Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Территориальные различия образа жизни бурятского населения Восточного Забайкалья
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Содержание диссертации, кандидата географических наук, Дашидондоков, Шираб-Нимбу Санжаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ В АНАЛИЗЕ

ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.

1Л. Понимание категории "образ жизни".

1.2. Исследование жизнедеятельности в национальных сообществах, его актуальность и специфика.

1.3. Стереотипы жизнедеятельности населения на конкретной территории.

1.4. Методы исследования и источники информации (статистические, социологические и общественно политические).

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В МЕСТАХ РАССЕЛЕНИЯ БУРЯТ.

2.1. Сосредоточение бурятского населения на территории

Читинской области.

2.2. Географическая характеристика Агинского Бурятского автономного округа.

2.3. Специфика в демографических процессах.

2.4. Особенности развития хозяйства в локальных местах поселения бурят.

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ

БУРЯТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.

3.1. Традиции в природопользовании и методах хозяйствования.

3.2. Особенности культуры и религии.

3.3. Специфика бытового уклада.

3.4. Проблемы качества и уровня жизни бурятского населения.

ГЛАВА 4. СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ

БУРЯТ В ПЕРСПЕКТИВЕ.

4.1. Тенденции в развитии хозяйства и методов хозяйствования.

4.2. Сохранение традиций в воспроизводстве населения.

4.3. Изменения во взаимоотношениях бурят вне автономных образований и Агинского округа.

4.4. Пути консолидации между бурятским населением Читинской области и других территорий.

Введение Диссертация по наукам о земле, на тему "Территориальные различия образа жизни бурятского населения Восточного Забайкалья"

Актуальность темы предлагаемой диссертации определяется возрастанием внимания к анализу особенностей жизнедеятельности и поисками самобытности национальных сообществ в условиях процессов глобализации, нивелирующих специфику народов независимо от их численности, генезиса и роли в освоении определенного пространства. Кроме того, ощущается недостаточное количество географических и социологических трудов по характеристике социально-экономического феномена разных образов жизни, определяющих, по выражению В.В.Покшишевского (1979), неповторимое лицо конкретной территории и отдельных сообществ, сложившихся под воздействием окружающей среды их обитания.

Основная цель работы - выявить территориальную неидентичность образа жизни отдельного национального сообщества, складывающегося в географических условиях конкретной территории и под влиянием существующих систем хозяйствования.

Реализация поставленной цели обусловила решение ряда научно-исследовательских задач: уточнения дефиниционного аппарата образа жизни, как установившейся формы жизнедеятельности и основы самобытности национальных сообществ в условиях конкретной природной и социально-экономической обстановки региона; определения мест сосредоточения исследуемого сообщества, историко-географический анализ формирования локальных мест расселения его по территории;

- раскрытия специфики образа жизни как отражения национальной самобытности, с чертами в большей мере присущими для определенного национального сообщества;

- анализа основных факторов жизнедеятельности, особенностей качества и уровня жизни на основе консолидирующей территории с наиболее заметным сосредоточением изучаемого сообщества;

- рассмотрения вариантов возможных перспектив в развитии национальных традиций и сохранения неидентичности бурят в общей совокупности населения региона, как и путей консолидации с представителями сообщества других территорий России.

Территорией изучения выбрана Читинская область, как регион со значительной дифференциацией природных, социально-экономических условий и богатой палитрой национального состава населения. Предметом исследования выбрано бурятское сообщество - второе по численности на изучаемой территории.

Методологическую основу работы составляют труды отечественных географов и экономистов Н.Н.Баранского, Б.ЦУрланиса, В.В.Покшишевского, Г.М.Кабо, Ю.Г.Саушкина, С.А.Ковалева, В.В.Воробьева, включая сибирских ученых А.А.Недешева, Д.Д.Мангатаевой, К.Н.Мисевича, В.М.Булаева, В.И.Чудновой, Ц.Д.Гончикова и других ученых, которых занимали вопросы жизнедеятельности населения на различных территориях страны.

Большим подспорьем в исследовании послужил раритетные материалы (комиссии Куломзина, Агинской экспедиции, бурятские летописи, архивные сведения и т.д.). Кроме того, определенное место в анализе занимают материалы Читинской региональной ассоциации бурят, документы администрации Агинского Бурятского автономного округа.

Диссертация выполнена в рамках социальной географии с использованием методов исследования других наук, соприкасающихся с изучением человека в определенных условиях существования: демографических, социологических, историко-географических, способов социолого-статистических наблюдений, помогающих уловить и объяснить нюансные ситуации, как и анализа статистических сведений на базе существующих разработок конкретно по Агинскому Бурятскому автономному округу.

Научная новизна работы заключается в постановке методики исследования комплексной ситуативной категории, образа жизни и культурно-хозяйственного стереотипа жизнедеятельности национального сообщества. Предложен аппарат исследования, помогающий вычленить специфику данного сообщества на основе комплекса основных составляющих жизнедеятельности -от хозяйственных и демографических традиций до духовно-ценностных жизненных установок.

Практическая значимость диссертации состоит в осуществлении анализа бурятского сообщества, его генезиса и степени сохранения своей самобытности как в общем плане, так и на уровне мест проживания на территории региона и родов, все более утрачивающих свои исторические корни, но сохранивших общие жизненные принципы. Доказана роль взаимопроникновения влияния ближайшего окружения (в основном русского населения); разработаны рекомендации по сохранению и развитию народных традиций для областной, окружной и муниципальной администраций, а также Читинской региональной общественной ассоциации (организации бурят), занимающейся вопросами консолидации бурятского населения в пределах своего региона и других территорий Сибири.

Апробация результатов диссертации осуществлялась путем участия автора в ряде научно-практических конференций и совещаний по вопросам жизнедеятельности населения (Новосибирск, 1978, 1984 гг.; Усть-Каменогорск, 1990 г.; Улан-Удэ, 1997, 2000 г.; Чита, 1997-2000 годы). Отдельные пункты исследования стали частью концепций развития Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, III съезда Всебурятского центра развития культуры, энциклопедии Читинской области, Дней Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в июне 2002 года в г. Москве.

Всего по теме диссертации подготовлена одна монография (в соавторстве), 14 публикаций, общим объемом более 14 печатных листов.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, четыре главы и заключение.

Заключение Диссертация по теме "Экономическая, социальная и политическая география", Дашидондоков, Шираб-Нимбу Санжаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная работа дает возможность выделить следующие основные результаты исследования:

1. Как складывается логика любого исследования, его проведение традиционно начинается с уточнения дефиниционного аппарата.

Самобытность бурятского сообщества стало основной целью исследования, а все понятия должны были способствовать выделению неидентичности народа - одного из аборигенов Восточного Забайкалья. Следуя цели, автор аргументирует не только суть ключевого понятия, но и усиливает его введением другого - понятия хозяйственно-культурного стереотипа жизнедеятельности как комплекса элементов, генерализованного для раскрытия неповторимости каждого сорбщества в конкретной региональной ситуации.

2. Автором предложен алгоритм географического изучения образа жизни бурятского населения с соответствующим набором элементов и порядком их характеристики в общем анализе ситуации.

В собирательном образе находят отражение элементы как внешнего свойства (основные компоненты природных и социально-экономических условий среды), так и внутреннего содержания: специфики бытовых, семейных, социальных, демографических, культурно-духовных и религиозных укладов, в сумме составляющих коллективные формы поведения и существования.

3. Географический анализ явлений обусловливает всестороннее знание территорий, на которых расселен предмет исследования - в случае изучения жизнедеятельности людей. Бурятское население имеет свою пространственную привязку, заселенные в разной мере (степени) интенсивности.

В предлагаемой работе определены территории проживания бурят - от курпных, концентрированных мест до локальных проявлений, в которых насчитывается ограниченное число представителей исследуемого сообщества. Автор выделяет 6 групп бурят по факту их пространственного размещения и учитывая его исторические особенности. При этом задействованной оказалась большая часть Восточного Забайкалья.

Уточнение мест заселения произведено как в территориально-историческом (историко-географическом), так и в хозяйственном ракурсах. Зональность природная детерминирована с типами хозяйствования. Это дало возможность говорить и о сохранении вековых традиций, и об адаптации бурятского населения к новым условиям существования, к чему бурятское сообщество побуждали обстоятельства и социально-исторические причины вплоть до устоявшихся границ современного расселения.

4. На основе специфики расселения и типов хозяйствования определены основные штрихи в различиях образа жизни бурят на территориях выделенных локусов проживания - от северных групп сообщества до южных ареалов исследуемого региона. Эти материалы послужили аргументом для определения особой роли Агинского Бурятского автономного округа, традиционно отмечаемого отдельным ареалом и в статистике, и в специальных научных трудах.

Доказано, что отклонения в факторах жизнедеятельности не носят кардинального характера и мало изменяют вековой менталитет бурят Восточного Забайкалья.

Характеристика Агинского Бурятского автономного округа утвердила в правомерности отнесения его в своеобразную модель, концентрирующую особенности природы и экономики, а также демографических процессов наиболее ярко отразив их временную трансформацию.

5. Метод сравнительной характеристики в основных блоках жизнедеятельности получил соответствующее применение в анализе современной социально-экономической ситуации как в целом по региону, так и в местах расселения бурятского сообщества.

На базе имеющейся статистики сделан вывод о большей сопротивляемости сообщества внешним кризисным процессам. На это способен народ, сохранивший многие положительные традиции, поддерживающий их, активно воздействующий на негативы ситуации, а не адаптирующийся (приспосабливающийся) к любым ситуациям.

Это в равной мере относится и к методам хозяйствования, и к репродуктивному поведению, и к способам консолидации на основе общих национальных задач. Все недостатки в вопросах качества и уровня жизни мало изменились с 80-х годов. Доказано, что идет постепенное снижение их показателей, а абсолютные величины составляют половину от среднерегиональных. Такая ситуация известна исследователям, а ее истоки кроются в особенностях состава семей и меньших потерях в демографических процессах. Как показывают визуальные и специальные социолого-статистические наблюдения, бурятское сообщество осознает свою роль в смягчении ситуации, направленнии действий на конструктивное начало восстановления экономики. Ярким примером, как указано в диссертации, является реальная и активная концепция развития экономики округа.

6. Анализ осуществлен в специальной главе работы, и предусматривает она несколько сторон жизнедеятельности бурятского населения.

Первыми в их ряду следуют традиции в природопользовании и способах хозяйствования. Для доказательства традиций автор ввел сравнение с ситуацией конца XIX века (комиссия Куломзина) и началом XX столетия (Агинская экспедиция 1908 года).

Большое внимание в работе придается вопросам самобытности культуры, формирования мировоззрения и духовных запросов, ценностям отношений и бытия. Показана роль этнопедагогики, выходящей за пределы собственно воспитания и ориентированной на привитие лучших человеческих качеств.

Столь же велика роль бытовых укладов, основанных на родовой общине бурят. Доказана объективность деления общин на экономической основе, однако не переходящего, как у ряда окружающих народов, в отторжение и разъединение. Дифференциация бурятских семей по уровню материального достатка менее выражена.

Кроме того, показана трансформация в потреблении и питании, сыгравшая значительную роль в качестве генетического фонда сообщества: изменение рациона питания, например, резко сказалось на антропометрических данных молодых поколений. Бурятское население, при всех своих вековых традициях, переняло многое позитивное от русского окружения. Ярким примером являются заметные успехи бурят в развитии земледелия.

7. Важнейшей задачей любого национального сообщества остается сохранение своей самобытности на основе богатых традиций народа.

Показана роль концепции развитии экономики Агинского Бурятского автономного округа, собравшей в себя самое лучшее, что реально выполнимо в создавшихся кризисных условиях. Оня является соединением всего традиционного с новым, модернизированным, не идущим антагонистически вразрез с общей идеей.

Сохранение традиций в воспроизводстве населения - другая важнейшая задача, также трудно выполнимая в современных экономических условиях. Доказано, что трудности эти не могут окончательно подвинуть бурятское сообщество на путь депопуляции. Восстановление трудового ритма экономики отразится на течении демографических процессов и современная стагнация перейдет в относительно расширенный (прогрессивный) режим воспроизводства.

Столь же важными остаются проблемы консолидации бурятского населения как в ареалах изучаемого региона, так и вовне - местах поселения бурят в других регионах. В работе проанализированы основные пути

160 реализации этого процесса. Они касаются многих сторон жизнедеятельности сообщества, а общей остается территория консолидации - соседняя Бурятия, сосредоточившая основную часть бурятского населения восточных районов России.

При этом приоритет отдан развитию хозяйственно-культурых взаимодействий — наиболее реальных и выполнимых в современной ситуации. От распространения передовых методов хозяйствования и природопользования до совершенствования интеллектуального потенциала сообщества, - таковы основные пути в данном направлении, более четко и убедительно доказаны в предлагаемой диссертации.

Библиография Диссертация по наукам о земле, кандидата географических наук, Дашидондоков, Шираб-Нимбу Санжаевич, Улан-Удэ

1. Агроклиматология Сибири. Сборник статей. Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1977. - 135 с.

2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. - 350 с.

3. Алханай: природные и духовные сообщества / М.Ц.Итигилова, С.М.Синица, Т.А.Стрижова и др. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2000. - 280 с.

4. Андреев В.И. История Бурятской школы (1804-1962 годы). Улан-Удэ, 1964.-567 с.

5. Андреев Ч.Г. Образ жизни коренных народов Восточной Сибири во II половине XIX начале XX века (1861-1917 гг.) часть I Улан-Удэ: БГСХА, 1999 - 66 е., часть II - Улан-Удэ: БГСХА, 1999 - 118 с.

6. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни (Методологические и методические вопросы) -М.: Политиздат, 1980, с. 18-54.

7. Асалханов И.А. Социально-экономическое развитие юго-восточной Сибири во второй половине XIX века. Улан-Удэ, 1963, с. 79-109.

8. Атлас Забайкалья (Бурятская АССР и Читинская область). М. -Иркутск: Изд-во ГУГК, 1967. - 176 с.

9. Атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Чита, 1999. - 43 с.

10. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят. Новосибирск; 1997. 159 с.

11. Базар Барадин: жизнь и деятельность. Доклады и тезисы научной конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1993.-144 с.

12. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ: Агентство ЭКоарт, 1992.-222 с.

13. Балабанов В.Ф. О некоторых особенностях топонимики Забайкалья// Проблемы краеведения. Вып.З. Чита, 1968, с. 92-99.

14. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971.-29с.

15. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края Агинское, 1998. - 104 с.

16. Барадин Б.Б. Шэлэгдэмэл зохеолнууд. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-242 с.

17. Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ Сибирь, 1996.-104 с.

18. Батуева Б.Д. География Агинского Бурятского автономного округа. Учебное пособие. Агинское, 1997. - 120 с.

19. Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX-XX веков. Историко-этнографический очерк. Улан-Удэ, 1992.- 117 с.

20. Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. -Верхнеудинск, 1926. 230 с.

21. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1983.

22. Большая экономическая энциклопедия. М.: Финансы и статистика, 1983.

23. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992. - 285 с.

24. Булаев В.М., Дашидондоков Ш.-Н.С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Восточного Забайкалья)/ Улан-Удэ: БНЦ РАН, 2002. - 168 с.

25. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII середине XIX вв. - Улан-Удэ, Изд.-во БНЦ СО РАН, 2000. -205 с.

26. Бурятские летописи. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1995. - 64 с.

27. Бурятский буддизм: история и идеология. Сборник статей. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 149 с.

28. Буряты. Традиции и культура. Улан-Удэ, 1994. -291 с.

29. Бутенко А.П. Образ жизни: содержание, проблемы и нерешенные вопросы // Вопросы философии, 1978, № 11, с. 41 -54.

30. Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири (Географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1975.-259 с.

31. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. JL: Наука, Ленинградское отд., 1969.-218 с.

32. Вяткина К.В. Пережитки материнского рода у бурят-монголов// Советская этнография. N 1, 1946, с. 132-144.

33. Галшиев Э-Х. Бэлигэй толи (Зерцало мудрости). Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1993. - 352 с.

34. Географические исследования в Забайкалье: Тезисы докладов Чита: Изд-во ЗабГПУ. 2002. - 77 с.

35. География Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Учебное пособие/ под ред. Г.В.Грудинина. Иркутск-Усть-Орда: Изд-во ИГПУ, 1997. -317 с.

36. География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Учебное пособие: Чита: Поиск, 2001. 328 с.

37. Герасимова К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств// Записки БМНИИК. Вып.20, 1955, с. 134-154.

38. Герасимова К.М. О ламаистской морали и дацанских доходах// Вопросы атеистического воспитания. Улан-Удэ, 1974, с. 3-19.

39. Герасимова М.К. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1989. - 317 с.

40. Головачев Д.М. Население Агинской степи. Труды Агинской экспедиции. Вып.7. Чита, 1911, с. 55-161.

41. Гомбоева М.И. Образ микроустройства хори-бурят. Чита. -2002. 189 с. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. - М.: Мысль, 1972, с.20.61.

42. Государственный Архив Читинской области, ф. 10," on. 1, д. 25, л. 152; ф. 30, оп. 3, д. 1; ф. 55, on. 1, д. 76; ф. 263, on. 1, д. 5.

43. Григорьев А.Д. Природа Агинской степи. Труды Агинской экспедиции. Вып.3. Чита, 1913.

44. Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1966, с. 16-88.

45. Дамдинов Д.Г. Говор читинских хамниган в свете сравнительно-исторической монголистики. Автореф. канд. диссер. Улан-Удэ, 1967.

46. Дарбаев Д. Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов// Бурятские летописи. Улан-Удэ: БИОН, 1995, с. 170-176.

47. Дегтев А.В., Задорожный В.Ф. География Читинской области. Учебник. Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1988. — 172 с.

48. Дегтев А.В., Задорожный В.Ф. География Читинской области. Учебное пособие. Чита: Поиск, 1997. -212 с.

49. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 608 с.

50. Дондоков Д.-Ж. Двести песен о родном улусе. Иркутск: Вост.-Сибир. книжн. изд-во, 1978. - 69 с. '

51. Дуринов А.А. Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1948. - 122 с.

52. Елаев Н.К. Бурятская школа: История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ: Изд-во БГПИ, 1994. - 111 с.

53. Елаев Н.К. Историко-педагогическая наука Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998.- 120 с.

54. Естественное движение населения Читинской области. Ежегодник. -Чита, 1980-1992.

55. Жигмитов Д.Б. Деятельность Г.Ц.Цыбикова в Забайкалье// Записки Забайкальского филиала Географ, общества. Чита, 1971, Вып.59. Новости агинских краеведов, с. 54-62.

56. Жигмитов Д.Б. Молочные блюда агинских бурят// Этнографический сборник. Вып.2, 1961, с. 114-132.

57. Жимбиев Ц.Ж. Родословная хоринских бурят. Улан-Удэ, 2001. - 84 с.

58. Жугдурова Н. Социализм и развитие малых народов (на примере бурятского народа). Автореф. канд. диссерт. Москва, 1970.

59. Жуковская H.JI. Бурятские этюды// Наука и религия. 1970, N 10, с. 52-53.

60. Жуковская H.JI. К вопросу о типологических сходных явлениях в ламаизме и буддизме// Советская этнография, 1970, N6, с. 36-46.

61. Жуковская H.JI. Республика Бурятия: этнорелигиозная ситуация (19911993 годы)." Исследование по прикладной и неотложной этнологии. Документ N 56. М.: Этнография, 1994, с. 4-22.

62. Залкинд Е.М. Из истории обычного права западных бурят// Советская этнография, 1952, N 1, с. 175-184.

63. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ, 1958.

64. Зориктуев Б.Р. Буряты. Этнографический очерк. Улан-Удэ, Бэлик, 2000.-48 с.

65. Зориктуев Б.Р. Современный быт бурятского села. Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1982. - 110 с.

66. Ивенина В.К. Формирование хозяйственных ареалов расселения в Иркутской губернии// Хозяйственное освоение и расселение районов Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1975, с. 159-170.

67. Из истории народов Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во,1962.

68. Историко-культурный атлас Бурятии. Дизайн. Информация. Гартография, с. 544-571.

69. История Бурятии в вопросах и ответах. Вып. 1. Улан-Удэ: БОАМИ, 1990.

70. История и культура агинских хори-бурят. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2001, -Вып. 1.-57 с.

71. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Тома I-IX. М.: Госкомиздат, 1990-1991.

72. Итоги Всесоюзной переписи населения СССР 1970 года. Том II. Часть II. Пол, возраст, состояние в браке. М.: Статистика, 1970.

73. Итоги переписи населения 1989 года. Читинская область. Ф. 7 с. Чита,1990.

74. Капустин Е.И. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. -М: Политиздат, 1976, с. 41-62.

75. Касьяненко В.И. Роль КПСС в формировании социалистического образа жизни. -М.: Политиздат, 1979, с. 11-28.

76. Кауфман А.А. Земельные отношения и общинные порядки в Забайкалье. Материалы местного исследования 1897 года. Иркутск, 1990, с. 4-12.

77. Козьмин Н.Н. Бурят-Монгольская АССР. Географический и хозяйственный очерк. Иркутск-Верхнеудинск, 1928, с. 10-54.

78. Козьмин Н.Н. Очерки скотоводческого хозяйства в Бурятской Республике. Верхнеудинск, 1924-1926. - 30 с.

79. Котельников A.M. Геоэкологическое обеспечение управления природопользованием в регионе (на примере Читинской области). -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. 248 с.

80. Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР. Часть I. М.: РИИЦ, 1991.

81. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII века до 60-х годов XIX века): Очерки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 240 с.

82. Кузаков Н.Д. Лунные колокола: Легенды Забайкалья Иркутск: Вост.-Сибир. книжн. изд-во, 1998. - 333 с.

83. Ленин В.И. О национальном вопросе. ПСС. Т.24, с. 125-127.

84. Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова. Перевод Н.Н.Поппе. Улан-Удэ: ИВ АН СССР, 1940. - 107 с.

85. Линховоин Л. Агын буряадуудай урданай eho заншалнууд. Тэмдэглэлнууд. Улан-Удэ: Буряте, книжн. изд-во, 1999. - 125 с.

86. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят// Отв. ред. К.М.Герасимова. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1972. - 101 с.

87. Лопатина Е.Б., Назаревский О.Р. Оценка природных условий жизни населения. М.: Наука, 1972. — 148 с.

88. Мангатаева Д.Д. Система расселения. Региональный аспект. -Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1988. 77 с.

89. Мангатаева Д.Д. Экономико-географические основы формирования и трансформации традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона: Автореф. доктор, диссерт. Иркутск, 2000.

90. Марков Г.Е. Этнос, этнические процессы и проблемы образа жизни // Расы и народы. М., 1977. Вып. 7, с. 13-20.

91. Материалы Комиссии Куломзина. T.I-XVI. СпБ, 1897-1898.

92. Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения-7». Сборник статей. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - 275 с.

93. Мисевич К.Н. Агинский Бурятский автономный округ// Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 10-11.

94. Михайлов Н.И. Физико-географическое районирование. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1985,-183 с.

95. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. -Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1994, с. 5-45.

96. Намжилова Л.Г., Тулохонов А.К. Эволюция аграрного природопользования в Забайкалье." Новосибирск: НИЦ ОИГММ СО РАН, 2000.

97. Намсараев Г-Д. Записки по топонимике Аги. Рукопись. Агинское,1984.

98. Национальный архив Республики Бурятия, Улан-Удэ. Ф. 129, on. 1, д. 512, л. 57, д.3462, л. 17.

99. Национальный состав населения РСФСР. По данным переписи населения 1989 года. М.: РИИЦ, 1990.

100. Недешев А.А. Забайкалье: экономика, ресурсы, достижения, проблемы. Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд-во, 1981. 160 с.

101. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 года. Том II. М.: РИИЦ, 1992.

102. Окладников А.П. Очерки по истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII века). Л.: Наука, 1937. - 425 с.

103. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области/ А.М.Котельников, О.А.Вотах, А.М.Возмилов и др. Новосибирск: Наука. Сибирск. изд. фирма РАН, 1995. - 248 с.

104. Отчет Совета Всебурятской ассоциации развития культуры ко Второму Всебурятскому съезду. Улан-Удэ, 1996. 50 с.

105. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Том I. Панчуков А.П. Очерки из истории развития школ в Бурят-Монголии. -Улан-Удэ, 1939.-47 с.

106. Папагеоргиу Дж.С. Качество жизни // Новые идеи в географии. М.: Прогресс, 1979, с. 111-120.

107. Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят// Известия Биолого-географ, науч.-исследов. института при ИГУ. Иркутск, 1925. - 71 с.

108. Петри Б.Э. Далекое прошлое бурятского края. Иркутск, 1922. - 43 с.

109. Петри Б.Э. Элементы родовой связи у бурят// Сибирская живая старина. Иркутск, 1924, вып. 2, с. 98-120.

110. Покшишевский В.В. Заселение Сибири (историко-географические очерки). Иркутск: Иркутское облает, изд-во, 1951. - 208 с.

111. Покшишевский В.В. Образ страны и образ жизни // Страноведение: состояние и задачи. Вопросы географии. Сборник 116. М.: Мысль, 1981, с. 50-59.

112. Поппе Н. К изучению бурятских говоров// Жизнь Бурятии. Улан-Удэ, 1928, с. 10-12, 94-98.

113. Поппе Н.Н. Изучение говоров бурят-монгольского языка// Записки БМГИЯЛИ. Вып.3-4, с. 3-12.

114. Преображенский B.C., Фадеева Н.В., Мухина Л.И., Томилов Г.М. Типы местности и природное районирование Бурятской АССР. М.: Наука, 1959, с. 5-45.

115. Природные условия и хозяйство Читинской области. Чита, 1963. Вып.1. - 184 с.

116. Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Сборник статей. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999, с. 40-48.

117. Пузанов A.M. Точка на карте мира. Иркутск: Вост.-Сибирс. книжн. изд-во, 1968.-48 с.

118. Рабдано Б.Р. Земля, овеянная легендами. Чита: Поиск, 2001. 64 с.

119. Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - . 59 с.

120. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Ж. Социум, №4, 2001, с. 32-39.

121. Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения (Методология, методика и результаты изучения социально-экономических аспектов жизнедеятельности). Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1979. - 352 с.

122. Самбуев Лх. Сагаангууд. Родословное письмо рода Саган агинских бурят. Агинское, 1999. - 74 с.

123. Самойлович П. Бурят-Монгольская АССР/ под ред. С.Диманштейна. -М.: Наука, 1934. 120 с.

124. Санжиев Г.Д. Заметки по этнической истории бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1983, с. 11-19.

125. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. - 559 с.

126. Семека Е.С. История буддизма на Цейлоне. (Сангха в древности и в средние века). М.: Наука, 1969, с. 21-54.

127. Социалистический образ жизни и новый человек. М.: Политиздат, 1984, с. 21-63.

128. Социально-экономическое положение Агинского Бурятского автономного округа. Информационно-статистический сборник. Чита, 1998.

129. Социально-экономическое положение муниципальных образований Читинской области. Статистический сборник. Чита, 1998.

130. Струков Э.В. Социалистический образ жизни. М.: Политиздат, 1977, с: 20-28.

131. Стуков Г.А. О природе Агинской степи// Труды Агинской экспедиции 1908 года. Вып.З. Чита, 1910.

132. Сыденова Р.П. Иерархия общинных образований в Бурятии (вторая половина XIX начало XX веков// Традиционная обрядность монгольских народов. - Новосибирск: Наука. Сибирск. отделение, 1992, с. 9-24.

133. Татауров Г.Г. Назад к истокам. Иркутск: Восточ.-Сибирск. книжн. изд-во, 1999.-200 с.

134. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь, 1995, с. 5-116.

135. Тобын Т. Прошлая история хоринских и агинских бурят// Бурятские летописи. Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1995, с. 5-35.

136. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М.: Наука, 1975,-184 с.

137. Традиционная обрядность монгольских народов/ под ред. К.М.Герасимовой. Новосибирск: Наука. Сибирс. отделен., 1992, с. 14-20.

138. Труды Агинской экспедиции 1908 года. Вып.ЫУ. Чита, 1910-1913.

139. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят: этнографическое исследование/ под ред. А.П.Окладникова. Сибир. отделение БКНИИ АН СССР. Улан-Удэ, 1958. -214 с.

140. Тумунов Ж.Т. Ага и агинцы (1917-1990). Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1993,- 189 с.

141. Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят. Улан-Удэ: Буряте, книжн. изд-во, 1988. - 174 с.

142. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита, 1998. - 159 с.

143. Федулов С.В. Географическое изучение образа жизни (Методологические и методические аспекты). Автореф. канд. диссер. М.: МГУ, 1988.

144. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

145. Чимитдоржиев Ш.Б. Буряадай туухэ бэшэгууд. Бурятские летописи (на бурятском языке).- Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1992. 236 с.

146. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? - Улан-Удэ, 1991. - 59 с.

147. Читинская область. Административно-территориальное деление на 1987 год. Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1988. - 143 с.172

148. Щапов А.П. Собрание сочинений. Доп. том к изданию 1905-1908 годов/ подг. к печати А.Н.Турунов, вступит, статья М.А.Гудошникова. -Иркутск: Восточ.-Сибирс. книжн. изд-во, 1937, с. 206-235.

149. Экономическое и социальное развитие Агинского Бурятского автономного округа. Тезисы докладов к научной конференции. Чита, 1997. - 125 с.

150. Этнография бурятского народа. Библиографический указатель литературы (1917-1976 годы).- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 250 с.