Бесплатный автореферат и диссертация по географии на тему
Географические аспекты изучения религиозной сферы России
ВАК РФ 11.00.02, Экономическая, социальная и политическая география

Содержание диссертации, кандидата географических наук, Сафронов, Сергей Геннадьевич

Введение.

Глава 1. Религиозный срез культурного ландшафта: теоретические аспекты.

1.1. Религиозная сфера России на переломе вторая половина 1980-х—1990-е гг.).

1.2. Основные направления исследований в географии религии.

1.3. Предмет и объект географии религии.

1.4. Структура религиозной подсистемы культурного ландшафта.

1.5. Контуры современных процессов в религиозной сфере

Глава 2. Историко-географическая характеристика религиозного пространства России.

2.1. Особенности и факторы формирования религиозного пространства.

2.2. Основные периоды формирования религиозного пространства Русского государства.

2.3. Главные структуры религиозного пространства России.

Глава 3. Тенденции развития и особенности территориальной структуры религиозного "базиса".

3.1. География общин основных конфессий России.

3.1.1. Особенности географии общин основных конфессий.

3.1.2. Сдвиги в географии религиозной сферы в XX в. на примере русского православия).

3.1.3. Динамика и характер распространения религиозных общин в 1989-1997 гг.

3.2. География религиозных центров (на примере монастырей РПЦ)

3.2.1. Подходы к типологии монастырей.

3.2.2. Этапы монастырского строительства.

3.2.3. Современная система монастырей РПЦ.

3.2.4. Вариант районирования современной системы православных монастырей.

Глава 4. География религиозной деятельности на примере православного образования).

4.1. Структура религиозного образования.

4.2. География высшего и среднего духовного образования.

4.3. Территориальные проблемы развития системы начального религиозного образования в конце XIX и в конце XX вв.

Глава 5. География религиозной "надстройки"

5.1. Территориальные аспекты организации российских конфессий.

5.1.1. Классификация российских конфессий по типам их территориального устройства

5.1.2. Территориальная структура Русской православной церкви.

5.1.3. Этапы развития церковно-административного деления РПЦ.

5.1.4. Особенности современного административно-территориального деления РПЦ

5.2. География современной религиозной элиты на примере епископата РПЦ).

5.2.1. География епископата по месту рождения и служения. 1943-1997 гг.

5.2.2. Миграции архиереев.

5.2.3. Территориальные аспекты формирования и функционирования православной элиты на современном этапе

Глава 6. География православной символики на примере культа русских святых и богородичных икон).

6.1. Особенности географии русских святых и чудотворных богородичных икон.

6.2. Районирование канонической территории РПЦ с точки зрения "символического потенциала".

6.3. Перспективы развития символики

Русской православной церкви.

Глава 7. Основные подходы к районированию религиозной сферы.

7.1. Особенности районирования религиозной сферы.

7.2. Этапы районирования религиозной сферы.

7.3. Некоторые типы православных конфессиональных районов.

Введение Диссертация по географии, на тему "Географические аспекты изучения религиозной сферы России"

Религиозная сфера в последние десять лет принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся в жизни российского общества. Можно спорить о том, как обозначить современный этап быстрого роста структур ведущих вероисповеданий, изменения в религиозности населения, как оценивать различные виды деятельности конфессий. Однако налицо количественный и качественный российских религиозных объединений; усиление их экономических возможностей и политической активности; переосмысление всем обществом роли религии в истории и культурной жизни страны. Все это обоснованно усилило интерес к религиозной сфере.

Актуальность исследования. Элементы религиозной сферы присутствуют сегодня почти в каждом уголке страны: везде живут люди, носители определенной религиозно-культурной традиции, многие объекты и элементы ландшафта связаны с историей религии и несут религиозную символику. Православные общины и храмы появляются там, куда доступ в прежние годы был невозможен — в закрытых городах, на объектах силовых министерств, в воинских подразделениях. Широкое распространение и значительная территориальная дифференциация деятельности конфессий делают религиозную сферу перспективным объектом исследования для географии.

Еще один важный аргумент в пользу выбранной темы — противоречивость процессов, происходящих сегодня в религиозной сфере. Время однозначно положительных оценок любой религиозной активности ушло. О протекающих одновременно процессах секуляризации и десекуляризации свидетельствуют противоречия, появившиеся между религиозными организациями, верующими, с одной стороны, и светской частью общества, с другой. Обозначились противоречия и внутри самой религиозной сферы: как между разными вероисповеданиями, так и внутри многих из них.

Изученность темы. Первые шаги, в основном связанные с картографированием и фискальным отслеживанием сфер влияния основных российских вероисповеданий, были сделаны более ста лет назад специалистами Министерства внутренних дел Российской империи.

В советский период география религии оказалась включенной в этническую географию. Наиболее заметной работой, написанной с точки зрения этнического подхода, стала монография П. И. Пучкова "Современная география религий", в которой одна из глав была посвящена вероисповеданиям народов СССР.

Современные отечественные работы по географии религии пока немногочисленны и затрагивают, в первую очередь, вопросы динамики сети первичных общин и исторические аспекты формирования сфер влияния основных вероисповеданий.

В российской географии пока не сформулировано четкого определения объекта и предмета исследования географии религии. А без этого она по-прежнему воспринимается только как одна из составляющих этнической географии.

Цель данной работы — разработать основные подходы и методологию изучения религиозной сферы с точки зрения географической науки и практически реализовать возможности предложенной теоретической схемы на конкретном российском материале.

Научными задачами работы являются: определение предмета и объекта исследования географии религии на основе опыта изучения российских конфессии; разработка схемы рассмотрения религиозной сферы в географическом исследовании, выделение системы составляющих ее слоев и компонентов; практическое обоснование работы основных блоков предложенной схемы на основе данных о ведущих российских конфессиях; выявление территориального аспекта связей религиозной сферы с другими сферами социально-экономической жизни общества.

Еще две задачи возникают как следствие из обозначенных выше: определение основных параметров и направлений динамики религиозной сферы России за последние десять лет; разработка методов картографирования различных компонентов религиозной сферы России.

Принципиальной позицией при рассмотрении религиозной сферы является "невмешательство" в богословские аспекты деятельности конфессий, относящиеся к юрисдикции других научных дисциплин и отраслей знания. В части, посвященной православной символике, существование религиозных мифов принимается как данность, как феномен общественного сознания. Упор делается на "земные" факторы их территориальной дифференциации.

Методологической базой является системно-структурный подход, на основе которого и предлагается сформулировать определение объекта и предмета исследования географии религии. Среди главных методов исследования конкретных географо-рели-гиозных аспектов выделяются несколько подходов: историко-хронологический, статистический, сравнительно-типологический, картографический.

Хронологические рамки исследования. Историческому аспекту, занимающему в географии религии особое место, посвящена отдельная глава, в которой выделяются важнейшие этапы формирования религиозного пространства1 страны от принятия христианства до настоящего времени.

В основной части диссертации упор сделан на современную ситуацию в религиозной сфере. Включенные в работу историко-географические сюжеты, обращающиеся к материалам и статистике XIX—начала XX вв., подобраны таким образом, чтобы раскрыть проблемы и особенности территориальной дифференциации современных религиозных объединений.

Территориальные рамки исследования. В центре внимания — территория Российской Федерации. Однако там, где это необходимо для решения поставленных в работе задач (например, при рассмотрении историко-географических особенностей формирования религиозного пространства Русского государства; пространственной и количественной динамики конфессий, структуры которых выходят за пределы РФ), привлекаются данные по странам нового зарубежья. Нельзя не учитывать, что в течение нескольких столетий традиционные вероисповедания развивались на единой территории сначала Российской империи, а потом Советского Союза, и многие аспекты современной религиозной жизни уходят корнями именно в эти эпохи.

Конфессиональные рамки исследования. Главный упор в работе сделан на особенности функционирования и территориальной дифференциации конфессий, или кодифицированных религий2, как правило, имеющих оформившиеся организационные структуры. Эти вероисповедания, уже давно существующие в условиях секуляризованного общества, во многом функционируют по его законам. Они интересны не только как фактор, влияющий на поведение и образ жизни верующих, но и как субъекты экономической, политической и социальной жизни общества.

1 Здесь и далее религиозное пространство понимается как соотношение территориальных сфер влияния основных религий.

2 Так специалисты определяют религии, вероучение которых зафиксировано в особых документах (священных текстах и книгах).

Общий анализ особенностей религиозной сферы России проводился с использованием данных обо всех основных конфессиях страны. Однако основная часть фактологического материала связана с Русской православной церковью (РПЦ). Это наиболее многочисленная и влиятельная конфессия современной России, сыгравшая важную роль в становлении российской государственности.

Статистических данных и других материалов о российском православии накоплено больше всего. Элементы структуры РПЦ наиболее разнообразны и сильнее всего укоренены в окружающей территории, а потому наиболее удобны для выявления основных особенностей пространственной дифференциации религиозной сферы.

В отличии от них племенные и родовые верования, распространенные на обширной территории среди малочисленных народов России, рассмотрены обзорно. Они в значительной степени определяют образ жизни этих народов, лежат в основе традиционного природопользования, тесно связаны с природным ландшафтом. Поэтому при их изучении на первый план выходят иные задачи, требуется иное и по форме, и по содержанию исследование с привлечением большого объема этнографического материала.

Информационная база исследования состоит из материалов шести типов.

1. Современная конфессиональная статистика государственных (Министерство юстиции) и церковных органов (Синодальная комиссия по делам монастырей), сведения, извлеченные из сети Интернет.

2. Статистические данные, содержащиеся в репринтных изданиях и справочниках.

3. Материалы информационных агентств, светских и церковных периодических изданий (Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Метафрасис).

4. Современные справочные материалы, подготовленная органами государственной власти (например, Российской академией государственной службы), издательством «Панорама», центром "Православная энциклопедия".

5. Церковная и светская историческая и искусствоведческая литература. В этом ряду надо отметить десятитомное издание "История Русской церкви", монографию Д. В. Поспеловского "Русская православная церковь в XX веке", а также серию книг "Религиозная жизнь и культурная наследие России", вышедшую в Российском институте природного и культурного наследия.

6. Полевые материалы, собранные автором при изучении религиозной жизни шести областей России.

Научная новизна. В работе впервые в отечественной географии раскрывается понятие предмета и объекта географии религии; разработаны подходы и методология исследования территориальной аспектов функционирования основных слоев и компонентов религиозной сферы; проанализированы географические тенденции развития религиозной сферы последнего десятилетия; изучены нетрадиционные сюжеты — географии религиозной элиты (на примере епископата РПЦ), географии православной символики (на примере русских святых и чудотворных богородичных икон); на конкретных примерах рассмотрены проблемы районирования религиозной сферы.

В работе представлены оригинальные карты по слоям религиозной сферы, даны примеры картографирования сети религиозных общин на уровне регионов.

Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть интересны как органам власти, отвечающим за взаимоотношения с религиозными объединениями, так и религиозным структурам, связанным с просветительской и образовательной деятельностью. Наиболее полно выводы диссертации могли бы быть использованы в преподавательской деятельности в высшей и средней школе, а также в отраслях науки, непосредственно занимающихся или касающихся проблем религиозной сферы.

По теме диссертации имеется семь публикаций общим объемом 1,3 п. л. Работа была обсуждена на семинаре кафедры Экономической и социальной географии России МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура и объем. Работа состоит из семи глав, введения, заключения, библиографии и приложений. Первая глава посвящена теоретическим аспектам географического изучения религиозной сферы, определению объекта и предмета географии религии. Вторая — историко-географической характеристике территории современной России с точки зрения распространения различных вероисповеданий. Следующие пять глав раскрывают географические подходы в изучении каждого из блоков предложенной теоретической схемы изучения религиозной сферы. В седьмой главе рассматриваются вопросы районирования территория по религиозному признаку на примере шести областей России. Работа содержит 127 страниц текста, 38 страниц приложения, имеется 25 карт и графиков.

Заключение Диссертация по теме "Экономическая, социальная и политическая география", Сафронов, Сергей Геннадьевич

Заключение

Изучение религиозной сферы России географией делает первые шаги. Поэтому на основе результатов данной работы и с учетом опыта зарубежных и отечественных ученых было предложено определение объекта и предмета исследования географии религии.

Объект исследования географии религии может быть определен как территориальные сочетания элементов религиозной сферы, состоящие из групп людей, носителей религиозной веры или определенной религиозно-культурной традиции; объектов, институтов и явлений, прямо или косвенно связанных с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы; и элементов религиозной символики.

Предмет географии религии — изучение закономерностей функционирования и развития религиозных территориальных систем, обусловленных их собственной пространственной неоднородностью и неоднородностью их социально-экономического и культурного окружения.

Важно, чтобы география религии охватывала максимально широкий спектр вопросов территориальной организации религиозной сферы, не ограничиваясь традиционной этно-конфессиональной тематикой. Еще одним методологическим результатом данной работы является предложенное структурное деление религиозной сферы, из которого вытекают основные направления ее изучения в географии.

Религиозная сфера может быть разделена на пять слоев.

1) Религиозное наследие: историческая память и традиции этнических, этно-конфессиональных, социальных групп, регионов и местностей.

2) Религиозный "базис": сети первичных общин и религиозных центров.

3) Деятельность религиозных объединений: культовая, религиозная некультовая, нерелигиозная.

4) Религиозная "надстройка": административно-территориальное устройство религиозных объединений; религиозная элита.

5) Религиозная символика, которая складывается как из общеконфессиональной, так и местной, региональной составляющей.

Каждый из выделенных слоев имеет свои закономерности функционирования и особенности территориальной дифференциации. Они лишь частично обуславливаются внутрирелигиозными факторами — канонами и традициями. Структуры, обслуживающие религиозный культ, материальны по своей природе и развиваются в значительной степени под влиянием внешних факторов, тесно связанных с географическим положением того или иного объекта религиозной сферы, его социально-экономическим и культурным окружением.

Представляется логичным говорить об изучении территориальных сочетаний элементов религиозной сферы, как подсистемы культурного ландшафта, по следующим причинам: элементы религиозной сферы — неотъемлемая часть большинства развитых культурных ландшафтов; элементы религиозной сферы составляют систему — взаимосвязаны и взаимообусловлены, взятые вместе образуют новое качество; в религиозной сфере хорошо выражены характерные для культурного ландшафта слои - традиционный и инновационный, материальный и духовный; прослеживаются вертикальные (иерархические) и горизонтальные (территориальные) связи между ними; местная специфика религиозной сферы связана с окружающей территорией.

В зависимости от времени проникновения или возникновения основных вероисповеданий в пределах Русского государства выделены пять историко-географических периодов формирования религиозного пространства страны. Каждый из них отмечен не только появлением новых религий (развитые дохристианские верования, христианство восточного обряда, мировые религии ислам и буддизм, старообрядчество, различные направления протестантизма), но и заметной корректировкой сфер влияния уже действовавших на территории страны конфессий. Проникновение новых религий на территорию Русского государства происходило в результате: присоединения земель с иноконфессиональным населением; этнических миграций; новообращений, т. е. принятия нового вероисповедания частью коренного населения страны.

В последнем случае религия могла, во-первых, вводиться правящей элитой сверху, как, например, русское православие, и сначала существовала как официальное вероисповедание. Во-вторых, ростки нового религиозного направления, как в случае со старообрядчеством и некоторыми ветвями русского сектантства, могли появляться снизу. В XIX—XX вв., когда территориальный рост государства закончился, а сферы влияния наиболее многочисленных конфессий уже сформировались, преимущества получили активные религии, способные к миграции и прозелитизму.

В результате, в ходе исторического развития в религиозном пространстве России сформировались структуры, по крайней мере, двух типов. При их определении удобно воспользоваться геологической терминологией. Сферы влияния мировых религий (христианства, представленного православием, ислама и буддизма), опирающиеся на религиозную самоидентификацию и традиции крупных этносов, представляют собой своего рода крупные конфессиональные "плиты". Они наиболее древние части религиозного пространства страны, границы которых с конца прошлого века изменились незначительно.

В местах соприкосновения конфессиональных "плит" возникают контактные, "геосинклинальные"зоны — территории, где сталкиваются интересы двух или более мировых религий.

Остальные вероисповедания, "дополняющие" направления мировых религий, формируют на поверхности религиозных "плит" и "геосинклиналей" "экзогенный" рельеф.

В ходе развития религиозной сферы происходят изменения двух типов. Во-первых, меняется соотношение сфер влияния между разными вероисповеданиями. Во-вторых, происходят сдвиги в пропорциях территориальных структур конфессий: меняется вес разных частей ареала их распространения по числу верующих и общин.

В настоящее время на территории России из 89 субъектов Федерации по числу общин ислам лидирует в 8 (национальные республики со значительной долей этнических мусульман), буддизм в 3 (Калмыкия, Тува, Бурятия), протестантизм (в сумме) — в 12 (в 1990 г. только в 2). Из оставшихся регионов православные приходы преобладают лишь в Центре Европейской части и на Среднем Урале. В преимущественно русскоязычных регионах Среднего и Нижнего Поволжья, на Северном Кавказе его позиции заметно потеснены исламом и протестантизмом. Особенно заметную конкуренцию РПЦ составляет протестанты в Азиатской части России. Если юг Западной Сибири — это традиционный ареал протестантизма, то юг Восточной Сибири и Дальний Восток — во многом "новый", сформировавшийся за последние пять—шесть лет.

Тенденции последнего десятилетия были проанализированы с помощью коэффициента локализации общин отдельных конфессий по отношению ко всему населению и по отношению к общинам всех вероисповеданий. Вплоть до 1996 г. коэффициент локализации всех основных вероисповеданий, кроме ислама, рос. В 1996 г. произошло определенное насыщение территории страны общинами ведущих конфессий, и траектории их дальнейшего пути разошлись. Основной прирост приходов четко этнически обусловленных буддизма и ислама дают уже в основном их традиционные ареалы. Остальные вероисповедания еще стремятся максимально равномерно охватить население страны.

Современный российский протестантизм имеет сложную структуру: в нем сочетаются направления, развивающиеся на территории страны с XVIII в. (лютеранство, меннонитство); сектантские организации, попавшие или возникшие в России во второй половине XIX—начале XX в. (баптизм, адвентизм); и относительно молодые, получившие широкое распространение в послевоенный период (пятидесятничество, Свидетели Иеговы).

Хотя разные ветви протестантизма существенно отличаются друг от друга, многое их и объединяет. Своих новых приверженцев они ищут прежде всего среди потенциальной паствы РПЦ. Взятые вместе традиционные ареалы распространения разных направлений протестантизма дополняют друг друга. Возможно перетекание верующих из одной деноминации в другую. Еще более "цементирует" этот единый слой относительно новые для России направления (харизматические, методистские, евангелические церкви и неденоминированные христианские объединения). Протестантские общины равномерно охватывают всю страну и по числу общин в регионах, и по их плотности.

Происходят существенные изменения пространственных пропорций ареала распространения наиболее многочисленного вероисповедания — русского православия. В сети православных приходов наблюдается сдвиг на юг и восток. Особенно ощутимо падение относительного веса по доле приходов у Европейского Севера, Верхнего Поволжья и Прикамья. Существенно поднялось значение для РПЦ Северного Кавказа и Урала. Сегодня полоса с максимальной плотностью православных приходов протянулась от Псковской области через Московскую, Рязанскую до Мордовии. Это произошло прежде всего за счет изменений в системе расселения: значительном сокращении числа сельских населенных пунктов на Европейском Севере и в Нечерноземье, в том числе имевших и преимущественно религиозные функции, росте доли городского населения, увеличении числа новых поселков и городов, не имевших православных храмов.

Однако подвижки в религиозной сфере не были абсолютно тождествены изменениям в системе расселения: свою роль играет "инерционность основных церковных фондов". Новые приходы сначала чаще открывались в староосвоенных районах, при этом учитывались не только потребности потенциальной паствы, но и экономические возможности будущего прихода, наличие сохранившегося с дореволюционных времен культового здания и другой собственности, на которую община может претендовать.

Для многих конфессий, в том числе и Русской православной церкви, важное значение имеет не только густота первичных ячеек, приходов, но и развитость сети религиозных центров, функции которых издавна выполняли монастыри. Они являются потенциальной опорой самой разнообразной культовой и некультовой деятельности РПЦ. Это своего рода "каркас" православной инфраструктуры.

Формирующаяся система православных монастырей, с одной стороны, своими корнями уходит в дореволюционную, складывавшуюся в течение почти девяти веков. Предшественники более чем 2/3 современных монастырей возникли в один из пяти выделенных периодов монастырского строительства (киевский, новгородский, московский, сергиевский, синодальный). С другой стороны, динамика и особенности процесса возрождения монастырей определяются факторами, отражающими современное состояние церкви и общества: "социальный запрос" на монастырскую деятельность, нужды духовного образования и церковного управления, сдвиги в системе расселения, сохранность дореволюционных монастырских комплексов. Хотя они действуют одновременно, однако имеют разный вес для четырех районов развития современного монастырского строительства, выделенных по итогам анализа.

В Центре и Северо-западе страны, где сосредоточено более 40% всех российских монастырей, в том числе большинство наиболее известных, преобладают мужские обители. Восстановление монастырской системы здесь идет наиболее активно.

Север — главная арена монастырской колонизации второй половины XIV— XV вв. Его доля упала наиболее значительно — с 12% в 1910 г. до 3% в 1997. Восстановление хотя бы части дореволюционной сети монастырей, расположенных, как правило, в малонаселенных и относительно труднодоступных местах, дело будущего.

Волго-Вятская земля и Средний Урал. Их относительный вес по числу монастырей в 1997 г. по сравнению с 1910 г. вырос. На западе района можно встретить монастыри, основанные в разные эпохи, на востоке — самые старые обители относятся к XVI— XVII вв. Характерная особенность района — женские, в том числе новые обителей. Причина тому — преобладание женского населения в сельской местности и отдаленность крупных религиозных центров.

Юг. Эта территория с точки зрения монастырского строительства структурирована слабо. Восстановление монастырей, несмотря на относительно высокую заселенность района, идет вяло. Древних обителей очень мало. Епархии обходятся необходимым для порядка минимумом монастырей, большинство их которых возникло в XVI— XVII вв. в ходе освоения территорий "дикого поля" и в синодальный период.

Полное воссоздание дореволюционной монастырской системы вряд ли возможно. Новым монастырям придется "идти за паствой", в те районы, где проживает основная часть населения.

Среди различных видов религиозной некультовой деятельности конфессий сегодня выделяется образовательная. Ее можно разделить на два направления — богословское и религиозное образование для мирян. Опережающие темпы восстановления системы богословского образования объясняется тем, что оно решает не только стратегические, но и тактические задачи, пытаясь ликвидировать текущий кадровый кризис.

По сравнению с дореволюционной ситуацией в основе распространения религиозного образования лежат уже несколько иные принципы: наряду с нормативным (размещение учебных заведений в соответствии с численность приходов), важное значение приобрели экономический (наличие средств) и политический (стремление крупных частей РПЦ к автономии). Начинают возникать духовные учебные заведения, находящиеся вне официальной церковной сети семинарий и академий. Услугами таких православных вузов пользуются епархии, испытывающие финансовые и организационные трудности.

Наметилась корреляция между степенью развития высшего богословского образования и религиозного образования для мирян. Главное препятствие на пути последнего — относительно медленный рост сети и уровня преподавания. Это во многом связано с той социальной и географической нишей, которую приходская и воскресная школа заняли сегодня.

В период максимального расцвета, в последней трети XIX в., церковная школа, пыталась не конкурировать со светской, создавая параллельные структуры, а дополнять государственное и земское образование. Ее главной нишей были труднодоступные районы, с очаговым и мелкоселенным расселением, а также сельская глубинка, где другого способа получить начальное образование не было. Велика была роль церковных учебных заведений на Русском Севере и в сельской местности большинства центрально-европейских регионов.

Важным элементом религиозной жизни страны является функционирование религиозной "надстройки". Административно-территориальное устройство основных конфессий в последнее десятилетие усложнилось и количественно, и качественно. Характер этих изменений определяется несколькими факторами: управленческим, экономическим, политическим, миссионерским, а также особенностями исторического развития конфессии в пределах России (в том числе временем проникновения и степенью адаптации; местонахождением основного центра конфессии).

Кроме того, для мировых религий, в отличие от сектантских направлений, традиционно имеющих жесткую организационные, в том числе и территориальные структуры, важное значение имеют канонические основания. В том случае, если они отсутствуют, как например в исламе, начинается дробление единых структур и создание параллельных юрисдикции, возникает чересполосная подчиненность общин.

Административное деление в своем развитии достигает определенного равновесия между потребностями эффективного управления и экономической состоятельностью территориальных единиц. Имеющая наиболее развитую систему АТУ Русская православная церковь, пройдя период быстрого роста, вступает в период качественных преобразований своей территориальной структуры. В православии территориальное деление это не просто способ управления первичными общинами. В границах епархий, в силу их значительной автономности во внутренних делах, происходит возрождение и воссоздание религиозных традиций и символов, выстраивается стратегия и определяются основные направления развития религиозной жизни.

В пределах России самые большие изменения произошли в Азиатской части. Из трех епархий, существовавших там на начало 1988 г. было выделено тринадцать новых. В Европейской части — к настоящему времени из девяти епархий, включавших храмы на территории нескольких областей, осталось лишь три. В 1990 г. впервые границы епархий прошли по границам административных районов Белоруссии, в которой постепенно сформировался экзархат, состоящий из десяти епархий. Продолжившийся уже после распада СССР быстрый рост числа епархий на Украине и в Белоруссии способствует укреплению национальных церковных структур.

Важным элементом надстройки выступает их движущий элемент, высшее духовенство, особый социальный слой, стоящий во главе религиозных объединений. Для географии, однако, важны не сами по себе персоналии религиозных лидеров. Через статистический анализ их судеб появляется возможность оценить религиозную ситуацию в разных регионах, выявить фокусы религиозной жизни.

О том, как уменьшалась сфера влияния и деятельности РПЦ в течение послевоенного периода, можно косвенно судить по сжатию круга регионов, откуда РПЦ "черпала" своих архиереев, и где проходило их служение перед избранием на епископскую должность. Лидирующие позиции здесь занимали отдельные регионы Центра России (Московская, Рязанская области) и Западная Украина (Ровенская, Тернополь-ская, Черновицкая области). В последнее десятилетие эта тенденция была переломлена. Особенно активно пошел рост национального епископата автономных частей РПЦ на Украине и в Белоруссии. Значительно расширился список областей России, "представленных" своими уроженцами в епископате РПЦ.

Религиозная символика — важный результат религиозной деятельности. Анализ ее территориальной структуры был проведен на основе данных о распространении русских святых и чудотворных богородичных икон, наиболее интересных с географической точки зрения элементов православной символики. В зависимости от символического потенциала территории, определенного по этим показателям, было выделено три зоны.

Символическое ядро, обладающее самым богатыми и разнообразным пантеоном святых и икон. Оно состоит из двух частей, киевско-черниговской и московско-новгородской, и включает территории существовавшие в условиях стабильных церковных институтов. Это предопределило пространственную структурированность и каноническую строгость представленной здесь символики.

Символическая полу периферия, охватывая ядро, заметно уступает ему по числу, древности и значению святынь. В пределах российской части полупериферии находятся регионы с небольшими, но яркими пантеонами святых и сильно отличающимися друг от друга пантеонами икон. Главная особенность религиозной жизни - фокусность, завязанность на центр региона. Немногочисленные святые - чаще всего местные святители.

Украинско-белорусской части полупериферии относительно богата чудотворными иконами, но имеет скромный, случайный "набор" святых. Для этих территорий характерна многочисленность, но рассредоточенность в основном местной символики. Здесь православие распространилось давно, однако долгое время не имело возможности для нормального централизованного развития своего культа и иерархии. Крупных религиозных центров мало.

Символическая периферия — остальная территория в юрисдикции РПЦ, где религиозная жизнь до сих пор остается разреженной, а собственной православной символики мало или нет вообще.

По мере перехода из одной зоны в другую величина символического потенциала резко изменяется. В религиозной символике, как и в других сферах жизни РПЦ, налицо характерная проблема — несоответствие между весьма инерционной символикой и расселением верующих. В XX в. центр тяжести поля расселения заметно сместился на юг, а православные святыни остались, в основном, в центре и на севере страны.

По результатам изучения основных особенностей религиозной сферы России было предложено три этапа ее районирования. Районирование наиболее распространенных религиозно-культурных традиций — выделение зон влияния мировых религий на основе потенциального этно-религиозного состава населения.

II. Районирование "дополняющих"религиозных направлений — выделение в пределах зон, определенных на первом этапе, ареалов влияние религий, приверженцы которых локализованы в конкретных районах и не составляют там большинства среди населения. Они выступают как важный критерий, позволяющий отличать, например, православные районы со значительной долей баптистских общин от православных районов со значительным влиянием старообрядчества.

III. Районирование зон влияния основных религий — третий этап вновь возвращается к "профильным" для района вероисповеданиям. В зонах их влияния выделяются территории, отличающиеся друг от друга: дополнительными" религиозными направлениями (по результатам второго этапа), местными особенностями самого "профильного" вероисповедания. Здесь важно учесть насыщенность и глубину религиозной жизни; особенности развития и состояние сети приходов и ее динамику; символику основной конфессии, специфичную для этой части ареала ее влияния; изменения границ как конфессиональных, так этнических и государственных; взаимоотношения между вероисповеданиями.

В контурах современной религиозной сферы можно выделить и традиционные (преемственные) и новые черты.

Преемственность между религиозными подсистемами начала и конца XX в. обеспечивают прежде всего представленные в России мировые религии — христианство в форме православия, ислам и буддизм. Ареалы расселения основных этносов, традиционно их исповедующих,— существенно не изменились, а потому линия раздела основных религиозных "плит" подвижек не испытала.

При всех оговорках, дореволюционный уровень религиозной жизни пока остается для традиционных российских религий количественным и качественным ориентиром, руководством к действию. Срабатывает "инерционность основных фондов" религиозных объединений, в значительной мере объясняющая распределение общин и религиозных центров.

Новые особенности религиозной сферы российского общества обусловливаются следующими причинами.

Претерпело изменение содержания самого понятия веры в Бога. Невозможно восстановление дореволюционной доли верующих в населении. Маловероятно заметное усиление религиозной составляющей в определении образа жизни людей, принадлежащих к православной культурной традиции.

Произошли изменения в структуре религиозной сферы. Изменилось соотношения между некоторыми конфессиями по доле приверженцев. Наблюдаются существенные сдвиги в пространственных пропорциях сети общин и религиозных центров наиболее многочисленной конфессии — РПЦ.

Впервые в истории страны религиозная сфера формируется свободно и богаче по набору религиозных объединений. Религиозные объединения все внимательнее относятся к региональному аспекту своей деятельности, создавая разные типы региональных подразделений.

Значительно расширилась сфера интересов и деятельности современных конфессий, охватившая общественно-политическую и экономическую жизнь.

Все это позволяет говорить, что простого копирования, реставрации дореволюционной ситуации в территориальном плане не происходит. Формируется несколько иная в количественном и качественном отношении система, в которой центральное место занимают организационные структуры традиционных конфессий.

При рассмотрении элементов религиозной сферы надо учитывать два момента. Во-первых, целостность подхода, так как функции элементов проявляются только в системе, внутренними связями и особенностями которой пренебрегать невозможно.

Во-вторых, использование метода аналогий с другими нерелигиозными социально-экономическими системами: например, между сетью религиозных общин и сетью предприятий сферы обслуживания; учреждениями духовного и светского образования; системами административно-территориального устройства церкви и государства.

Внутреннее развитие "относительно самостоятельной" религиозной сферы будет определяться не только ее собственными внутренними ресурсами и особенностями, но и социально-экономической, политической ситуацией в окружающей ее территориальной ячейке светского общества.

Религиозная жизнь, во всех ее проявлениях — достояние не только верующих. Принадлежность каждого человека к определенной этнической группе, делает его носителем той или иной религиозно-культурной традиции. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы вовремя дать каждому человеку по возможности объективное представления о его собственной и других наиболее распространенных религиозно-культурных традициях. По мнению автора, такого рода работа может послужить первым шагом к систематическому изучению территориальных особенностей религиозной сферы с позиции рациональной науки.

Библиография Диссертация по географии, кандидата географических наук, Сафронов, Сергей Геннадьевич, Москва

1. Авилова А. О "Нью Эйдж" - "Новом веке" // НГ-Религии. 1997. № 12. С. 7.

2. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974. 331 с.

3. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 18—23 февраля 1997 года. Доклады (электронная версия) // Официальный web-сервер Московского Патриархата (www:russian-orthodox-church.org.ru).

4. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября—2 декабря 1994 года: Доклады, документы. М., 1995. 208 с.

5. Баранский Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии. М., 1980. 287 с.

6. Бахрушин С. К вопросу о крещении Киевской Руси // Христианство и Русь. М., 1988. С. 31-46.

7. Велик А. А., Попов А. С. Теология религии и экология религии // Вестник МГУ. \ Сер. философия. 1990. № 2. С. 33-47.

8. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. 256 с.

9. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. T.l. М., 1959.

10. Брук С. И. Население мира: этнодемографический справочник. М., 1986.

11. Буддизм в России. М., 1996. 67 с.

12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

13. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб., 1997. 224 с.

14. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. географ. М., 1990. № 1.

15. Вендина О. И. Кризис и реформы в Москве: социально-географический аспект // Изв. АН СССР. Сер. географ. М., 1994. № 2. С. 74-81.

16. Вилинбахова Т. Б., Болотцева И. П. Иконопись // 1000-летие русской художественной культуры. Каталог. М., 1988. С. 323—370.

17. Гельман В. Шахматные партии российской элиты // Pro et Contra. Том 1. № 1. Осень 1996.

18. Гордун С. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 1,2.

19. Города России: энциклопедия. М., 1994. 559 с.

20. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991. 168 с.

21. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: История географических идей. М., 1988. 672 с.

22. Зайцев Б. Белый свет. М., 1990. 239 с.

23. Икона: секреты ремесла. М., 1993. 254 с.

24. Ислам в России. М., 1996. 122 с.

25. История русского искусства: в 3 т.: Т. 1. М., 1991. 508 с.

26. Иудаизм в России. М., 1997. 100 с.

27. Каганский В. Л. Портрет культуры в ландшафте // Архитектура в СССР. 1989. № 5. С. 62-67.

28. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России. Вологда, 1992. 164 с.

29. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2. М., 1992. 568 с.

30. Католицизм, протестантизм, Армянская апостольская церковь в России. М., 1995. 111 с.

31. Католицизм: Словарь атеиста. М., 1991. 316 с.

32. Книга глаголемая о российских святых. Репринтное воспроизведение издания 1887 г. М., 1995. 318 с.

33. Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. СПб., 1993. 223 с.

34. Красновский И. Смоленских школьников будут учить православной культуре и этике. // Рабочий путь. Смоленск, 1997. 20 июня. С. 1.

35. Криндач А. Д. География религии как научное направление // Изв. АН СССР. Сер. географ. М., 1992. № 3. С. 63-69.

36. Криндач А. Д. География религиозных объединений Российской Федерации // Изв. АН СССР. Сер. географ. М., 1996. № 2.

37. Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. 112 с.

38. Лаппо Г.М. География городов. М., 1997. 479 с.

39. Лидов А. О чудотворной иконе и Небесном Иерусалиме // Русская мысль. 1998. 29 января—4 февраля. № 4207. С. 17.

40. Лихачев Д. С. Русское искусство: от древности до авангарда. М., 1992. 408 с.

41. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1-6. М., 1995-1996.

42. Малашенко А. В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996. 182 с.

43. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. 220 с.

44. Мельников-Печерский П.И. В лесах: в 2-х кн. М., 1956.

45. Мельников-Печерский П.И. На горах: в 2-х кн. М., 1986.

46. Мильков Ф. Н. Антропогенный ландшафт, предмет изучения и современное состояние // Вопросы географии. Сб. 106. 1976.

47. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 1—2. М., 1994.

48. Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской православной церкви. М., 1997. 456 с.

49. Морозкина Е. Н. Псковская земля. М., 1975. 168 с.

50. Мчедов М. Религиозность молодежи // НГ-Религии. 1998. №1.

51. Набиева У. Н. География религии в Дагестане // Изв. АН СССР. Сер. географ. М., 1994. № 6. С. 91-96.

52. Наука и искусство географии: спектр взглядов ученых СССР и США. М., 1989. 200 с.

53. Основы религиоведения. М., 1994. 368 с.

54. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковноприходских школ и школ грамотности Костромской епархии в 1900/1903 учебных годах. Кострома, 1908.

55. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. СПб., 1899—1905.

56. Политический альманах России 1997 г. T. II. Кн. 2. М., 1998.

57. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. СПб.; М., 1992.

58. Полосин В. // НГ-Религии. 1998. № 2.

59. Полунов А. Ю. Церковная школа для народа в XIX веке // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6. С. 56-59.

60. Поместный собор Русской православной церкви. Материалы. JI., 1990. 480 с.

61. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. 511 с.

62. Православие в России. М., 1995.

63. Православная Москва. М., 1993. 224 с.

64. Православные русские обители. Репринтное издание 1910 г. М., 1994. 552 с.

65. Православный церковный календарь на 1996 г. М., 1995.

66. Православный церковный календарь на 1997 г. М., 1996.

67. Пучков П. И. Религиозный состав населения России // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 41-53.

68. Пучков П. И. Современная география религий. М., 1975.

69. Пясковский Н. Неуставные отношения: Церковное управление в современных законодательных документах Русской православной церкви // Церковно-общественный вестник. 1997. 10 апреля. № 13.

70. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. СПб., 1901.

71. Религии и церкви в СССР: Статистический отчет Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1984 г. // Исторический архив. М., 1993. №1,2.

72. Религиозное возрождение в России: иллюзия или реальность? // НГ-Религии. 1997. № 12. С. 2.

73. Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М., 1993. 240 с.

74. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996. 271 с.

75. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1996. 284 с.

76. Родоман Б. Б. Саморазвивающийся культурный ландшафт // Вопросы географии. № 113. 1980.

77. Россия. Энциклопедический словарь. Репринтное издание. JI., 1991. 878 с.

78. Русская Православная Церковь: устройство, положение, деятельность. М., 1958.

79. Русское православие: вехи истории. М., 1989. 719 с.

80. Рыбаков Б. Начальные века русской истории // Христианство и Русь. М., 1988. С. 5-30.

81. Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. 1946. № 1.

82. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому: в 2-х кн. Коломна, 1993. 800 с.

83. Словарь исторический о русских святых. Репринтное воспроизведение издания 1862 г. М., 1991. 294 с.

84. Смолич И. К. История Русской церкви 1700-1917. Ч. 1,2. М., 1995.

85. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993. 300 с.

86. Статистические сведения о старообрядцах (на 1.01.1912). Спб., 1912.

87. Старообрядческие и сектантские общины (Закон 17 октября 1906 года). М., 1907.

88. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. 317 с.

89. Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону, 1994. 575 с.

90. Такташева Л. Е. Русская икона. Владимир, 1993. 128 с.

91. Толстой М. В. История Русской церкви. М., 1991. 736 с.

92. Трубецкой Е., князь. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991. 112 с.

93. Устав об управлении Русской православной церкви // Поместный Собор Русской православной церкви. М., 1990. С. 24—49.

94. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. 269 с.

95. Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви. 1917—1990. М., 1994. 255 с.

96. Цыпин В. А. История Русской церкви. 1917—1997. М., 1997. 832 с.

97. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1994. 440 с.

98. Шевцов Ю. Беларусь в религиозном измерении // Свободная мысль. 1996. № 8.

99. Ярославские угодники Божии. Репринтное издание. Ярославль, 1991. 74 с.

100. Gay, J. The geography of religion in England. London, 1971.

101. Kong, L. Geography and religion: trends and prospects // Progress in Human Geography. 1990. № 3.

102. Krindatch A. D. Geography of Religions in Russia. Decatur, 1996. P. 72.

103. Sidorov D. A. Orthodoxy, difference, and scale: the evolving geopolitics of Russian Orthodox Church in the XX century. Minnesota, 1997.

104. Vedenin A. Yuriy y Sidorova J. Vera. Geogratia actual de las confessiones religiosas en Russia // Publicado en Estudios Geograticos. LII, 204. Julio-sept. Madrid, 1991.

105. Zelinsky, W. An approach to tne religious geography of United States // Annals of Association of American Geographers. Vol.51. 1961. N° 2.

106. Zelinsky, W. The cultural geography of the United States. Englewood Cliffs. 1992. P. 220.

107. Информационные агентства, периодические и электронные издания

108. Агентство Интерфакс-Новости.

109. Журнал Московской Патриархии. М., 1946—1998.

110. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (http://www.rondtb.msk.ru/ru)

111. Метафрасис: информационное агентство. 1996—1998.

112. Московские новости. М., 1991—1997.

113. НГ-Религии. М., 1997, 1998.

114. Официальная хроника. М., 1992—1994.

115. Официальный web-сервер Московского Патриархата (www:russian-orthodox-church.org.ru)

116. Сервер "Православие в России" (http://www.or.ru)