Бесплатный автореферат и диссертация по географии на тему
Синтез образа места как проблема географического страноведения
ВАК РФ 11.00.02, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Синтез образа места как проблема географического страноведения"

С МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА,

ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

Географический факультет

На правах рукописи

КАРИНСКИЙ Сергей Сергеевич

СИНТЕЗ ОБРАЗА МЕСТА КАК ПРОБЛЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СТРАНОВЕДЕНИЯ

11.00.02 — экономическая и социальная география

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре экономической географии зарубежных социалистических стран географического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор географических наук» доцент Н.С.Мироненко

Официальные оппоненты: доктор географических наук, доцент А.И.Алексеев кандидат исторических наук Н.Е.Руденский

Ведущая организация: Институт географии АН СССР

Защита состоится " 199&*г.

в_ часов на заседании экономико-гб^щгафического специализированного- совета при МГУ /шифр совета Д-053.05.07/ по адресу: 119899, Москва, ГСП-3, Ленинские горы, МГУ, географический факультет, 18 этак, аудитория 1806.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке географического факультета МГУ на 21 этаже.

•~>> . . -

Автореферат разослан "а, " ¿¿¿'«¿-*-' /л 199¿7г.

Ученый секретарь специализированного совета, р _____ кандидат географических наук ^ ' ^^"г С.П.Москальков

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность теми. География - наука ярко выраженного дуализма анализа и синтеза, проявляющегося в сочетании отраслевой и региональной ее частей. Это свойство географии в особенности относится к географическому страноведению. Страноведение в силу ;воего комплексного, синтетического характера занимает особое ■лесто среди разделов географии. Его возможности во многом недоучтены и далеко еще неисчерпаны. Одним из путей дальнейшего раскрытия научно-познавательного потенциала страноведения яв-шется переосмысливание прошлых этапов и современного опыта зго развития с методологических позиций.

Будучи в основе своей мездисцишшнарно, страноведение решается во многих формах, широко использует средства и результаты смежных наук. Традиционно высока в нем и доля гуманитарной ¡оставляющей, ориентированной на использование качественной, 'нестрогой" методики.

Интерес к гуманитарным аспектам геогряфо-страггаведчосглх [сследований в последнее время объективно растет. Однако специфика подобных исследований, их методический аппарат еще требуют своего изучения. Среди категорий страноведения данной "ориентации выделяется понятие "образа места /города, региона,стра-:и/", наиболее точно характеризующее главную линию гуманитарно-■географических исследований. Разработка методики гуманитарно-образного подхода в страноведении непосредственно связана с диском путей повышения культурно-образовательной роли этого аздела географии.

Научная новизна. Диссертация посвящена малоизученной у ас проблеме, современная постановка которой в отечественной

географии отсутствует. В нашей географической литературе последних десятилетий не было работ, специально рассматривающих проблему взаимоотношения научных и художественных /или "несциентистских" - по общепринятой в методологии науки терминологии/ сторон географии и, в частности, страноведения. В диссертации сделана попытка систематического освещения этого вопроса, предложены варианты практического использования приемов несциентистской географии в работе с конкретным страноведческим материалом. Новым является и широкое обращение в третьей главе работы к источникам визуальной информации в связи с постановкой вопроса о визуальном - в частности, архитектурном - образе страны. В работе использованы нетрадиционные и малоизвестные литературные источники, а ряд ранее известных источников получает нетрадиционное освещение. Но главный элемент новизны содержится в самой постановке проблемы: взгляд на страноведение с точки зрения соотношения в нем научного и гуманитарно-художественного аспектов.

Цель исследования: поиск путей более полной реализации научного и культурно-образовательного потенциала географического страноведения.

Данная цель имеет несколько составляющих: I/ привлечение внимания к гуманитарно-художественным аспектам содержания страноведения; 2/ использование образно-синтетической формы организации страноведческого знания; 3/ расширение информационно-методической базы страноведения.

Поставленная цель предполагала последовательное решение следуицих задач:

дуализма,

- выяснение того, ¡сак рассматривалась проблема "научного и гуманитарно-художественного элементов географии начиная с конш.

XIX в. представителя!,и различных географических шеол;

- уточнение методологической специфики страноведения, отличающей его от других географических дисциплин и способствук>-щей его особой восприимчивости к использованию несциентистских подходов;

- формулирование представлений о сущности и структуре гуманитарно-образного подхода в страноведении;

- анализ существующих несциентистских подходов в страноведений;

- приложение гуманитарно-образной методики к конкретного страноведческому материалу, попытка синтеза географического образа страны.

Объектом изучении являлось страноведение как специфический раздел географии, представленный главным образом в виде страноведческой литературы.

Предметом изучения являлся методологический п методический аппарат страноведения. Он включает вопросы о цели и задачах страноведчесого исследования, информационной базе и технике страноведческого описания.

!;'етод исследования. В качестве основного метода исследования бил применен метод критического анализа источников. О'н во многом близок к критическому методу в литературоведении. Географические тексты рассматривались в основном в хронологической последовательности. Это позволило проследить генезис и историю основных идей, преемственность и обновление в развитии сквозных мотивов, их концептуальную трансформацию. Помимо этого применялся метод художественно-критического изучения источников визуальной информации. В третьей главе работы использованы описательно-художественные приемы, ориентированные на дости-

кение целостного страноведческого синтеза.

Практическая значимость работы. Результаты исследования имеют непосредственное значение для:

а/ восстановления отношения к страноведению как неотъемлемой части культуры, повышения его авторитета как дисциплины, имещей предметом своих интересов национальную культурную традицию в ее целом;

б/ создания страноведческой литературы, предназначенной для целей образования, повышения привлекательности страноведческих изданий, роста интереса к страноведению как учебной дисциплине;

в/ вовлечения географического страноведения в контекст междисциплинарного познания национально-культурных особенностей стран, модернизации научного аппарата страноведения;

г/ разработки популярной туристско-краеведческой литературы, учитывающей интересы разных групп читателей;

д/ включения страноведения в процесс международного культурно-информационного обмена, повышения значения страноведения как средства межнационального взаимопознания.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры экономической: географии зарубежных социалистических стран географического факультета МГУ /1990/. Положения работы докладывались на межвузовском семинаре по страноведению /1989/ и бшш использованы в учебном процессе в курсе "Методика страноведческого исследования". Основные принципы, разработанные в диссертации, были применены в работе по составлению хрестоматии "География Зарубежной Европы" на основе соглашения с ВНИК "Школа" при АПН СССР и Московском Педагогическом Общество.

По тег/.з диссертации опубликованы 2 статьи /из них I в соавторстве/ общим объемом I п.л. и 2 статьи общим объемом 1,2 л.л. приняты к печати.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, общим объемом^-Т^стр. машинописного текста, с иллюстрациями.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ и ВЫВОДУ ДИССЕРТАЦИИ

I. Отношения географии с искусством и комплексом наук о культуре имеют давние традиции.но начинают осознаваться самими географами приблизительно с конца XIX века.

У истоков научной постановки проблемы стоял Ф.Ратцель, считавший, что одна из задач географии состоит в фиксации впечатлений, производимых видами местности на наблюдателя, з показе их воздействия на дух человека. Это предполагает присутствие в науч"ой географ:::! импрессионистического, субъективного начала, что било концептуально закреплено Ратцелем с помощью понятия "стиль местности", впоследствие развитого А.Геттнером и, независимо от него, В.П.Семеновшл-Тян-Шанским.

К двадцатым гсщам ХХ_ве?а в £аш<ах_об1^географической ме^ токологии ¿о£мщ)^ется ¿уза основных_подхо£а_к_решению_вопроса_о на^чно-х^дояественном 2уализме_в_географиил

А._НаукоцентЕИческий_додход /линия_геттнера-1^анё-ха£тщ02на/

Для ученых, представляющих первую, сциентистскую,линию теоретико-методологической мысли (см. рис. I), характерно проведение четкого, акцентированного различия между научной и художественной сторонами географии. Это сказывалось в противопос-

тавлении и предпочтении ими субъективной, "художественной" манере описания - описания объективного или "одетого" /Гранё/, объяснительного /Хартшорн/, нацеленного на вскрытие причинных связей между географичес1шми явлениями. Проблема искусства географии, в формулировке "география как искусство", не отрицалась сторонниками этого направления, но ставилась ими вне основного круга интересов географической науки: худодоственный метод "субъективен", "эмоционален", "нестрог" и, следовательно, не может удовлетворять критериям подлинного научного метода. В целом, такая установка характерна дал позитивистской философской и науковедческой методологии той эпохи. В то же время ими подцер.т.ивалась концепция "эстетической геограгоии"А сформулированная А.Геттнером, под которой понималась разработка подходов к объективно-научной оценке целостного впечатления от ландшафта - главным образом через наблюдение и точное описание видимых объектов географической среды.

Е-^'ск£сстводент£Ический_п2цхо£ ¿линия_Зауэра-Лелля/

Существенно иначе ставилась и решалась та гее самая проблема К.О.Зауэром, автором концепции "культурного ландшафта". Согласно его точке зрения, ландшафт в своей целостности, синтетичности не может быть постигнут только методами науки - поело научного изучения всегда остается сверхнаучный остаток значения /смысла/ ландшафта. Именно в нем и заключена его географическая специфика, его образ, индивидуальность, достижение которых, будучи выше возможностей науки-географии, принадлежит области географии-искусства. Художественная география, требувдая от исследователя, целостного видения, интуиции, чувства стиля, ставится Зауэром над научной географией - это тот идеал, к которому должно стремиться всякое подлинное географическое иссле-

дование. Взгляды Зауэра поддерживал и Дя.Леили, вообще заменивший идею научного /объяснительного/ описания идеей соединения художественной манеры описания и историко-генетического способа объяснения наблюдаемых географических феноменов.

Особняком стоит постановка_и_решенио_той_ио проблемы

В.П.Семеновым-Тяь -Шанским.

В.П.Семенов-Тян-Шансклй, независимо от представителей обоих направлений, высказал компромиссную точку зрения на географию, как науку, идущую преимущественно интуитивным путем /роднящим ее с искусством/, что однако но мешает ей устанавливать точные законы. Вклад Семенова-Тян-Шанского в рассматриваемую проблему состоял и в разработке им понятия ^естественного_ге-ограймческого стиля местности"^ синтезирущего в едином образе визуальные, звуковые и эмоциональные свойства ландшафта. Впервые в отечественной географии Семенов-Тян-Ианскш специально говорит о значении для географии литературных источников, предвосхищая этим одно из главных направлений западной "гуманистической географии".

С точки зрения сегодняшнего дня мокно заключить, что позиция тех, кто отстаивал приоритет научного содержания в географии, в целом оказалась более реалистичной и универсальной. Она сохраняла за географией статус науки, в-то ке время не лишая ее возможности обратиться к иным, чем сугубо научные, методам, которые разрабатывались сторонниками искусствоцентриче-ского направления. Но определенного ответа на вопрос, не являете^ ли "художественное" отрицанием "научного", доступен ли географии художественный метод и если да, то в какой форме, в этот период дано не было.

Методологические принципы, разработанные в этот период

- 8 -

Наукоцентрическая Шскусствоцентрическая ¡Компромиссная концепция ! концепция ! концепция /сциентистская/ ! /несциентистская/ ¡/синтетическая/

Геттнер Банзе Семенов-Тян-Шанский

Гранё Янгхасбенд

Хартшорн Зауэр Лейли

Рис. I. Взгляды на соотношение элементов науки и искусства

в географии

Т ехнико-дидактиче-ский /искусство как мастерство описания/ -! Методологнче с кий ¡/установка на несциен-! тистские методы ис-!следования географиче-!ской реальности/ ¡Личностно-творческий -¡/признание уникально-!сти, непланируемости -| результата/

Баранский Зауэр Мешшг

Витвер Лейли Гласси

Мшшул Уотсон Туан Покок Семенов-Тян-Шанский

Рис. 2. Уровни трактовки понятия "искусство географии"

тагам учеными как З.П.Семенов-Тян-Шанский и К.О.Зауэр, не утратили своей актуальности и могут найти применение в практике создания страноведческой литературы разных зканров. Пре;зде всего следует указать на канр научно-художсстБенного_сд)ановедениях существующий на стыке путевых заметок, популярного очерка и научного исследования.

2. Современные решения проблемы о соотношений научных и эмоциоиально-худоаественннх элементов географии характеризуется возрастанием интереса к методическим и практическим ее аспектам.

Современный этап решения вопроса о взаимоотношении географии и искусства отличается возросшей сложностью и детальностью рассмотрения (см. рис. 2). Сам вопрос постепенно перемещается из сферы теории в плоскость практическую, экспериментальную. Суждения о возмошшстл или невозможности использования "фактора искусства" в географии уступают место поискам ответа на вопрос, гак это сделать. То, что раньше виделось неудобством, помехой на пути географии к доложшш строгой науки, теперь рассматривается как источник неучтенных представлений, игнорировать которые было бы ненаучно. В значительной мере эти перемены связаны с возникновением течения "гуманистической географии", литакь цегося обновить теорию и методику "географии человека", в буквальном смысле "очеловечить" ее, приблизив к непосредственным фактам человеческого существования.

Гуманистическая география в общем продолжает линию К.Зау-зра. Ею ставится вопрос о личностном отношении исследователя к юследуемому, о чувстве и образе места, об эстетическом, как

важнейшей, но долгое время недоучитывавшейся категории географической реальности и, соответственно, географического знания. Такал научная атмосфера не может не способствовать акцентированию именно субъективных сторон процесса познания. Следствием этого является выработка более свободных, творческих подходов к изучению и описанию географических явлений. Происходит также гуманизация языка географии, что отнвдь не следует донимать как его упрощение или "принижение" - это скорее отказ от наукообразия и клиаированности и приближение его к живому человеческому опыту.

Союз географии и искусства на этом пути способен предоставить немалые возможности для исследователей, реализация которых, однако, далеко не простая задача. Она потребует от географов не только широкой гуманитарной подготовки, но и определенного "художественного" дара, эстетической чуткости к воображения, не говоря уже о способности к эффективному самовыражению. Как бы сложны или даже спорны ни были эти задачи, сама их постановка свидетельствует о некоем новом качестве, приобретаемом современной географией, указывает на новую /во всяком случае, по отношению к предцдуцей эпохе/ перспективу ее развития. Речь идет об определенном изменении формы и содержания синтетического географического олисаши, связанном с приданием официального научного статуса индивидуальным впечатлениям исследователя, более свободной трактовкой фактов и явлений, фиксируемых географией, повышением рам эстетико-омоциональной сферы в процессе географического познания.

3. Образный подход в страноведении существует в виде широкого направления, главной особенностью которого является установка на использование образа так особой формы организации информациит отличающейся смысловой целостностью, синтетичностью.

Сама возможность несциентистской географии еще не означает действительного ее существования в виде конкретных форм. Такие формы, однако, существуют в рамках страноведения /региональной географии/ и могут бить объединены в одно широкое направление, главной чертой которого является получение и использование наиболее синтетических форм географического знания - географических образов.

Понятие "образ", как научная категория, указывает 11а преобладание конкретного мышления над абстрактным, предусматривает учет субъективно-эмоционального аспекта процесса познания, ориентирует исследование на отражение индивидуального, особенного в сгущгчных, концентрированных формах итогового синтеза. В образе могут соединяться далекие на первый взгляд смысловые элементы, которые, однако, связаны мекду собой логикой видения исследователем своего предмета. Иными словами, образ - это" объективно-субъективный комплекс представлений, отражающий в снятой (форме разнообразные свойства объективной реальности, взятые в их творческом преломлении в сознании исследователя.

В |)aмкax_o^aзнoгo_п2П20£aJлoFнo_вuдe^ть две его дазно-видностя^ отличага!(иеся_д]туг от_д]зуга_ло способу отношения к геогра^ическо1й_реальности.

Изучение образов в географии - это изучение образов мест, донимаемых как целостные географические объекты, среды. При

этом сам образный подход, применяемый в различных областях географии, существует в виде двух разновидностей, отличающихся одна от другой по способу отношения к географической реальности. Во-первых, сто получение образов географической среды за счет непосредственного контакта с ней; образ среды в этом случае - результат полевого изучения географических объектов и применения главным образом методов социологических эмпирических исследований. Во-вторых, можно говорить о дистанционном варианте образного подхода, не требующем непосредственного контакта со средой и в качестве основного метода опирающемся на изучение всевозможных источников вторичной информации, выступающих в роля опосредующих звеньев мевду географической средой и исследователем. Этот второй вариант образного подхода собственно и может быть назван ^манита£но-об2азным, в отличие от первого, эм-гощико-образного^

4. Гуманитарно-образное страноведение расширяет круг традиционных источников и методов исследования за счет художественных средств.ставя своей целью синтез образа места на уровне города, региона или целой страны.

Гуманитарно-образное страноведение выходит за рамки страноведения в узком, схематизированном понимании этого слова, поскольку предполагает наличие в кругу рассматриваемых исходных данных и таких фактов и явлений, которые обычно не принимаются зо внимание традиционным географическим страноведением. Прежде всего свда относятся разнообразные явления визуально-эстетического порядка, отражающие облик и стиль местности. Оно также фиксирует множество культурных, исторических, омоционально-пси-

хологических и иных "значений", которые принимают вазглое участие в формировании образа места, но далеко не всегда непосредственно отражаются в его морфологии. По этой причине и представ- ' ляется возможным говорить о сосуществовании двух "моделей" страноведения, сциентистской и несциентистской- широко опирающейся на визуально-худонествешше, гуманитарно-критические и иные культуроведческие источники информации и соответствующие км технические приемы.

В Методике_1^манитарно-о^азм^

ное место отводится yj'eiinnjicc^eaoBaTe^^TBomecmi^n^oii-ти_к_п|;облеме отбоса_и_интеряретаи^и_источников информации,, включая ^адщцион?гую_гео1^афичсскую литературу^ худокест-. ванную_литератар2.,_источники_по истории,_искусствуА архитектуре, _худо;кественнол и философской критике.

Традиции несциентистского страноведения просленекы па временном отрезке последних тридцати лет и на материале главным образом англоязычной географической литературы, где это вопрос получил самое широкое освещение. Общей чертой этой литературы является сближение страноведения с гуманитарной сферой /"¡шла-nitierf' - В отличие ОТ " science " - естественных И "social sciences " - социальных наук/ и прекде всего с историей, отказ от схематизма в пользу более свободного, творческого, "художественного" отношения к материалу, акцент на образно-сннтетичес-ких моментах страноведческого описания. Последнее немаловажно еще и потому, что проблема образа страны в страноведении бкл;э-чает в себя и вопросы методики /техники/ страноведческого описания: не только то, к чему стремится синтез, но и то, как он достигает своей цели. В связи с этим рассматриваются некоторое существенные аспекты техники страноведческого описания. Среди

них - методика "компажа" Д.Уитлси /познавательная конструкция, отражающая как специфику самого региона, так и особенности его видения исследователем/, приемы драматизации и сг^щения_ссоыти1Г Р.Шншула, историко-гуманистическое углубленное видение /"посвященность регион^"/ Дж.Патерсона и .др.

Наиболее^1етодщч£сга^аздаботанннм_раз£елом гуманитарно-образного страноведения язляется_область_литератт£рно-ге-огра^ическихчередований. _

Б этой сф^рз формируется оригинальная методика получения образов географической реальности при помощи анализа и интерпретации литературных текстов (в работах И-Фу Туана, Д.Покока). Литература выступает при этом в качестве источника и инструмента географического исследования. Контакт географии с литературой породил новый взгляд на задачу географического описания /концепция "гуманистического описания" Д.Джинса/; ввел в ¡фуг интересов географии новую тематику, относившуюся прежде исключительно к компетенции гуманитарных дисциплин, главным образом литературоведения; сообщил географии интерес к индивидуальному человеческому опыту; "переживанию" человеком моста, что нашло свое отражение в понятии "ч£вство_места", активно используемом, представителями этого направления географии.

В этой связи приобретает актуальность вопрос о возвращении к старой отечественной традиции культуроведческого краеведения - теории и практике "экску2сий_в_к^льт^ру;", разрабатывавшихся в работах И.М.Гревса, П.П.Муратова, Н.П.Анциферова. Их школа была по существу зачатком русской гуманитарной географии, возникавшей в зоне контакта географии с искусствоведением и литературоведением. Отчасти эта традиция била продолжена в работах Г.Д.Гачева по на]рюнальнш_ойразам_мира, которые можно рассма-

тривать как попытку создания сверхгеографического типа страноведения, стремящегося к достижению целостного знания о национально-культурном типе как таковом, включая и географические его аспекты.

Отдельно стоит вопрос о разработке проблемы образа места представителями архитектурного дизайна и теории градостроения. В работах К.Линча, А.В.Иконникова, Г.З.Каганова и других авторов исследуются прежде всего об2азы_городских_п2ост£анств_и сред с преимущественным использованием методов прямого наблюдения, что позволяет отнести эти исследования к первой (эмпирической) разновидности образно-географического подхода.' Многое из методической практики и результатов исследований этого типа может найти применение и в страноведении, особенно I тех случаях, когда значимым становится и третье измерение среды. Прежде всего это относится к концепции целостной архитектурно-градостроительной среды, учету таких элементов ее структуры как городской силуэт, установке на получение синтетических представлений об образе города, включающем эстетические и эмоционально-психологические характеристики городской среды.

5. Наибольший практический интерес представляет возможность соединения в рамках страноведческого исследования научно-систематической и гуманитарно-художественной традиций описания стбянн.

Практическая часть работы представляет собой попытку применения идеи гуманитарно-образного страноведения, нетрадиционной страноведческой методики к материалу входящей в состав ЧС£Р физико-географической и историко-культурной страны - Чехли.

Информационной базой этой части исследования служила географическая литература, а также источники художественного и гуманитарного содержания. В рамках общей задачи - синтеза географического образа страны - решались частные подзадачи.

1) Рассмотрена традиция географического описания Чехии, на основе чего вычленен "инвариант" (устойчивая структура) географического образа страны.

2) Специально рассмотрен вопрос визуального образа страны /облик страны/, в таких его двух главных аспектах как: а/ гра-достроительно-архитектурный и 6/ общепейзажный. При этом были затронуты также историко-культурная и национально-психологическая составляюцие интегрального образа страны.

3) Отдельное освещение получил вопрос об образе столицы страны как концентрированном выражении образа всей страны; предпринята попытка выделить основные черты образа Праги.

4) Заключительная задача - синтез итогового образа страны, который бы учитывал: а/ систематизированные, объективно-фактологические компоненты и б/ синтетические, интуитивные, субъек-тивно-имдрессионистические компоненты - что нашло свое выражение в форме сжатого географического описания.

Ана^з_страноведческой_литерат2рк о Чехии позволил_выде-

лить_ряд_четких и емких оп2е2олений,_ха£акте2изугацих_л™-ИСТО£ИЮ,_ХОЗЯЙСТВО_И_К£ЛЬТДО£ ст2аны_и_яклякщихся

исходными адементами_ее итогового синтетического_описашш.

Каркас географического образа страны включает следующие основные позиции:

I) ЦентЕально^тданзитное положение в Европе на стыке герман-

• ского и славянского культурно-исторических типов. Ромбовидная по форме, с четко очерченными горными рубежами страна, представляющая собой замкнутый и целостный среднегорньш_массив со сложной внутренней структурой, скорее нагорье, нежели котловина, "бугристая местность" по определению Реклю.

2) По характеру своего внутреннего устройства Чехия - мо-заично=даобная_страна понижений и возвышенностей, чему соответствует и "мозаично-пестрый ковер" ее почвенно-растительного покрова и замысловатая сложность ее ландшафтной сетки. Такогду "локальному" типу территориального устройства не противоречит и дисперстшй_характед сети_расселеш1я, преобладание малых городов.

3) История Чехии проходила под знаком пе^е/ше тетости ис-то£ических_с2гдеб_чехов_и_немщев. Территория страны была апеной ' шожества войн. Страна испытала трехсотлетний разрш_тдадиции суверенитету

4) Хозяйственная жизнь страны отличается сложностью, дав- , |Юстью_11^азнооб]таз1'е?1_т2адиг?:й промышленного производства^ историческим сочетанием тяжелой индустрии с отраслями легкой й пищевой промышленности. К этому следует добавить и национальною с1слонность_чехов_к_технике^ умение ее "обуютить" (термин И.М.Ма-ергойза), вписать в окружающий мир, в ландшафт.

Следующим этапом_пол^чения_географического_образа страны

является_анализ эмоционально-эстетических характеристик;

связанных с категотаей_ее зрительного /пластического/ облика.

Речь идет о специфике градостроитеш>но^ЕХитекту£ной_сЕе2ы Чехии - том пластическом.фоне, который, наряду с фоном природным и в тесной связи с ним, создает повседневное окружение че-

ловака и способствует возникновению визуально-эмоционального представления о стране. Теш архитектуры - одна из доминант образа Чехии. Выразительность и разнообразие национальной а; ш-тектуры, обилие сохранившихся памятников /от небольших городов--ыузеев до исторического ядра Праги/ придают особую атмосферу стране, символизируют давность и прочность традиций национальной жизни и культуры. Единый для страны архитектурно-стилевой комплекс, ее "лицо", формируется за счет таких стилей как поздняя готика, чешский ренессанс и барокко. Постройки этих стилей сообщают силуэту чешских городов неровность, обогащают его вертикалями башен и шпилей.

Обдазные_ощ)еделения_способны пе]эедать_не только_характед пейзажа ст£анцА но^_менее_осязаемш_черты_ео облика^ составляющие_ее ^^х", ^грудаоуловимую специфик^,_почти не_подцаидася_методам_нау«ного анализа.

Языком образ'ов и сравнений создается как бы второй_вариант географии страны.. Чехия предстает как "простой волнистый край, покоряющий наблюдателя обаянием уюта и покоя", ее ландшафты несут на себе "признаки глубочайшего вкуса и ценности". Единство территории страны подчеркивается ее принадлежностью к бассейну Влтавы, уподобляемой "средней жилке чешского листа". Поверхност страны сравнивается со "сглаженной кожей", под которой скрцва-ется древнее твердое основание, дающее о себе знать повсеместным присутствием в пейзаже камня, многочисленными рудными выходами. История страны напомипает о себе повсюду, "рассевшись почти на каждом хслмз в виде замков 'с поднятыми булавами башен". Чешский яойзак не только историчен, но и разнообразен, "его

облик и характер меняются с удивительной скоростью". "Музей в природе", "крепость и житница1' - таковы лишь некоторые из стандартных образов страны, подчеркивающих различные стороны ее географической специфики. <

Многие_пз перечисленных черт_географии_Ч§:!ш,А ее_зритель-ного_ойлика,_ее истории,_хозяйства_и_щ;льтщ)н способству-ют_возникновению_синтетического образа_странн,_обладакщего универсальным значением смпслового_ядаа,_с£ществеиного_длл понимания страни_как_целого.

Вычленить его молю лишь :щя интуитивным путем, отталкиваясь от уже существующих наблюдений и фактов. Речь идет о ^вое-образной смысловой модели^ указывающей на нечто общее для разных аспектов и сфер как географии страны, так и национальной япзни. Самым лростш типом такой смысловой структуры является пара полярных по смыслу понятий, "диалектическое единство" двух противоположностей. Представляется, что в нашем случае такой парой монет выступать антитеза ^тлзрдость^^.шгкость''^ в которую можно "уложить" ряд аспектов бытия Чехии, ее природы, истории, хозяйства я культуры. Этой образной гипотезе соответствуют данные о рельефе страны и его геологическом основании, реальные факты чешской истории и тесно связанные с ними особенности национального характера, главная структурная особенность хозяйства страны п стиль всей чешской культуры, прежде всего на ее бытовом уровне, наиболее тесно связанном с категориями национальной психологии. Это предположение о базовом сочетании двух качеств монет помочь понимании феномена устойчивости чешской цивилизации, ее ровности, отсутствия крайностей и контрастов,

черт,В немалой степени свойственных и географическому образу страны.

Основные положения диссертации отражены в следующие дуб-' лякациях:

1. Концепция территориальной структуры в свете задач страноведения. - Вестник Московского университета. Серия 5, География, 1982, й 6, с. 53-59 /в соавторстве с Н.С.Мироненко/.

2. География и искусство. - Вестник Московского университета. Серия 5, География, 1990, 1ё 2, с. 27-33. 1

3. География и литература: на пути к взаимодействию. - В сб.: География и просвещение: история, проблемы, перспективы. М. 1990 /принята в печать/.

4. Некоторые методологические особенности развития гуманистической географии. -'В сб.: Методологические проблемы развития экономической и социальной географии. М., 1990 /принята в печать/.

5 . суа^и.-.

£ с) . >С> ссы^^сь с сс-сл: с,

и>/99б> /¿уи^ЛсеСЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУЧНО-ХЗДОЖЕСТВЕННЫД ДУАЛИЗМ В ГЕОГРАФИИ

§ I. Проблема соотношения науки'и искусства в зарубежной

географии конца XIX - первой половины XX века § 2. Взгляды русских ученых на проблему "география и искусство"

§ 3. Постановка проблемы научно-художественного дуализма в современной западной географии

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА МЕСТА В СТРАНОВЕДЕНИИ

§ I. Специфика и методика страноведения как раздела геогра-

I

фии

§ 2. Образ места и образный подход как категории страноведения

§ 3. Страноведческие ресурсы художественной литературы § 4. Образно-средовой подход в страноведении

ГЛАВА. 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СТРАНЫ /НА ПРИМЕРЕ ЧЕХИИ/

§ I. Традиция географического описания Чехии /образ Чехии

в географической литературе/ § 2. Градостроительно-тлаццшафтнцй облик Чехии § 3. Лик Праги

§ 4. Образ чехли: попытка синтеза

¡АКЯШЗШЗ :шюок ЛИТЕРАТУШ