г.); 9.О.Э. Мандельштам отбывал ссылку в Чердыни, ул. Прокопьевская, 39 (1934 г.); 10. В.Т. Шаламов отбывал ссылку в Соликамске, Березниках, Красновишерске (1929-32 г.); 11. А.А.Кирпищикова жила в пос. Полазна, пос. Чермоз, здесь она начала литературную деятельность (1838-1925 г.); 12. А.П.Гайдар посетил Александровск во время творческой командировки, целью которой был сбор материала для повести «Лесные братья» (1926 г.); 13. A.C. Грин работал на золотых приисках в окрестностях ст. Пашия (1900 г.); 14. В.В. Бианки жил во время эвакуации в Осе, ул. Интернациональная, 42. (1942-44 г.); 23.А.П.Чехов провел три дня в имении С.Т.Морозова в п. Всеволодо-Вильва (1902 г.); 24. Б.Л.Пастернак работал в пос. Всеволодо-Вильва, жил в Доме управляющего заводами (1916 г.)

Ш «Событийный / образовательный тупизм»: 19. Ланлитафтно-

этнографический фестиваль «Зов Пармы» - п. Камгорт; 20. Поэтический фестиваль «Решетовские чтения» - Березники; 21. Малые (школьные) Пастернаковские чтения - пос. Всеволодо-Вильва; 22. Малые (школьные) Астафьевские чтения - Чусовой

№. Место «разыгрывания» сюжета: 15. Место действия рпмяня К TT Пягтррнака

«Доктор Живаго» - п.Всеволодо-Вильва, урочище Ивака; 16. Место действия романа А.В.Иванова «Золото бунта» - р. Чусовая, п. Кын, скалы: Разбойник, Четыре брата, Гусельный и др; 17. Место действия романа A.B. Иванова «Сердце Пармы» - Чердынь, пос. Искор. 18.Место действия повести Ю.Н.Тынянова «Гражданин Очер» - Очер

t+t «Поэтическая память» Могила поэта А.Л. Решетова в Березниках

= «Маршрут писателя» темно-синяя линия - А.Н. Радищев, коричневая линия - Д.Н. Мамин-Сибиряк, красная линия - О.Э. Мандельштам, фиолетовая линия -АП.Чехов, черная линия - Б.Л. Пастернак, голубая линия - А.П. Гайдар, серая линия - A.C. Грин, желтая линия - В.Т.Шаламов

Вокруг литературных мест формируется особый «литературно-туристский кластер». Анализ территориальной организации туризма в

городах, имеющих статус «литературного места», - Страдфорт-на-Эйвон, Петербург, Монтрё - позволил выявить компоненты, необходимые для организации литературных экскурсий: «музей писателя», «памятник», «ландшафт, запечатленный в произведении», место «разыгрывания» литературного сюжета. Данные компоненты и их связи составляют «поле литературных экскурсий». Структура литературно-туристского кластера сложнее, его модель включает компоненты поля литературных экскурсий, объекты культурной и туристской инфраструктуры, продукты творческой репрезентации произведений (спектакли и кинофильмы), «пункт входа» -транспортный узел и пути сообщения с другими регионами (рис. 4). Модель применима для изучения организации литературного туризма на территории любого таксономического ранга Она просматривается на примере организации литературного туризма в Перми - города, у которого прежде не было статуса «литературного места». Формирование литературно-туристского кластера произошло в ходе реализации проекта «Пермский период Бориса Пастернака», осуществленного общественной организацией «Городской фонд культуры "Юрятин"» при поддержке Министерства культуры Пермского края в 2006-2009 г. Проект предусматривал интеграцию литературного образа «Пермь - Юрятин» в городскую среду. Ряд событий: международная конференция «Любовь пространства...», постановка мюзикла «Доктор Живаго», издание путеводителей, съемка документального фильма «Урал впервые», открытие «Юрятинской читальни», памятника поэту, ресторана «Живаго», разработка и организация экскурсий - привели к тому, что в Перми на топо-уровне сформировался литературно-туристский кластер (рис. 5). Сравнительный анализ двух моделей показывает, что в пермском кластере отсутствует важная позиция «дом-музей».

Работает ли модель литературно-туристского кластера на практике? Ответ на этот вопрос получен путем анкетирования целевой группы -педагогов-филологов. Анализ анкет показал, что большинство учителей используют литературные экскурсии в своей работе (61 %); 20 % филологов обращаются к этому виду внеклассной работы очень редко; 19 % -практически никогда; 3% - разрабатывают и проводят литературные экскурсии самостоятельно.

Чтобы практика литературных экскурсий стала системным мероприятием и в целях успешного функционирования литературно-туристского кластера, в городе необходимо создать специализированный литературный музей.

В Пермском крае не сформированы литературно-туристские кластеры, но действует ряд экскурсионных маршрутов, соединяющих центры спроса и литературные места (например, Пермь и пос. Троица; Пермь и Чусовой; Березники и пос. Всеволодо-Вильва). В предложениях пермских туроператоров существует шесть экскурсий литературной тематики,

Средства штания

Рис. 4. Модель литературно-туристского кластера

Рис. 5. Литературно-туристский кластер Перми

две из них историко-литературные («Детские писатели Прикамья», «Пермь литературная»); одна литературно-биографическая («В гости к поэту В.В.Каменскому»); две художественно-литературные («По следам Доктора Живаго» и «По следам Ивана Семенова») и одна литературно-топографическая («Путешествие в Варыкино»).

Поле литературных экскурсий обозначилось в Чердынском районе вокруг мест, описанных в романе «Сердце Пармы» А.В.Иванова, и в пос. Всеволодо-Вильва, окрестности которого отражены в романе «Доктор Живаго» БЛ.Пастернака. Становление литературного туризма в данных районах происходит в результате целенаправленной проектной деятельности, реализуемой Министерством культуры края, администрациями муниципалитетов, общественными организациями и другими заинтересованными лицами. Во время фестивалей «Зов Пармы», «Terra cotta на Вильве» художественные образы пространства становятся туристскими доминантами, на этот период на территориях формируется временный литературно-туристский кластер.

Жители указанных районов и специалисты осознают влияние литературного наследия на развитие местного туризма. Это подтверждается результатами анкетирования целевых групп, имеющих прямую или косвенную заинтересованность в развитии туризма. Опрос жителей Чердыни показал, что 23% респондентов читали роман A.B. Иванова «Сердце Пармы» и проецируют его сюжет на свою территорию. Большинство жителей хотя бы раз принимало участие в фестивале «Зов Пармы» (81 %) и положительно отзываются о нем (77 %). Многие считают, что творчество А.В.Иванова привлекло внимание туристов к Чердынскому району (56 %). Население пос. Всеволодо-Вильва демонстрирует знакомство с романом «Доктор Живаго» (35 %), музеем «Дом Пастернака» (56%), отмечает влияние литературы на развитие туризма в поселке (85 %). Профессионалы туризма (экскурсоводы, гиды) читали произведения А.В.Иванова «Сердце Пармы» (31 %), «Message: Чусовая» (15 %), «Хребет России» (22 %), используют их при создании экскурсий и активных маршрутов 15 % специалистов. Опрос педагогов-филологов Перми показал, что под влиянием литературных произведений БЛ.Пастернака, А.В.Иванова сформировалось представление о новых литературных местах Пермского края - пос. Всеволодо-Вильва (73 %) и Чердынь (9 %).

Художественные образы пространства, созданные в романах Б.Л.Пастернака, A.B. Иванова, реализовали свои прагматические свойства, стали туристским ресурсом территории. В перспективе поле литературных экскурсий может сформироваться в Чусовом вокруг музея В.П.Астафьева; в Березниках и Соликамске вокруг маршрутов В.Т. Шаламова. Жизнь и творчество большинства писателей, связанных с Пермским краем, имеет общероссийское и мировое значение. Известность писательских имен, проектная деятельность вокруг литературных мест, включенность их в туристский каркас региона создает предпосылки для успешного развития литературного туризма в Пермском крае.

17

V. Литературное наследие Перми формирует географические образы города, является составляющей имиджа территории. Анализ содержания географических образов имеет концептуальное значение в вопросах туристского развития региона.

Литературный текст является одним из инструментов формирования географического образа (ГО). Определяя ГО, географы подчеркивают его знаковую природу, способность ярко и просто характеризовать место, ландшафт, регион. Согласно методике построения базовой модели географического образа Д.Н. Замятина составлена схема «Географические образы Перми в художественной литературе» (рис. 6). Схема показывает, что под влиянием художественных произведений сформировались устойчивые образы Перми, которые являются составляющими имиджа города и края, аккумулируют значимые характеристики географического пространства и находят применение в социально-культурной практике и туризме.

1. Образ «далекой земли», восходящий к древнему вепсскому «Перамаа» обозначен на схеме зеленым цветом. Топоним семантически связан с представлениями об окраинном положении региона. Образ бескрайней лесной земли зафиксирован в произведениях А. С.Пушкина, Е.АВердеревского, А.ЛГерцена, М.А.Осоргина, А.П. Чехова, К.Д.Бальмонта Лес - одна из выразительных характеристик пермского ландшафта. В черте города расположены лесопарки: Черняевский лес, Липогорский лес, Закамский бор; охраняемые природные ландшафты, лыжные базы, парки. Они создают предпосылки для развития активных видов отдыха: велотуризм, лыжные походы, спортивное ориентирование, экскурсий естественно-научных и литературных прогулок в природу.

2. Образ Камы - «матери пермского мира» - присутствует в произведениях практически всех исследуемых писателей. На схеме он выделен голубым цветом и отражает бассейновый характер региона, подчеркивает градообразующее значение реки. Образ реки - связующего звена между народами Прикамья - воспроизводится в названии международного этно-футуристического фестиваля «Кам\уа». Кама является главной достопримечательностью города. В туризме она включена в маршруты речных круизов, ее береговая линия формирует разнообразные рекреационные зоны. Кама - ключевой объект экскурсионного показа, она входит в литературно-туристский кластер города.

3. Образ «город на горе» отражает особенность городской планировки, он обозначен охровым цветом. Образ зафиксирован в произведениях П.И.Мельникова-Печерского, Б.А.Вердеревского, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Б.ЛЛастернака. Панорама города со стороны реки является одной из ярких визуальных характеристик, именно с этого ракурса запечатлена Пермь в путевой литературе и романе «Доктор Живаго». Планировка города располагает к прогулке, по образному замечанию П.И.Мельникова-Печерского, Пермь «спланирована правильнее Нью-Йорка». Регулярная планировка исторического центра акцентирована в пешеходных маршрутах «Зеленая линия» и «Красная линия».

4. Образ «Пермь - столица» отмечен красным цветом. Столичные притязания Перми, стремление играть роль административного, экономического, культурного центра прослеживаются в поэзии В.В.Каменского. Образ Перми - «центра древней цивилизации» - одна из составляющих художественного мира уральских произведений А.В.Иванова. Индустриальные достижения города зафиксированы в путевой беллетристике и поэзии XIX XX вв. К полю «столичных» концептов примыкают культурные образы, сформировавшиеся исторически: «Пермь - страна детской литературы»; «Пермь - центр книжной культуры». В социально-культурной практике образ реализуется в проектах «Пермь - культурная столица Поволжья», «Пермь - культурная столица Европы», «Центры культуры Пермского края».

Рис. 6. Географические образы Перми в художественной литературе

В процессе создания географических образов территории художественный текст выступает объектом анализа и инструментом образно-географического картирования. Ценность подобного моделирования заключается в выявлении «символических узлов», которые способствуют созданию актуальных социально-культурных проектов и туристских продуктов, грамотно позиционируют город на региональном, национальном и международном туристском рынке. Схема «Географические образы Перми в художественной литературе» имеет концептуальное значение и

19

убедительно показывает, что в Пермском крае целесообразно создавать туристские продукты, построенные на использовании лесных и речных ресурсов, индустриальных достижений и объектов историко-культурного и литературного наследия. Литературный туризм - новое направление в пермском туризме, имеющее предпосылки дальнейшего развития.

Изучение сущности и процесса литературного картирования пространства открывает новые возможности для исследований в области культурной и рекреационной географии, позволяет изучать литературное наследие как уникальный туристский ресурс, имеет практическую значимость в вопросах территориальной организации туризма и является перспективным направлением междисциплинарных исследований.

По теме диссертации опубликованы статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Абашев В.В. Фирсова A.B. План местности: литература как путеводитель // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып.4. С.98-104.

2. Фирсова A.B. Литературный туризм как продукт культурного картирования // Вестник Удмуртского университета. Сер.6: Биология. Науки о Земле. 2012. Вып.2. С.142-148.

3. Фирсова A.B. Литературное картирование пространства //Региональные исследования. 2012. Вып.3(37). С. 53-61.

4. Абашев В.В. Фирсова A.B. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып.З. С.182—190.

В иных изданиях:

5. Абашев В.В., Фирсова A.B. Берегом Камы от Дома Люверс // В поисках Юрятина. Литературные прогулки по Перми. Пермь, 2005. С. 15-57.

6. Абашев В.В., Фирсова A.B. За Доктором Живаго в поисках Юрятина // В поисках Юрятина. Литературные прогулки по Перми. Пермь, 2005. С.57-110.

7. Фирсова A.B. Предание о силаче в романе «Доктор Живаго» и современной традиции Всеволодо-Вильвы // Дом в культурных традициях Пермского Прикамья: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Усолье: МУК УИАМ «Палаты Строгановых», 2006. С 96-104.

8. Фирсова A.B. «Genius loci» Всеволодо-Вильвы — Варыкино» // «Любовь пространства...»: поэтика места в художественном мире и судьбе Пастернака: материалы междунар. науч. практ. конф. М., 2008. С.361—362.

9. Фирсова A.B. «На горе и под горой» (сакральное и инфернальное пространство Перми) // Глаголь. Пермский филологический журнал. 2007. №1. С.ЗО—35.

10. Фирсова A.B. Мифологические категории познания мира: «путь», «сакральное пространство», «акт творения» и поэтика экскурсионного текста// Традиционная и современная Россия глазами славянских народов: материалы междунар. семинара. Пермь, 2007. С. 164-170.

11. Фирсова A.B. Живая память Всеволодо-Вильвы. Записи устных рассказов // Всеволодо-Вильва на перекрестке русской культуры: Книга очерков/ отв.ред. В.В.Абашев; Перм. гос. ун-т. СПб. : Маматов, 2008. С.22-40.

12. Фирсова A.B. Савва Морозов и Морозовские урочища Всеволодо-Вильвы. Записи устных рассказов // Всеволодо-Вильва на перекрестке русской культуры: Книга очерков/ отв.ред.В.В.Абашев; Перм. гос. ун-т. СПб.: Маматов, 2008. С.152-158.

13. Фирсова A.B. Методы культурной географии в экскурсоведении // География и туризм: сб. науч. тр. Пермь, 2010. Вып.9. С.33-41.

14. Фирсова A.B. «Герой с книгой»: феномен литературного картирования пространства // Умозрение в красках: материалы Всеросс. науч.-практ.конф. «Строгановские чтения» - IV, 5-7 ноября 2010. Усолье: МУК УИАМ «Палаты Строгановых», 2011.4.1. С.123-127.

15. Фирсова A.B. Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю // Географический вестник. 2011. Вып. 3(18). С.77—90.

16. Абашев В.В. Фирсова A.B. Всеволодо-Вильва и ее окрестности: путеводитель. С.-Петербург, 2011. 120 с.

17. Фирсова A.B. Литературное картирование Чердынского района в романе «Сердце Пармы» А.Иванова // Туризм в глубине России: Сб. тр. II междунар. науч. семинара (24-29 июля 2012 г.). Пермь: Типография ПГНИУ. С. 163-172.

18. Денисова A.B., Фирсова A.B. Мониторинг территорий-победителей проекта «Центры культуры Пермского края» (на примере г. Кунгура и п. Всеволодо-Вильвы) // География и туризм: сб. науч.тр. Перм.гос.нац.исслед.ун-т. Пермь, 2012. Вып. 11. С.28-36.

19. Фирсова A.B. Литература и туризм: к вопросу о картировании пространства средствами художественной литературы // Актуальные вопросы современной филологии: материалы Всеросс. науч. конф., Пермь, 6 апреля 2012 / отв.ред. И.И.Русинова; Перм.гос.нац.исслед.ун-т. Пермь, 2012. С. 198-203.

20. Фирсова A.B. Литературное картирование Перми в путеводителях. // Географический вестник. 2012. Вып. 3 (22). С. 101-107.

21. Фирсова A.B. Литературный туризм в Пермском крае: миф или реальность? // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: сб.ст. междунар. науч.-практ.форума (Пермь, 15-17 мая 2013 г.) /отв. ред. А.С.Кусков, П.С. Ширинкин. Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. С. 368-374.

Содержание работы

Введение

Глава I. Географическое пространство в художественной литературе

1.1. Структура и свойства географического пространства. Литературное место

1.2. Литературное картирование пространства. Текст и карта: типологическое и функциональное сходство

1.3. Мировые центры литературного туризма. Модель литературно-туристского кластера

Глава II. Литературный туризм в Перми

2.1. Художественные образы Перми в социально-культурных практиках и туризме

2.2. Классификация литературных мест Перми: материалы к литературной карте города

2.3. Роль художественной литературы в моделировании географических образов Перми

Глава III. Литературно-туристские кластеры Пермского края

3.1. Литературные места Пермского края: классификация, картографирование, пространственный анализ, рекомендации по развитию литературного туризма в регионе

3.2. Творческое наследие Б.Л. Пастернака и формирование литературно-туристского кластера в пос. Всеволодо-Вильва

3.3. Творчество A.B. Иванова и формирование литературно-туристского кластера в Чердынском районе

Заключение

Библиографический список

Приложение

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 0,76 Тираж 100 экз. заказ № 2 9/ Типография Пермского государственного национального исследовательского университета 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Текст научной работыДиссертация по наукам о земле, кандидата географических наук, Фирсова, Анастасия Владимировна, Пермь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ич I и 1 ч э э ^ б э на правах рукописи

/

Фирсова Анастасия Владимировна

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

(на примере Пермского края)

Специальность 25.00.24 - Экономическая, социальная, политическая

и рекреационная география

Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор Владимир Васильевич Абашев доктор географических наук, профессор Александр Иванович Зырянов

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Географическое пространство в художественной 13

литературе

1.1. Структура и свойства географического пространства. 13 Литературное место

1.2. Литературное картирование пространства. Текст и карта: 31 типологическое и функциональное сходство

1.3. Мировые центры литературного туризма. Модель 49 литературно-туристского кластера

Глава II. Литературный туризм в Перми 60

2.1. Художественные образы Перми в социально-культурных 60 практиках и туризме

2.2. Классификация литературных мест Перми: материалы к 79 литературной карте города

2.3. Роль художественной литературы в моделировании 95 географических образов города

Глава III. Литературно-туристские кластеры Пермского края 109

3.1. Литературные места Пермского края: классификация, 109 картографирование, пространственный анализ, рекомендации по развитию литературного туризма в регионе

3.2. Творческое наследие Б.Л. Пастернака и формирование 126 литературно-туристского кластера в п. Всеволодо-Вильва

3.3. Прагматика творчества A.B. Иванова и событийный туризм в 136 Чердынском районе

Заключение 152

Библиографический список 160

Приложение 191

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в современном мире, в связи с развитием туризма, как важного экономического и культурного явления, резко возрастает внимание к прагматическим аспектам культурного наследия. Меняется само понимание художественного произведения, зачастую оно мыслится не только как ценность эстетического или идеологического порядка, но - если употребить экономико-производственный термин - как продукт, предназначенный для потребления и дальнейшей жизни в социальных практиках. Феномены культуры все чаще рассматриваются как факторы аттрактивности территории и ресурс ее развития.

Одним из важных компонентов культурного наследия, особенно для России, является художественная литература, которая не только развивается во времени, но и размещается в пространстве, взаимодействует с ним, определяет формы его восприятия. Богатая литературная традиция и бескрайние российские просторы - пожалуй, два самых значительных образа нашей страны в сознании мирового сообщества. Эти начала -литература и география - взаимосвязаны. Именно русская литература создала впечатляющие образы пространства России. В 1913 году Велимир Хлебников призвал литературу к более пристальному изучению географии родины. По его мнению, хотя русская литература богата яркими талантами, ей свойственна некоторая узость в географическом смысле. Он имел в виду, что в классической русской литературе отразилась преимущественно одна территория - Восточно-Европейская равнина, а реальное территориальное и этническое многообразие России не нашло в ней образного выражения. В своей статье «О расширении пределов русской словесности» он констатировал: русская литература «ждет своего Пржевальского» [270, с.593]. По существу, Хлебников сформулировал геопоэтический проект, проницательно рассматривая художественную литературу как средство

формирования впечатляющих образов географического пространства, создания новой карты страны средствами художественного слова.

Тем не менее, потенциал художественной литературы, ее способность создавать уникальные образы мест практически не используется в вопросах туристского развития территорий. На наш взгляд, это связано с тем, что недостаточно изучены свойства географического пространства, отраженного в художественных текстах, слабо развита методика прагматического анализа художественного текста и совершенно не изучен его картографический потенциал. В этом нам видится основная научная проблема, которая носит теоретический, методологический и методический характер.

Гипотеза исследования: географическое пространство, отраженное в художественных произведениях, обладает особыми аттрактивными свойствами - уникальность, смысловая насыщенность, познавательная ценность. Создавая образы пространства, художественная литература формирует его новую легенду, иными словами, «картирует» местность и создает предпосылки для туристского развития региона. Изучение картирующих свойств художественного текста имеет перспективы для анализа туристского потенциала территории, и для разработки новых технологий туристского проектирования.

Объектом исследования является туризм как современный социально-культурный и географический процесс, а именно одно из частных и малоизученных его направлений - литературный туризм.

Предметом исследования становится пространство Пермского края, отраженное в художественных произведениях, и организация литературного туризма в регионе.

Цель исследования - изучить свойства географического пространства,

отраженного в художественных произведениях; описать феномен

литературного картирования пространства, присущий произведениям

мировой художественной литературы; изучить территориальную

4

организацию литературного туризма в Пермском крае и обосновать его перспективные направления.

Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач:

• дать определение понятия «литературное место» и создать классификацию литературных мест;

° изучить процесс литературного картирования пространства;

• обозначить специфику литературного туризма и описать его необходимые составляющие;

• проанализировать географические образы Пермского края в произведениях художественной литературы. Выявить примеры литературного картирования пространства Прикамья в художественных текстах, социально-культурных проектах и туристской практике;

• создать классификацию литературных мест региона и подготовить Литературную карту Перми и Карту литературных мест Пермского края.

Работа носит междисциплинарный характер, она выполнена на стыке географии и литературоведения, общими для которых является круг проблем, связанных с описанием пространства.

Теоретическая и методологическая база исследования. Работа

восходит к региональным исследованиям в географии (Семенов-Тян-

Шанский, 1928); к учению о ноосфере (В.И. Вернадский, 1975), к учению о

культурном ландшафте (Ю.А. Веденин, 1997; B.JI. Каганский, 2003; Р.Ф.

Туровский, 2004; В.Н. Калуцков, 2008). Вопросы литературного отражения

географических объектов, значение художественной литературы в

формировании пространственных образов рассматриваются в

отечественной географии конца XX - начала XXI в. (Г.М. Jlanno, 1997;

Ф.Н. Мильков, 1995; В.П. Максаковский, 2006). При определении понятий

«пространство», «территория», «регион», «территориально-общественные

системы» мы исходим из фундаментальных исследований в области

социально-экономической географии (А.Б. Алаев, 1983; H.H. Баранский,

5

1980; Ю.Г. Саушкин, 1980; П.Я. Бакланов, 1986; М.Д. Шарыгин, 2003, 2006, 2010; А.И. Чистобаев, 1990; В.В. Воронин, 2006; Трофимов, 2007; А.М.Коробейников, 1983). Типологическое сходство карты и текста выявляем с опорой на работы по картоведению (К.А. Салищев, 1982;

A.М.Берлянт, 1986, 2003; A.A. Лютый, 1988). В свете географического подхода к гуманитарному знанию особое место в исследовании занимают труды по культурной и гуманитарной географии (М.Е. Кулешова, 2001; О.А.Лавренова, 1998; Д.Н.Замятин, 1999, 2003, 2006; Ю.Н. Гладкий, 2010;

B.Н. Стрелецкий, 2012). Литературоведческий анализ художественных произведений выполнен с опорой на фундаментальные исследования в области пространства и текста (Н.П. Анциферов, 1923, 1991, 2009; Д.С.Лихачев, 1981; М.Ю. Лотман, 1999; В.Н. Топоров, 2009; В.М.Гуминский, 1987; В.Г. Щукин 2007). Также рассмотрены работы по литературному краеведению (Н.К. Пиксанов, 1913; С.А. Золотарев, 1916; П.С. Богословский, 1928; H.A. Милонов, 1985; Б.А.Чмыхало, 1990; Д.А. Красноперов, 2010); структурно-семиотические исследования в области локальных текстов (В.В. Абашев, 2000, 2010, 2012; Л.С. Соболева, 2006; E.H. Эртнер, 2005). В вопросах рекреационной географии и туристского развития территории Пермского края в качестве базовых работ приняты исследования В.С.Преображенского (1975), А.Ю. Александровой (2003, 2013), А.С.Кускова (2008), А.И. Зырянова (2005, 2010, 2012); Ю.А. Худеньких (2006), П.С.Ширинкина (2011), С.Э.Мышлявцевой (2012).

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК. Входит в специальность 25.00.24 - Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география: 11. Территориальная организация и размещение отдельных отраслей хозяйства, других сфер человеческой деятельности, в частности сферы услуг; 16. Геопространственные системы различной специализации (экономические, социальные, включая рекреационные, культурные, политические); 17.

Восприятие и территориальное поведение индивидов и социально-территориальных общностей.

Территория исследования. В настоящей работе мы изучаем пространство Пермского края, отраженное в художественной литературе. Специфика исследования состоит в том, что мы совершаем переход от изучения образов пространства к рассмотрению форм их бытования в социально-культурных практиках и туризме, тем самым входим в поле рекреационной географии.

Материалом исследования послужили четыре основные группы текстов:

1. Современные историко-литературные произведения, написанные в жанре книги-путеводителя, книги-экскурсии («Скотопригоньевск и Старая Русса» Г. Смирнова (2001), «Москва Мандельштама. Книга-экскурсия» JI. Видгофа (2006), «Благословенная Таврида» Г. Кунцевской (2008), «Москва Пастернака» А. Сергеевой-Клятис и В. Смолицкого (2009), «Литературная карта России» С.И. Богатыревой, Е.В. Селезневой (2006), «Русская Швейцария» М. Шишкина (2008), «Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах» В.Ф. Гладышева (2008), «Путешествие с доктором Живаго» В.В. Абашева (2010) и другие издания этого рода).

2. Художественные произведения, которые позволяют выявить литературную микрогеографию и художественные образы Перми (автобиографические и художественные произведения А.Н. Радищева,

A.И.Герцена, Ф.М. Решетникова, М.А. Осоргина, В.Г. Короленко,

B.В.Каменского, A.M. Горького, А.П. Чехова, Б.Л. Пастернака, А.П.Гайдара, В. А. Каверина, В.Ф. Пановой, Ю.Н. Тынянова, Е.Ф.Трутневой, Л.И. Давыдычева, Л.А. Юзефовича, A.B. Иванова).

3. Художественные произведения, которые формируют литературные места и художественные образы Пермского края (автобиографические и художественные произведения Д.Н. Мамина-

Сибиряка, A.A. Кирпищиковой, О.Э. Мандельштама, В.Т. Шаламова, В.В.Бианки, В.П. Астафьева, A.J1. Решетова, A.B. Иванова).

4. Тексты туристских путеводителей, легенды карт, публицистические и рекламные статьи, посвященные продвижению туристских ресурсов и туристских продуктов Пермского края.

При написании диссертационной работы применялись следующие методы исследования: общенаучные (системный, сравнительный, аналитический, эмпирический); философские (прагматический, герменевтический); общегеографические (сравнительно-географический, картографический); методы рекреационной географии (туристское проектирование, маршрутное планирование); литературоведческие (историко-функциональный, локально-исторический, структурно-

семиотический), методы социологических исследований (анкетирование и

©

интервьюирование).

Научная новизна и теоретическая значимость работы связаны с изучением туристского потенциала художественных образов пространства; развитием методики прагматического анализа художественного текста и исследованием форм его бытования; углублением представлений о практической значимости гуманитарных знаний в вопросах территориальной организации туризма.

1. Впервые описана одна из прагматических функций художественного произведения - «литературное картирование пространства».

2. Дополнено определение понятия «литературное место» и расширена классификация литературных мест, предложены способы их картографического изображения.

3. Проанализирована роль художественной литературы в формировании географического поля туристского кластера.

4. Дана классификация литературных мест Перми и Пермского края, произведено их картографирование и подготовлены литературные карты региона.

5. Рассмотрены географические образы Перми, созданные в художественной литературе и реализованные в социально-культурных проектах.

6. Описаны направления литературного туризма в Пермском крае. Проанализирована проектная деятельность вокруг литературных мест, сформированных под влиянием творчества Б.Л. Пастернака и A.B. Иванова.

7. Проведен мониторинг общественного мнения по вопросам влияния художественной литературы на туристское развитие отдельных территорий, в частности п. Всеволодо-Вильва и Чердынского района.

Практическая значимость. Результаты исследования применимы в области стратегического планирования развития туризма, изучения и пропаганды культурно-исторического и литературного наследия. Методика классификации и картографирования литературных мест может быть востребована при разработке тематических литературных карт туристской и ресурсно-оценочной генерализации. Научные результаты исследования могут использоваться в сфере образования для разработки учебных курсов культурно-географической, краеведческой и экскурсионной направленности. Анализ литературного наследия Пермского края имеет практическое значение для территориальной организации туризма, внедрения новых туристских продуктов и социально-культурных проектов. Работа, в целом, направлена на формирование привлекательного имиджа и развитие туристской специализации Пермского края.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Географическое пространство, отраженное в литературном

произведении, является особым культурно-географическим феноменом.

Взаимодействие пространства и литературного наследия создает особый

компонент культурного ландшафта - «литературное место». В социально-

9

культурных практиках вокруг литературных мест формируется географическое поле литературно-туристского кластера, при этом проявляется способность литературы картировать пространство.

II. «Литературное картирование пространства» - это особый вид функционирования художественного текста в социуме, обусловленный типологическим сходством карты и текста. Процесс литературного картирования реализуется в социально-культурных практиках и туризме.

III. Художественный образ пространства, созданный в литературном произведении, влияет на последующее восприятие данной местности, ведет к изменениям в территориальной организации туризма и формирует литературно-туристский кластер.

IV. Методика выявления литературных мест предполагает топологический анализ путевой и туристской литературы, локально-исторический анализ художественного текста и биографии писателя, обзор экскурсионной практики и проектной деятельности, построенной на презентации литературного наследия.

V. Художественная литература играет особую роль в создании географических образов пространства, формирует имидж территории.

Апробация исследования. Основные положения диссертации

обсуждались на Международной научно-практическая конференции «

"Любовь пространства...": поэтика места в художественном мире и судьбе

Пастернака» (Пермь, 2006 г.), Всероссийской научно-практической

конференции «Дом в культурных традициях Пермского Прикамья» (Усолье,

2006), международном научно-практическом семинаре «Очаги культуры в

провинции: опыт картографии» (Пермь, 2008), Межрегиональном форуме

«Экскурсионная деятельность в системе туристских услуг» (Кунгур, 2009).

Общероссийских научных конференциях: «От Александрии к Петербургу:

города-музеи в истории культуры» (Санкт-Петербург, 2010), «Актуальные

вопросы филологических исследований» (Пермь, 2012), «Туризм в глубине

России» (Пермь, 2012). На VII Международной научной конференции

10

«Литература Урала» (Екатеринбург, 2012), Международном научно-практическом форуме «Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации» (Пермь, 2013).

Теоретические, методические и прикладные результаты работы используются автором при проведении учебных курсов «Основы экскурсоведения», «Экскурсионный практикум», «Краеведение».

Методические и практические разработки исследования востребованы туристскими фирмами Перми, что подтвер