Бесплатный автореферат и диссертация по наукам о земле на тему
Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области
ВАК РФ 25.00.24, Экономическая, социальная и политическая география

Автореферат диссертации по теме "Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области"

На правах рукописи

005051998

Абросимова Ирина Викторовна

Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области

Специальность 25.00.24 — экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

1 я ДПР 2013

Пермь- 2013

005051998

Работа выполнена на кафедре экономической географии и методики обучения географии Уральского государственного педагогического университета

Научный руководитель: Корнев Иван Николаевич

кандидат географических наук, профессор

Официальные оппоненты: Завьялова Ольга Георгиевна

доктор географических наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Курганского государственного университета (г. Курган)

Столбов Вячеслав Алексеевич

кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь)

Ведущая организация: Омский государственный педагогический университет

Защита состоится «17» мая 2013 г. в 13ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д.212.189.10 при Пермском государственном национальном исследовательском университете по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева 15, корпус 8, ауд.215.

Факс (8342) 239-63-54, e-mail: seg(5>psu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», автореферат размещен на сайте университета www.psu.ru и на официальном сайте ВАК РФ.

Автореферат разослан «05" » апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат географических наук, доцент

Т.А. Балина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В конце XX - начале XXI вв. общественное развитие, с одной стороны, все в большей степени опосредовано процессами, связанными со стремлением народов к возрождению, сохранению, развитию своих культурно-конфессиональных традиций, а с другой стороны, происходит усиление процессов интеграции, сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности общества и этносов том числе.

Обращение к исследованию этноконфессионального пространства Курганской области связано с возможностью изучения региона как целостного этноконфессионального района. Курганская область вызывает определенный интерес как территория, расположенная в пограничье трех географических областей: Южного Урала, казахстанских степей и западносибирской тайги; на перекрестке дорог между Востоком и Западом, благодаря чему ее культурно-религиозная сфера впитывает традиции и опыт Европы и Азии, Урала и Сибири. В пределах области проживают представители более ста народов, насчитывается одиннадцать религиозных направлений, по-разному локализованных в пространстве. Поэтому вопрос современного состояния и развития этноконфессионального аспекта пространства выступает одним из факторов гармонизации межнациональных, межконфессиональных отношений. Все более осознается необходимость сохранения и развития родного языка как основы национальной культуры, оптимального сочетания в культуре и религии национального и общечеловеческого.

Актуальность исследования подчеркивает также и тот факт, что 2011г. в Курганской области был объявлен годом «Единства, дружбы и сотрудничества народов Зауралья», а 2012 г. - «Молодежь Зауралья - за дружбу и сотрудничество народов».

Объект исследования: этноконфессиональное пространство (ЭКП) Курганской области.

Предметом исследования является пространственно-временная трансформация и современная территориальная организация этноконфессионального пространства Курганской области.

Цель исследования состоит в анализе развития и функционирования этноконфессионального пространства региона с позиций современной географической науки и определении возможных путей развития ЭКП Курганской области.

В работе были поставлены следующие задачи:

• систематизировать представления о складывающейся системе понятий и категорий в структуре современных гуманитарно-географических знаний, уточнить содержание таких понятий, как «геокультурное пространство (ГКП)», «этническое пространство», «конфессиональное пространство», «этноконфессиональный район», «этноконфессиональная местность» и дать авторскую трактовку понятия «этноконфессиональное пространство (ЭКП)»;

• разработать методический инструментарий анализа отдельных компонентов ЭКП, выявить структуру ЭКП региона и осуществить территориальный анализ этнического, этноязыкового, праздничного и конфессионального компонентов ЭКП Курганской области;

• систематизировать методические подходы, применяемые в культурно-географическом районировании, установить возможность их использования для районирования ЭКП и на основе уточненной методики провести районирование ЭКП Курганской области;

• составить комплексную характеристику выделенных зтнокофессиональных единиц Курганской области как целостных, иерархически соподчиненных этноконфессиональных образований;

• выявить проблемы развития этноконфессиональных местностей и предложить возможные пути сохранения разнообразия ЭКП Курганской области, как условия ее устойчивого развития.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении задач комплексного анализа формирования, современного . состояния и дальнейшего устойчивого развития ЭКП Курганской области с учетом современных трансформаций в российском обществе. Нами получены следующие теоретико-методологические, методические и практические результаты, определяющие новизну работы и являющиеся предметом защиты:

• дана авторская трактовка понятия .«этноконфессиональное пространство» и уточнено содержание ряда понятий, входящих в систему современных гуманитарно-географических знаний: «геокультурное пространство», «этническое пространство», «конфессиональное пространство», «этноконфессиональный район», «этноконфессиональная местность»;

• разработан методический инструментарий анализа отдельных компонентов ЭКП региона, основанный на картографическом методе (впервые составлена серия карт, отражающих пространственно-временные особенности компонентов ЭКП Курганской области), что позволило определить этапы формирования ЭКП Южного Зауралья, его современное состояние и раскрыть основные тенденции развития;

• дополнены имеющиеся методики культурно-географического районирования применительно к этнокофессиональному районированию, впервые проведено районирование ЭКП Курганской области, составлена комплексная характеристика выделенных этноконфессионапьных местностей;

• обоснованы концептуально-стратегические направления развития и сохранения разнообразия ЭКП Курганской области, как условия ее устойчивого развития.

Практическое значение исследования определяется использованием полученных результатов при формировании региональной политики в национальной и религиозной сферах, работе общественного объединения при Правительстве Курганской области «Ассамблея народов Зауралья», организаций национально-религиозной направленности. Материалы диссертации применяются при изучении соответствующих дисциплин профессионального цикла и вариативной части ФГОС 021000.62 «География».

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды географов, разрабатывающих теорию и методику территориального анализа социально-экономических систем: А.И. Алексеева, A.A. Анохина, H.H. Баранского, Ф.З. Мичуриной, В.В. Покшишевского, А.А.Ткаченко, Ю.Г. Саушкина, Б .С. Хорева, М.Д. Шарыгина; научные идеи и положения концепции геокультурного пространства, разработанные А.Г. Дружининым, Д.Н. Замятиным, B.JI. Каганским, Н.В. Калединым, И.Н. Корневым,

A.Г. Манаковым, В.Н. Стрелецким, М.В.Рагулиной и др.; работы специалистов в области этнокультурной географии, этнологии Ю.В. Бромлея, JI.H. Гумилева, H.H. Чебоксарова, В.А. Тишкова, В.Н. Калуцкого, Т.И. Герасименко,

B. Соллорса и др.; а также историков, социологов, философов, работающих в данном направлении. В процессе выполнения диссертации автор использовал труды курганских ученых Н.Ф. Емельянова, О.Г. Завьяловой, В.В. Меныцикова, В.В. Подливалова, В.В. Пестерева, В.В. Пундани.

Методы исследования. Изучение этноконфессионального пространства Курганской области проводилось с применением общенаучных и специальных методов: историко-географического, картографического, статистического, математического, социологического, сравнительного, экспедиционного, метода компьютерной обработки данных, использование ГИС.

Информационной базой исследования явились данные Курганского областного комитета Государственной статистики; материалы Управления культуры Курганской области, Главного управления образования Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ (до 2011 г.- ИПКиПРО), Ассамблеи народов Зауралья, Курганской и Шадринской Епархии РПЦ, Регионального духовного управления мусульман Курганской области; результаты исследований историков, географов, этнографов и краеведов (В.В.Менщикова, Г.Г.Павлуцких, В.А.Никитина, В.В. Пундани, Л.А.Саверского, О.Г.Завьяловой и др.), информация средств периодической печати региона и электронных ресурсов.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертационного исследования прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях «Культура провинции» (Курган, 2005), «Зыряновские чтения» (Курган, 2009, 2010, 2011), «География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования» (Красноярск, 2011, 2012), «Идеи В.В. Докучаева и современные подходы к изучению природной среды, решению региональных социально-экологических проблем» (Смоленск, 2010), «География и современные проблемы естественнонаучного познания» (Екатеринбург, 2009), «Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI веке: аспиранты и студенты в научном поиск: материалы межрегиональной научно-практической конференции» (Смоленск, 2009). Всего опубликовано 14 статей, в том числе две работы в научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Основной объем текста изложен на 157 страницах, включает 8 таблиц, 17 рисунков. Библиографический список включает 177 наименований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Понятие «геокультурное пространство» занимает центральное положение в структуре гуманитарно-географического знания и является сложным системным образованием, в составе которого важное место принадлежит этноконфессиональному пространству.

Геокультурное пространство - пространство заселенной, освоенной части географической оболочки с ее пространственными структурами и системами (природными, экономическими, расселенческими, территориальных общностей людей), включающими как материальную, так и духовную составляющую. Таким образом, ГКП является пространством общества и включает в свой состав человека и его общности, которые посредством разнообразных видов деятельности обустраивают, конструируют свое жизненное пространство. Изучение ГКП, на наш взгляд, предполагает выделение процессов и результатов пространственной организации культурных комплексов и их носителей, в качестве которых выступают различные общности людей. Так как человеческие общности и их деятельность в рамках ГКП многоаспектна, то и само ГКП многоаспектно, многокомпонентно. Исходя из этого, в качестве компонента ГКП выступает этноконфессиональное пространство (ЭКП).

Под этноконфессионачьным пространством (ЭКП) мы понимаем существование и проявление во внешней среде этнически (в т.ч. этнокультурно) и конфессионально (религиозно) тождественных сообществ людей (этпоконфессиональных сообществ), формирующих вокруг себя определенные зоны тяготения с этническими и конфессиональными особенностями. ЭКП более емкое образование, чем этническое, культурное (в т.ч. этнокультурное) и конфессиональное пространства, взятые по отдельности, оно образуется на пересечении указанных пространств. Следовательно, ЭКП можно рассматривать как часть этнического, культурного, конфессионального пространств, в рамках которых оно выполняет роль своеобразного ядра. Как компонент ГКП, ЭКП обладает свойствами системности, динамичности, структурности, информативности.

Одним из факторов развития ЭКП является взаимодействие этнокультур и религий. Наиболее распространенными, по мнению автора, являются процессы частичной ассимиляции, консолидации и интеграции, происходящие как на уровне одного этноса и его этноконфессиональных групп, так и между разными этносами/этноконфессиональными группами. Последний процесс в настоящее

время наиболее предпочтительный, т.к. при таком взаимодействии культуры и религиозных особенностей различных этнических групп, относящихся как к одному, так и разным этносам, они дополняют друг друга и обнаруживают свою самобытность и специфику в пределах ЭКП региона контакта.

2. ЭКП Курганской области есть результат длительного заселения и освоения пространства Южного Зауралья представителями различных этносов и конфессий. Анализ процессов заселения региона позволяет выделить историко-географические периоды формирования ЭКП, которые можно рассматривать как качественно различные состояния исследуемой территории.

Первый период (до X в). Это этап появления человека в Южном Зауралье (около 15-12 тыс. лет назад). Формирование же собственно ЭКП края начинается с У-1Х вв. н.э., когда в результате взаимодействия степных тюркоязычных племен с Алтая и Казахстана и лесных групп Урала и Западной Сибири сформировались две этнические зоны: угро-самодийская лесная и тюркско-угорская лесостепная и степная. Первые тяготели к северным районам современной Курганской области, вторые - к центральным и южным.

Второй период связан с приходом представителей башкирского и татарского этносов, формированием компактных районов их проживания в бассейне реки Исеть и водоразделе рек Миасс и Уй, становлением локальных этнокультурных групп татар (ичкинской и сафакулевской), процессами исламизации.

Третий период (с XVI в.) ознаменовался активным освоением Южного Зауралья представителями русского этноса и насыщением его морфологическими признаками этнического, культурного, конфессионального пространств русских с местной спецификой, связанной с взаимодействием историко-этнографических групп русского этноса («сибиряков», «рассейцев», «двоедан», казаков).

В формировании ЭКП участвовали и этнокультурные группы других народов: немцев и поляков, казахов, славянских народов и др.

В соответствии с этнической принадлежностью были представлены культурные и религиозные воззрения населения, т.е. помимо физического освоения пространства края каждый этнос «насыщал» его материальными и духовными элементами культурно-религиозной сферы. Этнофоры вступали в контакты в ходе аккультурации и мобилизации, где народы являлись реципиентами и донорами этнокультурных и религиозных традиций. В

результате к началу XX в. ЭКП области складывается как интегрированное пространство с этноконфессиональными ядрами (башкирским, татарским -исламским, русским - православным), и на их границах в результате этнической интеграции и комплементарности впоследствии сформировалась (по О.Г.Завьяловой) тюркско-славянская этноконтактная зона.

3. Современное ЭКП Курганской области является системным образованием. В качестве основных системообразующих компонентов оно включает в себя этнический компонент (параметры этносов), этнокультурный компонент (проявления этнокультуры), вероисповедания с формированием геопространственных отношений между ними. Исходя из этого, для оценки современного ЭКП региона, познания его внутреннего разнообразия и выявления тенденций развития нами используется покомпонентный анализ.

Роль этнического компонента как системообразующего для ЭКП связана с тем, что он является своеобразной основой ЭКП, т.к. особенности соотношения, размещения/расселения этносов помогают выявить и локализацию культурно-конфессиональных компонентов в пространстве. При рассмотрении этнического компонента ЭКП мы использовали следующие характеристики/показатели: анализ национального состава, соотношение народов, динамика численности представителей этносов; рассмотрение вопросов размещения разных народов через расчет показателей удельного веса этносов, а также расчет соответствующих коэффициентов.

По составу этнического компонента ЭКП Курганской обл., является относительно гетерогенным, т.к. согласно данным ВПН 1989, 2002, 2010 гг., в регионе проживает 120, 108 и 109 народов соответственно, но при этом характерен очень высокий удельный вес русского этноса (90,8 %, что выше российского показателя в 1,1 раза и максимально среди областей Урала). Народов с численностью свыше 10 тыс. чел. и удельным весом около 1% насчитывается только пять (обозначены как «основные»), и их абсолютная и относительная численности испытывают снижение (табл. 1). На рубеже веков становятся более заметными выходцы с Северного Кавказа и ряда союзных республик, в частности, появились хакасы, карачаевцы, адыгейцы; увеличилась роль чеченцев, азербайджанцев, молдаван, а ряд субэтнических групп населения стали позиционировать себя в качестве отдельных этносов, например, по переписи 2002 г. отнесли себя к казакам 53 чел., а в 2010 г. - порядка двух

тысяч человек, представители этноса мордвы стали именовать себя как мордва-эрзя, либо как мордва-мокша.

Таблица 1

Численность представителей основных этносов Курганской области

Народ 1989,тыс. чел. и % 2002 тыс. чел. и% 2010, тыс. чел. и %

Русские 1008,4 (91,4 %) 932,6 (91,5%) 823,7 (90,8%)

Татары 22,6 (2,0 %) 20,9 (2,0%) 17,1 (1,9%)

Башкиры 17,5 (1,6%) 15,3(1,5%) 12,4(1,4%)

Казахи 15,8(1,4%) 14,8(1,5%) 11,9(1,3%)

Украинцы 14,0 (1,3 %) 11,2(1,1 %) 7,1 (0,8%)

Прочие 25,4(2,3%) 24,5(2,4%) 38,6 (3,8%)

Все население 1103,7 1019,5 910,8

Оценивая территориальное расселение/размещение основных этнических

групп населения по административным районам области, мы отмечаем:

- на основе расчета коэффициента локализации татары и башкиры (коэф. от 33,7 до 0,03 единиц) характеризуются компактным размещением в Сафакулевском, Альменевском, Шадринском районах. Казахи образуют относительно компактный ареал в Половинском, Макушинском, Звериноголовском районах, но в целом их размещение носит дисперсный характер (коэф. от 7,2 до 0,2 единиц); русское население размещено повсеместно (коэф. около единицы по всем административным районам). Другие крупные народы тяготеют к городам, а размещение в сельской местности имеет дисперсный характер;

- критериями, отражающими неоднородность национального состава, являются показатели «удельного веса» основных этносов по административным единицам и коэффициент этнической мозаичности Б.М. Эккелея (ИЭМ). На основе их расчета в ЭКП области мы выделили три типа районов: 1) преобладающая часть административных районов - территории с абсолютным большинством русского населения (14 районов из 24), или «моноэтничные» районы (ИЭМ менее 0,2); 2) районы, приуроченные к южной (государственной) и западной границам области с повышенной долей нерусского (главным образом, тюркского) населения, или «мезоэтничные» (0,2<ИЭМ<0,6); 3)«полиэтничные» (ИЭМ >0,6): два района, где отмечается компактное проживание татар и башкир

- своеобразное «ядро» тюркской культуры и ислама в Курганской обл. (рис. 1).

Для ЭКП Курганской обл. индекс этнической мозаичности составляет 0,12 («моноэтничный» район).

Свердловская обл Г ' ^

-1—- Г"1 С I

Тюменская обл

, у' >ч х -~.ШатровскийЧ

1 Г / , Ч Г \

/ 1 ^ Ч _...

1 Катайск/й л . "I < \

Шадринский ^у (

I ч \ <~~ ■

У _ I Каргалольский / Белозерский'

V -у / ./'•'. 4

$ Н>' -V /г-—^ V „ г' \ ' ' 'рга^л

* > 2 -1 ' ' вргашин^га-л. ----1 Чаетоозерскй^

гщчанстЖ МищкинскиЕ^ \ Кетовскнй / (. (

Г* N ^ ** / 1 I- -----'

^ / г ^ПеСяжьеесиий

6 - ч-' ^ }

Л 4 ^ ' -»Л ) • 1 /

'»факулевс™ мьиеневский Пйитобольний Половинок«

, ' ^Суртамышский <, ' _

— -у ^

' Целинный 1ч Зв»р|/ногоповскйй Республика Казахстан

4 ^ Дл.--^и

Условные знаки

значение коэффициента (индекса) этнической Цифрами обозначены районы

мозаичностн , дшматогай

| | менее 0,2 2 Шумихинский

от 0,2 до 0,6

1в1 более 0,6

3 Юргамышский

Рис. 1 Коэффициент этнической мозаичности ЭКП Курганской области (по Б.М. Эккелю), 2010 г.

Характеристика этнического компонента ЭКП не будет полной без анализа демографических показателей, отражающих «качественное» состояние этносов. Среди основных этносов наиболее высокие показатели рождаемости имеют башкиры и казахи, которые по величине суммарного коэффициента (2,37 и 2,32 соответственно) относятся к средней группе. Для данных народов в Курганской обл. отмечены и наиболее низкие показатели старения населения: башкирское население (доля лиц 65+ — 15,4%) - средний уровень демографической старости, казахи (9%) - преддверие старости. Другие основные этнические группы и все население региона характеризуется высоким (20-21%) и очень высоким (украинцы - 33,6%) уровнем демографической старости. Таким образом, наиболее «возрастным» этносом из основных в ЭКП области мы можем считать украинцев, что подтверждается и средним возрастом 49-50 лет (самый высокий из рассмотренных групп населения), а «молодым» - казахов.

Подводя итоги, мы отмечаем, что ЭКП области в этническом компоненте характеризуется относительной устойчивостью. Каркас этнического расселения основных народов региона связан с доминированием исторически обусловленных пространственных структур и подтверждает мысль о высокой однородности современного ЭКП Курганской области, которая нарушается

II

«включениями» полиэтничных и мезоэтничных местностей, приуроченных к территориям компактного проживания тюркских народов, что отражается и на локализации культурно-конфессиональных компонентов.

В качестве второго системообразующего компонента ЭКП области нами рассмотрен этнокультурный компонент как совокупность культурных универсалией, обладающих этнической спецификой. Изучение теоретического материала и результаты выборочного соцопроса, проведенного нами в 2011 г. (в ответах на вопрос: "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?" ведущие позиции заняли: язык - 76,9%; обычаи, обряды, национальные праздники -66,8%; религия - 41,6%), позволили провести анализ этнокультурной составляющей через рассмотрение лингвистического (этноязыкового), празднично-обрядового, конфессионального элементов.

Для анализа элементов этнокультуры ЭКП использовались результаты соцопроса населения (765 респондентов, в т.ч. 347 - «нерусских»), отчеты учреждений культуры, религиозных организаций, ГлавУО. Помимо качественных показателей применялись количественные показатели, которые отражают степень распространения того или иного элемента культуры в пространстве (в т.ч. рассчитаны коэффициент языкового разнообразия, коэффициенты концентрации религиозных организаций).

Этноязыковой элемент этнокультуры характеризуется следующими чертами. Во-первых, теоретическим разнообразием языков (около ста), которые (по этнолингвистической классификации) относятся к девяти языковым семьям. Самая многочисленная - индоевропейская семья со славянской группой (93% населения). 5,5% населения относится к алтайской семье, ее весомость в ЭКП связана с тюркской группой (98% от населения данной семьи). На третьем месте находится уральско-юкагирская языковая семья с «главной» финно-угорской группой. В начале XXI в. наблюдается усиление позиций северокавказской семьи (основная - нахско-дагестанская группа) на 30%. Во-вторых, русским языком в той или иной степени владеют 100% респондентов, что отражает его интегративную роль. Хотя среди этнических образований можно выделить наиболее и наименее интегрированные в русский язык. В зависимости от владения русским языком и языком своей национальности среди изначально нерусскоязычных этнофоров выделено три типа «языковых коллективов». Первый - владеющие как русским языком (в разной степени - наше) так и языком своего этнического образования (в разной степени - наше); второй - владеющие

только русским языком; третий - владеющие только языком своего народа. Первые два типа среди основных этносов, по данным соцопроса, представлены: у татар -73% и 27%; у башкир - 84% и 16%; у казахов - 97% и 3%; у украинцев -44% и 56%; у белорусов — 35% и 65% соответственно. Большинство респондентов иных этнических образований, мы относим к первому типу. Третий тип в ЭКП области представлен ограниченно - менее 1% нерусского населения. По сравнению с данными И.Н. Горина (1994), происходит снижение первого типа «языкового коллектива», например, среди татар в 1993-1994 гг. на него приходилось 81%, у башкир - 89%. Также следует отметить, что максимальную степень владения родным языком демонстрируют жители сельской местности. Что касается уровня владения, то здесь мы отмечаем, что свободно разговаривают и могут читать на родном языке около 61% нерусскоязычных этнофоров, обозначивших себя как владеющих родным языком. Однако владение русским языком изначально нерусскоязычными этнофорами не всегда значит, что они признают его родным. Из респондентов разных национальностей (исключая русских) в качестве родного языка указали русский только 11%, остальные - язык своего народа. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с явлением этноязыковой реиндификации. В-третьих, опосредуя результаты анкетирования по вопросу владения языком своего народа и статданные о численности основных этносов по районам области, мы рассчитали (интерпретировав индекс этнической мозаичности (ИЭМ) Б. Эккеля) индекс языковой мозаичности (ИЯМ):

m

Ря=£ Пя (1- Пя)

где Ря - индекс языковой мозаичности; m - число национальностей в i районе; Пя - доля (частота) этнофоров, владеющих языком своей национальности во всем населении i района. ИЯМ по Курганской обл. составляет 0, 085 (по районам от 0,031 до 0,01), что меньше величины ИЭМ (0,12) в полтора раза, т.е. лингвистическое пространство ЭКП характеризуется гомогенностью.

Таким образом, процессы этноязыковой реиндификации, увеличение доли «языкового коллектива», владеющего только русским языком среди «нерусских» этнофоров, низкие и однородные значения ИЯМ, в том числе в «мезоэтничных» и «полиэтничных» районах, свидетельствуют о трансформационных (ассимиляционных) процессах внутри этнических групп и ЭКП в целом, что приводит к обеднению его этнокультурной составляющей.

Второй элемент этнокультурного компонента обозначен как празднично-обрядовый. Через него, по нашему мнению, происходит проекция других традиционных элементов этнокультуры, в частности, музыкальной и танцевальной; праздники сопровождаются выставками изделий мастеров народных промыслов и ремесел, и т.д. Другими словами, праздники, связанные с народными традициями и обычаями, являются своеобразными национально-культурными символами, областью проявления нематериального культурного наследия народов. В этнокультурном компоненте региона наблюдается взаимодействие и активное возрождение двух празднично-обрядовых циклов: тюркского, славянского. Об активности возрождения свидетельствует тот факт, что в 1999г. зафиксировано проведение национальных праздников лишь в 19 населенных пунктах, а в 2010 г. - более чем в 300. Происходит рост и число самих праздников. Так, из празднеств славянского цикла в ЭКП области в 1999г. отмечалось 14 (на областном и районом уровне), в 2010г. это число возросло до 20. Кроме того, из анализа средств периодической печати региона и исследований Л.А. Саверского следует, что еще около 23 праздников в упрощенной форме отмечаются как местные в том или ином населенном пункте. Например, в с. Столбово Шумихинского р-на отмечается «Огурешный пир», в с. Щигры Мокроусовского р-на - «Хлебный день». Наиболее известными праздниками и обрядами славянского цикла, как среди славянских, так и не славянских респондентов (78%), являются Рождество и Масленица; тюркского цикла среди не тюркских респондентов - Сабантуй, а тюркских - Сабантуй, Карга-туе и Курбан-байрам.

Пространственный аспект элемента в основных чертах совпадает с размещением этносов в ЭКП региона: элементы тюркского праздничного цикла встречаются ограниченно, в местах компактного проживания тюркских народов, тогда как элементы цикла славянских народов - повсеместно.

Праздничный элемент этнокультуры способствует решению вопросов развития толерантного отношения между представителями этнических групп (89% респондентов в ответе на вопрос: «...праздники разных народов объединяют или разъединяют людей разной национальности», выбрали -«объединяют»). Взаимодействие праздничных циклов этнических образований способствует обогащению, усложнению ЭКП, в т.ч., через появление новых традиций (начиная с 2000-х гг. ежегодно проводятся фестивали народов Зауралья, «Зауральские узоры», «Венок дружбы», фольклорные праздники),

формированию единого пространства области, приобщению населения к национальному наследию и сохранению традиций этпокультур.

Одним из важных признаков этноса являются его религиозные воззрения. Религия, с одной стороны, древнейший компонент деятельности человека и его общностей, тем самым являет собой элемент этнокультуры, с другой стороны, она зачастую выходит за рамки конкретной этнокультуры. Исходя из этого, мы рассматриваем религию как элемент этнокультуры и как относительно самостоятельный компонент ЭКП. При оценке данного компонента ЭКП мы принимали во внимание наличие в регионе различных конфессий, религиозных направлений, их соотношение между собой, взаимоотношение с населением и его группами, в том числе этническими.

Для конфессионального компонента ЭКП Курганской области характерно:

- увеличение уровня религиозности с 50% в 90-е г. XX в. до 79,1% в 2011 г. В конфессиональном разрезе православными считают себя 65%, мусульманами -26,1%, католиками - 0,7%, протестантами себя осознают 0,2%;

- высокая степень религиозности, связанная и с осуществлением культовых действий, регулярным посещением служб (хотя бы один раз в месяц), характерна для 29% верующих из числа православных и 56% из числа мусульман. Более высокая религиозность мусульман объясняется, возможно, изначально разным отношением к религии;

- наряду с увеличением уровня религиозности происходит и увеличение числа религиозных объединений, с 69 в 90-е г. XX в. до 191 в 2011 г. Темпы роста числа религиозных объединений в настоящее время отражают темпы роста уровня религиозности и испытывают замедление;

- наиболее распространенными объединениями являются объединения РПЦ и мусульман (43%, 26% в 2002 г. и 63%, 13% в 2011 г.) Однако, если численность организаций первой увеличилась, то численность вторых (официально зарегистрированных) уменьшилась. Последнее связано с тем, что в 2006 г. 41 из 46 приходов изъявил желание выйти из юрисдикции Духовного управления мусульман азиатской части России и перейти в Центральное Духовного управления мусульман России. И в настоящее время общины проходят перерегистрацию. Число организаций, принадлежащих к иным конфессиям и верованиям, остается неизменным или имеет тенденцию к сокращению.

Для характеристики территориального размещения и установления связи с уровнем религиозности населения важным является расчет концентрации

религиозных организаций на 10 тыс. чел. населения. Для ЭКП Курганской области данный показатель составляет в 2011 г. 1,87, что несколько выше, чем в целом в России (1,77). В конфессиональном разрезе концентрация РПЦ в регионе составляет 0,95 (в России - 0,82), мусульманских общин - 0,45 (в России -0,23).В территориальном разрезе по концентрации православных организаций в лидерах Катайский, Далматовский, Частоозерский, Белозерский, Каргапольский районы, мусульманских - Альменевский, Сафакулевский, Звериноголовский районы. Четкое выделение «мусульманских» районов и преобладание православия в большинстве административных единиц региона связано с этнической подоплекой конфессий.

Исходя из рассмотренных показателей, в конфессиональном компоненте ЭКП выделяются преимущественно одноконфессиональные районы, которые подразделяются на преимущественно православные и преимущественно мусульманские с редкими включениями представителей иных конфессий и религиозных направлений.

Вклад конфессий в развитие ЭКП заключается не только в насыщении его сетью религиозных организаций, увеличении числа последователей, но и через ведение культурно-просветительской деятельности, в т.ч. связанной с процессами образования (воскресные школы, преподавание предметов духовно-нравственной направленности, помощь учителям и т.д.), возрождением историко-культурных памятников.

Таким образом, все разнообразие религиозных направлений - это ценное достояние ЭКП рассматриваемой территории, они способствуют обогащению культурной составляющей пространства региона, а имея этническую «привязку», помогают сохранению традиций, обычаев и т.д., народов, населяющих регион, и формируют среду, стимулирующую религиозную и национальную терпимость.

4. Покомпонентный анализ ЭКП Курганской области как этноконфессионального района позволил выявить внутренние различия сочетаний показателей, характеризующих отдельные компоненты ЭКП, и интенсивность их проявления, что послужило основанием для выделения таксономических единиц этноконфессионального районирования на регионально-локальном уровне - этноконфессиональных местностей.

В качестве основы дифференциации ЭКП области мы предлагаем иерархическую схему на регионально-локальном уровне «этноконфессиональный район — этноконфессиональная местность».

Этноконфессиональный (ЭК) район характеризуется наличием этноконфессионального комплекса, формирующегося на основе сочетания этнотерриториальных групп населения, относящихся к разным этносам, субэтносам их культур, конфессий в ходе исторического развития, в административном делении соотносится с субъектом государства, частями субъекта.

Под этноконфессиональной (ЭК) местностью понимается часть района, его «жизненного пространства», которая формируется под влиянием локальной этноконфессиональной группы «прикрепленной» к определенному месту. Другими словами, ЭК местность представляет собой интегральный таксон, выделяемый с учетом муниципального (территориального) деления.

ЭКП Курганской области на основе проведенного компонентного изучения мы предлагаем отнести к рангу этноконфессионального района. Единство ЭКП области, как района, имеет историко-генетические корни (взаимодействие этнографических групп: сначала угро-самодийских и тюркско-угорских, а затем - тюрков и славян, т.е. происходило пересечение и кооперация кочевой и оседлой культур, ислама и христианства) и проявляется в общей моноэтничности, преобладание русского большинства, моноязычности, преобладание православия.

В составе ЭК района в соответствии с геоисторией, этническим и конфессиональным самоопределением, сочетанием лингвистического и праздничного элементов этнокультурной составляющей, с учетом расселенческой структуры и территориальной организации «этнокультурных артефактов» (школ с этническим компонентом, национально-культурных обществ, храмов, монастырей и т.д.) мы провели интегральное районирование и выделили три ЭК местности: преимущественно славяно-православную этноконфессиональную местность (СПМ); этноконфессиональную местность с повышенной и ведущей долей тюркско-исламской (мусульманской) составляющей (ТИМ); «смешанную» этноконфессиональную местность (СМ) (рис.2).

Преимущественно славяно-православная этноконфессиональная

местность (СПМ) является своеобразным «ядром» русской этничности и православия. Первое проявляется в значительном преобладании славянских, в первую очередь, русского, народов (доля русских, в СПМ, составляет 65% от их общей численности в области, и 94% от численности населения ЭК местности), следовательно, характерна высокая степень моноэтничности (ИЭМ составляет 0,087); здесь представлены разнообразные историко- этнографические группы

00

русские !■ тюркское население

□ татары

□ башкиры

□ казахи |Я украинцы

Я другие_

Удельный вес ЭК местностей в структуре религиозных организаций

100

30

о

РПЦ Ислам другие

Этническая структура СПМ

|;\\\\| преимущественно славяно-православная местность (СПМ)

ГТГП

| "смешанные" местности (СМ) ф областной центр ® города О поселки городского типа Осела

местность с повьпненнои и ведущей долей тюркско-исламскои (мусульманской) составляющей (ГИМ)

^ монастыри: 1 .Далматовский, 2. Чимеевский, 3. Свяго-Введенский, 4. Похвалы Божией Матери • 5 г. Шадринск- Подворье Епископа Курганского иШадринского, б. г. Курган - Кафедральный собор ■ Св. Александра Невского, Курганское епархиальное управление <ф? 7. с. Субботино - региональное духовное управление мусульман К.О. ЦДУМ России, ¿р 8. с. Юлдус - Соборная мечеть татар

Тюменская обл

Этническая структура СМ 1% 5%

Казахстан

Рис 2 Этноконфессиональные местности ЭКП Курганской области

русского этноса («сибиряки», «рассейцы», «двоедане», казаки); в этнокультурном компоненте местность характеризуется наиболее низкими показателями языковой мозаичности (0,065 — 0,09), отсутствием школ с этноязыковым компонентом, в сфере традиционной культуры, находящей свое выражение через праздничный компонент, отмечено преобладание славянского цикла праздников. Роль СПМ, как «ядра» православия, в ЭКП области связана с преобладанием РПЦ (65% числа всех приходов РПЦ области и 73% от общего числа религиозных организаций СПМ); отмечается повышенная доля двоедан (старообрядцев), основавших ряд населенных пунктов (в.т.ч. вдоль р. Ирюм), ставшие в ХУ1-ХУП вв. одним из центров урало-сибирского старообрядчества; формированием «духовных» центров конфессии - монастырей (Далматовский Свято-Успенский, Свято-Введенский, Похвалы Божией Матери, Свято-Казанский Чимеевский), а также с тем, что в приходах данной местности находятся основные «святыни» православия Курганской области.

Этноконфессиональиая местность с повышенной и ведущей долей тюркско-исламской (мусульманской) составляющей (ТИМ). Ее формирование связано с колонизацией Южного Зауралья русскими, когда основная часть татарского и башкирского населения, проживавшая в бассейне рек Миасс и Исеть, была оттеснена в более южные районы, а также с созданием Пресногорьковской оборонительной линии. На долю ТИМ приходится 68,9% татарского, 77,9% башкирского и 65% казахского населения Курганской области. Суммарная доля тюркских народов в численности населения местности составляет 16%. Удельный вес русского населения по территории колеблется от 24 до 90%. ИЭМ (по Б. Эккелю) равен 0,48 — мезоэтничная местность, хотя внутри наблюдается разброс индекса от 0,8 - 0,7 (Альменевский и Сафакулевский районы -полиэтничные территории) до 0,19 (Петуховский район). Для местности характерны максимальные для ЭКП показатели языковой мозаичности - 0,23, что меньше ИЭМ практически в два раза, это свидетельствует о процессах языковой ассимиляции, несмотря на наличие школ с национальным компонентом (из 24 школ 23 находятся в данной местности). В сфере традиционной культуры, находящей выражение через праздничный компонент, наблюдается сочетание тюркских и славянских праздничных циклов. Отражением традиционной культуры тюркских народов является и обустройство населенных пунктов. На основе посещения «тюркских» сел мы можем выделить ряд отличительных черт. Эти селения, возникшие к концу XIX в., долгое время

имели своеобразный вид: кривые улицы с тупиками, разбегавшимися от центра; хаотичная постановка домов с высокими заборами. В настоящее время они приобрели регулярный вид, но ряд специфических черт сохраняется (большие расстояния между домами и уличными рядами, улицы часто лишены растительности, небольшая застроенность дворов, орнаментированные наличники, карнизы построек, но зооморфные и антропоморфные фигуры в декоре весьма редки, что связано с мусульманством). Конфессиональная составляющая ТИМ характеризуется сосредоточением мусульманских организаций (37 из 46 мусульманских организаций области), в с. Субботино находится Региональное духовное управление мусульман Курганской области -руководящий орган мусульман области. РПЦ представлена 14 приходами, иные конфессии (протестанты, католики и др.) представлены незначительно, что связано как с фактором периферийности территорий, так и с более высокой степенью традиционной религиозности тюркских народов.

В «смешанной» этноконфессиональной местности (СМ) мы различаем западные и восточные территории. В этническом компоненте СМ характеризуются показателями удельного веса русского населения, близкими к среднеобластной (90,2% (западная) и 90,7% (восточная); удельный вес тюркских народов составляет у татар -2,8% - в западной и 0,7% - в восточной частях, 1,2% и 0,1% - у башкир, 0,8% и 3,9% у представителей казахского народа. Таким образом, в этническом составе в западной части СМ среди тюркского компонента преобладают представители татарской и башкирской этнокультурных групп, а восточной - казахской. «Смешанный» характер местностей проявляется и в конфессиональной составляющей: количество мусульманских приходов - 9 или 24%, 7 и 2 соответственно, РПЦ - 25 (69%), прочие конфессии представлены в данной местности слабо - 3 объединения, что составляет 7% от общего числа, и они приурочены в размещении к районным центрам. Значимость СМ в конфессиональном отношении заключается и в том, что в с. Юлдус Шадринского района находится один из духовных центров мусульманских народов области - Соборная мечеть. Для этнокультурного компонента СМ мы отмечаем следующее: по лингвистической составляющей местность относится к моноязычным территориям (ИЯМ - 0,11), что связано с недостаточным изучением национальных языков. В с. Юлдус имеется единственная для СМ школа с национальным (татарским) компонентом и в р.п. Лебяжье - воскресная школа по изучению казахского языка. В праздничном

компоненте наблюдается явное преобладание славянских праздников. Основные мусульманские праздники отмечаются в селах на местном уровне, но в тоже время с. Юлдус Шадринского р-на является своеобразным культурным центром тюркского населения местности и области. Именно здесь проходят областные праздники Сабантуй, Курбан-байрам, проводятся этапы областного фестиваля тюркских культур.

Границы выделенных местностей не являются «жесткими», они носят достаточно условный характер и могут меняться во времени как под влиянием этнодемографических процессов, так и под влиянием процессов языковой и культурной ассимиляции и интеграции, межконфессионального взаимодействия.

5. Устойчивое развитие ЭКП Курганской области, как этноконфессионалыюго района, должно основываться на сохранении этнического и конфессионального разнообразия. Анализ современного состояния ЭКП позволяет выделить ряд проблем и предложить концептуально-стратегические направления их решения. Среди проблем развития ЭКП мы считаем главной противоречие между усилением ассимиляционных тенденций в этнокультурном компоненте и наличием потребности в изучении родных языков, возрождении и сохранении национальных культур, традиционных вероисповеданий. Решение данного противоречия возможно при условии разработки и реализации научно обоснованной региональной этноконфессиональной политики. Она должна опираться на принципы учета паритета интересов и партнерство. Практическая ее реализация может осуществляться двумя направлениями: национально-культурным и национально-территориальным, с привлечением средств массовой информации, образовательной системы, учреждений культуры и институтов гражданского общества, в особенности таких, как национально-культурные объединения, молодёжные организации.

Список работ, опубликованных по теме диссертации В изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Абросимова И.В. Генезис и развитие этнического пространства Курганской области: историко-географический аспект /И.В. Абросимова //Региональные исследования. - №1(35) - 2012. - С.73-79.

2. Корнев И.Н. Дифференциация этноконфессионального пространства Курганской области / И.Н. Корнев, И.В. Абросимова //Региональные исследования. - №1(39)-2013 (в печати).

В иных изданиях:

3. Абросимова И.В. Этническая мозаичность в пределах Курганской области /И.В. Абросимова// География и современные проблемы естественнонаучного познания: мат. всерос. науч.-практ. конф./Екатеринбург: УрГПУ, 2009.-Ч.2-С.4-6.

4. Абросимова И.В. Этническая структура и этническая мозаичность Курганской области/И .В. Абросимова//Матер. всерос. науч.-практ. конф. «VII Зыряновские чтения». - Курган: Изд-во КГУ, 2009. - С. 172.

5. Абросимова И.В. К проблеме понятия «этническое пространство» /И.В. Абросимова //Материалы III Междун. науч.-практ. конф «Идеи В.В. Докучаева и современные подходы к изучению природной среды, решению региональных социально-экологических проблем». - Смоленск: Универсум, 2010. - С.150-152.

6. Абросимова И.В. Зауральская этнографическая группа башкир: культурно-географический аспект/ И.В. Абросимова// География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2011 - вып.б - С.132-133

7. Абросимова И.В. Пространственная структура этнического компонента Курганской области/И .В. Абросимова // Вестник КГУ. - Серия «Естественные науки». - Курган: Изд-во КГУ, 2011. - вып. 4 - С.124-127

S. Абросимова И.В. Изучение конфессионального пространства Курганской области/ И.В. Абросимова// География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им.

B.П. Астафьева, 2011 - вып.7 - С.150-152.

9.Абросимова И.В. Некоторые аспекты языкового (лингвистического) подпространства этнокультурного пространства Курганской области/И.В. Абросимова// Материалы всерос. науч.- практ. конф. «IX Зыряновские чтения». -Курган: Изд-во КГУ, 2011.-С. 154-155.

Ю.Абросимова И.В. Использование методики культурно-ландшафтного районирования для районирования геокультурного и этнокультурного пространства региона/И.В. Абросимова//Сб. научн. трудов аспирантов и соискателей КГУ - Курган: Изд-во КГУ, 2011. - вып. XIII - С.99-100. 11. Абросимова И.В. Демографические показатели этнического компонента этнокультурного пространства Курганской области/И.В. Абросимова//Вестник Краснодарского регионального отд. РГО. - Краснодар: Платонов, 2012. - в 6 -

C.72-76.

Содержание диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этноконфессионального пространства как части геокультурного пространства.

1.1. Представление о геокультурном пространстве: понятие, сущность.

1.2. Понятие об этноконфессионалыюм пространстве как части геокультурного пространства.

1.3. Подходы к дифференциации этноконфессионального пространства региона как части геокультурного пространства.

Глава 2. Генезис и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области.

2.1. Этапы формирования ЭКП Курганской области.

2.2. Современное ЭКП Курганской области: этническая составляющая. 2.3 Состояние этнокультурного компонента ЭКП Курганской области.

2.3.1 Этноязыковой компонент ЭКП Курганской области.

2.3.2. Праздничный компонент ЭКП региона.

2.3.3. Конфессиональный (религиозный) компонент ЭКП региона.

Глава 3. ЭКП Курганской области: дифференциация и потенциальные направления развития.

3.1. Характеристика этноконфессиональнных местностей ЭКП Курганской области.

3.2. Некоторые потенциальные направления развития ЭКП региона. Заключение

Библиографический список Приложения

Абросимова Ирина Викторовна

Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

Подписано в печать 03.04.2013 Формат 60 х 84 1/16 Бумага тип № 1 Печать трафаретная Усл. печ. л. 1,5 Уч.-изд.л. Заказ № 65 Тираж 100_Цена свободная

Редакционно-издательский центр КГУ. 640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25. Курганский государственный университет