Бесплатный автореферат и диссертация по географии на тему
География религиозно-общинных конфликтов в Индии
ВАК РФ 11.00.02, Экономическая, социальная и политическая география

Текст научной работыДиссертация по географии, кандидата географических наук, Горохов, Станислав Анатольевич, Москва

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ГОРОХОВ Станислав Анатольевич

ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННЫХ КОНФЛИКТОВ В ИНДИИ 11.00.02 - Экономическая, социальная и политическая география

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата географических наук

Научный руководитель — академик РАО, доктор географических наук В.П. МАКСАКОВСКИЙ

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Причины религиозно-общинных конфликтов в Индии

1.1. Доктринальные особенности индуизма.............................................. 9

1.2. История религиозно-общинных конфликтов в Индии и становление идеологии коммунализма..........................................................................................................................................18

1.3. Причины религиозно-общинных конфликтов после обретения Индией независимости..................................................................................... 31

Глава 2. Численность и география крупнейших религиозных общин Индии

2.1. Динамика численности крупнейших религиозных общин Индии.... 49

2.2. География крупнейших религиозных общин Индии.......................... 65

Глава 3. Характеристика районов Индии, в наибольшей степени затронутых религиозно-общинными конфликтами.

3.1. Индуистско-мусульманскиие притиворечия и проблема Кашмира.. 80

3.2 Характеристика религиозно-общинных противоречий в СевероВосточной Индии (СВИ)............................................................................ 98

3.3 Сикхский коммунализм и проблема Пенджаба................................. 132

Заключение....................................................................................................... 164

Использованная литература............................................................................ 169

Приложение...................................................................................................... 179

Введение

Индия — самая многонациональная страна в мире, ее населяют сотни наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках, относящихся к различным языковым семьям. Все. они находятся на разных ступенях социально-экономического развития и стадиях формирования этнических общностей. Кроме того, почти миллиардное население Индии принадлежит к десяткам сотен каст и подкаст, исповедующих разные религии — индуизм, буддизм, джайнизм и др. Поэтому географическое название «Индия» олицетворяет не просто страну, а целую самобытную цивилизацию. Населяющие ее народы, при всем своем этническом и социальном разннообразии объединены общими ценностными ориентирами, условия-

О и о у т с/ и

ми жизни, общей историческои судьбой. И, наконец, мощной духовной силой, повлиявшей на все стороны жизни и менталитет народов, населяющих Индию, стала их религиозная принадлежность. Как христиантсво послужило источником западной цивилизации, так индийская цивилизация является во-многом продуктом индуизма.

Не случайно современный американский политолог С.Хантингтон избрал религию в качестве критерия для разделения человечества на восемь цивилизаций, причем цивилизация Индии была им названа индуистской.

Индия — одна из колыбелей человечества. Индийская цивилизация тесно связана с культурой многих народов и оказала на них большое влияние. В процессе общения с другими цивилизациями, индийская цивилизация сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность, обусловленную индуизмом. Неслучайно научные и культурные достижения Индии на протяжении многих тысячелетий были источником творческого вдохновения для многих близких и далеких от нее стран. Индия — родина индуизма и буддизма, религий, распространенных по всему Земному шару и оказавших огромное воздействие на развитие человеческой цивилизации.

В наше время едва ли найдется хоть один сколь-нибудь серьезный исследователь, который бы рискнул оспаривать роль религии в общественной жизни Индии. Анализ реальной действительности показывает, что религия в ней — это отнюдь не отживший и лишенный дейтсвенных потенций общественно-исторический феномен. Поэтому современный ученый, посвятивший себя изучению Индии, не может не учитывать религиозный фактор при объяснении индийской действительности.

В индийских условиях социальные изменения, произошедшие в результате экономических реформ, вестернизации общественной жизни и приведшие к фактическому отказу государства от большинства социальных программ вызвали к жизни многие явления, угрожающие политической стабильности Индии. В стране расшатываются сложившиеся в первые годы после получения независимости общественно-политические порядки, обеспечивавшие единство столь разнообразного и многоликого индийского общества. В условиях его недостаточно зрелой классовой стратификации происходит пробуждение к социальной и политической активности многочисленных и все еще влиятельных групп традиционного общества — кланов, каст, религиозных и этнических групп. Резко обостряется соперничество между ними за доступ к ограниченным ресурсам, за влияние и власть.

Особенно острые формы религиозно-общинных конфликтов принимает соперничество между разными конфессиональными группами: между мусульманами и индуистами, индуистами и сикхами, христианами и ин-дуистами. Эта борьба «всех против всех» нередко сопровождается актами насилия и вандализма. В условиях Индии, страны, в которой более 99% населения являются институционально религиозными людьми, политическое и экономическое соперничество разных групп общества нередко принимает форму религиозных конфликтов. Поэтому не случайно, что 90-е годы стали в Индии временем усиления коммунализма.

Под коммунализмом (от англ. communal — религиозно-общинный), в данной работе мы понимаем идеологию и практику религиозного шови-

низма в поликонфессиональной или полиэтнической стране. Коммунализм направлен на использование религии в политических целях, на разжигание религиозно-общинной вражды ради достижения политических амбиций верхушки той или иной религиозной общины. Индия, где формирование наций еще не окончено, и религиозное самосознание индивидуума превалирует над этническим, представляет собой благоприятную среду для развития коммунализма. Идеологи коммунализма ставят знак равенства между религиозной общиной и нацией, делят индийское общество на «своих» и «чужих», тем самым содействуя эскалации религиозно-общинных конфликтов в стране. При этом, будущее Индии лидеры коммунализма видят в политическом строе, обеспечивающем безраздельное господство «своей» общины и фактическое растворение «чужой».

Идеалом индуистских коммуналистов является «индуистское государство», живущее по законам Вед. Путь к такому государству, по мнению идеологов коммунализма, лежит через насильственную «индуизацию» неиндусов. Мусульманские коммуналисты стараются противопоставить исламскую культуру индуистской, стараясь доказать ее враждебность исламу. Они стремятся замкнуть мусульман Индии в узком общинном мирке, чтобы исключить возможность их интеграции с представителями других религиозных общин. Сикхские коммуналисты требуют от индийского прави тельства преобразования штата Пенджаб в сикхское государство Хали стан, жизнь в котором будет регулироваться правилами сикхской религи озной общины — хальсы. Сепаратизм горных народов Северо-Восточно! Индии (СВИ) также носит ярко выраженную коммуналистскую окраску т.к. целью его является провозглашение первого в Южной Азии христиан ского государства.

Несмотря на видимое соперничество со своими индуистским «коллегами», коммуналисты других религиозных направлений зачастут координируют с ними свою деятельность, вместе выступая против светскс го характера государственного строя Индии.

Коммунализм является идеологической основой для сепаратистски

и националистических организаций, политических партий и группировок, действующих в районах Индии со сложным конфессиональным составом: штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Северо-Восточная Индия. Поэтому сепаратистские движения в этих районах страны носят характер религиозно-общинных противоречий.

Сотрудничество коммуналистских организаций различных религиозных общин доказывает, что коммунализм — явление преимущественно не религиозное, а социально-политическое. Все устремления коммуналистов лежат в политической сфере, а религия используется лишь как критерий, позволяющий отделить «своих» от «чужих».

В течении всего существования независимой Индии, главным барьером для распространения коммунализма являлась Конституция страны, согласно которой Индия является светским государством. Основой политики государства в отношении религии являлся секуляризм, означавший благожелательный нейтралитет государства ко всем исповедуемым в стране религиям, светский характер государственной власти и отсутствие «официальной» религии.

Тем не менее, позиция государства в отношениях с религиозными общинами не всегда соответствовала секуляристским принципам, заложенным в Конституции Индии. Для страны характерно очень тесное переплетение религии и политики. Коммуналисты всегда ловко использовали просчеты правительства в отношениях с религиозными общинами для дискредитации секуляризма, как основного принципа политической жизни страны.

Кризис секуляризма в Индии, ставший реальным фактом с начала 80-х гг. и проявившийся в эскалации конфликтов на религиозно-общинной почве и в усилении роли коммуналистских организаций в политической жизни страны имеет глубокие социальные и экономические корни. До сих пор около 1/2 населения Индии неграмотно, более 1/3 находится за чертой бедности. Экономические реформы, проводившиеся в стране с 1991г. правительством Индийского Национального Конгресса (ИНК), давшие бле-

стящие результаты на макроэкономическом уровне, вместе с тем имели и негативные последствия для индийского общества, так как недостаточно брали в расчет человеческий фактор. В результате новая политика государства в области экономики привела к еще большей поляризации индийского общества. Разочарованием широких масс населения Индии в политике секуляристских партий воспользовались коммуналисты. Они обвиняли во всех бедах Индии секулиризм, призывали вернуться к национальным ценностям в идеологии и к поддержке отечественного бизнеса в экономике. Коммуналисты выдвинули лозунг: «Индия для индийцев» и победили.

В марте 1998 г. в результате всеобщих выборов правительство Индии сформировала партия Бхаратия джаната (БДП), стоящая на платформе индуистского коммунализма. Это первый случай прихода к власти религиозной партии в Индии — стране, в Конституции которой закреплен светский характер государства. Таким образом, мы можем отметить то, что фактор религии играет все более значимую роль в общественно-политической жизни Индии. В стране может установиться двухпартийная система с чередованием у власти секуляристского ИНК и коммуналистской БДП.

Эта работа посвящена изучению религиозно-общинных конфликтов в Индии. Поэтому в ней мы не освещаем межэтнические противоречия, существующие в этом многонациональном государстве, за исключением тех случаев, когда конфликты возникают между этносами, исповедующими разные религии (например, между мусульманами-кашмирцами и индуи-стами-догра или мусульманами-бенгальцами и индуистами-ассамцами) и поэтому имеющими характер этно-конфессиональных.

Главный акцент в работе делается на выявление особенностей географии крупнейших религиозных общин Индии, так как неравномерность расселения их адептов создает предпосылки к возникновению конфликтов на религиозной почве. Поэтому районы компактного расселения религиозных меньшинств, где они составляют большинство населения, являются хонами наиболее острых межобщинных конфликтов. Это — Джамму и

Кашмир, Пенджаб и штаты Северо-Восточной Индии.

Целью данного исследования является изучение географии религиозно-общинных конфликтов, особенно районов, затронутых ими в наибольшей степени. Для достижения этой цели, по нашему мнению, необходимо последовательно решить следующие задачи:

— выявить основные причины религиозно-общинных конфликтов в Индии;

— дать характеристику размещения крупнейших религиозных общин Индии;

— проанализировать динамику населенности крупнейших религиозных общин страны;

— охарактеризовать районы Индии, в наибольшей степени затронутые религиозно-общинными конфликтами.

Теоретической и методической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных экономико-географов, востоковедов, религиоведов и этнографов, заложивших основу понятийного аппарата и методики изучения географии религий и религиозно-общинных конфликтов в странах Зарубежной Азии. Это труды как отечественных авторов: К.З.Ашрафян, А.Г.Бельского, Н.Р.Гусевой, Б.И.Клюева,

В.А.Панкратовой, П.И.Пучкова, Г.В.Сдасюк, Т.А.Шпажникова, так и индийских ученых: А.Ахмада, Р.К.Джайна, К.Лехари.

При анализе динамики численности адептов различных конфессий Индии автор использовал работы С,И.Брука, В.В.Петрова, Т.Ф.Сиверцовой, а также Ш.Чандрасекара, А.Боза, С.Бхутани, К.Дэвиса. Однако, наиболее ценными первоисточниками оказались материалы переписи населения Индии, проводившихся за время ее независимого развития: в 1951 г., в 1961 г., в 1971 г., в 1981 г., в 1991 г. Это, как полагает автор, обеспечило существенную достоверность фактам, изложенным в работе, с учетом, конечно, критического к ним подхода, осуществленного в диссертации. Статистические данные переписи населения, обработанные автором, представлены в виде таблиц и даны как приложение к данной работе.

Исследуя проблемы коммунализма, автор опирался на научные труды А.Г.Вельского, Д.Е.Фурмана, О.В.Мезенцевой, Л.Р.Полонской, Р.Б. Рыбакова, а также известного индийского ученого К.М.Талреджи.

При изучении роли этнического фактора в религиозно-общинных конфликтах, использовались работы Б.И.Клюева, С.А.Маретиной, А.А.Празаускаса, И.Н.Чебоксарова, и индийских авторов С.Боса, Б.Дж.Деба.

В изучении вопросов, связанных с философией индуизма особую роль сыграли труды А.А.Куценкова, А.Д.Литмана, и ставший уже классикой мировой индологии работы С. Бугле, М.Мюллера и Ч.Элиота.

При изготовлени картографического материала использовались материалы «Исторический Атлас Южной Азии» и «Атлас народов Южной Азии».

Важную роль при написании работы сыграла поездка автора в Индию в феврале 1998г. Она позволила непосредственно ознакомиться с индийской действительностью, собрать необходимый статистический материал, лично проконсультироваться с индийскими учеными. Личные впечатления, полученные автором во время посещения Индии были очень важны для осмысления проблем, затронутых в диссертации.

10

Глава 1.

Причины религиозно-общинных конфликтов в Индии

1.1. Доктринальные особенности индуизма

Религия всегда играла огромную роль в жизни Индии. В определенной степени само индийское общество, до сих пор состоящее из каст, является продуктом религиозного мировоззрения индийцев. Несмотря на то, что в течение всей своей истории Индия была страной с поликонфессиональным составом населения, она всегда оставалась по преимуществу индуистской страной. Именно вокруг индуизма — этой древнейшей национальной религии Индии — во все века строилось культурное, социальное и политическое единство страны. Влияния индуизма не смогла избежать ни одна конфессия, существующая в стране: будь то зародившиеся на территории Индии сикхизм и джайнизм, или имеющие иностранное происхождение ислам и христианство. До настоящего времени индуизм задает «правила игры» во взаимоотношениях различных конфессиональных общин на территории Индии. Поэтому изменения, происходившие в индуизме, так или иначе затрагивали все религии, существующие в стране.

Исходя из вышесказанного, нам представляется необходимым, прежде чем давать историческую характеристику взаимоотношений крупнейших религиозных общин Индии, охарактеризовать сами религиозные традиции, которых эти общины придерживаются, и, прежде всего, самую важную из них — индуизм. Сразу же оговоримся, что в данной работе нас более всего интересуют социальные аспекты религиозной традиции индуизма и то, какое влияние они оказывают на социальные доктрины других религий Индии.

Дать однозначное определение индуизму невозможно, так как это совершенно особая религия, предлагающая путь духовного развития, глубо-

ко отличный от европейского мировоззрения, построенного на дуализме. Именно потому, что так трудно описать индуизм в европейских (христианских) категориях, различные авторы дают ему часто диаметрально противоположные характеристики. Широта мнений об индуизме просто потрясает. Одни считают его скопищем языческих предрассудков, называя индуизм «религией больной человеческой природы» [56, С. 11], другие утверждают, что только «великим сынам н�