Бесплатный автореферат и диссертация по биологии на тему
Народная медицина якутов (XVII-XIX вв. )
ВАК РФ 03.00.14, Антропология

Автореферат диссертации по теме "Народная медицина якутов (XVII-XIX вв. )"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК йена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии ^ % У им. H.H. Миклухо-Маклая

"Л 'VrVji

На правах рукописи

Григорьева Александра Михайловна

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ЯКУТОВ (ХУИ-Х1Х вв.)

Специальность: 03.00.14 — Антропология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва — 1993

Работа выполнена в Институте истории естествознания и техники им.

В.И. Вавилова РАН

Научный руководитель — доктор медицинских наук H.A. Григорьян

Официальные оппоненты —

доктор исторических наук З.П. Соколова, кандидат исторических наук Ш.Ф. Мухамедьяров

Ведущее учреждение — Якутский институт биологии Сибирского отделения РАН

Защита состоится г. в / / час на заседании / -------\/по

специализированного совета Д-002.76.01'по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая РАН (Москва, 117334, Ленинский проспект, д. 32-а, кор. В)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН.

■1 / Р

Автореферат разослан "-7'i" С'бУУрЬ}'. 7 1993 г.

//

Ученый секретарь

специализированного совета ^

кандидат исторических наук T^J ^ А.Е. Тер-Саркисянц

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Научная медицина развивалась, опираясь на народную медицину, черпая из нее знания и опыт, сложившиеся на протяжении многих веков в практическом врачевании. Этот процесс не останавливается и в настоящее время. Более того, в современных условиях резко повысился интерес к народной медицине в связи с тем, что официальна я-медицина не.может по разным причинам, главным образом, социально-экономическим, в полной мере удовлетворить требования здравоохранения.

Об активном интересе к истории и проблемам народной медицины свидетельствуют исследования последних лет - работы Н.Г. Соломонова (1968), Ю.В. Бромлея (1976), A.A. Воронова (1976), М.К. Кузьмина, Э.Г. Базарова

(1984), В.П. Казначеева (1985), Г.В. Архангельского (1985), Гаваа Лувсана

(1985), С.М. Зольникова (1985), Т.Л. Богдановой (1991), П. Бадмаева (1991), С.А. Варданян (1990-1992), в которых даны систематизация, глубокий анализ и обобщение достижений народной медицины Тибета, Китая, Армении, Монголии, России и Якутии.

Группой экспертов Африканского региона на съезде Всемирной организации здравоохранения в 1980 г. был определен предмет народной медицины: "Народная медицина - сумма всех знаний и практических методог - как объяснимых, так и необъяснимых, которые применяются для диагностики, предотвращения и ликвидации нарушения физического, психологического и социального равновесия, которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые пз поколения в поколение как в устной, так и в письменной форме" (ВОЗ. Народная медицина в пути содействия и развития. Женева, 1980, с.б.). В этой формулировке спорным является указание на "исключительно практический опыт и наблюдения", так как изучение и анализ народного врачевания в Якутии убедили нас в том, что пародная медицина на протяжении веков имела разные формы сочетания практического опыта и научных знаний.

Вычленяя из народной медицины ВРАЧЕВАНИЕ, мы рассматриваем его как практическую деятельность людей, направленную на лечение заболеваний и повреждений организма человеха, а также предупреждение болезней.

В Якутии на протяжении веков складывался опыт народного врачевания, несколько отличный от других систем народной медицины. Однако этот опыт не нашел отражения в историко-научной литературе, не обобщался, не подвергался медико-биологическому анализу. Народная медицина национальностей Крайнего Севера нашей страны стала предметом исследования лишь одной кандидатской диссертации Василенко Б.й. (Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера. М., 1987), в которой впервые даются описание и классификация наиболее распространенных методов народного врачевания жителей Ямало-Ненецкого автономного округа. В этой диссертации почти не затрагиваются историко-медицинские, историко-биологические и этнографические аспекты народного врачевания.

Проблемы народной медицины Якутии, таким образом, остаются в настоящее время недостаточно исследованной областью, хотя и имеются

отдельные статьи, монографии, сборники по интересующим нас вопросам: П.С. Паллас (1792), И.М. Петухова (1877), Р.К. Маак (1887), Кэт Мэрдсен (1892), М.К. Овчинникова (1892), В.А. Тихомирова (1892), В.Е. Гориновича (1898), В.Н. Чепалова (1914), Г.И. Попова (1915), Е.Д. Стрелова (1916), Н.Е. Олейникова (1917), П.М. Бушкова (1926(, А. Окладникова (1928). ЭХ Пекарского, Н.П. Попова (1928), С.И. Мицкевич (1929), А.А. Саввина (1936), М.Н. Караваева (1942), А.Д. Егорова (1954), В.А. Шелудяковой (1957), А.А. Макарова (1961), А.И. Шретер (1975), П.А. Тимофеева (1980), В.И. Перфильева (1981), А.И. Гоголева (1983), Д.С. Макарова (1983). Вышеназванные авторы в своих работах приводят единичные сведения о врачевании в Якутии, однако ни один из них не ставил своей задачей историко-научного обобщения опыта народной медицины у якутов.

О врачевании в Якутии в XVII-XIX вв. имеются сведения также в рукописных, архивных и других материалах, позволяющих реконструировать основные этапы и компоненты народного врачевания у якутов.

В Республике Саха (Якутия) до настоящего времени сохранились многие методы и приемы народного врачевания, свидетельствующие о развитии народной медицины в прошлые века. Подобная сохранность обусловлена как отдаленностью республики от основных (воздушных, железнодорожных) магистралей России, распыленностью населения на огромной территории (3107 тыс. кв. км.), стабильностью его проживания в труднодоступных для современной медицины районах, суровостью природных условий (морозы до 50-60оС метели, пурги, разливные реки, заболоченность, горность рельефа, наличие кочевого оленеводства), так и с бережным отношением к традициям предков. Эти обстоятельства позволяют исследователю-историку обращаться к элементам народного врачевания, дошедших до нашего времени как к источникам изучения процессов, характеризующих быт и состояние здоровья народа в прошлые века.

Исторнко-медицинский к медико-биологический аспекты изучения опыта народного врачевания Якутии являются актуальной проблемой современной истории науки, антропологии и этнографии.

Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования является реконструкция опыта народного врачевания в Якутии в XVII-XIX вв. с освещением исторюсо-медицинских, медико-биологяческих и антропологических аспектов проблемы. Наряду с историко-архивными источниками мы опираемся и на современное состояние народной медицины в Якутии и сопредельных регионов.

Изучение историхо-архивных материалов по народному врачеванию в Якутии привело нас х необходимости ограничивать начало исследования XVII

в., в связи с тем, что в архивах Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Томска не обнаружены материалы, относящиеся к более раннему периоду по интересующей нас проблеме. Более того, нами установлено, что архивные документа Якутии, охватывающие период с 1650 по 1800 гг., были уничтожены (В книге Стрелова Е.Д."Ахты архивов Якутской области (с 1650 г. до 1800

г.) сообщено, что в Известях Якутской областной Ученой Архивной комиссии (т.1, Якутск, 1916) имеется сообщение об уничтожении в 40-50-х гг. XIX в.

особой комиссией 8084 архивных дел, относящихся ко времени с 1674-1750 гг.).

Изучение и освещение вопросов народного врачевания в Якутии мы довели до XIX в. (включительно) в связи с тем, что в течении XX века резко изменилось отношение общества к народной медицине вплоть до ее отрицания.

Задачи исследования: . проследить по архивным источникам и другим историческим документам этапы развития народного врачевания в Якутии с XVII по_ XIX вв.;

- вычленить основные компоненты системы народного врачевания якутов в прошлые века;

- изучить опыт народного врачевания современных якутов, определить его истоки, основы и особенности;

- дать медико-биологическую характеристику приемов, методов, средств лечения болезней, используемых современной народной медициной якутов;

- выявить рациональные элементы народного врачевания якутов, имеющие практическое значение для современной медицины.

Методы исследоватшя. В нашем исследовании мы использовали различные методы историхо-научного исследования:

1) изучение первоисточников: медицинских, биологических, фармакологических, исторических, этнографических, сельскохозяйственных;

2) изучение архивов: С.-П. отделение Архива РАН, ЯФ СО РАН -Якутский филиал Сибирского отделения РАН, ЦГИА СССР - "Центральный государственный исторический архив СССР, Изв. ВСОРГО (Известия Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества), Изв. СОИРГО -Известия Сибирского отдела Русского географического общества.

Изучение рукописей и работ, изданных на правах рукописи.

3) Теоретическое и практическое изучение опыта различных школ врачевания:

а) китайской и тибетской школ (по имеющимся публикациям, а также в процессе обучения на курсах и индивидуальной стажировки);

б) якутской, эвенской и эвенкийской школ (путем стажировки у народных врачевателей и изучения соответствующей литературы);

в) школы специализации по программе "Развитие и совершенствование экстрасенсорных способностей человека" на право деятельности в качестве эниооператора биоэнерготерапевта при Всесоюзном научно-исследовательском центре традиционной народной медицины ЭНИОМ;

4) центра "Джуна" бесконтактному массажу по методике "Джуна Давиташвили":

- наблюдения за практическим врачеванием в полевых условиях проживания якутов, эвенов и эвенков;

- анкетирование и интервьюирование народных врачевателей и их пациентов, медицинских работников, а также людей преклонного возраста -носителей знаний о народном врачевании в прошлом;

- биохимический анализ целебных вод и грязей, применяемых в народном врачевании в Якутии;

- экспериментальная проверка рецептов народной медицины якутов, основанных на материалах лекарственных растений и животного происхождения

в сочетании с методами мануальной терапии, кровопускания, прижигания и др. методами в процессе врачевания больных.

Этапы исследования: исследование, длившееся 18 лет, проводилось в пять этапов.

На первом этапе (1974-1977 гг.) велось изучение в разных районах Якутии состояния здоровья населения, постановки медицинского обслуживания (преимущественно в сельской местности), опыта народного врачевания, а также проводился сбор предметов материальной культуры народа, связанных с народной медициной якутов. Шло накопление фактического материала о народном врачевании. В результате нами был опубликован ряд статей и очерков в газетах и журналах Якутии о медицинских работниках, быте якутского населения.

II этап (1978-1984 гг.) связан с практическим овладением методами якутского народного врачевания путем стажировки у врачей и народных целителях Яковлева H.H., Григорьева В.А., Ким Н., Герасимова А.П., Гороховой Х.Я., Иванова И.Е., Софронова П.Н. Начало личной практической работы по врачеванию народными методами, проверка их эффективности, классификация и отбор наиболее действенных методов. Продолжение публикаций в республиканской печати.

III этап (1985-1986 гг.) овладение методами тибетской медицины на курсах в Центральной клиничесхой больнице четвертого Главного управления Минздрава СССР. Изучение литературы по народной медицине. Практическая работа по врачеванию. .

IV этап (1987-1990 гг.) обучение в Мещерском медицинском училище Московской области. Стажировка в клиниках и больницах г. Москвы и Московской области. Изучение опыта бурятской медицины в г. Улан-Удэ в Центре тибетской медицины Бурятского филиала Сибирского отделения РАН, в клинике этого Центра, а также в дацане у ламов. Обучение на курсах по иглорефлехсотерапии на базе II Медицинского института им. Пирогова у профессора Авакяна Г.Н. Обучение на курсах у Джуны, получение сертификата на право деятельности в качестве, биоэнерготерапевта при Всесоюзном научно-исследовательском центре традиционной народной медицины ЭННОМ у профессора Я.Г. Гальперина. Практическая работа по врачеванию при врачебно-физкультурном диспансере N 11 г. Москвы, в санатории-профилактории Гидросталь-конструкции в г. Чехове Московской области и в клинической больнице г. Видное Московской области и ордена Трудового Красного Знамени Городской клиничесхой больнице N 2 им. И.В. Русакова. Проведение лекций и практических занятий по народной медицине в ряде больниц г. Москвы, во II' Медицинском институте в кружке "История медицины", а также при Институте повышения квалификации врачей в Москве - специалистов по лечебной физкультуре.

Экспериментальное расширение сферы методов народного врачевания якутов под непосредственным контролем дипломированных врачей - специалистов с использованием современных медико-технических и биологических средств диагностики, а также анализа изменений состояния больных.

V этап (1990-1992 гг.). Прикрепление в качестве соискателя в Институте истории' естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (сектор истории

биологии). Изучение архивных материалов, современных исследований, специальной литературы по теме исследования. Участие в работе XXXIII научной конференции аспирантов и молодых специалистов по истории естествознания и техники с докладом "Медико-биологические аспекты народного врачевания Якутии".

Участие в Международной конференции историков 8-11 апреля 1991 г. "Русская культура в первой трети XX века", в секции "Русское культурное зарубежье" с докладом "Путешествие англичанки Кэт Мэрсден в Якутскую область для помощи прокаженным", посвященным 100-летию ее приезда в Якутию. Издание двух книг о народной медицине якутов, участие в работе Международной конференции "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции" с докладом "Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии с XVII по XIX вв., участие в Международной Лиге Малочисленных Народов и Этнических групп 22-23 октября 1992 г. в Кремлевском Дворце съездов, выступление с докладом ва пленарном заседании "О значении народной медицины в борьбе за выживание народов Крайнего Севера".

Совершенствование традиционных народных методов лечения в условиях врачебно-физкультурного диспансера N 11 г. Москвы. Проведение курсов для медицинских работников в учебно-методическом центре "Панацея" по точечному массажу с основами рефлексотерапии с последующим контролем со стороны специальной комиссии при ВФД N 11 под руководством главного врача, иглорефлексотерапевта Лещинсхой А.Е.

Написание и литературное оформление автореферата и представление монографии "Народная медицина якутов. Медико-биологический аспект народного врачевания Якутии (ХУИ-Х1Х вв.)" на предмет соискания ученой степени кандидата исторических наук.

Научная новизна и значимость исследования:

- реконструирована система народного врачевания якутов в ХУН-Х1Х вв., дан ее медико-биологический и антропологический анализ;

- работа представляет собой один из первых опытов историко-биологаче-ского и медицинского изучения народного врачевания якутов, вычленение антропологического аспекта проблемы;

- впервые анализируются представления якутов о причинах происхождения болезней, средствах и методах лечения;

- в работе впервые собраны сведения, разбросанные в различных рукописях, книгах, архивных материалах (древних и современных) о народном врачевания в Якутии;

- впервые сделана попытка проследить истоки я пути формирования медицинских, анатомо-физиологических и медико-биологических представлений

якутов;

- начато исследование связи народной и научной медицины, а также связи народного врачевания и религии;

- впервые дано подробное описание, анализ и обоснование применения прижигания, кровопускания, поверхностного иглоукалывания в лечебных целях в народной медицине якутов и лечения продуктами животного происхождения;

- введены в научный оборот термины для обозначения ряда приемов, характерных для народного врачевания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Народная медицина является одной из форм существования и развития медицинского знания, тщательно отобранного и многократно проверенного практикой на протяжении веков развития человечества. Неправомерно резкое деление медицинского знания на научную медицину и народную медицину, а также их противопоставление. Опыт народной медицины в Якутии свидетельствует о процессе постоянного взаимодействия и взаимообогащения научной и народной медицины.

2. Установленные нами четыре основных этапа в развитии народной медицины в Якутии характеризуют состояние и процесс обогащения народной медицины в течение XVII-XIX вв., тесно связанные с социально-политическими и культурно-экономическими условиями, среди которых определяющая роль принадлежит русско-якутским отношениям.

3. Широкое применение в народной медицине Яхутии целебных свойств продуктов растительного (фитотерапия) и животного происхождения побудило нас провести медико-биологическое изучение и экспериментальный анализ наиболее популярных средств, раскрыть содержание многих рецептов и дать их описание.

4. Специфической особенностью развития современной медицины в Якутии является широкое распространение народного врачевания, удачно сочетаемого с научной медициной. Дипломированные врачи хорошо владеют многими приемами и методами народной медицины.

Практическое значение исследования.

Результаты исследования могут быть использованы врачами и биологами, историками медицины и биологии, этнографами, антропологами, историками науки и культуры, учеными специалистами различных областей медицины, медицинскими работниками - практиками, фармакологами, преподавателями медицинских и педагогических училищ и вузов и авторами учебников по истории биологии и медицины для медицинских и педагогических вузов, научных работ по этнографии и антропологии. Они могут быть полезны также экологам, работникам лесоохранной и водоохранной службы, охотникам и рыбакам, специалистам сельского хозяйства, занимающимся выращиванием и сбором лекарственных растений, разведением полезных сельскохозяйственных животных и звероводством.

Достоверность результатов исследования подтверждена ссылками на архивные материалы, литературные источники, полевые материалы, полученные исследователем в разных районах Якутии, экспериментальными проверками и соответствующими документами медицинских учреждений, личными показаниями больных, а также химическими и биологическими анализами выявленных лекарственных средств, грязей и целебных вод.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Результаты проведенного исследования отражены в монографии "Народная медицина якутов. Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII-XIX вв.", 8 печ. л., опубликованной в 1992 г. (Григорьева А.М. "Народная медицина якутов. Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии

XVII-XIX вв.", Изд-во "Из глубин". М., 1992. С.128). Она состоит из'введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, методы исследования, показаны его научная новизна, практическая значимость и достоверность.

Глава I "Анализ историко-архивных материалов по народному врачеванию в Якутии XVII-XIX вв." Рассмотрены этапы развития народного врачевания в Якутии с XVII-XIX вв. и основные компоненты системы народного врачевания якутов в прошлые века, выявлена их медико-биологическая н антропологическая сущность.

В соответствии с результатами анализа собранных историко-архивных материалов мы выделили четыре этапа развития народного врачевания Якутии.

I этап охватывает период с 1665 по 1736 годы. Он характеризуется развитием и углублением русско-якутских связей после вхождения Якутии (1632 г.) в состав русского государства. На конкретном материале показано, что у якутов с давних времен врачевание осуществлялось лекарями-знахарями. Анализируются документы, датированные 1665, 1668, 1670, 1673, 1680, 1681, 1697, 1700, 1725, 1729, 1730 годами, в которых названы имена врачевателей и больных, характер недугов, основные методы лечения. Для характеристики природного врачевания якутов в этот период пришлось собирать архивные данные по крупицам, дополнять их материалами из других источников, опубликованных трудов по общей истории Якутии.

II этап (1736-1794 гг.) характеризуется тем, что Якутия стала объектом изучения со стороны целенаправленных экспедиций В. Беринга (1736-1737 гг.) и И. Биллингса (1785-1794 гг.). Отчеты этих экспедиций, труды их участников дают ценный материал по народному врачеванию якутов, а также о лекарственных растениях, произраставших в этом крае и успешно использовавшимися якутскими целителями.

III этап (первая половина XIX в. до 1865) связан с появлением публикаций в периодической печати России о жизни якутов, их быте и врачевании, особенно после превращения Якутии в место политической ссылки. Заслуживают внимания сведения о попытке выращивания лекарственных растений политическими ссыльными, среди которых были врачи, студенты, ветераны и просто образованные люди, сведущие в медицине. К такому занятию их вынуждала острая потребность в медикаментах, а также горячее желание оказать посильную помощь местному населению. К числу таких людей относится декабрист М.И. Муравьев-Апостол, который в годы пребывания в ссылке в Вилюйске (1828-1830 гг.) занимался выращиванием ряда лекарственных растений и первым посадил картофель в Вилюйске.

Декабристы и первые врачи Якутии располагали лечебными справочниками, редкими лекарствами, выписанными из Петербурга и Москвы, и познаниями образованных людей. И они всюду приходили на помощь местному населению, но и учились у него приемам и методам народного врачевания, о чем писали в письмах и статьях, направляемых в Петербург.

В 1830 году в г, В.Колымск был назначен первый участковый врач Яковлев, которому было поручено устроить лепрозорий на улусные средства.

IV этап охватывает период с 1866 по 1896 годы. Этот период характеризуется тем, что к практическому врачеванию в Якутии подключаются

высокообразованные люди, в том числе и медики-профессионалы, не только из России, но и из других стран. В этот период появляются первые научные отчеты и обобщающие труды по народному врачеванию Якутии.

Член якутской (Сибиряковской) экспедиции (1894-1896 гг.) В.Е. Горинович написал первую небольшую по объему работу "О народной медицине якутов", оставшуюся до сих пор не напечатанной. В ней рассматриваются вопросы, связанные с происхождением болезней, их причинами и мерами по предупреждению, анализируются методы и средства их лечения. Рукопись В.Е. Гориновича можно считать первым научным трудом по' народной медицине якутов.

Слава о якутских народных целителях перешагнула через границы России. Например, во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) участвовавшая в качестве сестры милосердия англичанка мисс КЭТ МЭРСДЕН, столкнувшись с прокаженными больными, придя в ужас от их безнадежной судьбы, стала тщательно искать через врачей (тожеучастников войны) возможные средства оказания помощи этим людям. Здесь же она встретила одного англичанина, который поведал ей о том, что в Сибири, в Якутии есть целебная трава, излечивающая проказу. Он сообщил также, что эту траву местное население держит в большом секрете. Эти сведения мисс Кэт Мэрсден подтвердили врачи из Грузии, которые тоже слышали о чудодейственной силе этой засекреченной якутской травы.

Англичанка мисс Кэт Мэрсден летом в 1891 г. приехала в Якутию на поиски этой травы. В народной медицине якутов действительно известна трава "кучукта", редко встречающаяся в лесах северных районов Якутии. Имеются сведения, что эту траву народные целители привозили из Удского края (Бурятия), так как не всегда им удавалось найти "кучукту" в близлежащих лесах Якутии.

Мисс Кэт Мэрсден, встречаясь с якутскими народными целителями, нашла подтверждение о том, что такая трава есть. Но никто не мог ее обнаружить я показать.

Между тем Кэт Мэрсден выявила в Якутии 167 больных проказой. Она предложила открыть в Якутии лепрозорий в виде изолированной колонии в Средне-Витойском округе и всемерно способствовала осуществлению этого проекта.

Пробыв в Сибири одинадцать месяцев, мисс, Кэт Мэрсден отправилась в Москву, а затем вернулась в Англию.

Как свидетельствует газета "Якутский университет" (3 марта 1977 г.), траву "кучукту" она так и не нашла.

Однако дальнейшие поиски материалов о пребывании в России англичанки мисс Кэт Мэрсден привели к тому, что нам удалось обнаружить протоколы Московского венерологического и дерматологического Общества, в которых приведены сведения о траве "кучукте", описана демонстрация этой травы мисс Кэт Мэрсден и выражена просьба в адрес председателя Общества профессора А.И. Поспелова о дальнейщем изучении этого растения и точного определения его фармакологических свойств н региона произрастания.

Изучение архивных материалов и другой документации, относящихся к изучаемому периоду (ХУН-Х1Х вв.), привело к выводу, что несмотря на

отсутствие систематической научно-медицинской службы в Якутии на протяжении трех веков, врачевание осуществлялось народными целителями, которые всемерно охраняли здоровье людей, способствовали и лечению, и предупреждению болезней, а также сохраняли и преемственно передавали из поколения в поколение накопленные народом медицинские знания и умения практического врачевания. - ----------- -

В этой же главе дан медико-биологический анализ конкретных материалов использования народными врачевателями лекарственных растений и продуктов животного происхождения, костоправия, лечения ранений, хирургических вмешательств, родовспомогательной деятельности. Рассматриваются также физико-терапевтические средства лечения (прижигание, кровопускание, поверхностное иглоукалывание, массаж, компрессы, грязи, минеральные воды) и психотерапевтические средства воздействия на больных (шаманство, обряды, заклинания, запреты, самовнушение и пр.).

Многие средства народного врачевания описаны не только в архивных материалах и других исторических документах, но и в якутской художественной литературе, а также в якутском фольклоре, в народном эпосе "Олонхо", мифологии, народных преданиях, сказках, в пословицах, поговорках и др., а также проанализированы в этшлрафической и антропологической литературе, связанной с Якутией. Все это может служить косвенным материалом для восстановления системы народного врачевания якутов в прошлые века.

В этой главе подробно рассматривается первое в Якутии пособие по траволечению, составленное в 1669 г. служилым человеком Сенькой Епишевым, одну из первых попыток научной расшифровки которого сделал доктор биологических наук, профессор А.И. Шретер (Шретер А.И. Опыт расшифровки названий лекарственных растений, упоминаемых в Челобитной Сеньки Епишева царю Алексею Михайловичу. Тезисы Всесоюзной научной конференции "Этнографические аспекты изучения народной медицины". Л,, Наука, 1975. С.65-66.).

В списке Епишева содержатся такие известные медицине растения, как белокопытник болотный, горец перечный, "душица" - мята полевая, белый зверобой, марьин корень (пион уклоняющийся), тысячелистник, пижма и др. Но есть и специфичные северные лекарственные средства, например, лиственничная губка. В монографии специально рассматривается ее морфологическое описание, распространение, сроки и способы сбора, химический состав, применение в медицине. Аналогичному анализу в работе подвергнуты синюха голубая, ревень, касатик щетинистый, кучукта и другие, а также лесные и тундровые ягоды. Кроме того, приводятся сведения о дикорастущих растениях, употребляемых якутами в пищу для профилактики болезней.

Впервые в научной литературе проанализированы и обобщены данные о целебных свойствах продуктов животного происхождения. В качестве лекарств используются части и внутренние органы животных: жир, желчь, печень, кровь, шкура, язык, кал, моча, кости, желудок, мочевой пузырь и прочие. У якутов, например, находит широкое применение гусиный и медвежий жир (при обморожениях, ожогах), медвежья желчь используется при глазных и внутренних заболеваниях. Ряд рецептов, связанных с продуктами животновод-

ства, выявлен нами и описан впервые. Это же относится к комплексному использованию лекарственных растений и продуктов животного происхождения.

В якутской народной медицине на высоком уровне находилось костоправие, лечение ранений. "Среди якутов, - писал В.Н. Чепалов, - много искусных костоправов". Они путем разглаживания, растирания и проч. вставляли обломки на место, слишком мелкие из них удаляли путем вскрытия (Чепалов В.Н. Народная медицина якутов. Сибирский врач. 1914. N 24, N25.).

В монографии описаны процедуры костоправия и лечения ран, представлены сведения о хирургических инструментах.

В этой же главе на многих фактах показана родовспомогательная деятельность народных целителей, некоторые из которых при необходимости осуществляли кесарево сечение.

Рассматривая физико-терапевтические средства лечения, мы обратили особое внимание на оригинальные приемы якутской народной медицины, в частности, на прижигание - тён (в литературе якутская мушка). Им пользовались при ревматизме, радикулите, при растяжении мышц, связок, при зубных болях, ишемических болезнях сердца, болезнях желудка, печени, нарушениях обмена веществ и др.

Это же относится к кровопусканию, иглоукалыванию и массажу. Приведены данные о процессе кровопускания, массажа и инструментах, применяемых при этих процедурах.

В качестве одного из основных компонентов системы народного врачевания якутов в прошлые века рассматриваются в этой главе средства психотерапевтического воздействия на больных через камлания шаманов, заклинания, запреты, обереги, внушения и самовнушения, соблюдение традиционных обрядов и др. Эти средства использовались в самых различных сочетаниях, а также с параллельным применением других средств народной медицины. В основе этого компонента система народного врачевания лежат реальные наблюдения и сделанные на их основе обобщенные выводы о том, что многие болезни людей связаны с их настроением, состоянием психики, отношением человека к своим болезням и к окружающим людям, замечено влияние умело сказанного слова, эмоциаяьного воздействия на улучшение состояния больного. Поэтому не случайно якуты, находясь в- плену своих традиционных представлений о мире, верили, что "возбудителями многих болезней, особенно внезапных и тяжелых, являются злые духи - абаасы, а также враждебные чары. Поэтому народная медицина была неразрывно связана с магическими обрядами и шаманством, имевшим целью уничтожить влияние сверхъестественных враждебных сил" (А.И. Гоголев. Народная медицина якутов. Историческая этнография якутов. Якутск. 1983. С.47.). О шаманском лечении часто упоминается в документах ХУП-ХУШ вв., особенно в судебных. .

Я.И. Линденау (40-е годы XVIII в.), а затем В.Е. Горинович (конец XIX в.) описывают представления якутов о "причинах" болезней, связанных с "влиянием" духов-абаасы и методы "воздействия" на них шаманов.

Говоря о средствах, употребляемых якутскими шаманами для лечения болезней, В.Е. Горинович разделяет их на две группы: заклинание-внушение и средства вещественные. "Заклинания и внушения состоят в том, - объясняет он первую группу средств для излечения болезней, - что врачеватель-шаман,

п

отосут или сведующая старуха - обращается к причинившему болезнь духу угрозами, просьбой, обманом и т.д. и заставляет его покинуть тело больного".

"Процесс хамлания, его обстановка, действия шамана в наиболее торжественные и решительные минуты производят на людей нервных очень сильное впечатление, поэтому нет ничего удивительного, если в результате получается выздоровление или только облегчение страдания, происшедшего на нервной почве (В.Е. Горинович. Народная медицина якутов (рукопись). Архив РАН, ф.47, оп.2, ед.хр.58, л.46.).

Таким образом, В.Е. Горинович впервые описал некоторые элементы психотерапевтического воздействия шаманского камлания на больных в плане их психотерапевтического лечения. Он показал также роль заклинаний, запретов, оберегов и, что особенно важно, самовнушения.

Еще Д.М. Самоквасов и H.H. Харузин находили возможность утверждать об исцелительных свойствах некоторых шаманских сеансов на больных, происходивших на почве гипнотического внушения. В дальнейшем В.Л. Приклонский, В.Ф. Трощанский и H.A. Виташевский выдвинули тезис о связи шаманского ремесла с нервными и психическими болезнями, с формами психической патологии человека, близко соприкасающимися с гипнотическим состоянием объекта.

H.H. Харузин, определяя некоторые действия шамана, писал, что "законы, управляющие этой категорией явлений, нам еще не известны. Пока наука не пробьет света в них, действия шаманов не могут получить надлежащего научного объяснения. Они стоят в связи с той стороной физической природы человека, которая еще ждет своего исследователя" (H.H. Харузин. Этнография. -СПб, 1905, С.450.). Нечто подобное писал Г.В. Ксенофонтов: "Сплошь и рядом некоторые шаманские "чудеса" оказываются опытным знанием законов взаимозависимости психики и организма" (Г.В. Ксенофонтов. Хрестес, шаманизм и христанство. -Иркутск, 1929.). Советский ученый В. Леви и американский врач-исследователь Г. Райт пришли к заключению, что по своим действиям и приемам лечения многие колдуны являются "первобытными психотерапевтами" (Г. Райт. Американский исследователь врач и советский ученый В. Леви. С.5-10.). В связи с этим отметим, что метод внушения широко практикуется в современной психотерапии.

Главными средствами шаманов, как полагает врач-психиатр Д. Софронов, являлись память, наблюдательность, обостренная восприимчивость всех органов чувств, умение владеть собой и влиять на других (Д.Д.Софронов. "Тайны" якутских шаманов. -Полярная звезда, 1972, N 1, С.117.). И действительно, имеются многочисленные свидетельства очевидцев о том, что известные шаманы хорошо разбирались в человеческой психологии, обладали даром гипноза. Некоторые из них пользовались секретами народной медицины. В целом же можно сказать, что связь шаманства и народного врачевания требует специального исследования.

Механизмы воздействия приемов и методов шаманского камлания треб уют тщательного изучения с использованием современных технических средств, анализа в свете новейших медико-биологических, терапевтических и биологических концепций.

Вторая глава мошнрафии посвящена современному использованию опыта народной медицины якутов и реконструкции системы народного врачевания, характеристике современного состояния народного врачевания в Якутии. В главе осуществлен ретроспективный медико-биологический анализ основных приемов, методов, средств лечения, используемых современной народной медициной якутов. В ней показано, что несмотря на быстрое развитие здравоохранения в Якутии в XX веке (В 1893 году в Якутии было всего 13 врачей, причем только 9 на государственной службе, лекарский помощник -1, фельдшеров и лекарских учеников -23 (из них 22 на золотых приисках), б повивальных бабок. На начало 1982 г. было 3314 врачей (36,2 врача на 10 тысяч населения). Обеспеченность больничными койками 13,6 тысяч мест.), по географическим, социально-экономическим, деммрафическим причинам обеспеченность многих отдаленных районов республики медицинским обслуживанием до сих пор крайне недостаточна. Именно -поэтому в Саха (Якутии) широко распространено народное врачевание. Нами установлено, что оно бытует в разных видах: самолечение, лечение близких родственников, лечение со стороны людей, специально, интересующихся врачеванием как видом деятельности и любящих эту деятельность, видящих в ней свое призвание (чаще всего именно этих людей называют знахарями, народными целителями, врачевателями); лечение со стороны шаманов, лам, монахов и других священнослужителей, которые частично овладели методами народного врачевания, частично усвоили научную медицину, лечебная деятельность врачей и среднего медицинского персонала, получивших специальное медицинское образование в вузах и училищах, освоивших сверх того методы и приемы народного врачевания; лечение со стороны людей, практически обучившихся у медиков, приобретших медицинские знания путем самообразования, а также освоивших практические приемы народного врачевания, получивших в последнее время специальное образование в области народной медицины.

В монографии проанализирован каждый из этих видов врачевания, выявлены те компоненты, которые позволяют утверждать, что они уходят в глубь веков якутской народной медицины. Более того, прослеживается прямая связь якутской и тибетской народной медицины, что усиливает доказательность действенности народного врачевания якутов в прошлые века и в настоящее время. В процессе раскрытия видов врачевания анализируется деятельность отдельных якутских врачевателей, что является первым обобщением их опыта и попыткой ввести его в научный оборот.

В монографии подвергнуты медико-биологическому анализу наиболее распространенные методы и приемы народного врачевания. Мы выделили для подробного рассмотрения врачевания методами народной медицины лишь три 1руппы заболеваний: заболевания верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Это не значит, что мы недооцениваем важность сердечно-сосудистых, гинекологических, детских заболеваний, болезни кровии др. Для лечения этих трех групп заболеваний, широко распространенных среди северян, как показало исследование, наиболее действенными оказываются традиционные приемы и методы якутского народного врачевания, многие из которых нами выявлены из архивных источников прошлых веков, они, как мы убедились в процессе исследования, сохранились

и в практике современных целителей, т.е. дошли до них, передаваясь из поколения в поколение как живой опыт народа, как элемент его многовеховой культуры.

Заключение содержит основные выводы, полученные в процессе исследования.

Выводы: _______

1. Прежде всего мы убедились, что народная медицина - это одна из" форм существования и развития медицинского знания, тщательно отобранного и многократно проверенного практикой на протяжении веков развития человечества. И в этом отношении неправомерно резкое деление общечеловеческого медицинского знания на научную медицину и народную медицину, а также их противопоставление.

Нами установлено как закономерный процесс постоянное взаимообогащение научной и народной медицины. И там, где этот процесс осуществляется наиболее плодотворно, вопросы народного здравоохранения практически решаются более результативно.

2. Исследование подтвердило настоятельную необходимость изучения народного врачевания в историческом аспекте (ХУИ-Х1Х вв.) и позволило ввести в научный оборот значительное количество архивных материалов, различных документов, из которых большинство не было известно ни историкам, ни этнографам, ни медикам, ни биологам. Между тем этот фактический материал позволяет восстановить основные компоненты системы народного врачевания якутов в прошлые века. Кроме того, он подтверждает правомерность лечебной деятельности современных народных врачевателей. Исторический материал о методах и приемах лечения, о средствах врачевания якутов имеет несомненное практическое значение и для современности, так как в нем отражены многие конкретные рецепты, их дозировка, подробно описаны методы воздействия на больных.

3. Исторический материал свидетельствует о развитии заболеваний и здравоохранения в Якутии, их зависимости от взаимосвязи народной и научной медицины.

4. Установленные нами этапы развития народного врачевания в Якутии с XVII по XIX вв. связаны с постепенным изменением взаимоотношений отдаленного северного региона России с ее центром, а также с этапами развития медицины и здравоохранения в стране.

5. В качестве основных компонентов системы народного врачевания нами выделены следующие:

- использование лекарственных растений;

- использование продуктов животного происхождения;

- костоправие, лечение ранений, хирургическое вмешательство, родовспомогательная деятельность;

- физиотерапевтические средства лечения (прижигание, кровопускание, поверхностное иглоукалывание, массаж, компрессы, грязи, минеральные воды);

- психотерапевтические средства воздействия на больных (шаманство, обряды, заклинания, запреты, самовнушение и пр.).

Исторический аспект медико-биологического исследования позволил вскрыть сущность каждого из этих компонентов системы народного врачевания.

6. В процессе исследования мы исходили из предположения о том, что реконструкция и медико-биологический анализ системы народного врачевания якутов в ХУИ-Х1Х вв. возможны не только на основе изучения историко-ар-хивных источников, но и тщательного ретроспективного исследования современного опыта использования народной медицины в Якутии. Именно поэтому нами обстоятельно изучен опыт народного врачевания современных якутов, определены его истоки, основы и особенности.

7. Мы пришли к выводу, что большинство приемов, методов, средств лечения болезней, используемых современной народной медициной якутов, восходит к народному врачеванию в прошлые века и имеет серьезное медико-биологическое и антропологическое обоснование с позиций современного научного знания. Более того, нами установлен факт общности принципов и методов врачевания в народной медицине разных народов. Но этот вопрос требует специального сравнительного исследования.

8. В процессе исследования нами выявлены наиболее рациональные элементы народного врачевания якутов, имеющие практическое значение для современной медицины. К ним относится комплекс методов лечения верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательной системы, так как именно эти заболевания наиболее распространены в Якутии и в борьбе с ними, как показала практика современного здравоохранения, недостаточны средства научной медицины, но в сочетании с ними именно методы и приемы народного врачевания дают наиболее положительные результаты.

9. Выявленные нами в народном врачевании якутов ХУ11-Х1Х вв. методы и приемы позволяют судить о том, что в прошлые века жители Республики Саха (Якутия) большое внимание уделяли карантинным мерам, профилактике болезней и укреплению организма, особенно у детей, в частности, через закаливание и рациональное питание, включающее большое разнообразие пищи, введение в нее в размеренных дозах лекарственных растений и целебных продуктов животного происхождения.

Таким образом, наше исследование важно не только для развития истории медицины и биологии в прошлые века, но и для обогащения современной практики здравоохранения, лечения и профилактики болезней.

, £